Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции на основе развития творческого потенциала у учащихся при обучении русскому языку по Образовательной системе "Школа - 2100"


Автор: Зырянова Лилия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ ""Гимназия №9"
Населённый пункт: г.Краснокаменск Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на основе развития творческого потенциала у учащихся при обучении русскому языку по Образовательной системе "Школа - 2100"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование коммуникативной компетенции на основе

развития творческого потенциала у учащихся при обучении

русскому языку по Образовательной системе

«Школа - 2100»

Зырянова Лилия Васильевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №9» г. Краснокаменска.

Учить творчеству, а не только технике

решения учебных задач. Только тот человек

может полноценно действовать в

изменяющемся мире, изменить этот мир,

внести в него что-то новое, который

способен самостоятельно выйти за пределы

стандартного набора знаний, навыков и

умений, сделать самостоятельный выбор,

принять самостоятельное решение.

А.А.Леонтьев

«Педагогика здравого смысла»

Образовательная

система

выполняет

множество

жизненно

важных для подрастающего поколения функций, одна из которых –

Формирование

коммуникативной

компетенции.

Она

очень

важна

при вхождении школьников в мир социального опыта. В реализации

этой

функции

важную

роль

играет

подготовка

учащихся

к

творческой деятельности в системе дальнейшего их образования и

профессиональной деятельности.

В

целях

развития

творческого

потенциала

школьников

коллективом ученых в составе Р.Н. Бунеева, Е.Е. Бунеевой, А.А.

Вахрушева, А.В. Горячева, Н.В. Ладыженской, Л.Г. Петерсон, О.В.

Прониной была разработана программа «Школа - 2100» (концепция,

методические

рекомендации

по

предметам,

учебники

и

т.д.),

в

основу

которой

положен

креативный

принцип,

его

реализация

способствует

«выращиванию»

у

учеников

способности

и

потребности самостоятельно находить решение не встречающихся

ранее учебных и внеучебных задач.

Программа

«Школа

-

2100»,

разработанная

в

концепции

образовательной

политики

в

Российской

Федерации

и

направленная на гуманизацию образования, позволяет формировать

творческий

потенциал

у

учащихся

как

основу

их

дальнейшего

роста и развития, содержит ряд возможностей, характеризующих ее

как базу формирования творческого потенциала у школьников. К

ним относятся:

проблемно-диалогиче ское

обучение,

опирающее ся

н а

продуманную стратегию вариативности;

алгоритмический характер предлагаемой для усвоения системы,

способствующей

формированию

у

ребенка

эвристических

действий;

постановка учебной проблемы в логике «проблемная ситуация –

диалог – гипотеза - решение»;

технологии мотивационного обеспечения учебного процесса;

формирование

«правильного

типа

читателя»,

достигающееся

за

счет развития функциональной грамотности учащихся;

эффективность

образовательного

процесса,

основанная

на

применении

развертывающейся

системы

у п р а ж н е н и й ,

использовании

само стоятельных

творче ских

з а д а н и й ,

осуществлении

дифференцированного

подхода

к

домашнему

заданию и применение пролонгированных домашних заданий.

В

условиях

обучения

по

программе

«Школа

-

2100»

процесс

формирования творческого потенциала у школьников определяется

логикой возрастания и достижения их учебно-творческих умений и

навыков по годам обучения на основе дифференцированного подхода

к каждому ученику с учетом их индивидуальных возможностей.

Как

целесообразнее

осуществлять

работу

по

формированию

творческого

потенциала

у

учащихся

в

процессе

обучения

по

программе «Школа - 2100»? По какой системе? Она должна включать

в себя цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства.

Такая система выстроена в работе с конкретным классом гимназии

№9.

Целью

системы

работы

является

формирование

творческого

потенциала.

Она

должна

решить

ряд

задач.

Основными

из

них

являются:

1.

создание положительной мотивации у школьников в процессе

формирования их творческого потенциала;

2.

о вл а д е н и е

у ч а щ и м и с я

т е о р е т и ч е с к и м и

з н а н и я м и ,

практическими умениями и навыками творческой деятельности;

3.

формирование

убеждения

в

необходимости

осуществления

творческой деятельности, стойкого положительного отношения

к

ее

осуществлению,

направленности

на

реализацию

своей

творческой индивидуальности;

4.

формирование творческих способностей.

Каковы ее принципы?

1.

Личностно-ориентированные принципы:

1.

адаптивности;

2.

целостности;

3.

систематичности;

4.

смыслового отношения к миру;

5.

ориентировочной основы знаний;

6.

психологической комфортности;

7.

овладения культурой.

2.

Деятельностно - ориентированные принципы:

1.

управляемого

перехода

от

деятельности

в

учебной

ситуации к деятельности в жизненной ситуации,

2.

управляемого

перехода

от

совместной

уч ебно-

познавательной

деятельности

к

самостоятельной

деятельности ученика,

3.

опора на предшествующее (спонтанное) развитие,

4.

креативности.

Содержание

системы

работы

по

формированию

творческого

потенциала

следующее:

усвоение

учащимися

обязательного

минимума, предлагаемого программой. Основное внимание уделяется

расширению словарного запаса, объяснительному чтению и умению

говорить,

объяснять,

рассуждать,

делать

выводы;

определение

стартового

уровня

сформированности

творческого

потенциала,

планирование

учителем

деятельности

учеников

по

формированию

творческого потенциала на основе дифференцированного подхода к

каждому

ученику

с

учетом

его

индивидуальных

возможностей,

введение

в

процесс

обучения

эмоционально

художественного

контекста,

осуществление

межпредметной

интеграции,

создание

условий для применения полученных на уроках знаний во внеучебной

научно-творческой деятельности, диагностика и коррекция процесса

формирования

творческого

потенциала

у

школьников

в

процессе

обучения по программе «Школа - 2100».

Наиболее оптимальные форма и методы.

Формы организации творческой деятельности учащихся: уроки

диалоги,

уроки

диспуты,

творческие

уроки

и

творческие

мероприятия по итогам тем, разделов, экскурсии, уроки-игры, уроки-

путешествия, классно-групповые и индивидуальные занятия.

Методы

о бу ч е н и я :

и с п ол ь зо ва н и е

эм о ц и о н а л ь н о

художественного контекста, создание справочников, сборников работ

учащихся класса, постановки театральных миниатюр (представлений),

подготовка

докладов,

сообщений,

стимулирование

творческой

деятельности; контроля и самоконтроля в обучении.

Методы воспитания: формирования сознания (рассказ, беседа,

пример,

разъяснение),

организация

деятельности

и

формирования

опыта

поведения,

стимулирование

деятельности

и

поведения

(поощрение, соревнование).

Следующий

компонент

системы

работы

по

формированию

творческого

потенциала

у

учащихся

в

процессе

обучения

по

программе

«Школа

-

2100»

-

это средства: учебные программы и

планы,

учебные

и

наглядные

пособия

дидактический

материал,

справочная и энциклопедическая литература, ТСО.

Результатом

внедрения

данной

системы

работы

является

повышение уровня сформированности творческого потенциала у всех

учащихся данного класса. Кроме этого, важно установление субъект-

субъектных

отношений

учителя

и

ученика,

лежащих

в

основе

творческой

учебно-познавательной

деятельности,

что

является

обязательным условием формирования творческого потенциала, так

как

именно

при

такого

рода

взаимодействии

происходит

взаимодополняемость

и

взаимообогащение

их

деятельности.

Целесообразными

условиями

эффективности

формирования

творческого

потенциала

у

учащихся

в

процессе

обучения

по

программе «Школа - 2100» являются:

внедрение

в

процесс

обучения

специально

разработанной

системы;

актуализация

активных

форм

и

методов

творческой

учебно-

познавательной

деятельности учащихся (классно-групповые,

индивидуальные, игровые);

интеграция

урочной

и

внеурочной

творческой

деятельности

учащихся;

осуществление диагностики и процесса формирования творческого

потенциала у учащихся.

Описание системы работы по формированию творческого

потенциала в процессе обучения по программе «Школа 2100».

Рассмотрение

научно-теоретических

основ

формирования

творческого потенциала у школьников привело к мысли о разработке

системы

формирования

творческого

потенциала

у

учащихся,

центральным компонентом которой является цель – формирование

творческого потенциала в процессе обучения по программе «Школа -

2100».

Результатом

реализации

этой

работы

является

способность

ребенка

креативно

смотреть

на

окружающую

действительность,

активно участвовать в ее творческом преобразовании; формирование

стойкой потребности и готовности к творческому саморазвитию и

самореализации. В ходе осуществления работы по этой системе были

пересмотрены

с

точки

зрения

эффективности

формирования

творческого потенциала у учащихся материалы уроков, дополнены их

формы

(уроками

диалогами,

диспутами,

играми,

экскурсиями,

творческими

мастерскими,

классно-групповыми,

индивидуальными

занятиями),

акцентированы

методы

на

развитие

творческого

потенциала личности школьника. Среди них:

выпуск

сборника

лучших

творческих

работ

учащихся

по

годам

обучения

(тематические

сочинения,

сочинения-рассуждения,

стихи,

эссе, сказки, басни);

создание «Тетради - помощницы» - своего рода справочника с

опорными

конспектами,

сюжетными

рисунками,

про сто

иллюстрациями;

постановки

сценических

миниатюр

(«Сказочное

появление

Междометия»,

«Ст рашная

история

об

и с ч е з н о в е н и и

существительных» и т.д.);

работа

с

новыми

словами

(работа

со

значением

слова,

подбор

синонимов,

антонимов,

написание

небольшого

эссе

с

использованием данного слова, по возможности, сопровождение

иллюстрацией,

самостоятельный

поиск

значения

слова

в

нескольких

словарях,

подбор

пословиц,

поговорок

с

данным

словом, поиск контекстуального значения слова во время работы с

текстом на уроке);

урок-игра с использованием дополнительных творческих заданий,

имеющих

целью

необходимость

привлечения

материала

программы

к

решению

новых

проблем,

предст авление

возможности

еще

раз

обратиться

к

материалу

урока,

увидеть

применение полученных знаний в новой ситуации и условиях, тем

самым обогатить опыт творческой деятельности;

подготовка

докладов,

рефератов

(обучение

пользованию

дополнительными

источниками

информации,

справочными

пособиями,

получение

практики

публичных

выступлений

на

ежегодных

гимназических

Ломоносовских

чтениях,

районных

Научно-практических конференциях; возможности самостоятельно

выбрать и разработать тему выступления);

проведение

итоговых

творческих

мероприятий

(коллективная

деятельность,

когда

в

зависимости

от

проводимого

события

участвуют

группы

или

весь

класс:

«Праздник

славянской

письменности»,

«Интеллектуальный

марафон»

и

т.д.),

на

таких

мероприятиях осуществляется интеграция урочной и внеурочной

творческой

деятельности

учащихся,

являющаяся

важнейшим

условием формирования их творческого потенциала, связанная с

использованием

активных

форм

и

методов

творческой

учебно-

познавательной

деятельности

учащихся,

выходящей

за

рамки

уроков,

что

создает

благоприятные

условия

для

творческого

самовыражения

каждого

ученика,

повышает

положительную

мотивацию к творчеству;

межпредметная

интеграция

(интегрированные

уроки

русского

и

иностранных

языков

учащиеся

данного

класса

изучают

английский,

французский,

немецкий

языки

(по

группам)

и

китайский язык как второй иностранный, один из таких уроков

«Край родной - Забайкалье»).

важным звеном данной системы стал элективный курс «Теория и

практика сочинений разных жанров», предложенный учащимся в 9

классе;

цель

данного

курса

сформировать

на

основе

теоретических знаний практические умения и навыки, связанные с

правильным,

коммуникативно-целесообразным

использованием

приёмов и методов создания художественного текста, в основном

публицистического стиля; задачи курса:

а) дать возможность учащимся 9 класса реализовать свой интерес к

словесному творчеству,

б) путем системного подхода научить приёмам, технологии написания

сочинений,

в)

улучшить

стилистическую

подготовленность

учащихся

к

словесному творчеству в старших классах,

г) создать хорошие условия для подготовки к ОГЭ;

итоговое занятие – это «Общественный смотр знаний», где каждый

слушатель курса выступил со своей творческой работой (сочинение-

интервью, сочинение-репортаж, портретный очерк, путевые заметки и

т.д.).

Завершающий этап – обучение в 10-11 классах.

Большое удовлетворение испытывает и учитель, и учащиеся при

проведении творческих практикумов. Основы их – подробно и

интересно разработанный материал учебников для 10,11 класса

авторами

«Школы

2100».

Итоговыми

творческими

работами

стали рефераты учащихся на лингвистические темы. Лучшие из

них

представлены

на

Ломоносовских

чтениях

в

гимназии

и

Научно-практической конференции «Шаг в науку» в городе.

Итог всей работы – успешно сданный учащимися класса ЕГЭ

(качество 70%), в задании С(сочинение) из 23 возможных баллов

учащиеся этого класса получили 22 балла – 3, 21 балл – 3,

20 баллов – 4, 19 баллов – 3, 18 баллов – 3, 17 баллов – 2,

16 баллов – 1, 15 баллов – 1. Пять учеников успешно обучались по

филологическому профилю и стали студентами филологических

факультетов

университетов

г.

Новосибирска,

г.Томска,

г.Санкт-

Петербурга.

Всё

это

даёт

основание

считать,

что

Образовательная

система

«Школа-2100»

позволяет

на

высоком

уровне

формировать

коммуникативную компетенцию на основе развития творческого

потенциала у учащихся при обучении русскому языку.



В раздел образования