Автор: Лопатина Раиса Спиридоновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Кэнчээри"
Населённый пункт: РС(Я),Кобяйский улус,с.Тыайа
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственные основы воспитания ребенка в семье
Раздел: дошкольное образование
Нравственные основы воспитания ребенка в семье
Характер и нравственное поведение
ребенка – это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их
поведение.
Э.Фромм.
«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьей» - писал в
своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.
В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и
психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же
образовательных учреждений является лишь обучение детей.
К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек
может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность
между прошлым, настоящим и будущим.
Такую возможность человеку может дать только семья. В своих письмах Л.Н.Толстой говорил о
том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и
злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия
подавляется и уничтожается.
Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это его родители. Хорошо известно, что
любовь к детям, забота о подрастающем поколении стали нравственной нормой жизни нашего
общества,
нравственной
потребностью
большинства
родителей.
Семья
–
это
и
результат,
и,
пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и
экономического развития общества.
Психолого-педагогические
основы
семейного
воспитания
обуславливаются
уровнем
нравственной самоорганизации
семьи. Нравственное воспитание ребенка в значительной мере
определяется взаимоотношениями родителей и детей. Самое трудное при внедрении принципа
опережающего воздействия в области нравственного воспитания в семье – это научить родителей
анализировать изменения, происходящие в ребенке, стимулировать их развитие, а не сдерживать,
как это нередко случается по отношению к подросткам.
Изучая теоретические и методические вопросы нравственного воспитания мальчиков и девочек
в семье, мы обнаружили, что вопросы дифференцированного по половому признаку воспитания
детей крайне скудно освещены в литературе.
Половозрастной
подход
в
семейном
воспитании
детей
не
применяется
из-за
общей
методологической не разработанности проблемы. Разработка содержания нравственного воспитания
детей в семье с учетом половозрастных различий должна вытекать из нового понимания проблемы
воспитания ребенка.
Такой подход возможен только на основе изучения сегодняшней практики
воспитания детей в семье, новых целей воспитания и установок у родителей, на которые они
ориентируются, осуществляя нравственное воспитание своих детей.
Проводя опытное изучение проблемы, мы использовали письменные опросы, которые
подкреплялись
личными
наблюдениями
за
общением
детей
и
родителей
дома
и
в
другой
обстановке.
Представленные
материалы
являются
в
основном
результатом
опросных
методов
исследования.
Как показывают материалы эксперимента, можно прийти к выводу, что на успешность
воспитания большое влияние оказывает правильное распределение педагогических сил в семье, в
первую очередь, степень участия отца и матери в воспитании детей. Выявлено сходство условий
положительного влияния детско-родительских отношений на степень доброжелательного общения
между сверстниками в группе детского сада.
Проводя опытно-экспериментальную работу, мы выяснили, что во многих семьях (особенно у
молодых)
утеряны
корни
этнопедагогического
воспитания.
Ведь
семья
является
главным
хранителем этнопедагогических традиций. Главный добытчик, защитник, опора в семье – отец; он
пользуется авторитетом, его слова и действия направляют жизнь в семье, хотя он не принимает
непосредственного участия в мелочах семейной жизни (например, одежда не выстирана, дети
обросли, пуговица не пришита, пора приобрести для кого-то что-то и т. д.). Полная хозяйка внутри
семьи, распределитель, в последние годы наряду с мужем еще и добытчик – мать; она ведает всеми
делами внутри семьи, дает распоряжения, управляет взаимоотношениями ее членов, заботятся об их
благополучии;
она
является
хранительницей
семейного
очага.
Особым
авторитетом
по
всем
жизненным
вопросам
пользуются
бабушки
и
дедушки;
они
хранители
народной
мудрости,
инстинктивно понимают и знают по опыту тонкости воспитания, лучшие воспитатели детей; они,
как правило, общаются с внуками с чувством особой нежности и любви, а ребенок с ними
непосредственен, раскован, что создает благоприятные условия для самоутверждения; в свое время
К.Д.Ушинский
образно
назвал
их
«природными
педагогами».
Старшие
братья
и
сестры
–
непосредственные образцы для подражания по всем большим и малым жизненным вопросам (в
одежде, манере поведения, общении с другими, оценке окружающих предметов и явлений).
Много
внимания
уделяли
по
воспитательной
работе
с
родителями
вопросам
народной
педагогики. Основными направлениями являются: возрождение якутской традиционной педагогики,
распространение опыта отца в воспитании детей в молодых семьях. В традициях социального
воспитания
народов
Якутии
особо
выделяются
половозрастной
подход
к
его
организации.
В
народной
педагогике
младшие
и
старшие,
мальчики
и
девочки
воспитываются
средствами
и
приемами, которые соответствуют их возрасту и половым различиям.
Опыт и проведенный эксперимент показывают, что наряду с воспитанием детей необходимо
вести воспитательную работу с родителями с целью повышения их педагогической культуры. Как и
многие педагогические коллективы, мы думаем, как привлечь отцов к воспитанию детей. Сегодня
катастрофически не хватает общения мужчин - отцов семейства с мальчиками и девочками.
Успешно прошла неделя отцов под девизом «Уол о5ону эр киhилии иитиэххэ», отцы заполнили
анкету, было сказано много предложений, идей. Для отцов провели беседы о воспитании мальчиков
в семье, давались в виде заданий педагогические ситуации. Показали им выставку изделий детей.
Проведена игра « Поле чудес», смотр выставочного творчества «Папа и я», конкурс «Байанайдаах
булчут», «Мой папа самый, самый…» конкурс эпилент.
Отцы стали вести мероприятия «Смотр
песни и строя», соревнования по национальным видам спорта, ознакомление детей по соблюдению
обычаев охоты, рыбной ловли.
Для девочек работает кружок «Кыра хаhаайкалар», где девочки охотно занимаются вышиванием,
бисеровышиванием. С большим удовольствием готовят салаты, печенья и угощают ребят. Также
проводятся конкурсы «Мин ийэбинээн», «Кэрэчээнэ Куо», «Картофельный банкет», в которых
принимают активное участие наши мамы. Ежегодно проводится конкурс рисунков «Моя мама»,
«Мой отец». В неделе пожилых людей проведен конкурс « Ийэбиниин иллээхпит, эбэбиниин
эйэлээхпит».
Работа с детьми планируется и ведется по всем разделам образовательной программы, с учетом
полоролевых, физиологических, психологических и индивидуальных особенностей. Таким образом,
начатое
дело
мы
надеемся
продолжить,
опираясь
на
опыт
работы
специалистов
и
новые
исследовательские материалы по раздельному воспитанию.
Лопатина Раиса Спиридоновна
Ст.воспитатель МБДОУ «Детский сад №21 «Кэнчээри»
с.Тыайа, Кобяйского улуса, РС(Я).