Автор: Карпенко Вера Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Рыбинская школа-интернат №1"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Конспект открытого урока по чтению для 5 класса
Тема: Стихотворение А.С. Пушкина "Гонимы вешними лучами…".
Раздел: среднее профессиональное
Открытый урок чтения (5 класс школы VIII вида).
ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат №1»,
Учитель Карпенко Вера Александровна.
Тема: стихотворение А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».
Цель: расширять знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;
-учить видеть и замечать прекрасное в природе;
-обогащать словарный запас;
-развивать память, речь, воображение;
-учить выразительному чтению стихотворения и приёмам его
запоминания.
Ход урока.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, картины весенней природы,
планшеты для словарной работы, магнитофон.
I.
Организационный момент, отчёт дежурного о готовности класса к
уроку.
II.
Проверка домашнего задания.
Ученикам предлагаются вопросы к тексту А. Толстого «Весенние ручьи».
Задание: найти в тексте отрывка примеры перемен в природе весной.
Подобрать среди картин соответствующий весенний пейзаж.
III.
Новые знания.
1.Вступительное слово учителя об отношении А.С.Пушкина к природе
весной. Показ портрета А.С. Пушкина.
IV. Работа над стихотворением.
1.Выразительное чтение учителем стихотворения «Гонимы вешними
лучами…»
2.Словарно-лексическая работа.
-Поясните слова: вешними лучами (весенними), с окрестных гор (с
окружающих, близких), на потоплённые луга (на залитые водой), утро года
(весну).
-Объясните выражение :»Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает
утро года». ( В природе всё чаще светит солнышко, становится радостнее),
«Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» (проснулись насекомые,
пчёлы из улья летят за нектаром).
3. Повторное чтение стихотворения учениками и беседа о его
содержании.
-Какое настроение создаёт это стихотворение?
-Как будете стараться читать стихотворение? (читать радостно, бодро).
-Чтение стихотворения лучшими (по чтению) учениками.
V.Физкультминутка.
Раз- подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть- на стульчик тихо сесть.
VI. Работа над содержанием. (планшет для карточек со словами)
1.- чтение- деление стихотворения на смысловые части.
СНЕГА (сбежали мутными ручьями)
ПРИРОДА (встречает утро года)
НЕБЕСА (синея, блещут)
ЛЕСА ( как будто пухом зеленеют)
ПЧЕЛА (летит за данью полевой)
ДОЛИНЫ (сохнут и пестреют)
СТАДА (шумят, т.е. мычат, блеют)
СОЛОВЕЙ (уж пел в безмолвии ночей).
2. Повторное чтение, хоровое чтение, чтение по частям.
VII. Работа над заучиванием с рисованием.
1. Чтение и устное рисование учениками по предложению, и
одновременная реализация рисунков учителем на доске.
2. Хоровое повторение стихотворения, глядя на рисунок на доске.
3. Чтение отдельными учениками , глядя на рисунок и по воспоминаниям.
4. Прослушивание фонограммы «Соловьиная роща» и повторное
выразительное чтение стихотворения учителем.
VIII. Итог урока.
Помогает ли музыка понять отношение Пушкина к природе?
Что вы удивительного замечали в природе весной?
Объявление оценок за урок.
IX. Домашнее задание.
Стр. 132. выучить стихотворение наизусть.
-