Автор: Гуль Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 5
Населённый пункт: Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный и компетентностный подходы на уроках математики
Раздел: среднее образование
Деятельностный и компетентностный подходы на уроках
математики
Гуль Е.Н., учитель математики
Реализация компетентностного подхода на уроках математики.
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным
возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями
общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному
творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях,
умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет
поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать
человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков
труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую
информацию.
Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих
способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости,
применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования
компетенций.
Понятие компетенции определяется, как способность обучающегося применять знания,
умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в
определенной области.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и
профессиональных компетенций лежат базовые компетенции.
Базовые компетенции субъекта учебной деятельности
Эмоционально – психологические компетенции:
- учение с интересом;
- доверие педагогам;
- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях и другие компетенции.
Регулятивные компетенции:
- определение целей учебной деятельности;
- ответственность за результаты учебы;
- концентрация на учебе;
- умение делать заключительные выводы и другие регулятивные компетенции.
Социальные компетенции:
- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи другим учащимся;
- умение сотрудничать с другими учащимися;
- умение работать в группе и другие социальные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции:
- умение учиться;
- умение отыскивать причины явлений;
- самостоятельное выявление допущенных ошибок;
- самостоятельное выполнение домашнего задания и другие учебно -познавательные
компетенции.
Творческие компетенции:
- умение принимать решения в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- способность генерировать другие способы решения проблемы и другие творческие
компетенции.
Компетенции самосовершенствования:
- применять знания и умения на практике;
- умение извлекать пользу из полученного опыта;
- навыки самоконтроля и саморазвития;
- желание учиться и самосовершенствоваться дальше.
Участие в районном семинаре учителей математики по теме
"Компетентностный подход в обучении математики в условиях перехода к новым
образовательным стандартам".
Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит
понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением,
получить знание.
Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников
самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную
самостоятельную деятельность, сделать "хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно
выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.
Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели
образования:
«Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления».
Реализация деятельностного подхода обеспечивает тройной эффект:
•качественное усвоение знаний
•развитие интеллекта и творческих способностей
•воспитание активной личности.
Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются
требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие
требования к обучению и воспитанию школьников задаются стандартами второго поколения,
но и использовать новые подходы в своей работе. Эти подходы помогут вывести качество
педагогической деятельности учителя на уровень, соответствующий современным тенденциям
в системе образования.
Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих
цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы
образования и с описанием требований к результатам образования. Новое понимание
результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе
развития личности как основной цели и смысле образования. С этой позиции предметные
результаты изучения математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь
органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством
формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности.
Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и
самосовершенствованию, а значит, их формирование является главной целью
образовательного процесса в школе.
В проекте примерных программ основного общего образования по математике
требования к результатам обучения и освоения содержания курса дифференцируют
результаты обучения на личностные, метапредметные и предметные. В этой же логике
сформулированы цели изучения математики в основной школе:
в направлении личностного развития :
Ø развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность к
умственному эксперименту;
Ø формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности
к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
Ø воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
Ø формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
Ø развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
Ø формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Ø развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
Ø формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер
человеческой деятельности;
в предметном направлении:
Ø овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных
дисциплин, применения в повседневной жизни; Ø создание фундамента для математического
развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической
деятельности».
По сравнению с целевыми установками прежних программных документов,
определяющих содержание изучения математики, формулировки целей изучения предмета в
проекте примерных программ основного общего образования по математике иначе
расставляют акценты, что соответствует заявленной в стандартах деятельностной парадигме
образования. Это означает, что деятельностный подход не просто декларируется, – он должен
стать нормой при организации учебного процесса и залогом улучшения качества обучения, а
одной из основных задач учителя математики должна стать организация освоения
школьниками обобщенных способов деятельности при изучении каждой конкретной темы.
Одним из приёмов развития критического мышления является составления синквейна:
Синквейн- приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на
определённую тему. «Синквейн» от франц. «пять». Это специфическое стихотворение (без
рифмы), состоящее из пяти строк , в которых обобщена информация по изученной теме.
1.Строка. Обозначается тема(имя существительное).
2.Строка. Описание темы двумя прилагательными.
3.Строка. Описание действия в рамках темы двумя глаголами.
4.Строка. Фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме(разные части речи).
Строка- одно слово, синоним темы.
СИНКВЕЙН
1.Деятельностный подход
2. Познавательный, вариативный
3. Развивает, научает, обогащает
4. Выше потенциал каждого ребенка
5. Открытие.
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования –
это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу
современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных
действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин...
В связи с тем, что традиционный урок всегда обеспечивает полной включённость каждого
ребенка в учебный процесс, поскольку ученик не является активным его участником, а
традиционная система обучения не всегда позволяет обеспечить выполнение следующих
условий для развития познавательных интересов: - избегать в стиле преподавания
будничности, монотонности, серости, бедности информации; - не допускать учебных
перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы; - использовать содержание
обучения как источник стимуляции познавательных интересов; - стимулировать
познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой,
кроссвордами…) - специально обучать приёмам умственной деятельности....
Активные методы обучения
Для повышения мотивации учащихся на уроках математики, физики и информатики я использую
следующие игры и методы:
Математические скачки или математическое ралли, физические бои - работа на скорость,
внимание, сообразительность, которая организовывается по рядам. Решение заданий –«водопадов»
(множество примеров, которые надо решить на скорость).
Использую нестандартные формы уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследования
(чаще на геометрии, где необходимо изучить фигуру, её свойства и отличительные признаки).
Использую интерактивные тесты, интерактивные игры, интерактивную доску, графические
диктанты в виде игры “детектор лжи” - тест с ответами да или нет, только использую символы да - /\ нет
- _
Применяю игровые формы уроков для обобщающего повторения, кроссворды, тесты с
использованием инфографики, мини-проекты, тренажеры.
Использую деловые игры.
К сожалению, в системе такие занятия не проводятся. Возможно, в этом и нет смысла.
По опыту могу сказать, что их использование имеет как положительные, так и негативные
стороны.
Положительные:
1. Имитация реальных ситуаций, случаев, которые могут возникнуть на рабочем месте и т.д.
2. Отрабатываются практические умения, профессиональное поведение в различных ситуациях и
т.д. Игровые ситуации позволяют лучше понять психологию участников деятельности, встать на их
место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.
Все это безусловно приводит к повышению мотивации к изучению учебного материала.
Негативные:
1. Подготовка к занятиям требует больших затрат времени и сил, чего не всегда можно уделить.
Даже проведение игры по заранее подготовленному сценарию - большие затраты на проведение.
Игровые технологии требуют высокой квалификации, так как их разработка и постановка –
творческий труд, здесь нет готовых рецептов. Даже одна и та же игра, проведенная для разной
аудитории, может дать абсолютно разные результаты.