Напоминание

"Адаптация пятиклассников в средней школе"


Автор: Борисенко Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Верхнехавская СОШ №1
Населённый пункт: с. Верхняя Хава, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация пятиклассников в средней школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Адаптация пятиклассников в средней школе.

Первая часть школьной жизни уже позади – ребенок отучился в начальной школе. Он

повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам»,

ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник!

Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.

В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о

которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в

их жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Кроме того, определенная часть

детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не

сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами.

С другой стороны, переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием

нагрузки на психику ученика. Перестраиваются житейские понятия. Развивается

теоретическое мышление, т.е. мышление в понятиях и это способствует возникновению

рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться

произвольность и способность к саморегуляции.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале

обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям

обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в

первом классе.

Резкие изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение

требований, предъявляемых к школьнику разными учителями - все это является довольно

серьезным испытанием для школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив,

“развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться

работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми,

иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что

подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для

70-80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как

правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс

адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

Обратим внимание на следующие моменты:

а) изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение

физической и умственной нагрузки;

б) быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в

организме;

в) изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

И в этот период немало важным является:

необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для

двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение

светового режима;

предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц

кистей рук;

обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей,

организация правильного питания ребенка;

забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной

активности, создание в доме спортивного уголка.

воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий

сохранения здоровья.

В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные

проявления:

1. Снижение интереса к учебе.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной

успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного

развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается

проявлением разного рода трудностей.

Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не

записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в

тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и

аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в

руки.

2. Снижение успеваемости.

Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее.

Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника

чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие

пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.

За годы обучения в школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы,

неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной

школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и

повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком

материала( класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом

классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему( и не подойдя сразу за

разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую.

Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не понятны, то

школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний Так появляются двойки…

Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что

именно из пройденного материала вызывает сложность. Также могут быть сложности в

усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

3. Напряженные отношения между детьми.

Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки,

ссоры.

4. Повышенная тревожность.

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него

надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот

учитель знал, на что способен ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться

в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в одном кабинете, с

одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению

заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. А учитель –

практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-

первых, стало много учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в

своем кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в

другую школу, в другой класс( например, гимназический). Тогда ко всему

вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив- много новых ребят.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех

новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по

школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком

кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново

завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями

выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается

тревожность.

5. Непредсказуемые реакции.

С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя.

6. Отстранение от взрослых.

Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо

осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с

родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно

мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя

оказать помощь.

Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким

непростым.

1. Смена учителя.

В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и

учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений.

Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы

ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со

своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».

2. Много учителей.

Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими

требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся,

никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у

пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к

своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Новые предметы.

Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится

готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей

вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они

часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают

волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети

могут только месяца через два, а иногда и позже.

4. Новые требования.

Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это

рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по

математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по

иностранному языку - нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному;

учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений,

изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно

затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации

множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования,

соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением,

необходимым для взрослой жизни.

5. Отсутствие постоянного кабинета.

Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком

кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На

самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой

перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания

большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство

дискомфорта.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при

этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал

поддержку и помощь со стороны родителей.

∙ Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в

школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно

беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам,

используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме

того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе,

школьных предметах, педагогах.

∙ Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и

взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной

жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его

школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства,

консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для

того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают

серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте

в ситуацию непонимания своего ребенка. Иначе вы можете случайно поставить его в

неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

∙ Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он

получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и

встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые

возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится. Следует также иметь информацию о

дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях

обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

∙ Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние

задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам

сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим

заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим

образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними

заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

∙ Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его

интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам

можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен

понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление

узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в

школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимо

количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски,

чтобы покрасить определенную поверхность.

∙ Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную

атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого

учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к

стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать

больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий.

Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать

проблемы в школе.

Рекомендации для родителей.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому

дню.

Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после

школы.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,

особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и

малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему

интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и

жестокость.

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация

обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений

ребенка.

Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал

правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни

среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо

объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

Не дерись без причины.

Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о

хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя,

родителей, учителей, друзей!

Рекомендации родителям пятиклассников

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не

ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении,

проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.

3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход,

предвидеть последствия действий.

4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.

5. Принимайте участие в жизни класса и школы.

6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его

критики.

7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.

8. Если ребенок просит о помощи в подготовке домашнего задания, не отказывайте ему.

Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.

9. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если

вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной

ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Создавайте у ребенка позитивное

отношение к школе.

10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно

уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам,

неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше,

сильнее, опытнее.

11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует

школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу

негативных оценок или их ожидания.

12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».

13. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и

удобное рабочее место дома.

14. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса,

приглашайте их в свой дом. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь

правильно общаться с подростками.

15. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими

детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.



В раздел образования