Напоминание

"Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками"


Автор: Молостова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 171
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте

имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки

звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких

психических процессов, как память, мышление, воображение, а также

сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности

общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет

предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Данные последних лет свидетельствуют, что при поступлении детей

в детский сад у многих детей выявляется общее недоразвитие речи с

дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не

только согласных раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные

звуки. Своевременное устранение недостатков произношения помогает

предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма,

во-вторых, в социальной адаптации ребенка. Перед нами, как

специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит за-

дача поиска эффективных методов формирования произносительных

возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала

бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется

понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в

работе, постепенное формирование у ребенка прочных навыков. И все это

нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая

ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы

является развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного

аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности

движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных

движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,

умение объединять простые движения в сложные, необходимые для

правильного произнесения звуков. Учитывая ведущий вид деятельности

детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к

выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их

в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя

многообразие вспомогательного материала.

Я предположила, что использование разнообразных приемов

проведения артикуляционной гимнастики способно активизировать детей и

повысить эффективность работы по формированию правильного

звукопроизношения. Одним из эффективных приемов в работе с детьми стало

использование биоэнергопластики – сопряженное выполнение

артикуляционной гимнастики с движениями кисти руки. Данный прием

использовала в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приема биоэнергопластики активизировало внимание детей,

развивало пальцевую моторику.

Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек,

который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе

жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок

непроизвольно высовывает язык.

При применения биоэнергопластики отмечены положительные

структурные изменения в организме:

– синхронизируется работа полушарий головного мозга,

– развиваются способности,

– улучшаются внимание, память, мышление, речь,

– cила, равновесие, подвижность и пластичность нервных

процессов осуществляются на более высоком уровне,

– cовершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной

системы,

Упражнения для нижней челюсти

1. «Птенчики» – рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до

пяти.

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат

к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз,

четыре пальца поднимаются вверх.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев руки.

Упражнения для языка

1. «Болтушка» – движения языка взад-вперед. Ладонь с

разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад-вперед.

2. Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз

ладонь, которая движется под счет влево-вправо.

3. «Качели» – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.

4. «Футбол» – ладонь сжата в кулак, указательный палец

выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо-влево.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у

детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих

по- чувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ,

направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными

ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки

звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

В результате проделанной работы по развитию и совершенствованию

артикуляционного аппарата у детей сформировались умения правильно,

точно выполнять артикуляционные движения, улучшилась переключаемость с

одного движения на другое, все движения стали точными и

координированными.

Таким образом, можно сказать, что биоэнергопластика оптимизирует

психологическую базу речи, улучшает возможности ребенка по всем

параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических

процессов. Синхронизация работы речевой и мелкой моторики вдвое

сокращает время занятий, усиливает их результативность и повышает

интерес детей к занятиям.



В раздел образования