Автор: Кол Чойгана Санчиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Адыр-Кежигская СОШ
Населённый пункт: с.Адыр-Кежиг
Наименование материала: статья
Тема: Изучение родословной как важнейший фактор патриотического воспитания
Раздел: полное образование
МБОУ Адыр-Кежигская СОШ Тоджинского района
Республики Тыва
Изучение родословной как важнейший фактор
патриотического воспитания
Автор: Кол Ч.С.
МБОУ СОШ с.Адыр-Кежиг
Учитель истории и обществознания
с.Адыр-Кежиг
Март, 2017 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Изучение родословной как важнейший фактор патриотического
воспитания…………………………………………………………...4
Название родственных связей семи поколений по линии отца на тувинском
языке………………………………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………….9
Список использованной литературы……………………………………….10
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний
день
самой
важной
государственной
задачей
является
развитие
демократического воспитания, а также гражданского общества. Изучение
р од о с л о в н о й
ва ж н о
д л я
ка ж д о го
г р а ж д а н и н а
и
я в л я е т с я
основополагающим
звеном
к
развитию
объединяющих
нас
моральных
ценностей и духовного единства.
Цели работы: побудить интерес детей к изучению своей родословной,
а также заложить основу знаний о родном крае, о традициях, культуре,
истории народа; умений и навыков бережного отношения к окружающему
миру; творческого подхода к полученным знаниям;
Задачи:
- создать условия для развития гражданственного воспитания в школе;
- развитие духовно-нравственной личности;
- воспитание чувства любви и привязанности к семье, родному дому,
своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
- привить навыки исследовательской работы;
- воспитывать гордость за свою землю и известных, почитаемых в
народе, людей;
-
воспитывать
нравственную
личность,
умеющую
творчески
использовать полученные знания, способную к открытому восприятию
миру.
Гипотеза: При
наличии
адаптированной
системы
обучения
краеведению возможно привить ребенку: творческое отношение к жизни и
мысли о взаимосвязи собственного развития и развития родного края;
Практическая значимость. Данная работа может быть использована
в
качестве
вспомогательного
материала
в
работе
педагогов
дополнительного образования.
3
Изучение родословной как важнейший фактор
патриотического воспитания
"Я не просто живу,я подобно реке
Начинаюсь
в
затерянном
далеке.
Но всему вопреки,вьется ниточка
кровная
Где ж мои родники?
Отвечай, родословная! "
В.Шефнер
Любовь к Родной земле является – наиважнейшим чувством в жизни
каждого
гражданина
своей
страны.
Любовь
к
Родине
прежде
всего
начинается с любви к своей семье и к ее истории.
Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности,
привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и
высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. История
семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание
своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.
Традиции
трепетного
отношения
к
заветам
предков,
к
их
памяти,
к
преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и
вырабатывались тысячелетиями. Именно поэтому воспитание ценностного
отношения к семье у подрастающего поколения сегодня является одной из
приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не
только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Нет
будущего
без
прошлого.
Мы,
современные
педагоги,
должны
возродить традицию изучения родословной, так как эти знания являются
основополагающими не только для самого ребенка, но и для его родителей.
Изучение данной темы требует от учителя особенно большого такта,
внимания, чуткости к каждому учащемуся. Педагогу необходимо иметь
ясное представление о семье ученика.
Для
повышения
интереса
к
изучению
своей
родословной
можно
придумать различные методики, с помощью которых будут работать и
4
дети, и родители. Эти методики должны быть одновременно и простыми, и
увлекательными,
чтобы
и
те,
и
другие
были
заинтересованы
довести
изучение родословной до логического конца.
Необходимо
отметить,
что
в
последние
годы
наблюдается
значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной
генеалогии.
Вполне
естественно
желание
знать
прошлое
семьи,
свои
национальные,
сословные,
профессиональные,
религиозные
и
географические корни, жизненный путь и судьбы членов семьи в разных
поколениях. Школа, родители, общественность, научные учреждения могут
объединить свои усилия в собирании и изучении документов по истории
родного очага, края, страны.
Изучение, проработка темы поможет учащимся более глубоко уяснить,
осмыслить следующие положения:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, в
прошлом республики и страны;
- пути истории проходят через судьбу каждого учащегося, через судьбу
всех поколения семьи;
-
семья
–
ячейка
общества,
хранительница
нравственного
начала,
национальных традиций и духа народа;
- с меня начинается мой народ, Родина;
-
счастье
семьи
–
счастье
и
благополучие
народа,
общества,
государства.
Так
как
составляющая
системы
составления
родословной
–
содержание знаний об истории своего рода, я предлагаю разделить знания
на концентры (круги):
1.
Знания о роли семьи в жизни общества;
2.
Знания о генеалогическом древе;
3.
Знания о семейных реликвиях;
4.
Мои родители. Где учились и кем работают.
5.
Поколение дедушек и бабушек. Их жизнь и дела.
5
6.
Связь
поколений.
Характеристика
поколений:
социальная
принадлежность;
сословное
происхождение;
национальные
и
географические корни членов семьи; участие в общественной и
культурной жизни;
7.
Судьба семьи в судьбе страны, народа, республики;
8.
И т.д.
Схематически это выглядит следующим образом:
Важно,
чтобы
учитель
и
учащиеся
не
только
видели
границы
концентров, но и, главное, понимали необходимость единства, интеграции
концентров,
«прозрачность»
их
границ,
возможность
и
необходимость
постоянного перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и
целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от
далекого более к близкому.
6
7
1
Название родственных связей семи поколений по линии отца на
тувинском языке
У каждого народа есть свои названия родственных связей, и тувинцы
не исключение. Но, к сожалению, в настоящее время очень много названий
родственных связей забыты нами и не употребляются в повседневной речи.
В работах историка Кыргыс Аракчаа, Василия Салчак и поэта Алексея
Бегзин-оол
встречаются
названия
родственных
связей
7
поколений
по
линии отца. Я считаю нужным ознакомить детей и родителей с ними. Для
многих людей это будет интересно.
В статье упоминается о названиях родственных связей по линии отца
по восходящей линии:
1.
Я – мен;
2.
Отец – ачам;
3.
Дедушка – кырган-ачам;
4.
Прадедушка – элиӊзем;
5.
Отец прадедушки – холуӊзам;
6.
Дедушка прадедушки – элиӊим;
7.
Прадедушка прадедушки – холуӊум;
8.
Прапрадедушка прадедушки – холбуӊум.
По нисходящей линии:
1.
Я – мен;
2.
Сын – оглум;
3.
Внук – уйнуум;
4.
Правнук – ачым;
5.
Праправнук – чичим;
6.
Внук правнука – ачыӊчирим;
7.
Правнук внука–чичиӊчирим;
8.
Праправнук внука – хочаӊчирим;
По горизонтали:
1.
Родные братья - алышкылар
7
2.
Двоюродные братья – халышкылар;
3.
Троюродные – үелер;
4.
Четвеюродные – үелеттер;
5.
Пятиюродные – хаяалар;
Таким
образом,
у
тувинцев
появится
очень
хорошая
возможность
узнать названия родственных связей семи поколения по линии отца и
составить
свое
генеалогическое
древо,
что
является
очень
важным
составляющим на пути к развитию чувства патриотизма у населения.
8
Заключение
Отчий дом, малая родина, отечество, родной край… Так мы называем
землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и
которую защищали наши отцы и деды, где находятся дорогие нам могилы.
Что нужно для того, чтобы стать патриотичным, достойным членом
общества с органическим единством интересов? Патриотизм начинается с
цельной личности, с любви к родной семье и его истории.
Я считаю, что изучение своей родословной, бесспорно, является самой
главной исследовательской работой для каждого из нас. В настоящее время
очень сложно найти человека, который знает всю историю семи поколений
родственников, но у нас есть шанс помочь своим детям, правнукам не
терять свою историю. Если мы начнем сейчас углубленно изучать историю
своего рода, то есть все шансы, что ваш правнук будет иметь знания о семи
поколениях своих родственников.
9
Список использованной литературы:
1. Звягинцев Е.А. К вопросу о преподавании истории и географии// Вестник
воспитания – М. – 1896 - №1. – С.154
2. Лихачев Д.С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России. –
1992. - №1 – с.8
3. Сейненский А.Е. Родной край//Педагогическое общество России. – М.
-2009. – с.56-93
4. Назиров М.Н.Твоя родословная.НПК.1990-С.4
5. Черняк М.Л.Отыщи свой корень.М.1999-С.127-129
6.
Ондар У.Н.Как составлять родословную.ТывГУ.1988
10