Автор: Крайнова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Алёнушка"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Наименование материала: статья
Тема: Ценность проживания ребёнком ясельного возраста в условиях ДОУ с позиций отдалённой перспективы развития
Раздел: дошкольное образование
Ценность проживания ребёнком ясельного возраста в условиях ДОУ с позиций отдалённой
перспективы развития.
Сегодня новым федеральным законом об образовании дошкольное образование определено как 1-ая
ступень
общего
образования.
И
это
правильно,
т.к.
в
жизни
человека
есть
только
один
период,
предназначенный для строительства ума: возраст от 0 до 7 лет – дошкольный период! Это творческий этап
жизни,
когда
закладывается
сосредоточенность,
аккуратность,
самодисциплина,
креативность.
И
если
игнорировать эти возможности или не создать благоприятных условий, то этого развития не произойдёт.
Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме
как в соответствующий сензитивный период, т.е. в такой период его жизни, когда он учится чему-либо очень
легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные
периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды
пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно. Т.е. наша
задача, как педагогов, так и родителей вовремя понять и почувствовать у каждого отдельно взятого ребёнка
наступление сензитивности и эффективно использовать этот период.
Не секрет, что особое место в развитии человека отводится раннему возрасту – до 3-х лет. Главной
возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в
состоянии «духовного эмбриона». В этот период ребенок эмоционально отзывается на все, что его окружает,
создавая чувственный образ окружающего его мира.
Это то благодатное время, когда мы совместно с родителями должны:
-развивать основные виды движений;
- создавать условия, способствующие развитию двигательной активности;
- формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности;
- расширять ориентировку детей в ближайшем окружении;
- пополнять запас понимаемых слов и активный словарь;
- развивать потребность в речевом общении;
-
формировать
умение
понимать
слова,
выражать
словами,
а
затем
короткими
предложениями
свои
потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого;
- использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления,
внимания, памяти;
- привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов;
- развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения.
Вот сколько всего должен освоить маленький человечек, сделать такой большой рывок в развитии!
Однако, мы всегда должны помнить, что первейшая задача педагога – сохранять уникальность и само
ценность детства, чтобы его безоблачный период не оказался ни на одну минуту короче отведённого
природой времени. Вот почему я хочу заострить внимание на важности игровой деятельности.
Игра - это воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в условной форме.
В детстве маленький человечек смотрит на жизнь широко распахнутыми глазами. Вживаясь в роль того или
иного персонажа, проживая его жизненный сюжет, ребёнок формирует в себе отношение к определённым
вещам и поступкам, т.е. жизненные принципы. Таким образом, на взрослых лежит большая ответственность
за их действия и поступки, т.к. отражаясь в играх детей, они становятся моделью их поведения на всю
оставшуюся жизнь, оберегая от бед, или, наоборот, калеча души.
Так, например, играя в «дочки - матери», девочка неосознанно формирует в себе по образу своей
мамы
чувство
ответственности
за
ребёнка.
Проигрывание
ребёнком
роли
какого-нибудь
сказочного
животного развивает в нём любовь к живой природе. Игра в компьютерные «стрелялки» деформирует душу
и сознание ребёнка. В его лексике появляются слова «застрелить», «убить», и это очень сложно будет в нём
искоренить,
поскольку
страх
–
одна
из
самых
сильных
эмоций
человека.
Пока
сознание
ребёнка
не
сформировано,
его
нужно беречь от суровой действительности. Вот почему важно, чтобы режиссёром
любой детской игры был педагог, чтобы он вовремя вмешивался и регулировал ход игры, проживал игру
вместе с ребёнком, окружая его красивыми игрушками, добрым общением, наряжая в красивые костюмы для
большей выразительности роли.
Мы предлагаем развивающие занятия с детьми ясельной группы (1,5-2 лет). Занятия проводятся в группе
численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание», то есть развитие в возрасте
от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш
чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает
усвоить взрослый.
Основная
цель
занятий
–
полноценное
развитие
ребенка
раннего
возраста
с
использованием
опыта
народной
педагогики
и
современных
педагогических
методик
.
На занятиях решаются следующие задачи:
1.Становление правильной речи
2.Развитие мышления
3.Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание
4.Углубление знаний об окружающем мире
5.Оздоровление детей
6.Развитие двигательной активности
7.Развитие общей и мелкой моторики
8.Пробуждение интереса к творчеству
Занятия проводятся в дневное время. Длительность занятия 7 минут. Смена деятельности на занятии не дает
малышам почувствовать усталость.
Особое внимание на занятиях уделяется продуктивной деятельности и пальчиковой гимнастики. Ведь
именно в этих видах деятельности мелкая моторика развивается более активно.
Занятия построены на основе сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». К детям приходят в
гости сами сказки и герои из этих сказок с разными интересными играми. Занятия проводятся два раза в
неделю. Потом в течение недели материал, полученный на занятии, закрепляется: проводятся игры, беседы,
наблюдения, чтение сказок.
Наглядный материал на занятии должен быть ярким, крупным и безопасным для детей. А еще прочным,
чтобы
каждый
ребенок
мог
лично
познакомиться
с
курочкой
Рябой
или
Колобком.
Приветствуются
натуральные цвета, так как в этом возрасте необходимо дать ребенку адекватные понятия об окружающем
мире (не бывает синих кошек и зеленых медведей).
Особо хочется сказать об атмосфере занятия. В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок –
индивидуальность. И первая заповедь педагога должна быть как первая заповедь у врача – «не навреди».
Наша задача – помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка
"таким как все". Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Нужно стараться, чтобы дети
были постоянно включены в конструктивную деятельность, но если все хотят строить дом, а один ребенок
не хочет. Он хочет покататься на машине. Пусть тихонько идет и катается, ведь это никому не помешает.
Мы
хотим
предложить
некоторые
примерные
конспекты
занятий.
Естественно,
что
они
могут
корректироваться в зависимости от особенностей вашей группы.
Развивающие занятия
В ясельной группе.
Занятие 1.
Задачи: 1. установить контакт с детьми.
2. развитие мелкой моторики руки
3. облегчение хода адаптации.
Материал для занятия: 1. игрушка курочки
Ход занятия:
В группе появляется психолог.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Можно к вам в гости. Только я не одна. Со мной пришла Курочка
Ряба». (Воспитатель показывает курочку)
«Курочка-красавица в гости к вам пришла
С вами познакомится решила она.
С нею мы подружимся, песенку споем,
Вместе потанцуем и гулять пойдем».
Воспитатель подходит к каждому ребенку индивидуально. Предлагает погладить курочку и назвать свое имя.
После вместе с детьми рассматриваем курочку: гребешок, бородку, глазки, крылышки, хвостик.
Курочка Ряба: «Какие вы все хорошие, добрые!!! А давайте с вами поиграем?»
Проводится пальчиковая гимнастика «Курочка».
Зернышко за зернышком курочка клюет.
В клюве своим деткам зернышко несет.
(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Сначала «клюем» по одной ладошке,
потом по другой.) Гимнастика проводится 3-4 раза.
Курочка Ряба: «Молодцы, ребята!!! С вами очень интересно. Мне сейчас пора домой, кормить своих
цыпляток. А можно я к вам еще в гости приду?»
Воспитатель: «Мне тоже пора. До свидание
Занятие 2.
Задачи: 1. развитие мелкой моторики руки
2. развитие восприятия, памяти
3. обучение приемам конструирования
Материал для занятия: 1. игрушка курочки
2. цыплята
3. конструктор с крупными элементами
Ход занятия:
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята!!! Как у вас настроение? А я опять пришла с курочкой!»
Курочка Ряба: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам не одна, а с моими детками-цыплятками!»
На ковер перед детками выставляем цыпляток.
Курочка Ряба: «Мои детки выросли, и наш домик стал для нас маленький. Вы поможете построить новый
домик?»
Воспитатель: «Ну что, ребятки, поможем курочке?»
Перед
детьми
выкладывается
конструктор.
Вместе
с
детьми
строим
домик.
Во
время
постройки,
подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а
пытаемся связать его постройку с основной.
Курочка Ряба: «Какие красивые домики у нас получились!!! Какие вы молодцы! Вы, наверное, устали?
Давайте отдохнем и поиграем?»
Проводится пальчиковая гимнастика «Строим дом».
Целый день – тук да тук, раздается звонкий стук.
Молоточки стучат, строим домик для цыплят.
(руки сжаты в кулаки, стучим поочередно одним кулачком по другому).
Вот какой хороший дом, в нем мы славно заживем!
(вытягиваем кулачки вперед)
Будем песни распевать, веселится и плясать.
(хлопаем в ладоши).
Воспитатель: «Вот какие молодцы! И домик построили и поиграли! Но, к сожалению, нам с курочкой пора
уходить. Но мы еще обязательно к вам придем! Пока!
Занятие 3.
Задачи: 1. закреплять понятия о цветах.
2. развивать умение использовать накопленный опыт в жизни
3. развивать умение работать сообща
4. развитие мелкой и общей моторики
Материал: 1. кукла собачки
2. девочка Кисточка
3. большой лист бумаги с нарисованными деревьями
4. краска желтого, красного, оранжевого цвета
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я снова к вам в гости пришла не одна, помните собачку, которая
приходила в гости с курочкой? Она хочет с вами поиграть. Поиграем?
Собачка: А вы знаете, какое сейчас время года? Осень! Осенью деревья разноцветные. Но скоро наступит
зима и все листики с деревьев упадут. Давайте мы с вами сделаем осенний лес, который будет нас
радовать всю зиму. В этом нам поможет девочка-кисточка.
Детям раздаются кисточки. На столе перед ними лежит большой лист бумаги с нарисованными деревьями.
Детки тычками рисуют листики оранжевого, красного, желтого цветов. В процессе работы психолог хвалит
детей, помогает им.
После все рассматриваем картину, благодарим друг друга. Идем мыть руки и кисточки. Прощаемся и
уходим.
Воспитатель и собачка прощаются с детьми, хвалят им.
Занятие 4.
Задачи: 1. развитие памяти.
2. развитие воображения
3. развитие координации движения.
4. побуждать детей к эмоциональным откликам.
Материал: 1. кукла собачки.
Ход занятия:
Воспитатель приходит в группу, знакомим детей с собачкой. Собачка здоровается с детьми и предлагает
поиграть.
Проводим пальчиковую гимнастику «Солнышко».
Вот как солнышко встает:
Выше, выше, выше!
(поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет:
Ниже, ниже, ниже!
(присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется.
(хлопать в ладоши, улыбаться)
Собачка: Какие молодцы! Ребята, а вы мне поможете? У меня сломался домик. Вы построите мне новый
домик?
Перед
детьми
выкладывается
конструктор.
Вместе
с
детьми
строим
домик.
Во
время
постройки,
подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а
пытаемся связать его постройку с основной.
Воспитатель: Вот какие молодцы! Такой красивый домик построили. Давайте в этом домике будет еще
кто-нибудь жить? (в домик сажаем какую-нибудь игрушку из группы). Вот как хорошо у нас получилось!
Но нам с собачкой уже пора домой.
Воспитатель и собачка прощаются с детьми.
В заключение хочется отметить, что нет неодарённых детей – просто во время не были созданы
условия для раскрытия.
Всё это необходимо нам, взрослым, делать потому, что практически всю оставшуюся жизнь человек
перебирает в памяти удивительные мгновения детства. Это – самая счастливая и беззаботная пора.
Список используемой литературы:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
2. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» М. 2012
3
«Комплексные
занятия
по
программе
«От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа».
4. Карпухина Н.А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада»
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /
под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. 2014
6. Павлова Л.Н. «Раннее детство: познавательное развитие». - М. 2000.