Напоминание

Изучение родословной как важнейший фактор патриотического воспитания


Автор: Кол Чойгана Санчиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Адыр-Кежигская СОШ
Населённый пункт: с.Адыр-Кежиг
Наименование материала: статья
Тема: Изучение родословной как важнейший фактор патриотического воспитания
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ Адыр-Кежигская СОШ Тоджинского района

Республики Тыва

Изучение родословной как важнейший фактор

патриотического воспитания

Автор: Кол Ч.С.

МБОУ СОШ с.Адыр-Кежиг

Учитель истории и обществознания

с.Адыр-Кежиг

Март, 2017 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Изучение родословной как важнейший фактор патриотического

воспитания…………………………………………………………...4

Название родственных связей семи поколений по линии отца на тувинском

языке………………………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………….9

Список использованной литературы……………………………………….10

2

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний

день

самой

важной

государственной

задачей

является

развитие

демократического воспитания, а также гражданского общества. Изучение

р од о с л о в н о й

ва ж н о

д л я

ка ж д о го

г р а ж д а н и н а

и

я в л я е т с я

основополагающим

звеном

к

развитию

объединяющих

нас

моральных

ценностей и духовного единства.

Цели работы: побудить интерес детей к изучению своей родословной,

а также заложить основу знаний о родном крае, о традициях, культуре,

истории народа; умений и навыков бережного отношения к окружающему

миру; творческого подхода к полученным знаниям;

Задачи:

- создать условия для развития гражданственного воспитания в школе;

- развитие духовно-нравственной личности;

- воспитание чувства любви и привязанности к семье, родному дому,

своей Родине, традициям, обычаям своего народа;

- привить навыки исследовательской работы;

- воспитывать гордость за свою землю и известных, почитаемых в

народе, людей;

-

воспитывать

нравственную

личность,

умеющую

творчески

использовать полученные знания, способную к открытому восприятию

миру.

Гипотеза: При

наличии

адаптированной

системы

обучения

краеведению возможно привить ребенку: творческое отношение к жизни и

мысли о взаимосвязи собственного развития и развития родного края;

Практическая значимость. Данная работа может быть использована

в

качестве

вспомогательного

материала

в

работе

педагогов

дополнительного образования.

3

Изучение родословной как важнейший фактор

патриотического воспитания

"Я не просто живу,я подобно реке

Начинаюсь

в

затерянном

далеке.

Но всему вопреки,вьется ниточка

кровная

Где ж мои родники?

Отвечай, родословная! "

В.Шефнер

Любовь к Родной земле является – наиважнейшим чувством в жизни

каждого

гражданина

своей

страны.

Любовь

к

Родине

прежде

всего

начинается с любви к своей семье и к ее истории.

Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности,

привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и

высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. История

семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание

своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.

Традиции

трепетного

отношения

к

заветам

предков,

к

их

памяти,

к

преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и

вырабатывались тысячелетиями. Именно поэтому воспитание ценностного

отношения к семье у подрастающего поколения сегодня является одной из

приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не

только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

Нет

будущего

без

прошлого.

Мы,

современные

педагоги,

должны

возродить традицию изучения родословной, так как эти знания являются

основополагающими не только для самого ребенка, но и для его родителей.

Изучение данной темы требует от учителя особенно большого такта,

внимания, чуткости к каждому учащемуся. Педагогу необходимо иметь

ясное представление о семье ученика.

Для

повышения

интереса

к

изучению

своей

родословной

можно

придумать различные методики, с помощью которых будут работать и

4

дети, и родители. Эти методики должны быть одновременно и простыми, и

увлекательными,

чтобы

и

те,

и

другие

были

заинтересованы

довести

изучение родословной до логического конца.

Необходимо

отметить,

что

в

последние

годы

наблюдается

значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной

генеалогии.

Вполне

естественно

желание

знать

прошлое

семьи,

свои

национальные,

сословные,

профессиональные,

религиозные

и

географические корни, жизненный путь и судьбы членов семьи в разных

поколениях. Школа, родители, общественность, научные учреждения могут

объединить свои усилия в собирании и изучении документов по истории

родного очага, края, страны.

Изучение, проработка темы поможет учащимся более глубоко уяснить,

осмыслить следующие положения:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, в

прошлом республики и страны;

- пути истории проходят через судьбу каждого учащегося, через судьбу

всех поколения семьи;

-

семья

ячейка

общества,

хранительница

нравственного

начала,

национальных традиций и духа народа;

- с меня начинается мой народ, Родина;

-

счастье

семьи

счастье

и

благополучие

народа,

общества,

государства.

Так

как

составляющая

системы

составления

родословной

содержание знаний об истории своего рода, я предлагаю разделить знания

на концентры (круги):

1.

Знания о роли семьи в жизни общества;

2.

Знания о генеалогическом древе;

3.

Знания о семейных реликвиях;

4.

Мои родители. Где учились и кем работают.

5.

Поколение дедушек и бабушек. Их жизнь и дела.

5

6.

Связь

поколений.

Характеристика

поколений:

социальная

принадлежность;

сословное

происхождение;

национальные

и

географические корни членов семьи; участие в общественной и

культурной жизни;

7.

Судьба семьи в судьбе страны, народа, республики;

8.

И т.д.

Схематически это выглядит следующим образом:

Важно,

чтобы

учитель

и

учащиеся

не

только

видели

границы

концентров, но и, главное, понимали необходимость единства, интеграции

концентров,

«прозрачность»

их

границ,

возможность

и

необходимость

постоянного перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и

целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от

далекого более к близкому.

6

7

1

Название родственных связей семи поколений по линии отца на

тувинском языке

У каждого народа есть свои названия родственных связей, и тувинцы

не исключение. Но, к сожалению, в настоящее время очень много названий

родственных связей забыты нами и не употребляются в повседневной речи.

В работах историка Кыргыс Аракчаа, Василия Салчак и поэта Алексея

Бегзин-оол

встречаются

названия

родственных

связей

7

поколений

по

линии отца. Я считаю нужным ознакомить детей и родителей с ними. Для

многих людей это будет интересно.

В статье упоминается о названиях родственных связей по линии отца

по восходящей линии:

1.

Я – мен;

2.

Отец – ачам;

3.

Дедушка – кырган-ачам;

4.

Прадедушка – элиӊзем;

5.

Отец прадедушки – холуӊзам;

6.

Дедушка прадедушки – элиӊим;

7.

Прадедушка прадедушки – холуӊум;

8.

Прапрадедушка прадедушки – холбуӊум.

По нисходящей линии:

1.

Я – мен;

2.

Сын – оглум;

3.

Внук – уйнуум;

4.

Правнук – ачым;

5.

Праправнук – чичим;

6.

Внук правнука – ачыӊчирим;

7.

Правнук внука–чичиӊчирим;

8.

Праправнук внука – хочаӊчирим;

По горизонтали:

1.

Родные братья - алышкылар

7

2.

Двоюродные братья – халышкылар;

3.

Троюродные – үелер;

4.

Четвеюродные – үелеттер;

5.

Пятиюродные – хаяалар;

Таким

образом,

у

тувинцев

появится

очень

хорошая

возможность

узнать названия родственных связей семи поколения по линии отца и

составить

свое

генеалогическое

древо,

что

является

очень

важным

составляющим на пути к развитию чувства патриотизма у населения.

8

Заключение

Отчий дом, малая родина, отечество, родной край… Так мы называем

землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и

которую защищали наши отцы и деды, где находятся дорогие нам могилы.

Что нужно для того, чтобы стать патриотичным, достойным членом

общества с органическим единством интересов? Патриотизм начинается с

цельной личности, с любви к родной семье и его истории.

Я считаю, что изучение своей родословной, бесспорно, является самой

главной исследовательской работой для каждого из нас. В настоящее время

очень сложно найти человека, который знает всю историю семи поколений

родственников, но у нас есть шанс помочь своим детям, правнукам не

терять свою историю. Если мы начнем сейчас углубленно изучать историю

своего рода, то есть все шансы, что ваш правнук будет иметь знания о семи

поколениях своих родственников.

9

Список использованной литературы:

1. Звягинцев Е.А. К вопросу о преподавании истории и географии// Вестник

воспитания – М. – 1896 - №1. – С.154

2. Лихачев Д.С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России. –

1992. - №1 – с.8

3. Сейненский А.Е. Родной край//Педагогическое общество России. – М.

-2009. – с.56-93

4. Назиров М.Н.Твоя родословная.НПК.1990-С.4

5. Черняк М.Л.Отыщи свой корень.М.1999-С.127-129

6.

Ондар У.Н.Как составлять родословную.ТывГУ.1988

10



В раздел образования