Напоминание

Нравственные основы воспитания ребенка в семье


Автор: Лопатина Раиса Спиридоновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Кэнчээри"
Населённый пункт: РС(Я),Кобяйский улус,с.Тыайа
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственные основы воспитания ребенка в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственные основы воспитания ребенка в семье

Характер и нравственное поведение

ребенка – это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер и их

поведение.

Э.Фромм.

«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьей» - писал в

своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и

психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же

образовательных учреждений является лишь обучение детей.

К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек

может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность

между прошлым, настоящим и будущим.

Такую возможность человеку может дать только семья. В своих письмах Л.Н.Толстой говорил о

том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и

злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия

подавляется и уничтожается.

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это его родители. Хорошо известно, что

любовь к детям, забота о подрастающем поколении стали нравственной нормой жизни нашего

общества,

нравственной

потребностью

большинства

родителей.

Семья

это

и

результат,

и,

пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и

экономического развития общества.

Психолого-педагогические

основы

семейного

воспитания

обуславливаются

уровнем

нравственной самоорганизации

семьи. Нравственное воспитание ребенка в значительной мере

определяется взаимоотношениями родителей и детей. Самое трудное при внедрении принципа

опережающего воздействия в области нравственного воспитания в семье – это научить родителей

анализировать изменения, происходящие в ребенке, стимулировать их развитие, а не сдерживать,

как это нередко случается по отношению к подросткам.

Изучая теоретические и методические вопросы нравственного воспитания мальчиков и девочек

в семье, мы обнаружили, что вопросы дифференцированного по половому признаку воспитания

детей крайне скудно освещены в литературе.

Половозрастной

подход

в

семейном

воспитании

детей

не

применяется

из-за

общей

методологической не разработанности проблемы. Разработка содержания нравственного воспитания

детей в семье с учетом половозрастных различий должна вытекать из нового понимания проблемы

воспитания ребенка.

Такой подход возможен только на основе изучения сегодняшней практики

воспитания детей в семье, новых целей воспитания и установок у родителей, на которые они

ориентируются, осуществляя нравственное воспитание своих детей.

Проводя опытное изучение проблемы, мы использовали письменные опросы, которые

подкреплялись

личными

наблюдениями

за

общением

детей

и

родителей

дома

и

в

другой

обстановке.

Представленные

материалы

являются

в

основном

результатом

опросных

методов

исследования.

Как показывают материалы эксперимента, можно прийти к выводу, что на успешность

воспитания большое влияние оказывает правильное распределение педагогических сил в семье, в

первую очередь, степень участия отца и матери в воспитании детей. Выявлено сходство условий

положительного влияния детско-родительских отношений на степень доброжелательного общения

между сверстниками в группе детского сада.

Проводя опытно-экспериментальную работу, мы выяснили, что во многих семьях (особенно у

молодых)

утеряны

корни

этнопедагогического

воспитания.

Ведь

семья

является

главным

хранителем этнопедагогических традиций. Главный добытчик, защитник, опора в семье – отец; он

пользуется авторитетом, его слова и действия направляют жизнь в семье, хотя он не принимает

непосредственного участия в мелочах семейной жизни (например, одежда не выстирана, дети

обросли, пуговица не пришита, пора приобрести для кого-то что-то и т. д.). Полная хозяйка внутри

семьи, распределитель, в последние годы наряду с мужем еще и добытчик – мать; она ведает всеми

делами внутри семьи, дает распоряжения, управляет взаимоотношениями ее членов, заботятся об их

благополучии;

она

является

хранительницей

семейного

очага.

Особым

авторитетом

по

всем

жизненным

вопросам

пользуются

бабушки

и

дедушки;

они

хранители

народной

мудрости,

инстинктивно понимают и знают по опыту тонкости воспитания, лучшие воспитатели детей; они,

как правило, общаются с внуками с чувством особой нежности и любви, а ребенок с ними

непосредственен, раскован, что создает благоприятные условия для самоутверждения; в свое время

К.Д.Ушинский

образно

назвал

их

«природными

педагогами».

Старшие

братья

и

сестры

непосредственные образцы для подражания по всем большим и малым жизненным вопросам (в

одежде, манере поведения, общении с другими, оценке окружающих предметов и явлений).

Много

внимания

уделяли

по

воспитательной

работе

с

родителями

вопросам

народной

педагогики. Основными направлениями являются: возрождение якутской традиционной педагогики,

распространение опыта отца в воспитании детей в молодых семьях. В традициях социального

воспитания

народов

Якутии

особо

выделяются

половозрастной

подход

к

его

организации.

В

народной

педагогике

младшие

и

старшие,

мальчики

и

девочки

воспитываются

средствами

и

приемами, которые соответствуют их возрасту и половым различиям.

Опыт и проведенный эксперимент показывают, что наряду с воспитанием детей необходимо

вести воспитательную работу с родителями с целью повышения их педагогической культуры. Как и

многие педагогические коллективы, мы думаем, как привлечь отцов к воспитанию детей. Сегодня

катастрофически не хватает общения мужчин - отцов семейства с мальчиками и девочками.

Успешно прошла неделя отцов под девизом «Уол о5ону эр киhилии иитиэххэ», отцы заполнили

анкету, было сказано много предложений, идей. Для отцов провели беседы о воспитании мальчиков

в семье, давались в виде заданий педагогические ситуации. Показали им выставку изделий детей.

Проведена игра « Поле чудес», смотр выставочного творчества «Папа и я», конкурс «Байанайдаах

булчут», «Мой папа самый, самый…» конкурс эпилент.

Отцы стали вести мероприятия «Смотр

песни и строя», соревнования по национальным видам спорта, ознакомление детей по соблюдению

обычаев охоты, рыбной ловли.

Для девочек работает кружок «Кыра хаhаайкалар», где девочки охотно занимаются вышиванием,

бисеровышиванием. С большим удовольствием готовят салаты, печенья и угощают ребят. Также

проводятся конкурсы «Мин ийэбинээн», «Кэрэчээнэ Куо», «Картофельный банкет», в которых

принимают активное участие наши мамы. Ежегодно проводится конкурс рисунков «Моя мама»,

«Мой отец». В неделе пожилых людей проведен конкурс « Ийэбиниин иллээхпит, эбэбиниин

эйэлээхпит».

Работа с детьми планируется и ведется по всем разделам образовательной программы, с учетом

полоролевых, физиологических, психологических и индивидуальных особенностей. Таким образом,

начатое

дело

мы

надеемся

продолжить,

опираясь

на

опыт

работы

специалистов

и

новые

исследовательские материалы по раздельному воспитанию.

Лопатина Раиса Спиридоновна

Ст.воспитатель МБДОУ «Детский сад №21 «Кэнчээри»

с.Тыайа, Кобяйского улуса, РС(Я).



В раздел образования