Автор: Молостова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 171
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте
имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки
звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также
сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности
общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет
предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Данные последних лет свидетельствуют, что при поступлении детей
в детский сад у многих детей выявляется общее недоразвитие речи с
дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не
только согласных раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные
звуки. Своевременное устранение недостатков произношения помогает
предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма,
во-вторых, в социальной адаптации ребенка. Перед нами, как
специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит за-
дача поиска эффективных методов формирования произносительных
возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала
бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется
понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в
работе, постепенное формирование у ребенка прочных навыков. И все это
нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая
ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы
является развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности
движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
умение объединять простые движения в сложные, необходимые для
правильного произнесения звуков. Учитывая ведущий вид деятельности
детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к
выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их
в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя
многообразие вспомогательного материала.
Я предположила, что использование разнообразных приемов
проведения артикуляционной гимнастики способно активизировать детей и
повысить эффективность работы по формированию правильного
звукопроизношения. Одним из эффективных приемов в работе с детьми стало
использование биоэнергопластики – сопряженное выполнение
артикуляционной гимнастики с движениями кисти руки. Данный прием
использовала в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Использование приема биоэнергопластики активизировало внимание детей,
развивало пальцевую моторику.
Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек,
который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе
жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок
непроизвольно высовывает язык.
При применения биоэнергопластики отмечены положительные
структурные изменения в организме:
– синхронизируется работа полушарий головного мозга,
– развиваются способности,
– улучшаются внимание, память, мышление, речь,
– cила, равновесие, подвижность и пластичность нервных
процессов осуществляются на более высоком уровне,
– cовершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной
системы,
Упражнения для нижней челюсти
1. «Птенчики» – рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до
пяти.
Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат
к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз,
четыре пальца поднимаются вверх.
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев руки.
Упражнения для языка
1. «Болтушка» – движения языка взад-вперед. Ладонь с
разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад-вперед.
2. Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз
ладонь, которая движется под счет влево-вправо.
3. «Качели» – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.
4. «Футбол» – ладонь сжата в кулак, указательный палец
выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо-влево.
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у
детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих
по- чувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ,
направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными
ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки
звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
В результате проделанной работы по развитию и совершенствованию
артикуляционного аппарата у детей сформировались умения правильно,
точно выполнять артикуляционные движения, улучшилась переключаемость с
одного движения на другое, все движения стали точными и
координированными.
Таким образом, можно сказать, что биоэнергопластика оптимизирует
психологическую базу речи, улучшает возможности ребенка по всем
параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических
процессов. Синхронизация работы речевой и мелкой моторики вдвое
сокращает время занятий, усиливает их результативность и повышает
интерес детей к занятиям.