Напоминание

Значение билингвизма в информационном обществе


Автор: Земцева Вера Ивановна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ЧПОУ Медицинский Колледж "Авиценна"
Населённый пункт: г. Ставрополь Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Значение билингвизма в информационном обществе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В.И. Земцева

Россия, Ставрополь, ЧПОУ Медицинский Колледж «Авиценна»

Значение билингвизма в информационном обществе

В данной работе рассматривается актуальность билингвизма в современном

обществе.

In the given work actuality of the bilingualism in modern society is considered.

Социально-экономические перемены в России находят свое отражение и в системе

образования. Переход к цивилизованной рыночной экономике ставит перед обществом

проблему качественной подготовки и переподготовки специалистов различных сфер

деятельности человека. Время выдвигает перед обществом и каждым человеком

проблему овладения профессионально значимой информацией и ставит их перед

необходимостью поиска ответов на жизненно важные вопросы.

Мы живем в эпоху становления информационного общества, где каждая сфера нашей

жизни в той или иной степени связана с информацией и информатизацией. В условиях

формирования информационной культуры возрастает потребность личности в поиске,

переработке и интерпретации информации, вырабатываются навыки поведения в

инфосреде.

Особенно остро ощущается данная проблема как в высших, так и в средне-

технических

в

учебных

заведениях,

поскольку

социальные

изменения

в

обществе

привели

к

качественной

реорганизации

образования

Российской

Федерации.

Только

компетентные

специалисты

способны

на

высоком

профессиональном

уровне

поднять

современное производство и обеспечить выживание общества, его выход из глубокого

социально-экономического

кризиса,

возврат

к

национально-культурным

традициям

и

полноценным контактам с другими странами и народами во многих сферах человеческой

деятельности.

Проблема билингвизма становится все более актуальной, поскольку второй язык

используется

в

качестве

средства,

обеспечивающего

наиболее

успешную

социальную

интеграцию в изменяющееся общество.

Билингвизм – это владение и попеременное пользование лицом или коллективом двумя

языками или двуязычие. [1]

Различают

три

уровня

двуязычия

начальный

(второй

язык

выполняет

только

коммуникативную

функцию),

переходный

(присоединяется

также

и

экспрессивная

функция) и адекватный (на втором языке осуществляется мышление). В нашей стране

наиболее

популярный

пока

начальный

уровень,

что

обусловлено

влиянием

социокультурных факторов. [2]

Развитие информационных технологий и увеличение места, занимаемого ими в жизни

современного человека, требуют переосмысления ряда традиционно решаемых вопросов

изучения иностранного языка. Появляется возможность использовать новые подходы в

обучении, интегрируя современные электронные средства с традиционными. Развитие и

использование

информационных

ресурсов

и

технологий

представляется

практически

невозможным

без

знания

иностранного

языка

(80%

информации,

хранящейся

в

электронном

виде,

представлено

на

английском

языке).

Происходит

взаимодействие

прагматических

аспектов

изучения

иностранного

языка

и

его

потенциала

в

плане

формирования

информационной

культуры,

что

особенно

актуально

для

сферы

профессионального

образования,

обеспечивающего

качество

подготовки

кадров

для

производства и науки, равно как и для других областей жизнедеятельности человека.

По результатам социологических опросов молодых специалистов видно, что только

10% хорошо знают английский язык. Показатели по другим языкам значительно хуже. В

западных

странах

свободное

владение

английским

языком

как

средством

международного

общения

для

специалистов

и

ученых

является

нормой,

поскольку

взаимодействие между профессионалами, реализуемое в общении и информационном

обмене, - одно из важнейших условий высокой эффективности трудовой деятельности.

Особое

значение

иностранный

язык,

английский

в

частности,

приобретает

для

специалистов в области вычислительной техники и электроники. Для них английский –

не только язык делового общения, но и международный язык информатики. Его роль в

данной области настолько велика, что написать простую программу на любом языке

программирования, не зная английского, непомерно сложная задача. Поэтому уровень

мотивации и процент владеющих иностранным языком в этой профессиональной среде

достаточно высок. Для большинства современных специалистов знание второго языка

неизбежно

становится

стандартом

жизни,

что

обусловлено

необходимостью

анализа

иноязычной информации и ее использования для решения профессиональных задач.

Значительная роль изучению иностранных языков отводится в медицинском

колледже.

Целью

изучения

иностранных

языков

студентами-медиками

является

овладение навыками чтения литературы по специальности для получения информации, а

также

закрепление

навыков

ведения

беседы

на

иностранном

языке

в

пределах

тем,

связанных с будущей специальностью в области медицины.

В современном мире расширяются деловые связи медиков разных стран. Непрерывно

растет

объем

информации,

в

том

числе

и

на

иностранных

языках.

Посредством

компьютера и Интернета стало возможным получить и передать значительный объем

данных в считанные секунды из одной части света в другую, применяя иностранный

язык

в

качестве

посредника.

Расширение

международных

связей

и

туристской

деятельности

в

России

актуализируют

проблему

подготовки

квалифицированных

специалистов

со

знанием

иностранных

языков

Цель

одновременного

изучения

двух

иностранных языков – научиться устному и письменному общению на иностранных

языках в туристской сфере, в профессиональной деятельности с учетом взаимодействия

партнеров на основе планируемого коммуникативного намерения, с учетом перспектив

использования

иностранных

языков

как

в

профессиональной

деятельности,

так

и

в

непосредственном общении с носителями языков. Это поможет им в развитии умений

самостоятельного

поиска

необходимой

социострановедческой

информации

о

рынках

труда

для

молодых

специалистов

в

стране

изучаемого

языка,

в

знакомстве

с

требованиями

работадателей

к

уровню

образованности

и

профессионализма

специалистов,

в

творческом

переосмыслении

и

использовании

информации

при

выполнении коммуникативных заданий и упражнений.

Иностранный язык современного специалиста – это и орудие производства, и часть

культуры,

и

средство

самосовершенствования.

Билингвизм

как

явление

социальное

приобретает

все

большую

значимость

и

становится

неотъемлемым

атрибутом

информационного

общества.

Дальнейший

прогресс

человечества

зависит

от

накопленной информации, от того, как ее использует современное поколение, в первую

очередь студенты вузов – будущие руководители, специалисты, ученые. Знание второго

языка

залог

успешной

карьеры

квалифицированного

специалиста,

востребованного

рынком труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых

стандартов

Литература

1.

Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. – М.: “Мартин”,

2006. – 704 c.

2.

Ковалева С.С. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.:

Издательство “Экзамен”, 2006. – 381,[3] с. .



В раздел образования