Автор: Носкова Ирина Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №65 имени Н.Сафронова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа по географическому краеведению Ульяновской области .8класс
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Программа спецкурса
« ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта Основного Общего Образования.
Авторской программы по географическому краеведению (5-9 классы), Храмова Е.В., М.
Ю. Аксёнова, Ульяновск УИПКПРО,2012.
Данная программа рассчитана на 35 часов (I час в неделю)
УМК: 1. Географическое краеведение. Ульяновская область. Учебное пособие для 6-9
классов
общеобразовательных
учреждений.-
под
общей
редакцией
Н.В.Лобиной.-
Ульяновск УИПКПРО,2007г.
2.Занимательное краеведение. А.Ю.Тихонова; П.И.Волкова.ИПКПРО.Ульяновск.2007г. 3.
Географическое
краеведение
Ульяновской
области.
В
тестах,
заданиях,
схемах,
таблицах.
Н.
В.
Лобина,
В.Н.Фёдоров,
Е.А.
Темаева.
Изд..:Корпорация
технологий
продвижения.2010г.
Требования
к
уровню
подготовки
выпускников
Личностные результаты
Метапредметные
результаты
Предметные
формирование
целостного мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной практики,
учитывающего социальное,
культурное, языковое,
духовное многообразие
современного мира;
формирование
осознанного, уважительного
и доброжелательного
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской
позиции, к истории,
культуре, религии,
традициям, языкам,
ценностям народов России
и народов мира;
готовности и
способности вести диалог с
другими людьми и
достигать в нём
взаимопонимания;
формирование
коммуникативной
компетентности в общении
умение определять
понятия, создавать
обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации,
устанавливать причинно-
следственные связи, строить
логическое рассуждение,
умозаключение
(индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач;
умение
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разре-
шать конфликты на
формирование
представлений и
основополагающих
теоретических знаний о
целостности и
неоднородности Земли как
планеты людей в
пространстве и во времени,
основных этапах её
географического освоения,
особенностях природы,
жизни, культуры и
хозяйственной деятельности
людей, экологических
проблемах на разных
материках
и в отдельных странах;
овладение
элементарными
практическими умениями
использования приборов и
инструментов для
определения
количественных и
качественных характеристик
компонентов
географической среды, в
том числе её экологических
параметров;
овладение основами
и сотрудничестве со
сверстниками, детьми
старшего и младшего
возраста, взрослыми в
процессе образовательной,
общественно полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других
видов деятельности;
формирование основ
экологической культуры,
соответствующей
современному уровню
экологического мышления,
развитие опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной и
практической деятельности
в жизненных ситуациях.
основе согласования
позиций и учёта интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё мнение;
умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей;
планирование и регуляция
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью;
формирование и
развитие компетентности в
области использования
информационно-
коммуникационных
технологий;
формирование и
развитие экологического
мышления
картографической
грамотности и
использования
географической карты как
одного из языков
международного общения;
овладение основными
навыками нахождения,
использования и
презентации
географической
информации;
формирование умений и
навыков использования
разнообразных
географических знаний в
повседневной жизни для
объяснения и оценки
явлений и процессов,
самостоятельного
оценивания уровня
безопасности окружающей
среды, адаптации к
условиям территории
проживания, соблюдения
мер безопасности в случае
природных стихийных
бедствий и техногенных
катастроф;
формирование
представлений об
особенностях деятельности
людей, ведущей к
возникновению и развитию
или решению экологических
проблем на различных
территориях и акваториях,
умений и навыков
безопасного и экологически
целесообразного поведения
в окружающей среде.
В результате изучения географии Ульяновской области ученик должен
Знать:
-
историю географических исследований в Ульяновской области и роль выдающихся
ученых, исследователей-краеведов Ульяновской области;
-
геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и
современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
-
особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических
ресурсов Ульяновской области;
-
природно-антропогениые
ландшафты
и
их
современное
с остояние,
ге о э кол о г и ч е с к и е
п р о бл е м ы Ульяновской
области,
п у т и
о п т имизации
2
природопользования, особо охраняемые природные территории;
-
географию
межотраслевых
комплексов
российского
и
областного
значения,
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, межрегиональные и
международные экономические связи области.
Уметь:
-
выбирать
необходимый
источник
географо-краеведческой
информации
и
использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
-
владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического
суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;
-
уметь
анализировать
конкретные
экономические,
демографиче ские,
экологические ситуации на основе обработки и анализа статистических данных.
Использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий, оценки их последствий;
- решения
социально
значимых
географических
задач,
заботиться
о
бла гополучии
природной среды и сферы социально-экономической жизни.
Прогнозировать:
-
тенденции
изменения
природных
и
социально-экономических
объектов
в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;
-
составление
проектов
рационального
размещения
расселения
населения
и
производства на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема: Введение.
Географическое положение области.
Практическая работа:
Определение по карте и глобусу расстояний между точками в градусной мере и
километрах, координат различных точек местности (1 час).
Ульяновская область –
красивый природный край
Творческая работа
(Презентация «Природа моего края»)
Итого: 3 часа
Тема: Геологическое и тектоническое строение Ульяновской области.
Тектоника области.
Геологическое строение области.
Геологическая история развития области. (3 часа)
Тема:
Минеральные
ресурсы.
Полезные
ископаемы
Ульяновской
области.
Классификация П/И области. Закономерности
рзмещение п/и.
П/Р «Составление карты Минерально- сырьевая база» (2 часа)
Рельеф. Общая характеристика рельефа.
Особенности рельефа своей местности и его изменение
Составление карты-схемы
«Рельеф Ульяновской область» ( 3 часа).
Тема: Климат. (4 часа)
Общая характеристика.
Воейков А.И.: ученый, климатолог, земляк
Климатообразующие факторы.
Характеристика сезонов года
Стихийные природные явления на территории края
Тема: Гидросфера (3 часа)
Общая характеристика внутренних вод области.
Реки области.
Волга- матушка.
Озера и подземные воды.
Внутренние воды малой Родины
Почвы Ульяновской области. 2 часа.
Типы почв и их характеристика
Практическая работа:
Экскурсия- практикум: характеристика основных типов почв. Составление почвенного
профиля
Природные комплексы. Растительный и животный мир Ульяновской области.
Природные комплексы.
Характеристика природных комплексов
Растительный мир области. Типичные представители. Практическая работа:
«Составление карты Растительный мир
Экскурсия- практикум:
1.Обозначение на карта - схеме лесных антропогенных ландшафтов.
2.Составление описания лесных антропогенных ландшафтов
Сельскохозяйственные ландшафты
Животный мир.
Общая характеристика, типичные представители
Урок-зачёт Растительный и животный мир Ульяновской области.(6 часов)
Тема: Географическая оболочка
4
Географическая оболочка
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных
комплексах.
П/Р Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых
обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же
степени антропогенного воздействия.
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области
Экскурсия- практикум:
Памятники природы.
Составление паспорта – описания памятников природы.(3часа)
Население Ульяновской области. 5 часов.
Численность населения области. Проблемы демографии. Состав населения области:
1.Национальный
2.Половозрастной
3.Религиозный
4. Трудовые
ресурсы
Миграция – процесс динамики состава населения области. Города и поселки городского
типа Ульяновской области
Уро
Практикум:
составление карта - схемы «Население области». Исследовательская работа – прогноз
«Численность населения области»
Урок- презентация «Народы Поволжья»
Урок- обобщение материала «Природа. Население области»
5
Тематическое планирование.
№/П
Тема
Количество часов
1.
Введение.
3 часа
2.
Геологическое
и
тектоническое
строение
Ульяновской области.
3 часа
3.
Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые
Ульяновской области.
2 часа
4.
Рельеф.
3 часа
5.
Климат.
4 часов
6.
Гидросфера.
3 часа
7.
Почвы Ульяновской области.
2 часа
8.
Природные
комплексы.
Растительный
и
животный мир Ульяновской области.
6 часов.
9.
Географическая оболочка.
3 часа.
10.
Население Ульяновской области.
6 часов
6
7
Календарно-тематическое планирование по Географическому краеведению. 8 класс. 35 часов.
№/П Дата проведения
Тема
Тип занятия
Основные виды учебной
деятельности
Формы
контроля
Примечание
По
плану
фактичес
ки
Введение.3 часа.
1.
Географическое
положение области.
Ульяновская область на
карте полушарий.
Координаты области.
Урок актуализации
знаний и умений
формировать нравственно-эстетическое
отношение к родному краю, любви к малой
родине. Осознавать значимость изучения
родного края. знать месторасположение
своего региона, района, поселка, школы.
Координаты
области.
2.
Практическая работа:
Определение по карте и
глобусу расстояний
между точками в
градусной мере и
километрах, координат
различных точек
местности
.
Практикум
вклад путешественников в открытие
неизвестных земель
умение структурировать знания по теме
Контурная
карта с
отметками
координат
3.
Ульяновская область –
красивый природный
край
Творческая работа
(Презентация
«Природа моего края»)
Урок актуализации
знаний и умений
Формировать нравственно-эстетическое
отношение к родному краю, любви к малой
родине. Осознавать значимость изучения
родного края. Знать месторасположение
своего региона, района, поселка, школы.
Координаты
области.
Геологическое и тектоническое строение Ульяновской области. 3 часа.
4.
Тектоника области.
ИНМ
Сопоставление тематической карты с
наблюдениями . Строить речевое
высказывание . Планирование действий
при подготовке выступления
Строить продуктивное взаимодействие с
одноклассником при подготовке сообщения
Тектонический
профиль
8
и обсуждении проблем
5.
Геологическое строение
области.
Урок актуализации
знаний и умений
сопоставление тематической карты с
наблюдениями . Строить речевое
высказывание . Планирование действий
при подготовке выступления
Строить продуктивное взаимодействие с
одноклассником при подготовке сообщения
и обсуждении проблем
Геологическая
карта
6.
Геологическая история
развития территории
Урок актуализации
знаний и умений
Сопоставление тематической карты с
наблюдениями Строить
речевое высказывание
Планирование действий при подготовке
выступления
Строить продуктивное взаимодействие с
одноклассником при подготовке сообщения
и обсуждении проблем
Геологическая
карта
Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые ульяновской области. 2 часа.
7.
Классификация П/И
области.
Закономерности
размещения П/И
Урок актуализации
знаний и умений
Уметь слушать и продуктивно работать в
группе
Выбирать наиболее эффективные способы
решения задач в зависимости от
конкретных условий
осознавать значение знаний темы
Классификация
п/и области
8.
П/Р «Составление
карты Минерально-
сырьевая база»
Практикум
Осознавать значимость данной темы для
людей различных профессий
развивать ответственность за правильность
принятого решения
Карта- схема
Рельеф. 3 часа.
9.
Общая характеристика
рельефа.
ИНМ
Выбирать основания (признаки) и
критериев для сравнения объектов
Выбрать личную цель и формы контроля
своей учебной деятельности
Развивать стремления к самоутверждению
Характеристик
а рельефа
Ульяновской
области
10.
Особенности рельефа
своей местности и его
изменение
Комплексного
применения ЗУН
Наблюдение и исследование-путь
познания сложных природных процессов
Поиск и выделение необходимой
Графический
конспект
9
информации
11.
Составление карты-
схемы
«Рельеф Ульяновской
область»
практикум
Равнины в жизни человека
Контролировать и оценивать результаты
деятельности
Анализ объектов с целью выделения
признаков
Карта -схема
Климат. 4 часа.
12.
Общая характеристика.
Воейков А.И.: ученый,
климатолог, земляк.
Урок актуализации
знаний и умений
климат – главное условие жизни на Земле.
умение структурировать знания
Тип климата
области
13.
Климатообразующие
факторы.
Урок актуализации
знаний и умений
Работа с климатической картой края, с
научно-популярными источниками
информации
Характерист
ика карты
14.
Характеристика
сезонов года
Комбинированный
планирований действий по подготовке
выступления
: уметь слушать и продуктивно работать в
группе
индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос,
викторина
15.
Стихийные природные
явления на территории
края
Комбинированный
значение атмосферы для жизни человека
планирование действий
выбор эффективных способов решения
задач
отчёт по
статистически
м материалам
Гидросфера. 3 часа.
16.
Общая характеристика
внутренних вод области
Урок
актуализации
знаний и умений
универсальная ценность воды,
умение структурировать знания
зачёт
17.
Реки области.
Волга- матушка
практикум
речная вода -важнейшая ценность, Волга –
исторический символ Поволжья.
умение структурировать знания
тест по
номенклатуре
18.
Озера и подземные
воды.
Внутренние воды
малой Родины
Урок
актуализации
знаний и умений
мини-ГЭС -будущее края
планирование действий при выполнении
практической работы
поиск и выделение необходимой
информации
Описание
озера
Почвы Ульяновской области. 2 часа.
10
19.
Типы почв и их
характеристика
Урок
актуализации
знаний и умений
различие почв
умение структурировать знания по теме
Работа с
научно-
популярными
источниками
информации.
Интернет-
ресурсами
20.
Практическая работа:
Экскурсия- практикум:
характеристика
основных типов почв.
Составление
почвенного профиля
Урок-экскурсия
анализ почвенного профиля
изменения почвы под воздействием
различных факторов
Контурная
карта
Природные комплексы. Растительный и животный мир Ульяновской области. 6 часов.
21.
Природные
комплексы.
Характеристика
природных комплексов.
Урок
актуализации
знаний и умений
-сопоставление тематической карты с
наблюдениями -строить
речевое высказывание
-планирование действий при подготовке
выступления
-строить продуктивное взаимодействие с
одноклассником при подготовке сообщения
и обсуждении проблем
Карта
природных
комплексов
22.
Растительный мир
области. Типичные
представители.
Практическая работа:
«Составление карты
Растительный мир
области»
Практикум
прогноз размещения, смены растительных
сообществ ;значение растительного мира
для жизни населения и природы в целом;
установление причинно-следственных
связей в системе
Карта - схема
23.
Экскурсия-
практикум:
1.Обозначение на карта
- схеме лесных
Урок-экскурсия
уметь слушать и продуктивно работать в
группе;
выбирать наиболее эффективные способы
решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Отчёт об
экскурсии
11
антропогенных
ландшафтов.
2.Составление
описания лесных
антропогенных
ландшафтов
осознавать значение знаний темы
24.
Сельскохозяйственные
ландшафты
Урок
актуализации
знаний и умений
антропогенные (сельхоз) ландшафты -
определение и смысловое значение;
закономерности размещения ;
прогноз
Фронтальн
ый опрос
25.
Животный мир.
Общая характеристика,
типичные
представители
Комбинирован
ный
многообразие и многосторонняя
значимость типичных представителей
животного мира Поволжья;
выбор оснований и критериев для
классификации объектов
Проекты
26.
Урок-зачёт
Растительный и
животный мир
Ульяновской области.
Зачёт
значение
животного и растительного
мира для жизни населения и природы в
целом;
установление причинно-следственных
связей в системе
Тест
Географическая оболочка. 3 часа.
27.
Географическая
оболочка
Взаимосвязи между
компонентами природы
своей местности в
разных природных
комплексах.
П/Р Работа на
местности по
выявлению природных
комплексов,
образование которых
Диспут
кто, если не я КД: дискуссия по
решению экологических проблем
Сообщения
12
обусловлено
различиями в строении
рельефа, в получении
тепла и влаги, а так же
степени
антропогенного
воздействия.
28.
Особо охраняемые
природные территории
Ульяновской области
Урок актуализации
знаний и умений
Особо охраняемые территории ;
отличительные особенности охраняемых
зон
Работа с
картой Охрана
природы, с
научно-
популярными
источниками
информации
29.
Экскурсия-
практикум:
Памятники природы.
Составление паспорта –
описания памятников
природы.
Урок-экскурсия
памятники природы Поволжья;
выбор оснований и критериев для
классификации объектов
Практическа
я работа:
«Составлени
е паспорта –
описания
памятников
природы»
Население Ульяновской области. 5 часов.
30.
Численность населения
области. Проблемы
демографии. Состав
населения области:
1.Национальный
2.Половозрастной
3.Религиозный
4. Трудовые
Урок-
исследование
численность населения РФ, области,
района, поселения.
Сравнение со статистикой прошлого века
Построение прогноза.
Работа со
стат.
материалом
13
ресурсы
31.
Миграция – процесс
динамики состава
населения области.
Города и поселки
городского типа
Ульяновской области
Комбинирован
ный
Описание
городов и поселков
городского типа
по тематическим
картам и типовому плану
Характерист
ики по
плану.
32.
Урок- презентация
«Народы Поволжья»
Конференция
формирование патриотического чувства
гордости за культурное наследие области
умение структурировать з
Презентации
34.
Практикум:
составление карта -
схемы «Население
области».
Исследовательская
работа – прогноз
«Численность
населения области»
Практикум
Описание
городов и поселков
городского типа
по тематическим
картам и типовому плану
Характерист
ики по
плану.
35.
Урок- обобщение
материала «Природа.
Население области»
Обобщающее
повторение
Актуализация, обобщение, логичное
выделение из общего материала частное.
Подведение итогов по подготовке атласа
Ульяновской области по разделу
«Физический атлас. Население
Ульяновской области»
Смотр атласов.
14
15
16