Автор: Ляшко Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 367 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека коррекционных игр
Раздел: дошкольное образование
Картотека коррекционных игр
Ляшко Наталья Сергеевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 367 г. Челябинска
(МБДОУ «ДС № 367 г. Челябинска»)
воспитатель
Коррекционные игры с агрессивными детьми
«Два барана»
Цель:
Снять
невербальную
агрессию,
предоставить
ребенку
возможность
«легальным
образом»
выплеснуть
гнев,
снять
излишнее
эмоциональное
и
мышечное
напряжение
направить
энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст:
«Рано-рано два барана повстречались на мосту».
Участники
игры,
широко
расставив
ноги,
склонив
вперед
туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.
Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как
можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо
соблюдать
«технику
безопасности»,
внимательно
следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Тух-Тиби-Дух»
Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я
сообщу
вам
по
секрету
особое
слово.
Это
волшебное
заклинание
против
плохого
настроения,
против
обид
и
разочарований.
Чтобы
оно
подействовало
по-настоящему,
необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по
комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам
захочется
поговорить,
остановитесь
напротив
одного
из
участников,
посмотрите
ему
в
глаза
и
трижды,
сердито
произнесите
волшебное
слово:
"Тух-тиби-дух"».
Затем
продолжайте ходить по комнате.
Время
от
времени
останавливайтесь
перед
кем-либо
и
снова
сердито
произносите
это
волшебное
слово.Чтобы
волшебное
слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а
глядя в глаза человека, стоящего перед вами».
В
этой
игре
заложен
комичный
парадокс.
Хотя
дети
должны
произносить
слово
«Тух-тиби-дух»
сердито,
через
некоторое
время они не могут не смеяться.
«Рубка дров»
Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность
после
долгой
сидячей
работы,
прочувствовать
свою
накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время
игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел,
как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В
каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так,
чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить
дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над
головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в
определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
«Бумажные мячи»
Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность
после
того,
как
они
чем-то
долго
занимались
сидя,
снизить
беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой
лист
бумаги
(газеты)
так,
чтобы
получился
плотный
мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них
выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами
составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете
бросать мячи на сторону противника.
Команда будет такой:
"Приготовились! Внимание! Начали!"
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить
мячи,
оказавшиеся
на
ее
стороне,
на
сторону
противника.
Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться
мячами.
Выигрывает
та
команда,
на
чьей
стороне
окажется
меньше
мячей
на
полу.
Не
перебегайте,
пожалуйста,
через
разделительную линию».
Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
Коррекционные игры с обидчивыми детьми
«Жужа»
Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать
им
уникальную
возможность
посмотреть
на
себя
глазами
окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не
задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные
бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до
нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает
и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто
обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком
обидными.
Игра «Тренируем эмоции»
Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и
чувства.
Взрослый
предлагает
ребенку
(или
группе
детей)
потренироваться
в
выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть
присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.
1.Радость.
Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
довольный ребенок; счастливая мама.
2.Гнев.
Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино,
когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
3.Испуг.
Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого
лает собака.
Игра «Лото настроений»
Цель:
Развитие
умения
понимать
эмоции
других
людей
и
выражать
собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций.
Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен
узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых
интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Коррекционные игры с застенчивыми детьми
Содержание игр:
Коммуникативные
игры
и
упражнения,
которые
помогают
«трудным»
дошкольникам
получить
признание
со
стороны
сверстников,
научиться
ориентироваться
на
их
чувства
и
переживания,
добиться
совместных
результатов в деятельности. Эффективными здесь будут коммуникативные
игры,
в
которых
взрослые
(педагоги
и
родители)
смогут
стать
равными
партнерами дошкольников.
Игра: «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и,
намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о
чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит
клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос,
передавая
клубочек
следующему
игроку.
Если
ребёнок
затрудняется
с
ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а
педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все
участники
соединись
ниточкой,
воспитатель
должен
зафиксировать
их
внимание
на
том,
что
все
люди
чем-то
похожи
и
это
сходство
найти
достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Игра: «Поварята»
Цель:
развитие
коммуникативных
навыков,
чувства
принадлежности
к
группе.
Описание игры: все дети встают в круг - это "кастрюля" или "миска". Затем
договариваемся, что будем "готовить" - суп, компот, салат и т.д. Каждый
придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь
ещё.
Воспитатель
-
ведущий,
он
выкрикивает
название
ингредиентов.
Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все
дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к
приготовлению нового "блюда".
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с
"продуктами": резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать
закипание, перемешивание.
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение
Все
играющие
стоят
или
сидят
в
кругу.
Ведущий
дает
инструкцию:
"Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните
воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно,
через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш
шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на
нем.
Представили?
Я
тоже
представила
ваши
огромные
шары.
Дуйте
осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Штанга»
Вариант 1
Цель:расслабить мышцы спины.
"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на
полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на
вытянутых
руках,
приподнимите
ее.
Очень
тяжело.
Выдохните,
бросьте
штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".
Вариант 2
Цель:
расслабить
мышцы
рук
и
спины,
дать
возможность
ребенку
почувствовать себя успешным.
"А
теперь
возьмем
штангу
полегче
и
будем
поднимать
ее
над
головой.
Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи
засчитали
вам
победу.
Тяжело
так
стоять,
бросьте
штангу,
выдохните.
Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все
хлопают,
поклонитесь
еще
раз,
как
чемпионы".
Упражнение
можно
выполнить несколько раз.
Коррекционные игры для детей с демонстративностью
«Доброе животное»
Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить
детей
понимать
чувства
других,
оказывать
поддержку
и
сопереживать.
Ведущий
тихим
таинственным
голосом
говорит:
«Встаньте,
пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое,
доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь
подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг
назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два
шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его
большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и
т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников,
оценить
их
и
пережить
чувство
общности
с
ними.
В
этих
играх
могут
участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
«Зеркало»
Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед
детьми
и
просит
как
можно
точнее
повторять
его
движения.
Он
демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его
движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди
"выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо
действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает
наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его
движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а
кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно
испорченное
(или
кривое).
Паре
детей
предлагается
потренироваться
и
"починить" испорченное зеркало.
Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям
делать
то,
что
люди
обыкновенно
делают
перед
зеркалом:
умываться,
причесываться,
делать
зарядку,
танцевать.
Зеркало
должно
одновременно
повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень
точно, ведь неточных зеркал не бывает!
«Эхо»
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом
пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет
все,
даже
самые
странные
звуки.
После
этого
дети
разбиваются
на
две
группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо.
Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по
очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-
у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы,
которые
лучше
регулировать
ведущему.
Он
же
может
следить
за
очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда
следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места
комнаты,
внимательно
прислушиваются
и
стараются
как
можно
точнее
воспроизвести
все,
что
услышали.
Если
Эхо
работает
несинхронно,
т.е.
воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не
искажало звуки и в точности воспроизводило их.
«Волшебные очки»
Взрослый
торжественно
объявляет,
что
у
него
есть
волшебные
очки,
в
которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что
человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие
вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый
называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая
кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас
примерит
очки,
посмотрит
на
других
и
постарается
увидеть
как
можно
больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал".
Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих
товарищей.
В
случае
если
кто-то
затрудняется,
можно
помочь
ему
и
подсказать
какое-либо
достоинство
его
товарища.
Повторения
здесь
не
страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
«Конкурс хвастунов»
Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот,
кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом.
Ведь
это
так
приятно
—
иметь
самого
лучшего
соседа!
Посмотрите
внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем
хорошего,
что
он
умеет,
какие
хорошие
поступки
совершил,
чем
может
понравиться.
Не
забывайте,
что
это
конкурс.
Выиграет
тот,
кто
лучше
похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".
После
такого
вступления
дети
по
кругу
называют
преимущества
своего
соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна
объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не
важен также и "масштаб" этих достоинств — это могут быть и громкий
голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное,
чтобы
дети
заметили
эти
особенности
сверстника
и
смогли
не
только
положительно
оценить
их,
но
и
похвалиться
ими
перед
сверстниками.
Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может
высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной,
можно
наградить
победителя
каким-либо
маленьким
призом
(бумажная
медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого
себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как
можно больше достоинств.
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто
уже
держали
клубок,
взялись
за
нить.
Передача
клубка
сопровождается
высказываниями
о
том,
что
дети
хотели
бы
пожелать
другим.
Начинает
взрослый,
показывая
тем
самым
пример.
Затем
он
обращается
к
детям,
спрашивая,
хотят
ли
они
что-нибудь
сказать.
Когда
клубок
вернется
к
ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза,
представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и
значим в этом целом.