Автор: Зырянова Лилия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ ""Гимназия №9"
Населённый пункт: г.Краснокаменск Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на основе развития творческого потенциала у учащихся при обучении русскому языку по Образовательной системе "Школа - 2100"
Раздел: среднее образование
Формирование коммуникативной компетенции на основе
развития творческого потенциала у учащихся при обучении
русскому языку по Образовательной системе
«Школа - 2100»
Зырянова Лилия Васильевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №9» г. Краснокаменска.
Учить творчеству, а не только технике
решения учебных задач. Только тот человек
может полноценно действовать в
изменяющемся мире, изменить этот мир,
внести в него что-то новое, который
способен самостоятельно выйти за пределы
стандартного набора знаний, навыков и
умений, сделать самостоятельный выбор,
принять самостоятельное решение.
А.А.Леонтьев
«Педагогика здравого смысла»
Образовательная
система
выполняет
множество
жизненно
важных для подрастающего поколения функций, одна из которых –
Формирование
коммуникативной
компетенции.
Она
очень
важна
при вхождении школьников в мир социального опыта. В реализации
этой
функции
важную
роль
играет
подготовка
учащихся
к
творческой деятельности в системе дальнейшего их образования и
профессиональной деятельности.
В
целях
развития
творческого
потенциала
школьников
коллективом ученых в составе Р.Н. Бунеева, Е.Е. Бунеевой, А.А.
Вахрушева, А.В. Горячева, Н.В. Ладыженской, Л.Г. Петерсон, О.В.
Прониной была разработана программа «Школа - 2100» (концепция,
методические
рекомендации
по
предметам,
учебники
и
т.д.),
в
основу
которой
положен
креативный
принцип,
его
реализация
способствует
«выращиванию»
у
учеников
способности
и
потребности самостоятельно находить решение не встречающихся
ранее учебных и внеучебных задач.
Программа
«Школа
-
2100»,
разработанная
в
концепции
образовательной
политики
в
Российской
Федерации
и
направленная на гуманизацию образования, позволяет формировать
творческий
потенциал
у
учащихся
как
основу
их
дальнейшего
роста и развития, содержит ряд возможностей, характеризующих ее
как базу формирования творческого потенциала у школьников. К
ним относятся:
проблемно-диалогиче ское
обучение,
опирающее ся
н а
продуманную стратегию вариативности;
алгоритмический характер предлагаемой для усвоения системы,
способствующей
формированию
у
ребенка
эвристических
действий;
постановка учебной проблемы в логике «проблемная ситуация –
диалог – гипотеза - решение»;
технологии мотивационного обеспечения учебного процесса;
формирование
«правильного
типа
читателя»,
достигающееся
за
счет развития функциональной грамотности учащихся;
эффективность
образовательного
процесса,
основанная
на
применении
развертывающейся
системы
у п р а ж н е н и й ,
использовании
само стоятельных
творче ских
з а д а н и й ,
осуществлении
дифференцированного
подхода
к
домашнему
заданию и применение пролонгированных домашних заданий.
В
условиях
обучения
по
программе
«Школа
-
2100»
процесс
формирования творческого потенциала у школьников определяется
логикой возрастания и достижения их учебно-творческих умений и
навыков по годам обучения на основе дифференцированного подхода
к каждому ученику с учетом их индивидуальных возможностей.
Как
целесообразнее
осуществлять
работу
по
формированию
творческого
потенциала
у
учащихся
в
процессе
обучения
по
программе «Школа - 2100»? По какой системе? Она должна включать
в себя цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства.
Такая система выстроена в работе с конкретным классом гимназии
№9.
Целью
системы
работы
является
формирование
творческого
потенциала.
Она
должна
решить
ряд
задач.
Основными
из
них
являются:
1.
создание положительной мотивации у школьников в процессе
формирования их творческого потенциала;
2.
о вл а д е н и е
у ч а щ и м и с я
т е о р е т и ч е с к и м и
з н а н и я м и ,
практическими умениями и навыками творческой деятельности;
3.
формирование
убеждения
в
необходимости
осуществления
творческой деятельности, стойкого положительного отношения
к
ее
осуществлению,
направленности
на
реализацию
своей
творческой индивидуальности;
4.
формирование творческих способностей.
Каковы ее принципы?
1.
Личностно-ориентированные принципы:
1.
адаптивности;
2.
целостности;
3.
систематичности;
4.
смыслового отношения к миру;
5.
ориентировочной основы знаний;
6.
психологической комфортности;
7.
овладения культурой.
2.
Деятельностно - ориентированные принципы:
1.
управляемого
перехода
от
деятельности
в
учебной
ситуации к деятельности в жизненной ситуации,
2.
управляемого
перехода
от
совместной
уч ебно-
познавательной
деятельности
к
самостоятельной
деятельности ученика,
3.
опора на предшествующее (спонтанное) развитие,
4.
креативности.
Содержание
системы
работы
по
формированию
творческого
потенциала
следующее:
усвоение
учащимися
обязательного
минимума, предлагаемого программой. Основное внимание уделяется
расширению словарного запаса, объяснительному чтению и умению
говорить,
объяснять,
рассуждать,
делать
выводы;
определение
стартового
уровня
сформированности
творческого
потенциала,
планирование
учителем
деятельности
учеников
по
формированию
творческого потенциала на основе дифференцированного подхода к
каждому
ученику
с
учетом
его
индивидуальных
возможностей,
введение
в
процесс
обучения
эмоционально
–
художественного
контекста,
осуществление
межпредметной
интеграции,
создание
условий для применения полученных на уроках знаний во внеучебной
научно-творческой деятельности, диагностика и коррекция процесса
формирования
творческого
потенциала
у
школьников
в
процессе
обучения по программе «Школа - 2100».
Наиболее оптимальные форма и методы.
Формы организации творческой деятельности учащихся: уроки
–
диалоги,
уроки
–
диспуты,
творческие
уроки
и
творческие
мероприятия по итогам тем, разделов, экскурсии, уроки-игры, уроки-
путешествия, классно-групповые и индивидуальные занятия.
Методы
о бу ч е н и я :
и с п ол ь зо ва н и е
эм о ц и о н а л ь н о
–
художественного контекста, создание справочников, сборников работ
учащихся класса, постановки театральных миниатюр (представлений),
подготовка
докладов,
сообщений,
стимулирование
творческой
деятельности; контроля и самоконтроля в обучении.
Методы воспитания: формирования сознания (рассказ, беседа,
пример,
разъяснение),
организация
деятельности
и
формирования
опыта
поведения,
стимулирование
деятельности
и
поведения
(поощрение, соревнование).
Следующий
компонент
системы
работы
по
формированию
творческого
потенциала
у
учащихся
в
процессе
обучения
по
программе
«Школа
-
2100»
-
это средства: учебные программы и
планы,
учебные
и
наглядные
пособия
дидактический
материал,
справочная и энциклопедическая литература, ТСО.
Результатом
внедрения
данной
системы
работы
является
повышение уровня сформированности творческого потенциала у всех
учащихся данного класса. Кроме этого, важно установление субъект-
субъектных
отношений
учителя
и
ученика,
лежащих
в
основе
творческой
учебно-познавательной
деятельности,
что
является
обязательным условием формирования творческого потенциала, так
как
именно
при
такого
рода
взаимодействии
происходит
взаимодополняемость
и
взаимообогащение
их
деятельности.
Целесообразными
условиями
эффективности
формирования
творческого
потенциала
у
учащихся
в
процессе
обучения
по
программе «Школа - 2100» являются:
внедрение
в
процесс
обучения
специально
разработанной
системы;
актуализация
активных
форм
и
методов
творческой
учебно-
познавательной
деятельности учащихся (классно-групповые,
индивидуальные, игровые);
интеграция
урочной
и
внеурочной
творческой
деятельности
учащихся;
осуществление диагностики и процесса формирования творческого
потенциала у учащихся.
Описание системы работы по формированию творческого
потенциала в процессе обучения по программе «Школа 2100».
Рассмотрение
научно-теоретических
основ
формирования
творческого потенциала у школьников привело к мысли о разработке
системы
формирования
творческого
потенциала
у
учащихся,
центральным компонентом которой является цель – формирование
творческого потенциала в процессе обучения по программе «Школа -
2100».
Результатом
реализации
этой
работы
является
способность
ребенка
креативно
смотреть
на
окружающую
действительность,
активно участвовать в ее творческом преобразовании; формирование
стойкой потребности и готовности к творческому саморазвитию и
самореализации. В ходе осуществления работы по этой системе были
пересмотрены
с
точки
зрения
эффективности
формирования
творческого потенциала у учащихся материалы уроков, дополнены их
формы
(уроками
–
диалогами,
диспутами,
играми,
экскурсиями,
творческими
мастерскими,
классно-групповыми,
индивидуальными
занятиями),
акцентированы
методы
на
развитие
творческого
потенциала личности школьника. Среди них:
выпуск
сборника
лучших
творческих
работ
учащихся
по
годам
обучения
(тематические
сочинения,
сочинения-рассуждения,
стихи,
эссе, сказки, басни);
создание «Тетради - помощницы» - своего рода справочника с
опорными
конспектами,
сюжетными
рисунками,
про сто
иллюстрациями;
постановки
сценических
миниатюр
(«Сказочное
появление
Междометия»,
«Ст рашная
история
об
и с ч е з н о в е н и и
существительных» и т.д.);
работа
с
новыми
словами
(работа
со
значением
слова,
подбор
синонимов,
антонимов,
написание
небольшого
эссе
с
использованием данного слова, по возможности, сопровождение
иллюстрацией,
самостоятельный
поиск
значения
слова
в
нескольких
словарях,
подбор
пословиц,
поговорок
с
данным
словом, поиск контекстуального значения слова во время работы с
текстом на уроке);
урок-игра с использованием дополнительных творческих заданий,
имеющих
целью
необходимость
привлечения
материала
программы
к
решению
новых
проблем,
предст авление
возможности
еще
раз
обратиться
к
материалу
урока,
увидеть
применение полученных знаний в новой ситуации и условиях, тем
самым обогатить опыт творческой деятельности;
подготовка
докладов,
рефератов
(обучение
пользованию
дополнительными
источниками
информации,
справочными
пособиями,
получение
практики
публичных
выступлений
на
ежегодных
гимназических
Ломоносовских
чтениях,
районных
Научно-практических конференциях; возможности самостоятельно
выбрать и разработать тему выступления);
проведение
итоговых
творческих
мероприятий
(коллективная
деятельность,
когда
в
зависимости
от
проводимого
события
участвуют
группы
или
весь
класс:
«Праздник
славянской
письменности»,
«Интеллектуальный
марафон»
и
т.д.),
на
таких
мероприятиях осуществляется интеграция урочной и внеурочной
творческой
деятельности
учащихся,
являющаяся
важнейшим
условием формирования их творческого потенциала, связанная с
использованием
активных
форм
и
методов
творческой
учебно-
познавательной
деятельности
учащихся,
выходящей
за
рамки
уроков,
что
создает
благоприятные
условия
для
творческого
самовыражения
каждого
ученика,
повышает
положительную
мотивацию к творчеству;
межпредметная
интеграция
(интегрированные
уроки
русского
и
иностранных
языков
–
учащиеся
данного
класса
изучают
английский,
французский,
немецкий
языки
(по
группам)
и
китайский язык как второй иностранный, один из таких уроков
«Край родной - Забайкалье»).
важным звеном данной системы стал элективный курс «Теория и
практика сочинений разных жанров», предложенный учащимся в 9
классе;
цель
данного
курса
–
сформировать
на
основе
теоретических знаний практические умения и навыки, связанные с
правильным,
коммуникативно-целесообразным
использованием
приёмов и методов создания художественного текста, в основном
публицистического стиля; задачи курса:
а) дать возможность учащимся 9 класса реализовать свой интерес к
словесному творчеству,
б) путем системного подхода научить приёмам, технологии написания
сочинений,
в)
улучшить
стилистическую
подготовленность
учащихся
к
словесному творчеству в старших классах,
г) создать хорошие условия для подготовки к ОГЭ;
итоговое занятие – это «Общественный смотр знаний», где каждый
слушатель курса выступил со своей творческой работой (сочинение-
интервью, сочинение-репортаж, портретный очерк, путевые заметки и
т.д.).
Завершающий этап – обучение в 10-11 классах.
Большое удовлетворение испытывает и учитель, и учащиеся при
проведении творческих практикумов. Основы их – подробно и
интересно разработанный материал учебников для 10,11 класса
авторами
«Школы
–
2100».
Итоговыми
творческими
работами
стали рефераты учащихся на лингвистические темы. Лучшие из
них
представлены
на
Ломоносовских
чтениях
в
гимназии
и
Научно-практической конференции «Шаг в науку» в городе.
Итог всей работы – успешно сданный учащимися класса ЕГЭ
(качество 70%), в задании С(сочинение) из 23 возможных баллов
учащиеся этого класса получили 22 балла – 3, 21 балл – 3,
20 баллов – 4, 19 баллов – 3, 18 баллов – 3, 17 баллов – 2,
16 баллов – 1, 15 баллов – 1. Пять учеников успешно обучались по
филологическому профилю и стали студентами филологических
факультетов
университетов
г.
Новосибирска,
г.Томска,
г.Санкт-
Петербурга.
Всё
это
даёт
основание
считать,
что
Образовательная
система
«Школа-2100»
позволяет
на
высоком
уровне
формировать
коммуникативную компетенцию на основе развития творческого
потенциала у учащихся при обучении русскому языку.