Автор: Ельцова Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики 1 категории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №74
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технологическая карта урока математики в 10 классе по теме:решение тригонометрических уравнений способом разложения на множители и сводящиеся к квадратным.
Раздел: полное образование
==================================================
Дата выполнения 05.04.2017 г.
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ»
Ельцова Наталья Григорьевна ,
учитель математики,
Муниципальное бюджетное е образовательное учреждение «СОШ № 74 »,
город Новосибирск.
Тема урока: Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители и сведения к квадратному уравнению.
Класс: 10
Дата проведения: 06.04.2017 г.
Цельурока:
формирование умений решать тригонометрические уравнения сведением к квадратному и путем разложения на множители .
Задачи:
Образовательные –повторение и систематизация материала темы.
Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в
новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умению общаться,
общей культуры.
Задание на целеполагание:см п. 2
Оборудование:
Интерактивная доска
Компьютер
Главная проблема урока: формирование алгоритма решения тригонометрических уравнений, решающиеся способом сведения к
квадратным уравнениям и разложением на множители, и применение алгоритма для решения более сложных задач.
Этапы урока
Задания
Деятельность
ученика
Результаты
Формируемые
УУД
Предметные
Метапредмет.
Личност.
1. Орг. момент
2 мин.
Знакомство с листом
оценивания
включение в
деловой ритм;
организация
внимания
внутренняя
позиция
ученика
2.
Целеполагани
е
5 мин.
Составьте план решения
уравнений:
sin x cos x=0,25,
8
cos
2
x
6
sin x
3
0 ;
Формулируют
тему и цель
урока.
Развитие
умений точно и
грамотно
выражать свои
Умение
самостоятельно
определять
цели своего
Готовность и
способность к
саморазвитию и
познанию
постановка и
формулировани
е проблемы (П);
выдвижение
sin x
cos x
0 .
cos
2
x
cos x
0;
3sin
2
x-sin x+4= 0.
Какие задания вы можете
выполнить, какие нет?
Почему? Какова, по вашему
мнению, тема урока?
Какова его цель?
мысли, с
применением
математической
терминологии и
символики
обучения
гипотез и их
обоснование
(П);
познавательная
инициатива (Р);
формулировани
е и
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации
(К)
2.
Актуализация
базовых
знаний
5-7 мин.
Устная работа
1.
Какие уравнения
называются
тригонометрическими?
2.
При каких значениях а
уравнение вида sin x =a
имеет корни, не имеет
корней?
3.
При каких значениях а
уравнение вида cos x =a
имеет корни, не имеет
корней?
4.
При каких значениях а
уравнение вида tg x =a
имеет корни, не имеет
корней?
5.
Решите уравнения по
тригонометрической
окружности: соs x=0,1,-
1.
6.
sin x=0,1,-1
Формулируют
определения,
свойства,
«узнают
тригонометричес
кие уравнения»,
вспоминают
способы
решения,
используют
математическую
терминологию
Развитие
умений точно и
грамотно
выражать свои
мысли, с
применением
математической
терминологии и
символики
Умение
определять
понятия,
структурироват
ь знания
Формирование
ответственного
отношения к
учению
учебно-
познавательная
мотивация (Л);
структурирован
ие знаний (П);
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной и
письменной
форме;
достаточно
полное и точное
выражение
своих мыслей в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
(К)
3. Решение
нестандартны
Распределить уравнения
(см. задание п. 2), которые
Выбирают
критерии для
Развитие
умений
Умение
самостоятельно
Готовность и
способность к
учет разных
мнений,
х задач по
теме. (Работа
в группах)
вы не можете пока решить
на две группы. Объяснить
принципы такой группы.
Как вы считаете, какие
знания могут помочь
решить эти задания?
(используются формулы
двойного аргумента,
уравнение
лучше решать разложением
на множители
,
квадратное
уравнение
относительно
sinx, Обсудите в группах
способы решения задания.
(Далее, совместная
выработка стратегии
решения). Решите задание.
(Далее, применение
разработанного алгоритма
для решения заданий,
взаимопроверка).
сравнения,
классификации
объектов;
группируют
объекты на
основе
существенных
признаков;
отбирают
теоретический
материал;
планируют ход
решения задачи.
анализировать,
проводить
классификации,
точно и
грамотно
выражать свои
мысли, с
применением
математической
терминологии и
символики;
проводить
логические
обоснования
планировать
пути
достижения
целей,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и
познавательных
задач; умение
создавать
обобщение,
устанавливать
аналогии,
классифициров
ать,
самостоятельно
выбирать
критерии для
классификации,
строить
логические
рассуждения,
делать выводы;
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и совместную
деятельность
саморазвитию и
самообразовани
ю; формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательно
го отношения к
другому
человеку, его
мнению;
готовности и
способности
вести диалог;
формирование
коммуникативно
й
компетентности
в общение и
сотрудничестве
со сверстниками
и взрослыми
координирован
ие в
сотрудничестве
разных позиций
(К); анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
аналогия,
классификация
(П);
выдвижение
гипотез и их
обоснование
(П);
познавательная
инициатива (Р);
самостоятельно
е создание
алгоритмов
деятельности
(П);
установление
причинно-
следственных
связей (П);
самостоятельно
е создание
способов
решения
проблем (П);
формулировани
е и
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации
(К)
4. Контроль
усвоения
новых знаний.
Решите уравнения:
самостоятельное
выполнение
заданий нового
типа,
осуществление
их
самопроверки,
пошаговое
сравнение с
эталоном,
выявление и
корректировка
возможных
ошибок
Развитие
умений
анализировать,
точно и
грамотно
выражать свои
мысли, с
применением
математической
терминологии и
символики;
проводить
логические
обоснования
Умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и
познавательных
задач
Готовность и
способность к
саморазвитию и
самообразовани
ю; формирование
ответственного
отношения к
учению
рефлексия
способов и
условий
действия
(П);самостоятел
ьный учет
выделенных
ориентиров
действия в
новом учебном
материале (Р);
использование
общих приемов
решения задач
(П);
осуществление
самоконтроля
по результату и
по способу
действия
(Р);самостоятел
ьная aдекватная
оценка
правильности
результатов
действия,
внесение
необходимых
корректив (Р)
5. Подведение
итогов.
Рефлексия:
o
Что нового узнали?
o
Чему научились?
o
Какие трудности
испытывали?
Отвечают на
вопросы,
анализируют
свою работу
Развитие
умений
анализировать,
точно и
грамотно
Умение
соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
Формирование
ответственного
отношения к
учению;
готовность и
рефлексия
способов и
условий
действия (П);
самостоятельны
o
Как их преодолевали?
o
Заполните лист
оценивания
выражать свои
мысли, с
применением
математической
терминологии и
символики
осуществлять
контроль своей
деятельности,
владение
основами
самоконтроля,
самооценки
способность к
саморазвитию и
самообразовани
ю
й учет
выделенных
ориентиров
действия в
новом учебном
материале (Р);
самостоятельна
я адекватная
оценка
правильности
результатов
действия,
внесение
необходимых
корректив (Р)
Условные обозначения: «Л» - личностные, «К» - коммуникативные, «П» - познавательные, «Р» - регулятивные.
Лист оценивания учащегося 10__ класса ФИ______________________________________
Тема: «Решение тригонометрических уравнений».
Теория
Формирование алгоритма
Работа по
алгоритму
Самостоятельная
работа
Средний
балл
Самооценка
Оценка
учителя
Средний балл
Домашняя работа (одно из заданий на выбор)
1.решите уравнения:
2. Подготовьте сообщение о методах решения тригонометрических уравнений, отличных от изученных на уроке. (п 26 ).
3. Подготовьте презентацию – справочник способы и методы решения тригонометрических уравнений.
4. Проанализируйте задания ЕГЭ. Для каких заданий необходимы умения решат тригонометрические уравнения? Приведите три примера с
решениями.
1.
Какие мысли, чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения задания?
Вроде – бы привычная для учителя деятельность – написание плана урока. Но сколько времени и сил пришлось потратить для
переработки обычного стандартного урока в урок по структуре ФГОС. Трудно, но необходимо. Конечно, я не буду делать подобное
для каждого урока. Но эта работа полезна для лучшего понимания идей ФГОС, способов формирования УУД и как следствие
формирования компетенций.
2.
Каковы мои главные результаты сегодня? Несмотря на все трудности, план урока написан!
3.
В чем я вижу свой успех на сегодняшний день? Что мне больше всего удается, почему? Честно говоря, после прохождения первых
курсов по ФГОС в голове была каша. Все было непривычно, непонятно, вызывало раздражение. Сейчас понемногу стало
приходить понимание.
4.
Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
Очень трудно подбирать задания таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте
свою картину мира", именно для моего урока. Считаю, что у меня это не получилось. Очень трудно себя переломить в позиции,
что ученикам нужно на уроке учиться выполнять конкретные действия, чтобы их знания соответствовали стандарту, а не
сочинять свои математические объекты.
5.
Вопросы (себе, коллегам, ведущему), возникшие в связи с темой дня.
Существуют ли на сегодняшний день, хоть какие ни будь формы
контроля сформированности и развития УУД? Я не смогла придумать их сама, и не нашла ничего в интернете.