Автор: Шедова Екатерина Васильевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №158 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Баскетбол в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
В системе физического воспитания детей
дошкольного возраста важное место занимают игры.
Играя, ребёнок с большим интересом выполняет то,
что вне игры кажется трудным и не интересным. Для
дошкольников особенно привлекательными являются
игры с мячом, благодаря их большой
эмоциональности, динамичности, а так же
разнообразия действий в игровых ситуациях (Т.И.
Осокина, Э.Й. Адашкявичене).
Баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, городки,
настольный теннис – спортивные игры, с которыми
дети знакомятся ещё в дошкольном возрасте.
Воспитанникам нашего детского сада нравится играть
во все игры, но особенно полюбился баскетбол.
Задача первого этапа обучения – выработка у детей
определённых умений обращаться с мячом, ощущать
его свойства и производить движения в соответствии
с ними. Поэтому на начальном этапе обучения
целесообразно давать разнообразные действия, а
также стимулировать свободные игры с мячом на
занятиях физкультуры и в самостоятельной
двигательной деятельности, не ставя целью
отработку техники этих действий.
Детей необходимо познакомить с некоторыми
свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит
от прилагаемой к мячу силы, дальность броска – от
3
веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. В
упражнениях дети привыкают к мячу, осваивают его
качества, учатся управлять им. Надо добиваться,
чтобы детям нравились занятия с мячом, чтобы они с
нетерпением ждали возможность поиграть с ним.
При обучении дошкольников игре в баскетбол
применяются обычные резиновые мячи, которые
используются и при обучении другим упражнениям и
играм в детском саду.
Большое значение имеет правильное удержание мяча.
Исходное положение – держать мяч на уровне груди
двумя руками. При этом руки должны быть согнуты,
локти опущены вниз, кисти рук сбоку сзади мяча,
пальцы широко расставлены, большие направлены
друг к другу, остальные – вверх – вперёд.
Правила держания мяча
1.Мяч держи на уровне груди.
2.Руки согни, пальцы широко расставь.
3.Локти опусти вниз, мышцы рук расслабь.
Следующий этап - ловля мяча. Необходимо учить
встречать мяч руками как можно раньше, образуя из
пальцев как бы половину полого шара, в который
поместится мяч. Ребёнок следит за полётом мяча, и
как только мяч прикоснётся к кончикам пальцев, он
должен захватить его и подтянуть его
4
амортизирующим движением. При этом
одновременно надо ноги сгибать так, чтобы принять
положение исходной стойки.
Правила ловли мяча
1.Мяч необходимо ловить кистями рук, не
прижимая к груди, продвигаясь навстречу
летящему мячу.
2.Не задерживать мяч в руках, быстро действовать
с ним.
Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать
детей и передаче его двумя руками с места, в
дальнейшем в движении. Детей следует научить
передавать мяч с правильной осанки, держа мяч
двумя руками на уровне груди.
Правила передачи мяча
1.Локти необходимо опустить вниз.
2.Бросать мяч на уровне груди партнёра.
3.Сопровождать мяч взглядом и руками.
Одним из важных действий с мячом является его
ведение, т.е. ведение его по площадке.
Обучать ловле мяча следует после того, как дети
научатся правильно стоять, держать мяч,
передвигаться по площадке. Ловлю мяча и передачу
его необходимо выполнять сначала при ходьбе, затем
5
в движении. Надо учить детей ловить мяч, летящий
навстречу и сбоку, низко и высоко, на месте и в
движении. При обучении передаче мяча одной рукой
от плеча необходимо развивать и совершенствовать
умения передавать его как правой , так и левой рукой.
Упражнения для обучения ловле и передачи мяча
1. Построение: дети встают в две шеренги, лицом
друг к другу, на расстоянии от 2 до 3 метров.
Выполнение: дети в парах передают мяч друг
другу.
2.Дети по трое встают в одну линию на
расстоянии 2 метров друг от другого. Мяч
находится у ребёнка, который стоит в середине.
Выполнение: в середине стоящий ребёнок,
бросает мяч стоящему справа, получает от него
мяч и бросает стоящему слева.
Ведение мяча
6
Одним из самых важных действий с мячом является
его ведение, т.е. перемещение с ним по площадке, что
предусматривается правилами спортивных игр.
Ведение мяча – более целенаправленное действие, к
технике ведения мяча предъявляются определённые
правила. При ведении мяча дети приучаются
передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя
тело несколько вперёд.
Правила ведения мяча
1.Не бить по мячу, а толкать его вниз.
2.Вести мяч вперёд – сбоку, а не прямо перед
собой.
3.Смотреть вперёд, а не вниз на мяч.
При обучении ведению мяча целесообразно вначале
использовать подготовительные упражнения:
отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и
левой рукой на месте, ведение на месте правой и
левой руками, ведение на месте попеременно и др.,
которые позволяют освоить способ накладывания
руки на мяч.
Упражнения для обучения ведению мяча
7
1.Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз
правой , затем левой руками.
2.Ведение мяча на месте попеременно правой и
левой рукой, накладывая правую кисть сверху
справа, а левую – слева сверху.
3.Ведение мяча вокруг себя правой, затем левой
рукой и попеременно правой и левой рукой.
4.Ведение мяча по кругу правой и левой рукой.
5. Построение : первый ребёнок первой шеренги
ведёт мяч, передаёт его первому игроку второй
шеренги, а сам становится на его место; тот ведёт и
передаёт мяч второму игроку первой шеренги и
выполняет то же самое. Второй игрок первой
шеренги передаёт мяч второму игроку второй
шеренги, тот третьему игроку первой шеренги и
т.д. последний ребёнок первой шеренги, получив
мяч, ведёт его вдоль колонны, передаёт мяч
первому игроку и сам становится на его место.
Упражнение повторяется.
6. Группа разбивается на подгруппы по 6 человек,
которые располагаются по всей длине площадки.
Выполнение: первый игрок ведёт мяч ко второму,
передав мяч, становится на его место; второй ведёт
к третьему и выполняет то же самое. Последний
игрок возвращается на место первого.
7. Построение: дети строятся в колонны по 4 -6
человек. Напротив каждой колонны выстраиваются
8
кегли ( 5 – 6 шт.) на расстоянии 1,5 до 2 метров.
Первые игроки в колонне имеют мячи.
Выполнение: после сигнала инструктора дети ведут
мяч, обводя первую кеглю справа, вторую слева и
т.д. обратно ведут мячи прямой, передают их
следующим, а сами становятся в конец колонны.
Бросание мяча в корзину
Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с
места следует из такого же исходного положения,
как и передаче мяча. Удерживая мяч на уровне
груди, ребёнок должен описать им небольшую
дугу вниз и на себя и, выпрямляя руки вверх,
бросать его с одновременным разгибанием ног.
Кисти и пальцы при этом мягким толчком
направляют мяч в корзину.
9
При броске одной рукой от плеча с места одна нога
выставляется на полшага вперёд. Мяч находится на
ладони согнутой в локтевом суставе бросающей
руки и придерживается другой рукой.
Правила броска мяча в корзину
1. Бросая мяч в корзину, не опускать голову,
сопровождать его руками.
2.Смотреть в передний край кольца, если бросаешь
стоя прямо перед корзиной. Если находишься не
перед корзиной, необходимо бросать с отскоком
от щита – прицеливаться в ту точку, в которую
необходимо попасть.
3. Бросать смело; если мяч не попадёт в корзину, не
падать духом, повторить ещё раз или передать
мяч товарищу, который находится в более
удобном положении. Броскам мяча в корзину
детей обучают одновременно с обучением
передачи мяча.
Упражнения для обучения броскам мяча в
корзину
1. Построение: дети строятся в две колонны по 4
– 6 человек в каждой напротив одной корзины.
Одна занимает место с одной стороны
корзины, другая с другой.
10
Выполнение: стоящие первыми выполняют
бросок, стараясь попасть в корзину, ловят мяч
и становятся в конец своей колонны. То же
выполняют и другие игроки.
2. Построение: 5 -6 детей свободно
располагаются напротив корзины, каждый с
мячом.
Выполнение: после сигнала инструктора дети
бросают мячи в корзину, стараясь как можно
чаще попасть.
ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА
Подвижные игры с мячом
1. « Играй, играй не теряй»
2. « Сделай фигуру»
3. «Вызовы по имени»
Игры с передачей и ловлей мяча
11
1. «Десять передач»
2. «Мяч водящему»
3. «Гонка мячей по кругу»
4. « Поймай мяч»
5. «Четыре мяча»
8. « Успей поймать» (в круге)
Игры с ведением мяча
1. «Мотоциклисты»
2. «Скажи, какой цвет»
3. « Ведение мяча парами»
. « Эстафета с мячом»
Игры с бросками мяча в корзину
1. « Пять бросков»
2. «Бросание мяча в парах»
3. «Метко в корзину»
4. « Чья команда больше»
5. « Борьба за мяч» ( борьба за мяч капитанов)
6. «Защита крепости»
7. « Мяч капитану»
Игры с ловлей, передачей и ловлей мяча
12
1. « Мяч ловцу»
13
Правила игры в баскетбол для
дошкольников
Игра в баскетбол для дошкольников имеет форму
подвижной игры. В ней учтены возрастные
особенности детей 5 – 7 лет, уровень навыков
владения мячом.
Цель игры: забросить как можно больше мячей в
корзину соперника, соблюдая при этом правила.
Участники игры: каждая команда состоит из 5
играющих на площадке и несколько запасных. Игроки
команд должны иметь отличительные знаки, которые
находятся на майке спереди и сзади.
Судейство: инструктор следит за выполнением
правил игры: даёт сигнал при нарушениях правил,
14
засчитывает попадание мячей в корзину, решает
спорные мячи, контролирует время игры.
Время игры: игра состоит из двух пятиминутных
таймов, между которыми пятиминутный перерыв. Во
время перерыва и в конце игры проводится
малоподвижная игра с мячом, с целью приведения
организма ребёнка в более спокойное состояние.
Счёт игры: при попадании мяча в корзину
начисляется 2 очка. Игра заканчивается победой
одной из команд или ничьей.
Правила проведения игры
Правило замены игрока: инструктор может менять
игроков в течение всей игры. Чаще всего это делается
во время перерыва, но по необходимости.
Выход мяча из игры: мяч, пересёкший боковую
линию или лицевую, считается вышедшим из игры. В
этом случае назначается вбрасывание с того места,
где мяч пересёк линию, игроком противоположной
команды. Мяч считается вышедшим из игры от
игрока, который дотронулся до него.
Перемещение с мячом: игрок, получивший мяч в
движении, может сделать с ним не более 3 шагов.
После этого он должен вести мяч или передать его
15
партнёру по команде, или бросить в кольцо. После
того, как он получит очередную передачу, он снова
имеет право вести мяч.
Нарушения и наказания за них: нарушением
является несоблюдение правил игры. Обычно, после
нарушения, мяч вбрасывается в игру пострадавшим
игроком. Вбрасывание мяча в игру производится из
– за боковой линии, напротив того места на площадке,
где было совершено нарушение.
Начало игры и розыгрыш спорного мяча.
Розыгрыш начального и спорного броска
производится при начале каждого периода; при
задержке мяча, когда два игрока из противоположных
команд держат мяч одновременно; при выходе мяча
из игры од одновременного касания игроками обеих
команд; когда мяч застревает в корзине; когда
игроками совершена обоюдная ошибка. При
розыгрыше начального и спорного броска инструктор
подбрасывает мяч вертикально между игроками, и
после того, как он достигает наивысшей точки,
игроки могут касаться его. Розыгрыш начального и
спорного броска производится в центральном круге.
Правила поведения. В баскетболе для
дошкольников, как и в большом баскетболе, игроки
должны всегда проявлять корректность. Дети,
16
которые ведут себя недисциплинированно или грубо,
выводятся из игры.
Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться,
подставлять игроку подножку и т.д.
Список используемой литературы
1.Э.Й.Адашкевичене « Баскетбол для
дошкольников». М. Педагогика, 1983г.
2.Н.П. Воробьёва «Спортивные игры». М.
Педагогика,1973г.
3.Н.И. Николаева «Школа мяча», Санкт –
Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС 2008.
4.Научно – практический журнал «Инструктор по
физкультуре дошкольного образовательного
учреждения» №1 2009 г.
О.В. Мирчи « Обучение основным приёмам игры
в мяч»