Автор: Сорокина Екатерина Юрьевна
Должность: учитель технологии и экономики
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №65 имени Н.Сафронова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по экономике социально-гуманитарного профиля 10-11класс.
Раздел: полное образование
Пояснительная записка.
Рабочая программа по экономике для учащихся 10, 11 класса социально –
экономического и социально- гуманитарного профилей составлена в соответствии с
требованиями федерального компонента Государственных образовательных стандартов.
(Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089) на
основании:
Авторской программы для 10-11 классов В. С. Автономова, Л. Б. Азимова
«Экономика» базовый уровень (М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010 г.).
Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение основных
знаний
об
экономической
деятельности
людей,
экономике России;
овладение умением подходить к событиям общественной и политической
жизни
с
экономической
точки
зрения,
используя
различные
источники
информации;
р а з в и т и е экономического
мышления,
потребности
в
получении
экономических знаний;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
формирование
готовности использовать
приобретенные
знания
о
функционировании
рынка
труда,
сферы
малого
предпринимательства
и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание
среднего
общего
образования
на
базовом
уровне
по
экономике
представляет комплекс знаний по экономике, минимально
необходимый
современному
гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и
науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
Основные содержательные линии:
человек и фирма;
человек и государство;
экономика домашнего хозяйства.
Все
означенные
компоненты
содержания
взаимосвязаны,
как
связаны
и
взаимодействуют
друг
с другом
изучаемые
объекты.
Помимо
знаний,
в
содержание
курса
входят
навыки,
умения
и
ключевые
компетентности,
необходимые
для
социализации в экономической сфере.
Программа
ориентирована
на
изучение
российскими
школьниками
базовых
экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно
цельных
представлений
о
процессах,
связанных
с
экономикой,
бизнесом
и
предпринимательской деятельностью.
Содержание
курса
на
базовом
уровне
обеспечивает
преемственность
по
отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики
фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи
с
другими
разделами
обществоведения,
с
курсами
математики,
истории,
географии,
литературы и др.
Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане МБОУ «Гимназия №65 им. Н. Сафронова» экономика изучается в
10-11 классе. Общее количество времени на 2 года обучения составляет 69 ч. Общая
недельная нагрузка обучения составляет 1 час.
Класс
Количество
часов / год
Количество
часов / нед.
Уровень
изучения
УМК
10
11
35
34
1
1
Базовый
В.С. Автономов « Экономика»
Учебник для 10,11 кл. для
общеобразовательных учреждений —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Учебно -тематическое планирование, 10 класс
Разделы, темы
Количество часов
Программа
В.С.
Автономова
Рабочая
программа
1
Тема 1. Основы экономической жизни общества.
7
7
2
Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке.
7
7
3
Тема 3. Потребители.
6
6
4
Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция.
10
10
5
Тема 5. Деньги и банки.
3
3
6
Тема 6. Государство и экономика.
1
2
Итого:
34
35
Содержание курса, 10 класс.
Тема 1. Основы экономической жизни общества. (7 ч)
Экономика: наука и хозяйство. Микроэкономика. Макроэкономика. Потребности.
Факторы, влияющие на формирование потребностей. Блага и услуги. Безграничные
потребности и ограниченные возможности. Свободные и экономические блага. Выбор и
альтернативная стоимость. Производство и факторы производства. Натуральное хозяйство,
разделение труда, специализация и обмен. Главные вопросы экономики. Типы
экономических систем. Традиционная экономика, Централизованная, рыночная и
смешанная.
Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке. (7 ч)
Спрос, величина спроса, закон спроса. Предложение, величина предложения, закон
предложения. Изменение спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.
Товары – заменители, дополняющие товары. Нормальные товары и товары низшей
категории. Рыночное равновесие. Анализ рыночной ситуации.
Тема 3. Потребители. (6 ч)
Полезность благ. Понятие о потребителе. Закон убывающей предельной
полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в
процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителей и их защита. Доходы и
расходы потребителей. Номинальные и реальные доходы потребителей. Сбережения и
кредит. Виды потребительского кредита (банковский, покупк4а товаров в рассрочку,
расчеты с помощью кредитной карточки). Страхование.
Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция. (10ч)
Понятие бизнес, фирма. Цели фирм. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и
недостатки. Максимизация прибыли. Капитал и инвестиции. Предпринимательство,
менеджмент и маркетинг. Предельные издержки, предельная выручка, использование
предельных величин в экономическом анализе.
Конкуренция, Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов,
возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о
спросе и предложении товаров). Основные типы рынков: свободная конкуренция,
монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Виды фирм по Российскому законодательству. Акционерное общество,
индивидуальная, товарищество с ограниченной и неограниченной ответственностью. Как
открыть свою фирму. Особенности распределения прибыли различных видов фирм.
Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом. Банкротство. Особенности
прекращения деятельности фирм различных типов.
Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акций. Факторы, влияющие на курс
акций. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый
индекс. Рыночная цена фирмы.
Тема 5. Деньги и банки. (3ч)
Причины возникновения, формы и функции денег. Рыночная цена денег (ставка процента).
Зависимость ставки процента от срока кредита. Понятие банк, виды и функции.
Деятельность банковской системы РФ. Решение задач на вычисление процентов, срока
кредита.
Тема 6. Государство и экономика (2 часа)
Задачи государства в рыночной экономике. Государственный сектор экономики.
Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности
и их защита. Перераспределение доходов. Минимальный уровень оплаты труда.
Общественные блага. Внешние эффекты.
Учебно -тематическое планирование, 11 класс
Разделы, темы
Количество часов
Программа
В.С.
Автономова
Рабочая
программа
1
Тема 1. Государство и экономика.
5
6
2
Тема 2. Экономическое развитие.
7
7
3
Тема 3. Макроэкономические проблемы.
8
8
4
Тема 4. Международная экономика.
10
10
5
Тема 5. Проблемы переходной экономики
2
3
6
Тема 6.
1
2
Итого:
34
34
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики
целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа,
семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие
учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый,
исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной
деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации,
систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа
работы каждого ученика.
Cистема оценки достижений учащихся
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных
образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и
успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер.
Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках
возможностей учащихся.
Инструментарий для оценивания результатов.
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный
опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Критерии выставления отметок.
1.Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота
знаний их обобщённость и системность.
2.При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их
количество: грубые ошибки, однотипные ошибки, негрубые ошибки.
3.Шкала отметок:
Отметка "5" -ответ соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объём
ЗУН составляет 90-100%. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на
практике, приводит собственные примеры, применяет знания в новой ситуации.
Отметка "4"-устный, письменный ответ соответствуют требованиям учебной программы
и объём ЗУН составляет 70-90% Ответ правильный, но не совсем точный. Знания
применяются в стандартной ситуации.
Отметка "3"-устный ответ, письменная работа в основном соответствуют требованиям
программы однако имеется набор грубых ошибок и недочётов. Объём ЗУН составляет 50-
70% . Ученик недостаточно обосновывает свои суждения, непоследовательно излагает
материал.
Отметка"2"-устный ответ, письменная работа только частично соответствует
требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём
ЗУН составляет 20-50%
Отметка"1"-выставляется в случае отказа от ответа или отсутствия работы без
объяснения причин.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
В.С. Автономов « Экономика» Учебник для 10,11 кл. для общеобразовательных
o
учреждений — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
«Экономика» И. Липсиц, Москва. Вита Пресс. 2014
«Экономика и бизнес» Е. Фрейнкман, Москва. Вита Пресс. 2010.
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий»,
2010.
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита –
Пресс, 2010 г.
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2010 г.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для
учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 1995 г.
Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
“Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика” C.С.Носова. Москва. РосНоу, 2003.
“Популярная Экономика часть 1- 2 -3 ” Москва. 2003.
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике” С.Равичев,
С.Григорьев, Москва. Вита Пресс. 2012
Интернет-ресурсы:
-
nsportal$
-
kopilkaurokov
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты
труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы
предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов,
общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных
организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и
стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России,
экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства
доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи
и гражданина.