Автор: Яшина Татьяна Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №65 имени Н.Сафронова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по географии 5 класс
Раздел: среднее образование
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена в соответствии Федеральным образовательным стандартом, на основе Примерной программы по
учебным предметам для общеобразовательных учредений. География.; На основе авторской программы по географии 5 -9 классы/ [А.А.Летягин,
И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя]. – М.: Вентана – Граф. 2012.Рабочую программу реализует учебник « География. Начальный курс. 5
класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор А.А.Летягин. М.: Вентана – Граф,2014.»
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов
-
35 ч, по 1 час
в неделю
.
Практические работы: всего-7,
итоговые -3 обобщающие-4
2.Планируемые результаты освоения курса.
2.1.Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «по-
года», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять
особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач чело -
вечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в про -
странстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности лю -
дей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем
на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставлен -
ной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с тек -
стом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников. Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны
на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к
другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, обще -
ственно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен -
ных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе
и человека.
2.2. Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положе -
ние в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информа -
цию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и яв -
лениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и от -
носительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции
устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информа -
ции;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников сопровождать выступление пре -
зентацией.
Содержание учебного курса «География» 5класс.
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
Уроки 1–2
География — одна
из наук о планете
Земля
Что изучает география? Географические объек-
ты, процессы и явления. Уникальные географи-
ческие объекты. Зарождение древней географии
Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».
Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарооб-
разность Земли
Урок 3
Наблюдения — метод
географической науки
Как географы изучают объекты и процессы? На-
блюдения — способ изучения географических
объектов и процессов
Изготавливать модель гномона.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения на-
блюдения за изменением направления и длины тени гномона в
течение некоторого времени.
Проводить наблюдение за изменением тени гномона
1
Земля как планета Солнечной системы (4 ч)
Планета Земля (4 ч)
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Урок 4
Земля среди других пла-
нет Солнечной системы
Положение Земли в Солнечной системе. Плане-
ты земной группы. Возникновение Земли. Фор-
ма и размеры Земли. Метод географического мо-
делирования
Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных
меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус —
наиболее точная модель Земли
Уроки 5–6
Движение Земли по око-
лосолнечной орбите
Земная ось и географические полюсы. Геогра-
фические следствия движения Земли вокруг
Солнца. Смена времён года на Земле. Дни ве-
сеннего и осеннего равноденствия, летнего и
зимнего солнцестояния. Тропики и полярные
круги
Организация проведения осенних фенологических наблюдений.
Готовить «Календарь природы»
Урок 7
Суточное вращение Зем-
ли
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг
своей оси. Смена дня и ночи на Земле
Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».
Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и
вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях
Земли
Геосферы Земли (28 ч)
Литосфера (8 ч)
Урок 8
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро,
мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая обо-
Строить модель «твёрдой» Земли
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Слои «твёрдой» Земли
лочка Земли. Способы изучения земных глубин
Урок 9
Вулканы Земли
Проявления внутренних процессов на земной
поверхности. Вулканы и гейзеры
Создавать модели литосферных плит. Работать с конструкто-
ром литосферных плит.
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.
Обозначать на схеме действующие вулканы
Уроки 10–11
Из чего состоит земная
кора
Вещества земной коры: минералы и горные по-
роды. Образование горных пород. Магматиче-
ские, осадочные и метаморфические горные по-
роды
Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения
изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор об-
разцов
Урок 12
Строение земной коры.
Землетрясения
Материковая и океаническая земная кора. Нару-
шения слоёв земной коры. Виды движения зем-
ной коры. Землетрясения. Сила землетрясения
Определять интенсивность землетрясений по описаниям и та-
блице 12-балльной шкалы
Уроки 13–14
Рельеф земной поверх-
ности
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота
форм рельефа. Способы определения относи-
тельной высоты географических объектов
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения
измерения относительной высоты холма с использованием
самодельного нивелира на местности. Определять относитель-
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
ную высоту холма с использованием самодельного нивелира на
местности
Урок 15
Человек и литосфера
Условия жизни человека в горах и на равнинах.
Полезные ископаемые
Работать с топонимическим словарём. Определять происхо-
ждение названий географических объектов. Изучать и исполь-
зовать способы запоминания названий географических объек-
тов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности
и собирать образцы
Атмосфера (4 ч)
Урок 16
Воздушная оболочка
Земли
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Веще-
ственный состав и строение атмосферы
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного
давления.
Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное
давление.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения
измерения атмосферного давления самодельным барометром
Уроки 17–18
Погода и метеорологи-
ческие наблюдения
Погода. Наблюдения за погодой на метеорологи-
ческой станции. Заочная экскурсия в музей
«Метеорологическая станция Симбирска»
Изготавливать самодельные измерители направления и скоро-
сти ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения
температуры воздуха (термометр).
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения
измерений направления и скорости ветра, количества осадков и
температуры воздуха самодельными приборами
Урок 19
Человек и атмосфера
Как атмосфера влияет на человека и его условия
жизни. Влияние человека на атмосферу. Опас-
ные и редкие явления в атмосфере
Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну
и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приме-
там, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)
Гидросфера (7 ч)
Уроки 20–21
Вода на Земле
Гидросфера и её части. Вещественный состав
гидросферы. Круговорот воды на Земле
Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения
опытов по изучению свойств воды
Урок 22
Мировой океан — глав-
ная часть гидросферы
Мировой океан. Береговая линия. Части Миро-
вого океана. Суша в океане
Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий геогра-
фических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические
страницы
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Урок 23
Воды суши. Реки
Разнообразие вод суши. Река, речная система,
бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные
реки. Пороги и водопады
Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку.
Выявлять основные различия горных и равнинных рек
Уроки 24–25
Озёра. Вода в «земных
кладовых»
Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные
и покровные ледники. Айсберги. Подземные
воды
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения
опыта, показывающего, что вода просачивается в различных
горных породах с разной скоростью.
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды
через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создавать и работать с самодельной моделью родника
Урок 26
Человек и гидросфера
Вода — основа жизни на Земле. Использование
человеком энергии воды. Отдых и лечение «на
воде»
Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых
объектам гидросферы.
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические
страницы
Биосфера (9ч)
Урок 27
Оболочка жизни
Биосфера. Вещественный состав и границы
биосферы. Современное научное представление
о возникновении и развитии жизни на Земле
Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков
организмов
Урок 28
Растительный и животный мир Земли. Влажные
Составлять и описывать коллекции комнатных растений по
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Жизнь в тропическом
поясе
экваториальные леса. Саванны. Тропические пу-
стыни
географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом
природных условий их произрастания
Урок 29
Растительный и живот-
ный мир умеренных по-
ясов
Степи. Лиственные леса. Тайга
Создавать игры биогеографического содержания
Урок 30
Жизнь в полярных поя-
сах и в океане
Тундра. Арктические и антарктические пусты-
ни. Жизнь в океане
Изучать виртуально морских животных с путеводителем
«Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем морских животных
Урок 31
Природная среда. Охра-
на природы
Природное окружение человека. Природные
особо охраняемые территории. Заочное знаком-
ство с Лапландским заповедником
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе
Лапландского заповедника.
Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологиче-
ской тропы.
Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохран-
ные темы
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Уроки 32 -33
Охрана природы.
Уроки 34 -35
Уроки повторения
Тематическое планирование «География». 5 класс.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Введение
2 ч.
Раздел I.
Земля как планета Солнечной системы
Тема 1.1. Планета Земля.
4 ч
4 ч.
Раздел II.
Геосферы Земли
Тема 2.1 Литосфера
Тема 2.2 Атмосфера
Тема 2.3. Гидросфера
Тема 2.4. Биосфера Земли
29 ч.
7 ч.
4 ч.
7 ч.
11 ч.
ВСЕГО
35 часов
В том числе
Практические работы (итоговые)
7 из них итоговых - 3
Согласно рабочей программы проводится 7 практических работ, из которых – 4 обучающие (они оцениваются выборочно) и 3 итоговая прак-
тические работы, которые оцениваются у всех учеников.
Особенность проведения практических работ заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков.
Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют
длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ве -
дением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению
учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы
составляют около 50% работ.
Практические работы по географии в 5 классе (Итоговых работ 3, всего 7)
№
тем
Тема
№
ур
Практические работы
Дата
план
факт
2
Земля - планета Солнеч-
ной системы
№1 (обуч). Организация фенологических наблюдений. Календарь при-
роды.
№2 (обуч). Составлять рассказ по плану о четырёх особых положени-
ях Земли.
3
Литосфера
№3 (обуч). Обозначать действующие вулканы.
№4 (обуч). Определять относительную высоту с помощью самодель-
ного нивелира на местности.
4
Атмосфера
№5(итог). Составлять прогноз погоды по народным приметам на вес-
ну и лето будущего года.
5
Гидросфера
№ 6 (итог). Выявлять основные различия горных и равнинных рек.
6
Биосфера
№7 (итог). Составлять и описывать коллекции комнатных растений по
географическому принципу.
ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (НОМЕНКЛАТУРА).
Тема «Литосфера».
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная
Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), горы: Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.
Тема «Гидросфера».
Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озёра: Каспийское море – озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия,
воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для
достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа
кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Учебник. География. Начальный курс.5 класс. А.А.Летягин.М.: Вентана-Граф.2012
Атлас. Начальный курс географии. 5 класс. И.В.Душина; А.А.Летягин. Изд. Вентана- Граф.2015
Интернет ресурсы:
1.
Nsportal;
2.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
3.
Почемучка;
4.
Видео География;
5.
1 сенября.
6.
htt//edukids.narod/ru/zemilia/
7.
kruqsvet
8.
countries/ru
Оснащение кабинета
География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010.
Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, монитор, копировально-множительная техника)
цифровые образовательные ресурсы;
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
Лабораторное и демонстрационное оборудование;
Комплект географических карт;
Комплект тематических таблиц;
Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование. География . 5класс.
35 часов.
№ уро-
ка
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности уча-
щихся
Формы
контроля
Прим.
Дата
План
Факт
1.
География –одна из наук о планете Зем-
ля.
Вводный урок
Наблюдать за географическими объектами своей
местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-сле-
допыта».
Собирать модели и проводить опыты, показываю-
щие шарообразность Земли
Устные ответы и
запись в тетрадь
основных поня-
тий.
2.
Наблюдение –метод географической
науки.
Урок-исследова-
ние
Наблюдать за географическими объектами своей
местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-сле-
допыта».
Собирать модели и проводить опыты, показываю-
щие шарообразность Земли
Оценивание вы-
полнения зада-
ний
3.
Земля среди других планет Солнечной
системы
Урок -практикум
Измерять «земные окружности» (экватор, два проти-
воположных меридиана) по глобусу, чтобы убедить-
ся в том, что глобус — наиболее
Устные ответы.
4.
Движение Земли по околосолнечной
орбите.
Урок -практикум
Составлять рассказ по плану о четырёх особых поло-
жениях Земли
Сотавление
рассказа по теме
5.
Пр.р.№1. Календарь природы.
Организация проведения осенних фенологических
наблюдений.
Готовить «Календарь природы
Оценивание вы-
полнения зада-
ний
6.
Суточное вращение Земли.П.р.2
Урок -практикум
Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Де-
монстрировать движение Земли по околосолнечной
орбите и вращение вокруг земной оси.
Оценивание вы-
полнения зада-
ний
7.
Слои твердой Земли.
Урок изучения
нового
Строить модель «твёрдой» земли.
Работа в группах
8.
Вулканы.П.р.№3
Урок -практикум
Создавать модели литосферных плит. Работать с
конструктором литосферных плит.
Определять положение Тихоокеанского огненного
кольца.
Оценивание вы-
полнения прак-
тических зада-
ний
Обозначать на схеме действующие вулканы.
9.
Из чего состоит земная кора.
Урок исследова-
ние
Начать создавать коллекцию горных пород своей
местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для
проведения изучения горных пород своей местности
и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и прово-
дить сбор образцов
Выполнить опи-
сание горных по-
род из коллекции
10.
Строение земной коры. Землетрясения.
Урок экспери-
мент
Определять интенсивность землетрясений по описа-
ниям и таблице 12-балльной шкалы
Описание экм-
сперимента в
тетрадь
11.
Рельеф земной поверхности.
Урок виртуаль-
ного путеше-
ствия
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное
время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для
проведения измерения относительной высоты хол-
ма с использованием самодельного нивелира на
местности.
Устные сообще-
ния о пупеше-
ствии вглубь
Земли.
12.
Относительная высота рельефа.П.р.р№4
Урок -практикум
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное
время.. Определять относительную высоту холма с
использованием самодельного нивелира на местно-
сти
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для
проведения измерения относительной высоты хол-
ма с использованием самодельного нивелира на
местности.
Взаимоконтроль,
работа в группах
13.
Человек и литосфера
Урок системати-
зации знаний
Работать с топонимическим словарём. Определять
происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания на-
званий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей
местности и собирать образцы
Взаимоконтроль.
Работа в груп-
пах.
14.
Обобщение и повторение по теме
«Литосфера»
Урок контроля,
систематизации
и коррекции зна-
ний
Тестовая работа.
15.
Атмосфера. Воздушная оболочка земли.
Урок изучения
нового
Проводить опыт, доказывающий
Устные ответы.
16.
Погода и метеорологические наблюде-
ния.П.Р.№5
Урок -практикум
Изготавливать самодельный барометр и измерять
атмосферное давление.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для
проведения измерения атмосферного
Контрользапол-
нения календаря
погоды.
17.
Человек и атмосфера.
Урок системати-
зации знаний
Изготавливать самодельные измерители направле-
ния и скорости ветра (флюгер), количества осадков
(дождемер), изменения температуры воздуха (тер-
мометр).
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для
проведения измерений направления и скорости вет-
ра, количества осадков и температуры воздуха Про-
водить оценки прогноза, составленного по народ-
ным приметам, в мае (5 класс
Взаимоконтроль
в группах.
18.
Гидросфера. Вода на Земле
.
Урок изучения
нового
Определять происхождение названий географиче-
ских объектов.
Подготовка пре-
зентаций.
19.
Мировой круговорот воды..
Практикум «Изучение свойств воды»
Урок -практикум
Изучать и использовать способы запоминания на-
званий географических объектов.
Составление
рассказа «Путе-
шествие капель-
ки»
20.
Мировой океан-главная часть гидросфе-
ры
Урок изучения
нового
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топо-
нимические страницы
Устные ответы и
работа на к\\к.
21.
. Воды суши.Реки. Пр.р.№6 ит
Урок -путеше-
ствие
Проводить воображаемые путешествия по Волге и
Тереку. Выявлять основные различия
Сравнительный
анализ карты
22.
Озера . Вода в « земных кладовых»
Урок -практикум
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для
проведения опыта, показывающего, что вода проса-
чивается в различных горных породах с разной ско-
ростью.
Работа в группах
23.
Вода в « земных кладовых»
Урок исследова-
ние
Проводить опыт для определения скорости просачи-
вания воды через образцы пород (глина
Работа в тетради
.Описание гор-
ных пород
24.
Человек и гидросфера.
Урок системати-
зации знаний
Работать с текстами легенд и народных сказаний, по-
свящённых объектам гидросферы.
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топо-
нимические страницы
Письменная ра-
бота по теме.
25.
Биосфера.Оболочка жизни
Урок изучения
нового
Работать с изображениями и описаниями ископае-
мых остатков организмов
Составление
кроссворда
26.
Жизнь в тропическом поясе.
Урок виртуаль-
ного путеше-
ствия
Составлять и описывать коллекции комнатных расте-
ний по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растения-
ми с учётом природных условий их произрастания
Составить
рассказ о жизни
человека в тро-
пическом лесу
27.
Растительный и животный мир умерен-
ных поясов.Жизнь в полярных поясах и
в океане.
Урок виртуаль-
ного путеше-
ствия
Создавать игры биогеографического разнообразия
растительного и животного мира.
Решение тестов
28.
Жизнь в полярных поясах и в океане.
Изучать виртуально морских животных с путеводи-
телем «Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем
Ответы на во-
просы после раз-
дела.
29.
Природная среда.
Урок системати-
зации знаний
Совершать виртуальное путешествие по экологиче-
ской тропе Лапландского заповедника.
Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы
экологической тропы.
Создавать аги-
тационные
листки (плака-
ты) на природо-
охранные темы
30.
Охрана природы.
Оценивание вы-
полнения зада-
ний
31.
Обобщение и повторение.
32.
Обобщение и повторение.
33.-35
Обобщение и повторение.