Автор: Борисенко Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Верхнехавская СОШ №1
Населённый пункт: с. Верхняя Хава, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация пятиклассников в средней школе"
Раздел: среднее образование
Адаптация пятиклассников в средней школе.
Первая часть школьной жизни уже позади – ребенок отучился в начальной школе. Он
повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам»,
ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник!
Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.
В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о
которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.
Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в
их жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Кроме того, определенная часть
детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не
сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами.
С другой стороны, переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием
нагрузки на психику ученика. Перестраиваются житейские понятия. Развивается
теоретическое мышление, т.е. мышление в понятиях и это способствует возникновению
рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться
произвольность и способность к саморегуляции.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале
обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям
обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в
первом классе.
Резкие изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение
требований, предъявляемых к школьнику разными учителями - все это является довольно
серьезным испытанием для школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив,
“развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться
работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми,
иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что
подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для
70-80 % школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как
правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс
адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
Обратим внимание на следующие моменты:
а) изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение
физической и умственной нагрузки;
б) быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в
организме;
в) изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
И в этот период немало важным является:
необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для
двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;
наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение
светового режима;
предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц
кистей рук;
обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей,
организация правильного питания ребенка;
забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной
активности, создание в доме спортивного уголка.
воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий
сохранения здоровья.
В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные
проявления:
1. Снижение интереса к учебе.
Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной
успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного
развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается
проявлением разного рода трудностей.
Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не
записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в
тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и
аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в
руки.
2. Снижение успеваемости.
Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее.
Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника
чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие
пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.
За годы обучения в школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы,
неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной
школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и
повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком
материала( класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом
классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему( и не подойдя сразу за
разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую.
Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не понятны, то
школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний Так появляются двойки…
Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что
именно из пройденного материала вызывает сложность. Также могут быть сложности в
усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
3. Напряженные отношения между детьми.
Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки,
ссоры.
4. Повышенная тревожность.
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него
надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот
учитель знал, на что способен ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться
в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в одном кабинете, с
одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению
заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. А учитель –
практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-
первых, стало много учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в
своем кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в
другую школу, в другой класс( например, гимназический). Тогда ко всему
вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив- много новых ребят.
Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех
новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по
школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком
кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново
завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями
выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается
тревожность.
5. Непредсказуемые реакции.
С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя.
6. Отстранение от взрослых.
Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо
осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с
родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно
мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя
оказать помощь.
Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким
непростым.
1. Смена учителя.
В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и
учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений.
Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы
ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со
своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».
2. Много учителей.
Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими
требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся,
никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у
пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к
своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
3. Новые предметы.
Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится
готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей
вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они
часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают
волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети
могут только месяца через два, а иногда и позже.
4. Новые требования.
Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это
рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по
математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по
иностранному языку - нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному;
учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений,
изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно
затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации
множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования,
соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением,
необходимым для взрослой жизни.
5. Отсутствие постоянного кабинета.
Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком
кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На
самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой
перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания
большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство
дискомфорта.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при
этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал
поддержку и помощь со стороны родителей.
∙ Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в
школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно
беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам,
используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме
того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе,
школьных предметах, педагогах.
∙ Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и
взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной
жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его
школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства,
консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для
того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают
серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте
в ситуацию непонимания своего ребенка. Иначе вы можете случайно поставить его в
неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
∙ Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он
получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и
встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые
возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится. Следует также иметь информацию о
дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях
обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
∙ Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние
задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим
заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим
образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними
заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
∙ Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его
интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам
можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен
понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление
узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в
школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимо
количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски,
чтобы покрасить определенную поверхность.
∙ Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную
атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого
учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к
стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать
больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий.
Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать
проблемы в школе.
Рекомендации для родителей.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому
дню.
Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после
школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,
особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему
интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и
жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация
обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений
ребенка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал
правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни
среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо
объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о
хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя,
родителей, учителей, друзей!
Рекомендации родителям пятиклассников
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не
ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении,
проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход,
предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его
критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовке домашнего задания, не отказывайте ему.
Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если
вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной
ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Создавайте у ребенка позитивное
отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно
уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам,
неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше,
сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует
школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу
негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».
13. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и
удобное рабочее место дома.
14. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса,
приглашайте их в свой дом. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь
правильно общаться с подростками.
15. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими
детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.