Напоминание

Баскетбол в ДОУ


Автор: Шедова Екатерина Васильевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №158 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Баскетбол в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




В системе физического воспитания детей

дошкольного возраста важное место занимают игры.

Играя, ребёнок с большим интересом выполняет то,

что вне игры кажется трудным и не интересным. Для

дошкольников особенно привлекательными являются

игры с мячом, благодаря их большой

эмоциональности, динамичности, а так же

разнообразия действий в игровых ситуациях (Т.И.

Осокина, Э.Й. Адашкявичене).

Баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, городки,

настольный теннис – спортивные игры, с которыми

дети знакомятся ещё в дошкольном возрасте.

Воспитанникам нашего детского сада нравится играть

во все игры, но особенно полюбился баскетбол.

Задача первого этапа обучения – выработка у детей

определённых умений обращаться с мячом, ощущать

его свойства и производить движения в соответствии

с ними. Поэтому на начальном этапе обучения

целесообразно давать разнообразные действия, а

также стимулировать свободные игры с мячом на

занятиях физкультуры и в самостоятельной

двигательной деятельности, не ставя целью

отработку техники этих действий.

Детей необходимо познакомить с некоторыми

свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит

от прилагаемой к мячу силы, дальность броска – от

3

веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. В

упражнениях дети привыкают к мячу, осваивают его

качества, учатся управлять им. Надо добиваться,

чтобы детям нравились занятия с мячом, чтобы они с

нетерпением ждали возможность поиграть с ним.

При обучении дошкольников игре в баскетбол

применяются обычные резиновые мячи, которые

используются и при обучении другим упражнениям и

играм в детском саду.

Большое значение имеет правильное удержание мяча.

Исходное положение – держать мяч на уровне груди

двумя руками. При этом руки должны быть согнуты,

локти опущены вниз, кисти рук сбоку сзади мяча,

пальцы широко расставлены, большие направлены

друг к другу, остальные – вверх – вперёд.

Правила держания мяча

1.Мяч держи на уровне груди.

2.Руки согни, пальцы широко расставь.

3.Локти опусти вниз, мышцы рук расслабь.

Следующий этап - ловля мяча. Необходимо учить

встречать мяч руками как можно раньше, образуя из

пальцев как бы половину полого шара, в который

поместится мяч. Ребёнок следит за полётом мяча, и

как только мяч прикоснётся к кончикам пальцев, он

должен захватить его и подтянуть его

4

амортизирующим движением. При этом

одновременно надо ноги сгибать так, чтобы принять

положение исходной стойки.

Правила ловли мяча

1.Мяч необходимо ловить кистями рук, не

прижимая к груди, продвигаясь навстречу

летящему мячу.

2.Не задерживать мяч в руках, быстро действовать

с ним.

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать

детей и передаче его двумя руками с места, в

дальнейшем в движении. Детей следует научить

передавать мяч с правильной осанки, держа мяч

двумя руками на уровне груди.

Правила передачи мяча

1.Локти необходимо опустить вниз.

2.Бросать мяч на уровне груди партнёра.

3.Сопровождать мяч взглядом и руками.

Одним из важных действий с мячом является его

ведение, т.е. ведение его по площадке.

Обучать ловле мяча следует после того, как дети

научатся правильно стоять, держать мяч,

передвигаться по площадке. Ловлю мяча и передачу

его необходимо выполнять сначала при ходьбе, затем

5

в движении. Надо учить детей ловить мяч, летящий

навстречу и сбоку, низко и высоко, на месте и в

движении. При обучении передаче мяча одной рукой

от плеча необходимо развивать и совершенствовать

умения передавать его как правой , так и левой рукой.

Упражнения для обучения ловле и передачи мяча

1. Построение: дети встают в две шеренги, лицом

друг к другу, на расстоянии от 2 до 3 метров.

Выполнение: дети в парах передают мяч друг

другу.

2.Дети по трое встают в одну линию на

расстоянии 2 метров друг от другого. Мяч

находится у ребёнка, который стоит в середине.

Выполнение: в середине стоящий ребёнок,

бросает мяч стоящему справа, получает от него

мяч и бросает стоящему слева.

Ведение мяча

6

Одним из самых важных действий с мячом является

его ведение, т.е. перемещение с ним по площадке, что

предусматривается правилами спортивных игр.

Ведение мяча – более целенаправленное действие, к

технике ведения мяча предъявляются определённые

правила. При ведении мяча дети приучаются

передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя

тело несколько вперёд.

Правила ведения мяча

1.Не бить по мячу, а толкать его вниз.

2.Вести мяч вперёд – сбоку, а не прямо перед

собой.

3.Смотреть вперёд, а не вниз на мяч.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале

использовать подготовительные упражнения:

отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и

левой рукой на месте, ведение на месте правой и

левой руками, ведение на месте попеременно и др.,

которые позволяют освоить способ накладывания

руки на мяч.

Упражнения для обучения ведению мяча

7

1.Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз

правой , затем левой руками.

2.Ведение мяча на месте попеременно правой и

левой рукой, накладывая правую кисть сверху

справа, а левую – слева сверху.

3.Ведение мяча вокруг себя правой, затем левой

рукой и попеременно правой и левой рукой.

4.Ведение мяча по кругу правой и левой рукой.

5. Построение : первый ребёнок первой шеренги

ведёт мяч, передаёт его первому игроку второй

шеренги, а сам становится на его место; тот ведёт и

передаёт мяч второму игроку первой шеренги и

выполняет то же самое. Второй игрок первой

шеренги передаёт мяч второму игроку второй

шеренги, тот третьему игроку первой шеренги и

т.д. последний ребёнок первой шеренги, получив

мяч, ведёт его вдоль колонны, передаёт мяч

первому игроку и сам становится на его место.

Упражнение повторяется.

6. Группа разбивается на подгруппы по 6 человек,

которые располагаются по всей длине площадки.

Выполнение: первый игрок ведёт мяч ко второму,

передав мяч, становится на его место; второй ведёт

к третьему и выполняет то же самое. Последний

игрок возвращается на место первого.

7. Построение: дети строятся в колонны по 4 -6

человек. Напротив каждой колонны выстраиваются

8

кегли ( 5 – 6 шт.) на расстоянии 1,5 до 2 метров.

Первые игроки в колонне имеют мячи.

Выполнение: после сигнала инструктора дети ведут

мяч, обводя первую кеглю справа, вторую слева и

т.д. обратно ведут мячи прямой, передают их

следующим, а сами становятся в конец колонны.

Бросание мяча в корзину

Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с

места следует из такого же исходного положения,

как и передаче мяча. Удерживая мяч на уровне

груди, ребёнок должен описать им небольшую

дугу вниз и на себя и, выпрямляя руки вверх,

бросать его с одновременным разгибанием ног.

Кисти и пальцы при этом мягким толчком

направляют мяч в корзину.

9

При броске одной рукой от плеча с места одна нога

выставляется на полшага вперёд. Мяч находится на

ладони согнутой в локтевом суставе бросающей

руки и придерживается другой рукой.

Правила броска мяча в корзину

1. Бросая мяч в корзину, не опускать голову,

сопровождать его руками.

2.Смотреть в передний край кольца, если бросаешь

стоя прямо перед корзиной. Если находишься не

перед корзиной, необходимо бросать с отскоком

от щита – прицеливаться в ту точку, в которую

необходимо попасть.

3. Бросать смело; если мяч не попадёт в корзину, не

падать духом, повторить ещё раз или передать

мяч товарищу, который находится в более

удобном положении. Броскам мяча в корзину

детей обучают одновременно с обучением

передачи мяча.

Упражнения для обучения броскам мяча в

корзину

1. Построение: дети строятся в две колонны по 4

– 6 человек в каждой напротив одной корзины.

Одна занимает место с одной стороны

корзины, другая с другой.

10

Выполнение: стоящие первыми выполняют

бросок, стараясь попасть в корзину, ловят мяч

и становятся в конец своей колонны. То же

выполняют и другие игроки.

2. Построение: 5 -6 детей свободно

располагаются напротив корзины, каждый с

мячом.

Выполнение: после сигнала инструктора дети

бросают мячи в корзину, стараясь как можно

чаще попасть.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

Подвижные игры с мячом

1. « Играй, играй не теряй»

2. « Сделай фигуру»

3. «Вызовы по имени»

Игры с передачей и ловлей мяча

11

1. «Десять передач»

2. «Мяч водящему»

3. «Гонка мячей по кругу»

4. « Поймай мяч»

5. «Четыре мяча»

8. « Успей поймать» (в круге)

Игры с ведением мяча

1. «Мотоциклисты»

2. «Скажи, какой цвет»

3. « Ведение мяча парами»

. « Эстафета с мячом»

Игры с бросками мяча в корзину

1. « Пять бросков»

2. «Бросание мяча в парах»

3. «Метко в корзину»

4. « Чья команда больше»

5. « Борьба за мяч» ( борьба за мяч капитанов)

6. «Защита крепости»

7. « Мяч капитану»

Игры с ловлей, передачей и ловлей мяча

12

1. « Мяч ловцу»

13

Правила игры в баскетбол для

дошкольников

Игра в баскетбол для дошкольников имеет форму

подвижной игры. В ней учтены возрастные

особенности детей 5 – 7 лет, уровень навыков

владения мячом.

Цель игры: забросить как можно больше мячей в

корзину соперника, соблюдая при этом правила.

Участники игры: каждая команда состоит из 5

играющих на площадке и несколько запасных. Игроки

команд должны иметь отличительные знаки, которые

находятся на майке спереди и сзади.

Судейство: инструктор следит за выполнением

правил игры: даёт сигнал при нарушениях правил,

14

засчитывает попадание мячей в корзину, решает

спорные мячи, контролирует время игры.

Время игры: игра состоит из двух пятиминутных

таймов, между которыми пятиминутный перерыв. Во

время перерыва и в конце игры проводится

малоподвижная игра с мячом, с целью приведения

организма ребёнка в более спокойное состояние.

Счёт игры: при попадании мяча в корзину

начисляется 2 очка. Игра заканчивается победой

одной из команд или ничьей.

Правила проведения игры

Правило замены игрока: инструктор может менять

игроков в течение всей игры. Чаще всего это делается

во время перерыва, но по необходимости.

Выход мяча из игры: мяч, пересёкший боковую

линию или лицевую, считается вышедшим из игры. В

этом случае назначается вбрасывание с того места,

где мяч пересёк линию, игроком противоположной

команды. Мяч считается вышедшим из игры от

игрока, который дотронулся до него.

Перемещение с мячом: игрок, получивший мяч в

движении, может сделать с ним не более 3 шагов.

После этого он должен вести мяч или передать его

15

партнёру по команде, или бросить в кольцо. После

того, как он получит очередную передачу, он снова

имеет право вести мяч.

Нарушения и наказания за них: нарушением

является несоблюдение правил игры. Обычно, после

нарушения, мяч вбрасывается в игру пострадавшим

игроком. Вбрасывание мяча в игру производится из

– за боковой линии, напротив того места на площадке,

где было совершено нарушение.

Начало игры и розыгрыш спорного мяча.

Розыгрыш начального и спорного броска

производится при начале каждого периода; при

задержке мяча, когда два игрока из противоположных

команд держат мяч одновременно; при выходе мяча

из игры од одновременного касания игроками обеих

команд; когда мяч застревает в корзине; когда

игроками совершена обоюдная ошибка. При

розыгрыше начального и спорного броска инструктор

подбрасывает мяч вертикально между игроками, и

после того, как он достигает наивысшей точки,

игроки могут касаться его. Розыгрыш начального и

спорного броска производится в центральном круге.

Правила поведения. В баскетболе для

дошкольников, как и в большом баскетболе, игроки

должны всегда проявлять корректность. Дети,

16

которые ведут себя недисциплинированно или грубо,

выводятся из игры.

Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться,

подставлять игроку подножку и т.д.

Список используемой литературы

1.Э.Й.Адашкевичене « Баскетбол для

дошкольников». М. Педагогика, 1983г.

2.Н.П. Воробьёва «Спортивные игры». М.

Педагогика,1973г.

3.Н.И. Николаева «Школа мяча», Санкт –

Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС 2008.

4.Научно – практический журнал «Инструктор по

физкультуре дошкольного образовательного

учреждения» №1 2009 г.

О.В. Мирчи « Обучение основным приёмам игры

в мяч»



В раздел образования