Автор: Газизуллина Лена Тимерхановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/сад с.Буриказганово Населённый пункт: с.Буриказганово, Стерлитамакский район, Республика Башкортостан Наименование материала: Проектная деятельность Тема: Солнечный лучик Раздел: дошкольное образование
Актуальность разработки и реализации педагогическо-
Тема была выбрана в последний месяц зимы. И была разра-
ботана для реализации ближе к весне. Так как в конце фев-
раля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее.
Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми,
некоторые из них затруднялись называть какого цвета,
формы солнце. Так же мало использовали глаголы, опреде-
ления, связанные с солнцем. Хотелось обогатить знания
детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу. В связи с этим
была определена такая темы.
Цель проекта:
Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности:
игровой (прежде всего);
познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово);
музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи поставлены следующие:
1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на
окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюде-
ний.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники:
педагоги – воспитатель группы,
дети первой младшей группы,
родители.
Длительность: 2 недели (краткосрочный)
Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теп-
лое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Беседы с детьми, для выявления знаний детей о солнце.
2. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстра-
тивный материал.
3. Подготовка атрибутов для игр, занятий.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
1. Чтение и заучивание потешки «Солнышко», «Солнечный зайчик», физкультминутки –
песни «Я на солнышке лежу».
2. Подвижная игра «Солнечный зайчик».
3. Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям).
4. Наблюдение за изменениями в природе, связанными с солнцем.
5. Проведение занятий рисования и лепки по теме «Солнышко».
6. Использование атрибута «Солнышко» в качестве сюрпризного момента на утреннике, по-
священном 8 Марта.
7. Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко».
8. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по ил-
люстрациям, с помощью родителей дома).
9. Эксперимент «Холодно - тепло»
10. Малоподвижная игра «Построй солнышко».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1.
Подведение итогов проекта.
2.
Подготовка презентации по фотографиям.
3.
Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
В перспективе –
1. Эксперимент с растениями «Растения и солнце»
2. Эксперимент «Лед – вода»
3. Наблюдения за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Бурганова, Р. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Р. А. Бурганова, К.
В. Закирова. – Казань, 2000.
2.
Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий/Д. Н. Колдина.
– М.,2009.
3.
Янушко, Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2005.
4.
Янушко, Е. А.Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М.,
2010.
Воспитатель: Газизуллина Л.Т..
Приложение 1
Проектная деятельность
"Солнечный Лучик"
1 младшая группа
ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕПКЕ НА ТЕМУ:
«СОЛНЫШКО»
Цель занятия:
1.
Продолжать, учить, надавливающим движением указательного пальца
размазывать пластилин на картоне;
2.
Формировать интерес к работе с пластилином;
3.
Развивать мелкую моторику.
Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пла-
стилин желтого цвета.
Ход занятия.
Перед началом занятия необходимо подготовить основу – «солнышко в небе».
Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющив
его, придавить к картону в центре листа. Раздать детям заготовки.
Воспитатель:
У вас на картинках голубое небо.
А в небе светит солнышко.
Только оно светит слабо, совсем не греет.
Как вы думаете, почему? (потому что у солнышка нет лучиков)
Давайте ему поможем и сделаем лучи.
Предложить детям нажать пальчиком на край пластилинового солнца, нада-
вить посильнее и оттянуть палец вниз ил в сторону – так получится солнеч-
ный лучик.
Воспитатель:
Вот какой получился луч!
Давайте сделаем солнцу много лучиков!
Теперь оно светит ярко!
Предложить детям работать самостоятельно. Чтобы лучи получились длин-
нее, надо посильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно
поворачивать заготовку.
В конце у детей нужно спросить какое у нас получилось солнце (лучистое, яр-
кое).
Воспитатель: Газизуллина Лена Тимерхановна.
Приложение 2
Проектная деятельность
"Солнечный Лучик"
1 младшая группа
Занятие по рисованию на тему:
«ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»
Цель:
1.
Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек.
2.
Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
3.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: альбомный лист с нарисованными вверху листа сосульками, синяя гуашь, разве-
денная водой, тряпочка.
Ход занятия.
Наблюдение во время прогулки за признаками весны, таянием сосулек.
Чтение стихотворения:
Выходи скорее в сад,
Слушай звон, слушай звон,
Это капельки звенят:
Дон-дон-дон-дон.
Пальчиковая гимнастика «Капелька»
Соединять и разъединять большой и указательный пальцы на каждой руке, приговаривая
«кап-кап-кап!».
Предложить детям вопрос:
Зачем весной тают сосульки?
(солнце греет теплее, ярче, светлее)
Рисование пальчиками весенней капели.
Индивидуальная помощь некоторым детям.
В конце уточнить:
Солнце весной какое?
Обогащение словаря такими словами:
греет,
светит,
ласковое,
нежное,
теплое
Воспитатель: Газизуллина Л.Т.
Приложение 3
Проектная деятельность
"Солнечный Лучик"
1 младшая группа
Комплекс упражнений для утренней гимнастики
(с элементами дыхательной гимнастики)
«ЛУЧИСТОЕ СОЛНЫШКО»
Дети входят в зал.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
А. Барто.
Воспитатель:
Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.
1.
Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
2.
Ходьба в разных направлениях (10 с)
3.
Бег по кругу (10с)
4.
Ходьба по кругу (10 с)
5.
Построение в круг.
И. п.: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.
Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз).
Темп умеренный.
Упражнение «Спрячь ладошки»
И. п.: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.
Поворот на живот – греем спинку.
Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз).
Темп умеренный.
Упражнение «Радуемся солнышку»
И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой).
Дыхание произвольное.
Упражнение на дыхание «Вырастем большими»
1.
встать прямо, ноги вместе,
2.
поднять руки вверх, хорошо потянуться,
3.
подняться на носки – вдох,
4.
опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.
5.
произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)
Воспитатель:Газизуллина Л.Т.
Приложение 4
Проектная деятельность
"Солнечный Лучик"
1 младшая группа
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ПЕСНЯ
«Я НА СОЛНЫШКЕ ЛЕЖУ»
Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.
Спеть детям «Песенку львенка и черепахи», сопровождая ее соответствую-
щими движениями. Когда малыши хорошо запомнят текст и сопровождаю-
щие его движения, попросить их допевать пропущенные слова.
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
медленно поворачивать голову из стороны в
сторону
Крокодил- дил- дил плывет.
развести руки в стороны
Носорог-рог-рог идет
ходить вперевалку
Только я все лежу
поворачивать голову из стороны в сторону
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
приставить прямые ладони к ушам и пошеве-
лить ими из стороны в сторону
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
поворачивать голову из стороны в сторону
Воспитатель: Газизуллина Л.Т..