Автор: Сазонова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №4"
Населённый пункт: г. Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Пальчиковая гимнастика"
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковая гимнастика
Самомассаж с карандашом
Воспитатель: Сазонова Елена Павловна
Самомассаж ладоней
Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном положении между
ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.
Самомассаж ладоней и пальцев
•
Не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу.
Ручка находится в горизонтальном положении между ладонями.
•
Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала
ладони до кончиков пальцев.
Самомассаж кончиков пальцев
•
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев В вертикальное
положение.
•
Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперед-назад,
слегка нажимая на нее.
•
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и
безымянного, большого пальца и мизинца.
Самомассаж
внешней стороны кисти рук
•
Положить карандаш на стол горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки
выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки,
накрывающей карандаш.
•
Положить карандаш на стол горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она оказалась у основания пальцев и
зрительно делила кисть руки на две части. Выпрямленным пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы
первой части кисти руки. Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом попружинить мышцы.
Самомассаж
подушечки большого пальца
•
Положить карандаш горизонтально на ладонь ведущей руки – на подушечки четырех
пальцев. Подушечкой большого пальца перетирающими движениями, слегка нажимая,
перемещать ручку вниз-вверх.
Пружинка
•
Карандаш взять вертикально подушечками
указательного и большого пальцев.
•
Сжимать, с силой пружиня ее, как бы желая
расплющить. Напряжение мышц при
сжатии чередуется с их расслаблением.
•
Перехватить карандаш в вертикальном
положении большим и средним пальцами,
большим и безымянным, большим и
мизинцем.
•
Снова делать пальцами пружинящие
движения.
•
После упражнения встряхнуть кисть руки.
Спускаемся по лесенке
•
Зажать верхний конец
карандаша вертикально
между ладонью и
основанием большого
пальца.
•
Перехватить карандаш снизу
другой рукой.
•
Продолжать перехваты
поочередно обеими руками
вверх-вниз. Как спускаемся
с лесенки.
Крючки
•
Карандаш в горизонтальном
положении, словно крючками,
зацепить указательным
пальцами за концы и
удерживать.
•
Попеременно отрывая
пальцы-»крючки2 от
карандаша, вновь цеплять его,
передвигая пальцы к середине
до момента их сближения.
•
Продолжить движение в
обратном направлении, к
концам карандаша.
Насос
•
Карандаш зажать в
вертикальном положении
четырьмя пальцами так,
чтобы небольшая часть
возвышалась над кистью
руки.
•
Большим пальцем нажать
на конец карандаша,
которая чуть опуститься, а
другой рукой снизу
подтолкнуть ее вверх и
снова нажать на конец
карандаша большим
пальцем.
Качели
•
Зажать карандаш в
горизонтальном
положении четырьмя
пальцами.
•
Попеременно нажимать то
указательным, то
мизинцем на концы
карандаша.
Дудочка
•
Взять карандаш
кончиками пальцев
обеих рук так, как
обычно держат
дудочку.
•
Поднимать и
опускать пальцы в
произвольном
порядке и темпе,
имитируя игру на
дудочке.
Циркач
•
Держать горизонтально
расположенный карандаш за
конец указательными и
большими пальцами обеих
рук. Свободная часть руки
смещена в сторону.
•
Приставными движениями
пальцев перемещаться по
свободной части карандаша
до его противоположного
конца и обратно. Как будто
циркач передвигается по
канату мелкими шашками.
•
Упражнение выполнять
сначала в среднем, затем в
быстром темпе.
Удержи флажок
•
Удерживать карандаш
вертикально в кулачке.
•
Большой палец отвести в
сторону, ручку-»флажок»
держать четырьмя пальцами.
•
Захватить карандаш большим
пальцем и ладонью и так
удерживать его.
Освободившиеся пальцы
отвести в сторону.
•
Вновь захватить
ручку-»флажок» четырьмя
пальцами, большой отвести в
сторону.
Муравей
•
Карандаш зажать между
указательным и средним
пальцами.
•
Указательный и средний
пальцы «шагают» или
«бегут» вперед по столу
до его края, удерживая
при этом карандаш. Как
будто муравей тащит
соломинку.
Встреча братьев
•
Руки вытянуты вперед, ладони
друг к другу. Концы карандаша
зажаты между ладонями и
упираются в основания больших
пальцев рук.
•
Указательным пальцем правой
руки прижаться к подушечки
мизинца левой руки.
Указательным пальцем левой руки
прижаться к подушечке мизинца
правой руки.
•
ИЛИ. Указательный палец правой
руки последовательно встречается
со всеми «братьями» левой руки.
•
ИЛИ. Подушечки пальцев обеих
рук последовательно касаются
друг друга.
Косичка
•
Взять карандаш за один конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки.
•
Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.
•
Дойти до конца карандаша перехватами. Как движение косички.
Ножка циркуля
•
Вытянуть одну руку ладонью вниз.
•
Зажать конец карандаша между указательным и средним пальцами руки, свободная
часть карандаша другим концом опущена вниз.
•
Совершая плавающие круговые движения карандашом, как ножкой циркуля, чертить в
воздухе круги над столом – сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
Ходьба с коромыслом
•
Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный пальцы
находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на ней.
•
Прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами, «ходить»,
подпрыгивая, по столу, удерживая «коромысло», перодически меняя темп.
Начертим круг
•
Указательный палец положить на средний и просунуть между ними карандаш,
удерживая его по центру. Остальные пальцы прижаты к ладони.
•
Комбинацией указательного среднего пальцев описывать круги по часовой и против
часовой стрелки.
Нажми на кнопку
•
Зажать карандаш в
горизонтальном положен
четырьмя пальцами одной
руки, отведя большой палец
в сторону до упора.
•
Подушечкой большого
пальца нажимать по
очереди на ноготь каждого
пальца, как на кнопки,
отводя после каждого
нажима большой палец в
сторону до упора.
Горные вершины
•
Держать карандаш в
горизонтальном
положении за один
конец между
указательными и
средним пальцами
одной руки.
•
Одним концом
карандаша обвести
контуры растопыренных
пальцев, медленно
поднимаясь вверх к
кончику каждого пальца,
как к вершине горы, а
затем спускаясь с нее.
Кулачки и колечки
•
Положить кисть руки на стол
ладонью вверх, выпрямив
пальцы. Разместить карандаш так,
чтобы мизинец и указательный
пальцы были на карандаше, а
средний и безымянный – под ней.
•
Сжимать пальцы в кулак и
разжимать их, удерживая
карандаш горизонтально. При
разжимании делать мышечное
усилие, отводя пальцы до упора.
•
ИЛИ. Большим пальцем делать
колечки, соединяя его поочередно
с мизинцем, указательным,
средним и безымянным
пальцами. После каждого такого
колечка пальцы возвращаются в
исходное положение – отводятся
до упора с мышечным усилием.
Змея
•
Взять карандаш горизонтально,
захватив его до половины
пальцами одной руки.
•
Указательным пальцем другой
руки обхватить свободную
часть карандаша сообразно
движению змеи. Повторять
поочередно для всех пальцев.
Взмахни крылом
•
Положить кисть одной
руки на стол, выпрямить
пальцы. Разместить
карандаш так, чтобы
мизинец и указательный
пальцы были на ручке, а
средний и безымянный –
под ней. Большой палец
отвести в сторону.
•
На счет раз сжать ладонь,
не выпуская карандаш.
На счет два разжать,
отводя пальцы до упора с
мышечным усилием.
Движения ладони
напоминают взмах
крыльев птицы.
Закрутим винтик
•
Взять карандаш за один конец
и держать в вертикальном
положении тремя пальцами:
указательным, средним и
большим.
•
Перетирающими движениями
этих пальцев перемещать
карандаш вниз до тех пор,
пока пальцы не окажутся у
противоположного конца
карандаша. Как винтик
закручиваем.
Полукольца
•
Карандаш держать вертикально
большим и указательным
пальцами за широкий конец и
держать над столом, не касаясь
его.
•
Поворачивать кистью руки
вправо и влево, острым концом
карандаша рисовать в воздухе
над столом полукольца.
•
ИЛИ. Карандаш удерживать с
помощью различных
комбинаций пальцев и
выпонять рисование.
•
Или. Карандаш удерживать у
острого конца и выполнять
рисование.
Весы
•
Кисть одной руки положить
на стол ладонью вниз,
выпрямив пальцы.
Разместить карандаш
горизонтально так, чтобы
средний палец был под
карандашом, а остальные –
на ней.
•
Слегка приподняв ладонь
над столом, нажимать
попеременно пальцами то
на один, то на другой конец
карандаша, не выпуская
его. Напоминает
балансирование тарелок
весов.
Сотри пятнышко
•
Положить кисть одной руки
на сиол ладонью вверх,
выпрямив пальцы.
Разместить карандаш так,
чтобы мизинец, безымянный
и указательный пальцы были
на ручке, а средний – под
ней.
•
Не поднимая со стола ладонь,
подушечкой большого пальца
«стереть пятнышко» на
подушечке среднего пальца.
После этого отвести большой
палец в И.П., не выпуская
карандаш.
Пропеллер
•
Положить кисть одной руки на
стол, выпрямить пальцы.
Разместить карандаш так, чтобы
мизинец и указательный пальцы
были на ручке, а средний и
безымянный – под ней.
•
Ладонь поворачивать над столом
вправо и влево, стремясь
поставить ее ребром, но не
касаясь стола.
Стрелы
•
Ладони рук обращены друг
к другу. Карандаш в
горизонтальном положении
зажать основаниями
больших пальцев.
•
Не выпуская карандаш,
разжимать поочередно
пальцы на обеих руках,
словно выпуская стрелы.
Переверни тарелку
•
Положить кисть одной руки
на стол ладонью вниз,
выпрямив пальцы.
Карандаш разместить так,
что бы средний и
безымянный пальцы были
на ручке, а мизинец и
указательный – под ней.
•
Попеременно поворачивать
ладонь, не выпуская
карандаш, словно тарелку, с
ребра на ребро, прилагая
мышечное усилие в тот
момент, когда конец
карандаша приближается к
столу.
Лягушка
•
Положить кисть одной
руки на стол, выпрямить
пальцы. Разместить
карандаш так, чтобы
мизинец и указательный
палец были на карандаше,
а средний и безымянный –
под ней.
•
Сжать ладонь в кулак, а
затем распрямить, не
выпуская карандаш.
Движения ладони
напоминают движения
лягушки.
Подойди ко мне
•
Положить кисть одной руки
на стол, выпрямить пальцы.
Разместить карандаш так,
чтобы мизинец и
указательный палец были на
карандаше, а средний и
безымянный – под ней.
Средний, безымянный и
большой пальцы соединить,
образуя щепоть. Кисть руки
поднять вверх.
•
Делать кистью руки
вращательные движения к
себе, очерчивая круги, будто
подзывая кого-либо жестом,
не выпуская карандаш.
Повесим светильники
•
Ладони перед грудью в
вертикальном положении,
параллельны друг другу.
Концы карандаша находятся
между основаниями среднего и
безымянного пальцев обеих
рук. Над горизонтально
расположенным карандашом
сделать устойчивую крышу
указательным, средним и
безымянным пальцами.
•
Мизинцы и большие пальцы
сначала развести в стороны, а
потом соединить колечком.
Напоминает светильники над
головой.
Дворик
•
Положить кисть одной руки на
стол, выпрямить пальцы.
Разместить карандаш так,
чтобы мизинец и указательный
палец были на ручке, а средний
и безымянный – под ней.
•
Слегка опираясь большим
пальцем на крышку стола,
остальными пальцами
совершать движения,
напоминающие подметание
мусора.
•
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ