Напоминание

Деятельностный и компетентностный подходы на уроках математики


Автор: Гуль Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 5
Населённый пункт: Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный и компетентностный подходы на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Деятельностный и компетентностный подходы на уроках

математики

Гуль Е.Н., учитель математики

Реализация компетентностного подхода на уроках математики.

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным

возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями

общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному

творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях,

умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет

поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать

человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков

труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую

информацию.

Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих

способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости,

применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования

компетенций.

Понятие компетенции определяется, как способность обучающегося применять знания,

умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в

определенной области.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и

профессиональных компетенций лежат базовые компетенции.

Базовые компетенции субъекта учебной деятельности

Эмоционально – психологические компетенции:

- учение с интересом;

- доверие педагогам;

- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях и другие компетенции.

Регулятивные компетенции:

- определение целей учебной деятельности;

- ответственность за результаты учебы;

- концентрация на учебе;

- умение делать заключительные выводы и другие регулятивные компетенции.

Социальные компетенции:

- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;

- оказание помощи другим учащимся;

- умение сотрудничать с другими учащимися;

- умение работать в группе и другие социальные компетенции.

Учебно-познавательные компетенции:

- умение учиться;

- умение отыскивать причины явлений;

- самостоятельное выявление допущенных ошибок;

- самостоятельное выполнение домашнего задания и другие учебно -познавательные

компетенции.

Творческие компетенции:

- умение принимать решения в различных ситуациях;

- умение заявлять о своих потребностях и интересах;

- умение находить другие источники информации;

- способность генерировать другие способы решения проблемы и другие творческие

компетенции.

Компетенции самосовершенствования:

- применять знания и умения на практике;

- умение извлекать пользу из полученного опыта;

- навыки самоконтроля и саморазвития;

- желание учиться и самосовершенствоваться дальше.

Участие в районном семинаре учителей математики по теме

"Компетентностный подход в обучении математики в условиях перехода к новым

образовательным стандартам".

Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит

понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением,

получить знание.

Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников

самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную

самостоятельную деятельность, сделать "хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно

выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.

Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели

образования:

«Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления».

Реализация деятельностного подхода обеспечивает тройной эффект:

•качественное усвоение знаний

•развитие интеллекта и творческих способностей

•воспитание активной личности.

Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются

требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие

требования к обучению и воспитанию школьников задаются стандартами второго поколения,

но и использовать новые подходы в своей работе. Эти подходы помогут вывести качество

педагогической деятельности учителя на уровень, соответствующий современным тенденциям

в системе образования.

Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих

цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы

образования и с описанием требований к результатам образования. Новое понимание

результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе

развития личности как основной цели и смысле образования. С этой позиции предметные

результаты изучения математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь

органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством

формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности.

Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и

самосовершенствованию, а значит, их формирование является главной целью

образовательного процесса в школе.

В проекте примерных программ основного общего образования по математике

требования к результатам обучения и освоения содержания курса дифференцируют

результаты обучения на личностные, метапредметные и предметные. В этой же логике

сформулированы цели изучения математики в основной школе:

в направлении личностного развития :

Ø развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность к

умственному эксперименту;

Ø формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности

к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

Ø воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность

принимать самостоятельные решения;

Ø формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном

информационном обществе;

Ø развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении

Ø формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о

значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Ø развитие представлений о математике как форме описания и методе познания

действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта

математического моделирования;

Ø формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для

математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер

человеческой деятельности;

в предметном направлении:

Ø овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения

обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных

дисциплин, применения в повседневной жизни; Ø создание фундамента для математического

развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической

деятельности».

По сравнению с целевыми установками прежних программных документов,

определяющих содержание изучения математики, формулировки целей изучения предмета в

проекте примерных программ основного общего образования по математике иначе

расставляют акценты, что соответствует заявленной в стандартах деятельностной парадигме

образования. Это означает, что деятельностный подход не просто декларируется, – он должен

стать нормой при организации учебного процесса и залогом улучшения качества обучения, а

одной из основных задач учителя математики должна стать организация освоения

школьниками обобщенных способов деятельности при изучении каждой конкретной темы.

Одним из приёмов развития критического мышления является составления синквейна:

Синквейн- приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на

определённую тему. «Синквейн» от франц. «пять». Это специфическое стихотворение (без

рифмы), состоящее из пяти строк , в которых обобщена информация по изученной теме.

1.Строка. Обозначается тема(имя существительное).

2.Строка. Описание темы двумя прилагательными.

3.Строка. Описание действия в рамках темы двумя глаголами.

4.Строка. Фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме(разные части речи).

Строка- одно слово, синоним темы.

СИНКВЕЙН

1.Деятельностный подход

2. Познавательный, вариативный

3. Развивает, научает, обогащает

4. Выше потенциал каждого ребенка

5. Открытие.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования –

это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу

современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных

действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального

опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках

отдельных дисциплин...

В связи с тем, что традиционный урок всегда обеспечивает полной включённость каждого

ребенка в учебный процесс, поскольку ученик не является активным его участником, а

традиционная система обучения не всегда позволяет обеспечить выполнение следующих

условий для развития познавательных интересов: - избегать в стиле преподавания

будничности, монотонности, серости, бедности информации; - не допускать учебных

перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы; - использовать содержание

обучения как источник стимуляции познавательных интересов; - стимулировать

познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой,

кроссвордами…) - специально обучать приёмам умственной деятельности....

Активные методы обучения

Для повышения мотивации учащихся на уроках математики, физики и информатики я использую

следующие игры и методы:

Математические скачки или математическое ралли, физические бои - работа на скорость,

внимание, сообразительность, которая организовывается по рядам. Решение заданий –«водопадов»

(множество примеров, которые надо решить на скорость).

Использую нестандартные формы уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследования

(чаще на геометрии, где необходимо изучить фигуру, её свойства и отличительные признаки).

Использую интерактивные тесты, интерактивные игры, интерактивную доску, графические

диктанты в виде игры “детектор лжи” - тест с ответами да или нет, только использую символы да - /\ нет

- _

Применяю игровые формы уроков для обобщающего повторения, кроссворды, тесты с

использованием инфографики, мини-проекты, тренажеры.

Использую деловые игры.

К сожалению, в системе такие занятия не проводятся. Возможно, в этом и нет смысла.

По опыту могу сказать, что их использование имеет как положительные, так и негативные

стороны.

Положительные:

1. Имитация реальных ситуаций, случаев, которые могут возникнуть на рабочем месте и т.д.

2. Отрабатываются практические умения, профессиональное поведение в различных ситуациях и

т.д. Игровые ситуации позволяют лучше понять психологию участников деятельности, встать на их

место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.

Все это безусловно приводит к повышению мотивации к изучению учебного материала.

Негативные:

1. Подготовка к занятиям требует больших затрат времени и сил, чего не всегда можно уделить.

Даже проведение игры по заранее подготовленному сценарию - большие затраты на проведение.

Игровые технологии требуют высокой квалификации, так как их разработка и постановка –

творческий труд, здесь нет готовых рецептов. Даже одна и та же игра, проведенная для разной

аудитории, может дать абсолютно разные результаты.



В раздел образования