Автор: Рединская Наталья Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР ДС № 8"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра -средство введения детей в мир диалоговой культуры"
Раздел: дошкольное образование
Игра-средство введения детей в мир диалоговой культуры
Н. В. Рединская,
г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
В настоящее время актуализирована проблема формирования у
дошкольников
основ
коммуникативной
культуры. Речь
выполняет
многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной
является коммуникативная функция - назначение речи быть средством
общения. Целью общения может быть как поддержание социальных
контактов,
так
и
обмен
информацией.
Все
эти
аспекты
коммуникативной
функции
речи
представлены
в
поведении
дошкольника
и
активно
им
осваиваются.
Именно
формирование
функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой,
лексикой, грамматическим строем, и освоению диалогической речи.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения,
в недрах которой зарождается связная речь.
Ребенку раннего и дошкольного возраста свойственно
стремление
к
общению.
Именно
через
общение
он
ищет
пути
к
личностным
контактам.
Но
для
установления
гуманистических
контактов необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным,
открытым, приветливым и владеть культурными нормами речи.
Ф.А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов,
подчеркивал,
что
без
речевого
общения
невозможно
полноценное
развитие ребенка.
Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения
диалогического
общения
со
сверстниками.
Чтобы
они
могли
содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные
условия для их совместной деятельности, взаимодействия в играх, в
повседневной жизни.
Диалог является естественной средой развития личности.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного
рода
искажениям
лично стного
развития,
ро сту
проблем
взаимодействия
с
окружающими
людьми.
Развитие
диалога
-
это
двусторонний
процесс,
когда
собеседники
общаются
на
равных,
с
взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из
них - ребенок.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со
взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог
вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребенок
переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Наблюдения за
развитием диалогической речи показали, что дети четырех-пяти лет
испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями
на
темы
из
личного
опыта,
охотно
откликаются
на
предложение
рассказать
о
своих
встречах
в
природе,
о
четвероногих
друзьях,
любимых
игрушках.
У
них
не
хватает
терпения
выслушать
собеседника,
все
начинают
говорить
одновременно.
В
диалоге
со
сверстником
дети
получают
опыт
равенства
в
общении;
учатся
контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно,
связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать
Дети, не владеющие основами культуры общения, испытывают
два вида трудностей во взаимоотношениях:
- предпочтение одиночных игр и оберегание их от вмешательства
сверстников
(причина
-
недостаточно
развитая
потребность
в
общении).
- навязывание другим детям своего мнение, (причина – эгоцентризм
общения, не умение слушать и слышать других).
Оба вида трудностей в общении приводят к непринятию ребенка
в
коллективе,
что
отрицательно
сказывается
не
только
на
его
эмоциональном состоянии, но и на дальнейшем формировании речи,
личностных черт характера.
В настоящее время проблема развития у дошкольников основ
коммуникативной
(диалоговой)
культуры
актуализирована
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ
№273), который определяет главной целью дошкольного образования -
формирование у детей общей культуры. Коммуникативная культура
является одной из главных составляющих общей культуры человека.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного
образования
(приказ
МО
и
науки
РФ
№1155
от
17.10.2013г)
две
из
пяти
основных
образовательных
областей
(социально-коммуникативное
развитие
и
речевое
развитие)
н ап р а в л е н ы
н а
ф о р м и р о в а н и е
у
д о ш ко л ь н и ко в
о с н о в
коммуникативной культуры.
Одним из ведущих факторов полноценного коммуникативного
развития детей является гармоничное
общение воспитывающих
взрослых с детьми. Однако, необходима и система последовательного
приобщения детей к основам коммуникативной культуры, где диалог
занимает ведущее место.
Мною
была
разработана
и
апробирована
система
коммуникативных
игр
(дидактических,
те ат рализованных,
тренинговых,
ситуативных…),
позволяющих
последовательно
и
ненавязчиво
в
образно-сюжетной
форме
обучать
детей
способам
межличностного общения.
Организованная в течение учебного года инновационная
деятельность по проблеме использования коммуникативных игр, как
средства
введения
детей
в
мир
диалоговой
культуры,
дала
положительные результаты. Эффективность системы обучения детей
способам
диалогового
общения
подтверждается
информацией
итоговой диагностики.
У большинства детей, принимающих участие в игровых
занятиях, отмечается:
- активность вступления в контакт с собеседниками (взрослыми и
детьми) и поддерживания разговора на предложенную тему;
- достаточно быстрое
реагирование на реплики с
использованием
различных видов ответных речевых реакций;
- хорошее владение речевым этикетом, употребление различных его
форм в зависимости от ситуации;
- способность самостоятельно вести расспрос, используя различные
виды вопросов.
В системе инновационной деятельности, наряду с
положительными
эффектами,
была
актуализирована
проблема
организации правового пространства диалога: обучение детей умению
слушать
и
слышать
собеседника,
как
равноправного
партнёра
по
общению;
позитивно
реагировать
на
его
высказывания;
соблюдать
права
на
субъективное
мнение
и
собственный
выбор
варианта
решения личностных проблем.
Таким образом, игра для дошкольников - это своеобразная
«примерка
на
себя»
взрослой
жизни.
Коммуникативная
игра,
построенная
на
основе
образно-сюжетной
линии,
становится
не
только
формой
активного
речевого
развития
дошкольников,
но
и
средством формирования у них навыков социального взаимодействия-
той самой «примеркой» межличностных отношений.
Литература
1.Ищенко,С.Е. Психологические факторы формирования коммуникативной
г о т о в н о с т и
к
ш ко л ь н о м у
о б у ч е н и ю
д е т е й
д о ш к о л ь н о г о
возраста/С.Е.Ищенко//Дошкольная педагогика.- 2012.- № 4-с.53
2. Колодяжная, Т. А., Колунова, Л. А. Речевое развитие ребёнка в детском
саду: новые подходы/ Т.А. Колодяжная, Л.А. Колунова.-Ростов на Дону.-
2002.-с.42
3. Ширяева, С. Е., Еркова, Н. В. Инновационные методы в работе с детьми,
имеющими речевые нарушения/ С. Е. Ширяева, Н. В. Еркова// Дошкольная
педагогика.-2011.-№ 8-с.43