Напоминание

"Игра -средство введения детей в мир диалоговой культуры"


Автор: Рединская Наталья Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР ДС № 8"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра -средство введения детей в мир диалоговой культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра-средство введения детей в мир диалоговой культуры

Н. В. Рединская,

г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.

В настоящее время актуализирована проблема формирования у

дошкольников

основ

коммуникативной

культуры. Речь

выполняет

многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной

является коммуникативная функция - назначение речи быть средством

общения. Целью общения может быть как поддержание социальных

контактов,

так

и

обмен

информацией.

Все

эти

аспекты

коммуникативной

функции

речи

представлены

в

поведении

дошкольника

и

активно

им

осваиваются.

Именно

формирование

функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой,

лексикой, грамматическим строем, и освоению диалогической речи.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения,

в недрах которой зарождается связная речь.

Ребенку раннего и дошкольного возраста свойственно

стремление

к

общению.

Именно

через

общение

он

ищет

пути

к

личностным

контактам.

Но

для

установления

гуманистических

контактов необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным,

открытым, приветливым и владеть культурными нормами речи.

Ф.А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов,

подчеркивал,

что

без

речевого

общения

невозможно

полноценное

развитие ребенка.

Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения

диалогического

общения

со

сверстниками.

Чтобы

они

могли

содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные

условия для их совместной деятельности, взаимодействия в играх, в

повседневной жизни.

Диалог является естественной средой развития личности.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного

рода

искажениям

лично стного

развития,

ро сту

проблем

взаимодействия

с

окружающими

людьми.

Развитие

диалога

-

это

двусторонний

процесс,

когда

собеседники

общаются

на

равных,

с

взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из

них - ребенок.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со

взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог

вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребенок

переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Наблюдения за

развитием диалогической речи показали, что дети четырех-пяти лет

испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями

на

темы

из

личного

опыта,

охотно

откликаются

на

предложение

рассказать

о

своих

встречах

в

природе,

о

четвероногих

друзьях,

любимых

игрушках.

У

них

не

хватает

терпения

выслушать

собеседника,

все

начинают

говорить

одновременно.

В

диалоге

со

сверстником

дети

получают

опыт

равенства

в

общении;

учатся

контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно,

связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать

Дети, не владеющие основами культуры общения, испытывают

два вида трудностей во взаимоотношениях:

- предпочтение одиночных игр и оберегание их от вмешательства

сверстников

(причина

-

недостаточно

развитая

потребность

в

общении).

- навязывание другим детям своего мнение, (причина – эгоцентризм

общения, не умение слушать и слышать других).

Оба вида трудностей в общении приводят к непринятию ребенка

в

коллективе,

что

отрицательно

сказывается

не

только

на

его

эмоциональном состоянии, но и на дальнейшем формировании речи,

личностных черт характера.

В настоящее время проблема развития у дошкольников основ

коммуникативной

(диалоговой)

культуры

актуализирована

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ

№273), который определяет главной целью дошкольного образования -

формирование у детей общей культуры. Коммуникативная культура

является одной из главных составляющих общей культуры человека.

В Федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного

образования

(приказ

МО

и

науки

РФ

№1155

от

17.10.2013г)

две

из

пяти

основных

образовательных

областей

(социально-коммуникативное

развитие

и

речевое

развитие)

н ап р а в л е н ы

н а

ф о р м и р о в а н и е

у

д о ш ко л ь н и ко в

о с н о в

коммуникативной культуры.

Одним из ведущих факторов полноценного коммуникативного

развития детей является гармоничное

общение воспитывающих

взрослых с детьми. Однако, необходима и система последовательного

приобщения детей к основам коммуникативной культуры, где диалог

занимает ведущее место.

Мною

была

разработана

и

апробирована

система

коммуникативных

игр

(дидактических,

те ат рализованных,

тренинговых,

ситуативных…),

позволяющих

последовательно

и

ненавязчиво

в

образно-сюжетной

форме

обучать

детей

способам

межличностного общения.

Организованная в течение учебного года инновационная

деятельность по проблеме использования коммуникативных игр, как

средства

введения

детей

в

мир

диалоговой

культуры,

дала

положительные результаты. Эффективность системы обучения детей

способам

диалогового

общения

подтверждается

информацией

итоговой диагностики.

У большинства детей, принимающих участие в игровых

занятиях, отмечается:

- активность вступления в контакт с собеседниками (взрослыми и

детьми) и поддерживания разговора на предложенную тему;

- достаточно быстрое

реагирование на реплики с

использованием

различных видов ответных речевых реакций;

- хорошее владение речевым этикетом, употребление различных его

форм в зависимости от ситуации;

- способность самостоятельно вести расспрос, используя различные

виды вопросов.

В системе инновационной деятельности, наряду с

положительными

эффектами,

была

актуализирована

проблема

организации правового пространства диалога: обучение детей умению

слушать

и

слышать

собеседника,

как

равноправного

партнёра

по

общению;

позитивно

реагировать

на

его

высказывания;

соблюдать

права

на

субъективное

мнение

и

собственный

выбор

варианта

решения личностных проблем.

Таким образом, игра для дошкольников - это своеобразная

«примерка

на

себя»

взрослой

жизни.

Коммуникативная

игра,

построенная

на

основе

образно-сюжетной

линии,

становится

не

только

формой

активного

речевого

развития

дошкольников,

но

и

средством формирования у них навыков социального взаимодействия-

той самой «примеркой» межличностных отношений.

Литература

1.Ищенко,С.Е. Психологические факторы формирования коммуникативной

г о т о в н о с т и

к

ш ко л ь н о м у

о б у ч е н и ю

д е т е й

д о ш к о л ь н о г о

возраста/С.Е.Ищенко//Дошкольная педагогика.- 2012.- № 4-с.53

2. Колодяжная, Т. А., Колунова, Л. А. Речевое развитие ребёнка в детском

саду: новые подходы/ Т.А. Колодяжная, Л.А. Колунова.-Ростов на Дону.-

2002.-с.42

3. Ширяева, С. Е., Еркова, Н. В. Инновационные методы в работе с детьми,

имеющими речевые нарушения/ С. Е. Ширяева, Н. В. Еркова// Дошкольная

педагогика.-2011.-№ 8-с.43



В раздел образования