Автор: Степанченко Андрей Эдуардович
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №1" п.Уренгой Пуровского района
Населённый пункт: п.Уренгой, Ямало-ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Выживание в условиях автономного существования и современных условиях города
Раздел: среднее образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т.УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой,
4 мкр., дом 39А тел(факс)34934 9-31-77 Urengoi_1@ mail
Выживание в условиях автономного существования
и современных условиях города.
(Программа спецкурса по выбору для углубленной подготовки)
преподаватель-организатор ОБЖ Андрей Эдуардович Степанченко
Пояснительная записка
В соответствии с “Концепцией модернизации российского образования на период до 2020
года” на старшей ступени общеобразовательной школы предусмотрены специальные курсы
предпрофильной подготовки старшеклассников. «Концепция» предусматривает оптимизацию
процесса обучения, направленную на реальную социализацию обучающихся.
Обновление образования в старшей школе состоит в том, что образование должно стать
более индивидуализированным. Социологические исследования показывают, что более 70%
старшеклассников
отдают
предпочтение
тому,
чтобы
знать
основы
главных
дисциплин
и
углубленно изучать те, которые выбираются для специализации.
Актуальность вопросов выживаемости населения, прежде всего, детей и молодежи при
различных чрезвычайных ситуациях и катастрофах очевидна, так как в настоящее время в
Российской Федерации ежегодно от них погибает более 200-от тысяч человек, из них более 20-
ти тысяч молодых людей не достигших восемнадцати лет.
Период
окончания
школы
характеризуется
активизацией
процессов
личностного
жизненного
и
профессионального
самоопределения
молодого
человека,
становлением
его
внутренней
позиции
как
устойчивого
отношения
к
себе,
к
миру
и
различным
видам
деятельности.
Новизна
предлагаемой
программы
заключается
в
том,
что
содержание
учебного
материала
не
представлено
в
базовом
учебном
плане
по
учебной
дисциплине
«Основы
безопасности жизнедеятельности». Ее содержание направлено на передачу знаний, умений и
навыков по формированию у учащихся компетенции в области сохранения своего здоровья и
жизни при чрезвычайных ситуациях (ЧС).
Основные цели курса
С
позиции
актуальности
для
самих
учащихся
достигнуть
осмысления
ценностей
сохранения своего здоровья и жизни при ЧС, а также умения оказывать само- и взаимопомощь
терпящим бедствие и пострадавшим с различными нарушениями здоровья.
Основные задачи курса
1.
получить
сведения
о
возможных
чрезвычайных
ситуациях
антропогенного
и
природного характера;
2. приобрести знания о первоочередных действиях потерпевших бедствия;
3. каким средствам самообороны следует научиться в первую очередь;
4. изучить правовые основы на необходимую самооборону;
3. освоить первичные навыки оказания медицинской помощи различным категориям
пострадавших.
В основе курса - практическая направленность
Формы проведения занятия:
1. семинарские занятия с элементами лекций;
2.собеседования;
3. демонстрация туристической экипировки, в том числе, медицинской аптечки;
4. практические занятия;
5. экскурсия в лес.
Основные способы (критерии)
оценивания результативности учащихся
1. Психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся.
2. Рейтинговые оценки.
3. Выполнение заданий.
4. Защита проектов.
Преподаватель может корректировать предлагаемую программу с учетом возможностей
образовательного учреждения, образовательных запросов и интересов учащихся.
Тематический план курса
№
Тема
Часы
Теория
Практика
1.
Опасные и чрезвычайные ситуации в
природной и антропогенной среде.
1
1
-
2.
Возможности выживания человека в
условиях автономного
существования при чрезвычайных
ситуациях.
4
2
2
3.
Опасные животные, насекомые,
растения их классификация,
принципы защиты.
1
1
-
4.
Средства самообороны
1
1
5.
Правовые основы личной
физической безопасности
1
1
-
6.
Основы оказания первой
медицинской помощи
пострадавшим.
4
2
2
7.
Организация игр и практикумов по
основам выживания в чрезвычайных
ситуациях.
4
-
4
ИТОГО:
16
8
8
Содержание курса
1. Опасные и чрезвычайные ситуации в природной и антропогенной среде. 1 час.
Исторический обзор, типы и характеристика аварийных ситуаций. Анализ типичных
ситуаций в различное время года.
2.
Возможности
выживания
человека
в
условиях
автономного
существования
при
чрезвычайных ситуациях. 4 часа.
Основы психологии экстремальных ситуаций (паника, страх, “воля к жизни”, лидерство).
Ориентирование в различных условиях разведение и сохранение огня, в том числе без
спичек.
Питание
в
автономных
условиях:
подножный
корм,
заготовка
впрок,
голодание.
Сооружение временных укрытий и убежищ.
3. Опасные животные, насекомые, растения их классификация, принципы защиты. 1 час.
Виды
опасных
животных
и
растений,
возможное
вредное
действие
на
человека.
Правила
поведения, первая медицинская помощь.
4.Средства самообороны 1 час.
Каким средствам самообороны следует научиться в первую очередь.
5.Правовые основы личной физической безопасности 1 час.
Юридические нормы и судебная практика в указанной сфере регламентируют юридические
основания, порядок, цель, условия правомерности и реально допустимые пределы применения
оружия и физической силы.
6. Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. 4 часа.
Первая медицинская помощь при:
- переломах и кровотечениях;
- ожогах и обморожениях;
- нарушениях дыхания (утоплении);
- поражении электрошоком;
- отравлениях.
- остановке сердца
- укусах животных и насекомых
7. Организация игр и практикумов по основам выживания в экстремальной природной
ситуации. 4 часов.
Специальное
туристическое
снаряжение,
самодельное
снаряжение.
Правила
его
использования. Техника безопасности.
Литература.
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Международная академия наук
экологии и безопасности жизнедеятельности / Н.Г. Занько, Г.А, Корсаков, К.Р. Малаян, О.Н.
Русак, В. А. Соловьев. СПб, 1997. - 293 с.
2.
Безопасность
человека.
/Под
ред.
Л.И.
Шершнева.
М.:
Фонд
национальной
и
международной безопасности, 1994. - 472 с.
3. Журнал «Гражданская защита» № №1 – 6.- 2016.
4. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».- 2011-2016.
5. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: метод пособ. М.: Дрофа, 2016 -
128 с.
6. Палкевич Я. Выживание в городе, выживание на море. М.: «Карвет», 1992.- 230 с.
7. Поляков В.В., Сербаринов Е.А. Безопасность человека в экстремальных ситуациях /
Метод. пособ. М.: 1992.
8. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера».
9. УК Российской Федерации.