Напоминание

Становление молодого педагога: проблемы профессионального роста и возможности для карьерного роста


Автор: Терентьев Андрей Федорович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Петрунь"
Населённый пункт: с.Петрунь
Наименование материала: статья
Тема: Становление молодого педагога: проблемы профессионального роста и возможности для карьерного роста
Раздел: среднее образование





Назад




«Становление

молодого

педагога:

проблема

профессионального

роста и возможности для карьерного роста»

Современная

система

образования

предполагает

наличие

принципа

непрерывного образования. Этот принцип строится на основе получения

образования не только в учреждениях дошкольного, школьного, среднего и

высшего

профессионального

образования,

но

и

в

центрах

и

институтах

повышения

квалификации

и

профессиональной

переподготовки

кадров.

Данный принцип сформировался при советской системе образования, которая

до сих пор, по мнению финских и китайских специалистов образования,

считается самой продуктивной и правильной (не зря системы образования в

этих государствах построены по модели советской школы). При переходе на

новые

стандарты

образования

этот

принцип

остался,

но

претерпел

изменения, которые вносились не в совокупности, а по отдельности в разные

годы на каждой ступени системы образовательных отношений РФ. По этой

причине

возникла

огромная

проблема

в

образовании

нашей

страны

потерялась преемственность между школой и институтом, между институтом

и местом работы молодого специалиста. На последнем аспекте остановимся

поподробнее.

Рассмотрим

его

на

примере

преемственности

между

педагогическим ВУЗом и общеобразовательной школой.

Заканчивая институты и университеты, молодые специалисты неохотно

идут работать в школу. Те же, кто все-таки решаются идти работать по

профессии, сталкиваются с целым рядом проблем, что показывает отсутствие

преемственности между ВУЗом и школой. Выпускник института оказывается

неготовым к работе в современной школе. Будучи молодым специалистом и

проработав

в

школе

уже

более

3

лет

(работа

учителем,

как

в

сельской

малокомплектной школе, так и в городской), на основе собственного опыта

вижу следующие причины этой проблемы:

Во-первых, в ВУЗах мало внимания уделяется практической стороне

образования.

Приходя

в

школу

с

целым

грузом

теоретических

знаний,

молодой специалист теряется, так как не знает элементарных навыков работы

в школе: как оформлять школьную документацию, каким образом готовиться

к урокам, как строить работу с классным коллективом и т.д.). Педагогическая

практика, которая проходит во время учебы, не является достаточной при

подготовке молодого специалиста. Отсюда вытекает следующая проблема –

молодой учитель останавливается в плане профессионального роста, так как

первые

годы

уходят

на

выучивание

элементарных

навыков

и

методик,

педагогических техник, которые, несомненно, следует учить в ВУЗах.

Во-вторых, при получении педагогической профессии в ВУЗах нашей

республики,

студенты

не

получают

никаких

знаний

про

современную

систему образования. Молодой учитель приходит в школу и не понимает, что

такое ФГОС, о каких стандартах второго поколения идет речь, что такое ИКТ

и системно - деятельностный подход и т.д. Первый год работы учителя

превращается в настоящее испытание, так как помимо устранения первой

проблемы ( о которой говорилось чуть выше), выпускнику ВУЗа приходится

полностью перенастраиваться на новые стандарты. Отметим, что по ФГОС

школы России учатся уже пятый год. А некоторые школы, реализуя пилотные

проекты, уже и более пяти лет. Здесь стоит сказать, что данная ситуация

становится проблемой не просто субъективного характера, она объективна –

страдает качество образования.

В-третьих, молодые учителя получают мало знаний по использованию

современных

информационных

технологий

при

подготовке

к

урокам,

разработке проектов и т.д. Наличие теоретических знаний про те или иные

современные педагогические технологии, увы, никаким образом не переходят

в качественную практическую деятельность при работе молодого учителя в

школе.

Поэтому

часто

работодателям

приходится

молодых,

начинающих

учителей

отправлять

на

курсы

повышения

квалификации.

А

это

потеря

времени, денег и энтузиазма у молодых учителей! Как способ решения

данного аспекта проблемы, можно предложить преподавателям ВУЗов во

время

занятий

при

работе

со

студентами

использовать

инновационные

методы и современные информационные технологии. Студент будет видеть,

как

можно

использовать

применяемые

преподавателем

технологии

на

практике либо непосредственно уже при работе в школе.

Не секрет, что

студенты, как и ученики, ориентируются на своих учителей, в данном случае

преподавателей.

И каждая из выделенных проблем перетекает в другую, более крупную.

И образуется целая цепочка проблем, которая тянется и тянет за собой еще

новые,

более

опасные

проблемы

качество

образования

падает,

мало

учителей идет работать в школу, происходит профессиональное выгорание

работающих в школах учителей и т.д.

Отметим,

что

при

работе

в

современной

школе

учителю

важно

ощущать

перспективы

профессионального

и

карьерного

роста.

Но,

устранение

проблем,

о

которых

было

сказано,

молодому

специалисту

приходится забыть о какой-либо перспективе профессионального роста. Если

только

усвоение

элементарных

навыков

работы

с

детьми

не

назвать

профессиональным ростом молодого специалиста. Считаю, что реальный

профессиональный рост возможен при интеграции полученных знаний в

ВУЗе

с

самообразованием.

Формами

самообразования

могут

служить

не

только

курсы

повышения

квалификации,

но

это

могут

быть

и

личные

исследования учителя, обобщение опыта работы и участие в мастер-классах,

участие

в

конкурсах

для

учителей

и

с

учащимися,

чтение

современной

научно-популярной литературы и, если все это обобщить, можно говорить в

целом

о

поиске

новых

путей

профессионального

роста

учителя.

Не

зря

говорят,

что

дорогу

осилит

идущий.

И

тут

же

могу

предложить

подкорректировать программы обучения студентов в ВУЗах с целью обратить

больше внимания на развитие навыков самообразования студентов. Может

быть,

именно

тогда

молодой

специалист

будет

заинтересован

в

профессиональном росте?

Что же касается карьерного роста? Чтобы вытроить карьеру в системе

образования, следует четко понимать принципы работы на каждом из её

уровней.

Считаю,

что

при

отсутствии

преемственности

между

ВУЗом

и

школой о качественном и быстром усвоении принципов работы говорить не

приходится. Теряется много времени и сил на то, чтобы обучиться тому, чему

должен был молодой учитель научиться в институте. А время – золото!

Человек перегорает, гаснет энтузиазм и теряются амбиции, то есть все те

качества и признаки, которые лежат в основе качественного карьерного роста.

Карьерный

рост

не

возможен

без

профессионального

роста.

Любой

специалист,

приходя

в

школу,

должен

понимать,

что

для

выстраивания

карьеры

ему

просто

необходимо

становиться

профессионалом

высокого

класса. Возможно, о такой мотивации следует говорить уже с первых курсов

педагогических вузов, чтобы выпускники ВУЗов понимали, куда они идут, с

чем они столкнуться и как двигаться по карьерной лестнице. Об этом гласит

народная мудрость: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!».

Итак,

на

основе

своего

опыта

работы

в

школе,

мною

выделено

несколько проблем современной системы образования, которые растут из

одного

корня

это

проблема

неподготовленности

выпускников

ВУЗов

к

работе в современной школе. Устранив эту проблему, мы избавимся от всех

остальных. Для решения этой проблемы вижу следующие способы:

- Изменение программ подготовки молодых специалистов в ВУЗах с

ориентированием на самообразование;

-

Выделение

в

учебном

процессе

в

ВУЗах

большего

времени

на

практическую

деятельность

студентов.

Может

быть,

стоит

увеличить

количество часов педагогической практики студентов.

-

Более тесное и конструктивное взаимодействие ВУЗов и школ, с

целью ориентированной подготовки специалистов.

Спасибо за внимание!



В раздел образования