Автор: Терентьев Андрей Федорович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Петрунь"
Населённый пункт: с.Петрунь
Наименование материала: статья
Тема: Становление молодого педагога: проблемы профессионального роста и возможности для карьерного роста
Раздел: среднее образование
«Становление
молодого
педагога:
проблема
профессионального
роста и возможности для карьерного роста»
Современная
система
образования
предполагает
наличие
принципа
непрерывного образования. Этот принцип строится на основе получения
образования не только в учреждениях дошкольного, школьного, среднего и
высшего
профессионального
образования,
но
и
в
центрах
и
институтах
повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки
кадров.
Данный принцип сформировался при советской системе образования, которая
до сих пор, по мнению финских и китайских специалистов образования,
считается самой продуктивной и правильной (не зря системы образования в
этих государствах построены по модели советской школы). При переходе на
новые
стандарты
образования
этот
принцип
остался,
но
претерпел
изменения, которые вносились не в совокупности, а по отдельности в разные
годы на каждой ступени системы образовательных отношений РФ. По этой
причине
возникла
огромная
проблема
в
образовании
нашей
страны
–
потерялась преемственность между школой и институтом, между институтом
и местом работы молодого специалиста. На последнем аспекте остановимся
поподробнее.
Рассмотрим
его
на
примере
преемственности
между
педагогическим ВУЗом и общеобразовательной школой.
Заканчивая институты и университеты, молодые специалисты неохотно
идут работать в школу. Те же, кто все-таки решаются идти работать по
профессии, сталкиваются с целым рядом проблем, что показывает отсутствие
преемственности между ВУЗом и школой. Выпускник института оказывается
неготовым к работе в современной школе. Будучи молодым специалистом и
проработав
в
школе
уже
более
3
лет
(работа
учителем,
как
в
сельской
малокомплектной школе, так и в городской), на основе собственного опыта
вижу следующие причины этой проблемы:
Во-первых, в ВУЗах мало внимания уделяется практической стороне
образования.
Приходя
в
школу
с
целым
грузом
теоретических
знаний,
молодой специалист теряется, так как не знает элементарных навыков работы
в школе: как оформлять школьную документацию, каким образом готовиться
к урокам, как строить работу с классным коллективом и т.д.). Педагогическая
практика, которая проходит во время учебы, не является достаточной при
подготовке молодого специалиста. Отсюда вытекает следующая проблема –
молодой учитель останавливается в плане профессионального роста, так как
первые
годы
уходят
на
выучивание
элементарных
навыков
и
методик,
педагогических техник, которые, несомненно, следует учить в ВУЗах.
Во-вторых, при получении педагогической профессии в ВУЗах нашей
республики,
студенты
не
получают
никаких
знаний
про
современную
систему образования. Молодой учитель приходит в школу и не понимает, что
такое ФГОС, о каких стандартах второго поколения идет речь, что такое ИКТ
и системно - деятельностный подход и т.д. Первый год работы учителя
превращается в настоящее испытание, так как помимо устранения первой
проблемы ( о которой говорилось чуть выше), выпускнику ВУЗа приходится
полностью перенастраиваться на новые стандарты. Отметим, что по ФГОС
школы России учатся уже пятый год. А некоторые школы, реализуя пилотные
проекты, уже и более пяти лет. Здесь стоит сказать, что данная ситуация
становится проблемой не просто субъективного характера, она объективна –
страдает качество образования.
В-третьих, молодые учителя получают мало знаний по использованию
современных
информационных
технологий
при
подготовке
к
урокам,
разработке проектов и т.д. Наличие теоретических знаний про те или иные
современные педагогические технологии, увы, никаким образом не переходят
в качественную практическую деятельность при работе молодого учителя в
школе.
Поэтому
часто
работодателям
приходится
молодых,
начинающих
учителей
отправлять
на
курсы
повышения
квалификации.
А
это
потеря
времени, денег и энтузиазма у молодых учителей! Как способ решения
данного аспекта проблемы, можно предложить преподавателям ВУЗов во
время
занятий
при
работе
со
студентами
использовать
инновационные
методы и современные информационные технологии. Студент будет видеть,
как
можно
использовать
применяемые
преподавателем
технологии
на
практике либо непосредственно уже при работе в школе.
Не секрет, что
студенты, как и ученики, ориентируются на своих учителей, в данном случае
преподавателей.
И каждая из выделенных проблем перетекает в другую, более крупную.
И образуется целая цепочка проблем, которая тянется и тянет за собой еще
новые,
более
опасные
проблемы
–
качество
образования
падает,
мало
учителей идет работать в школу, происходит профессиональное выгорание
работающих в школах учителей и т.д.
Отметим,
что
при
работе
в
современной
школе
учителю
важно
ощущать
перспективы
профессионального
и
карьерного
роста.
Но,
устранение
проблем,
о
которых
было
сказано,
молодому
специалисту
приходится забыть о какой-либо перспективе профессионального роста. Если
только
усвоение
элементарных
навыков
работы
с
детьми
не
назвать
профессиональным ростом молодого специалиста. Считаю, что реальный
профессиональный рост возможен при интеграции полученных знаний в
ВУЗе
с
самообразованием.
Формами
самообразования
могут
служить
не
только
курсы
повышения
квалификации,
но
это
могут
быть
и
личные
исследования учителя, обобщение опыта работы и участие в мастер-классах,
участие
в
конкурсах
для
учителей
и
с
учащимися,
чтение
современной
научно-популярной литературы и, если все это обобщить, можно говорить в
целом
о
поиске
новых
путей
профессионального
роста
учителя.
Не
зря
говорят,
что
дорогу
осилит
идущий.
И
тут
же
могу
предложить
подкорректировать программы обучения студентов в ВУЗах с целью обратить
больше внимания на развитие навыков самообразования студентов. Может
быть,
именно
тогда
молодой
специалист
будет
заинтересован
в
профессиональном росте?
Что же касается карьерного роста? Чтобы вытроить карьеру в системе
образования, следует четко понимать принципы работы на каждом из её
уровней.
Считаю,
что
при
отсутствии
преемственности
между
ВУЗом
и
школой о качественном и быстром усвоении принципов работы говорить не
приходится. Теряется много времени и сил на то, чтобы обучиться тому, чему
должен был молодой учитель научиться в институте. А время – золото!
Человек перегорает, гаснет энтузиазм и теряются амбиции, то есть все те
качества и признаки, которые лежат в основе качественного карьерного роста.
Карьерный
рост
не
возможен
без
профессионального
роста.
Любой
специалист,
приходя
в
школу,
должен
понимать,
что
для
выстраивания
карьеры
ему
просто
необходимо
становиться
профессионалом
высокого
класса. Возможно, о такой мотивации следует говорить уже с первых курсов
педагогических вузов, чтобы выпускники ВУЗов понимали, куда они идут, с
чем они столкнуться и как двигаться по карьерной лестнице. Об этом гласит
народная мудрость: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!».
Итак,
на
основе
своего
опыта
работы
в
школе,
мною
выделено
несколько проблем современной системы образования, которые растут из
одного
корня
–
это
проблема
неподготовленности
выпускников
ВУЗов
к
работе в современной школе. Устранив эту проблему, мы избавимся от всех
остальных. Для решения этой проблемы вижу следующие способы:
- Изменение программ подготовки молодых специалистов в ВУЗах с
ориентированием на самообразование;
-
Выделение
в
учебном
процессе
в
ВУЗах
большего
времени
на
практическую
деятельность
студентов.
Может
быть,
стоит
увеличить
количество часов педагогической практики студентов.
-
Более тесное и конструктивное взаимодействие ВУЗов и школ, с
целью ориентированной подготовки специалистов.
Спасибо за внимание!