Автор: Даутова Дамира Тимербаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ " Ульт-Ягунская СОШ"
Населённый пункт: пос. Ульт-Ягун, Сургутский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: Cтатья
Тема: "Роль игры на уроках иностранного языка."
Раздел: среднее образование
Игры на уроках иностранного языка.
Об обучающих возможностях игр известно с давних пор. Многие выдающиеся педагоги
говорили об эффективности использования игр в процессе обучения и, особенно, на уроках
иностранного языка. И это объяснимо. В игре проявляются порой неожиданно способности
человека, ребёнка в особенности.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. А если ребёнок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли
здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра
прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает педагогов, в том числе
иностранного языка! В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Кроме того, слабый
по языковой подготовке ученик может стать лидером в игре: находчивость и сообразительность
здесь оказываются часто более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера
увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – все это даёт возможность ребятам
преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и
положительно сказывается на результатах обучения. Усваивается языковой материал, а вместе с
ним возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я все же могу говорить наравне со всеми».
С другом стороны, игра представляется собой ситуацию , построение которой напоминает
драматическое произведение своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры
ситуация проигрывается по многу раз и при этом каждый раз в новой вариации. Несомненно
ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность её определяется главным конфликтом игры
– соревнований. Желание победить подстегивает играющих, создаёт атмосферу эмоциональной
напряжённости. И, несмотря на чёткие условия игры и ограниченность используемого языкового
материала, в ней присутствует элемент неожиданности.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где
существует возможность для многократного повторения речевого образца в условиях,
максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками:
спонтанностью, эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Место игры на уроке и отводимое ей время зависит от многих факторов: конкретных целей
и условий урока, изучаемого материала, подготовки учащихся, , и т.д. К примеру, если игра
используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно
отвести 25-30 минут урока. Далее эта же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить
повторением уже пройденного материала. Ряд грамматических игр, например, может быть
эффективным при введении нового материала.
Одна и та же игра может быть применена на различных этапах урока. Вышеприведенные
рекомендации весьма условны, и всё зависит от конкретных условий работы преподавателя.
Следует не забывать, что при всей эффективности и привлекательности игр необходимо
соблюдать чувство меры, иначе, они могут утомить учащихся и потеряют свежесть
эмоционального воздействия.
Приведу примеры игр, которые я использую в урочной и внеурочной деятельности.
Надеюсь, они будут полезны для педагогов.
АЛФАВИТ.
Начнем с истоков-алфавита. Игра «Назови букву». В период изучения букв дети готовят
карточки с буквами. Учитель называет букву, ученик показывает. Можно дать возможность
ребенку занять Ваше место.
Следующая: «Найди дочку(сыночка)».Учащимся объясняю, что «мамы» растеряли своих
«детей»-маленькие буквы лежат на столе, большие буквы на ламинированном листе в таблице, где
рядом пустые клеточки. Дети прикрепляют «деточек» рядом с мамочками при помощи маленьких
магнитов, называя буквы.
Далее-«Назови соседа».Показываю букву на настенном стенде с алфавитом, Учащийся
называет букву, вопрос следующему –назови соседа этажом выше(ниже, слева, справа).
Игра «Рыбалка». Дети удят «рыбу»-буквы-карточки (к ним прикреплены железные
скрепки) удочкой-указкой, на конце которой прикреплен на нитке магнит. Дети в восторге от этих
игр.
Игра « Звуки и слова». Игрок выходит из класса, остальные участники игры загадывают
букву. Игрок, чтобы угадать ее называет слова. Если буква в слове присутствует, дети хлопают в
ладоши, если нет - топают негромко ногами.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА.
Очень эффективно использовать игры, направленные на запоминание новой лексики. Здесь
тоже широкое поле для вашей фантазии. Практически по всем темам (семья, квартира, одежда, еда
и т.д.) у меня есть тематические карточки. Важно на начальном этапе не только произносить слова,
показывая их на картинке, но и обязательно давать задания на спеллинг, т.к. зачастую дети лексику
знают, но только нужно слово прочитать, они входят в ступор, пытаются читать так «что вижу-то
пою».Особенно это касается слов-исключений, читающихся не по общим правилам. Для этого
ребятам можно предложить выполнить задания с пропусками букв или, к примеру, собрать слово
из разбросанных букв
Игра «Угадай». Ребенок выходит в коридор, мы с классом загадываем слово. Обязательно
нужно дать возможность одному из детей в классе выйти и указать на нужную картинку, детей
нужно вовлечь в игру максимально, им это очень нравится (вслух мы не называем слова, дабы
угадывающий в коридоре не услышал) и это тоже придает таинственность и вызывает большой
интерес, дети начинают говорить шепотом, они так радуются своей «тайне»и в классе царит
тихий, но сдерживаемый восторг. Можно поменять роли и тогда уже класс угадывает, а один
ученик загадывает слово. Часто крепим картинку сзади на воротник ученика прищепкой, при этом
он сам не видит и , обращаясь к одному из учеников в классе ,говорит: «A table?»,«a shelf?» etc.,до
тех пор пока не угадает.
Хорошо принимают дети известную всем игру « Снежный ком». Первый называет слово,
второй повторяет предыдущее слово, дополняет свое. Данную игру желательно провести ближе к
концу урока, рассчитав время, чтобы успеть доиграть. Выбывают те, кто позабыл слово из списка.
Конечно, важно следить за тем, чтобы детки не заскучали. Если так, то немедленно нужно
менять форму работы, т.к. от затянувшейся игры дети устают.
ЦВЕТА.
Игра «Краски».Каждый ребенок получает свой цвет и должен назвать вокруг себя не менее
пяти слов. Например, a brown desk, a brown chair.
Игра « What colour…? Игрок прячет в ладонь цветной магнит и задает вышеприведенный
вопрос, участники игры угадывают.
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
Один ученик выходит к доске, второй диктует номер телефона, нужно записать. Полезно,
если цифры будут писать словами. Можно решить примеры, конечно же, проговаривая.
«Цветик-семицветик». Крепим семь цветных лепестков на доске, пряча под ними цифры,
которые дети угадывают.
Игра « Меню». Делим группу на 2-3 команды. Каждая команда составляет меню. После
завершения участники по одному выходят к доске и пишут названия продуктов из своего меню.
Следим за правописанием слов. Во время внеурочной деятельности можно дать детям
возможность сделать свое оригинальное меню, разукрасив их, например в форме клубнички или
яблока и т. д.
Игра является действенным инструментом обучения, активизирующим мыслительную
деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным,
заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в
учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Это обостряет мыслительную деятельность. Именно в игре дети усваивают общественные
функции, нормы поведения. Игра ведёт за собой развитие. Игра – это всегда эмоции, а там, где
эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра способствует
более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Игра даёт
возможность не только совершенствования, но и приобретения новых знаний, т.к. стремление
выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.