Напоминание

Правовое пространство детства ( система приобщения дошкольников к основам правовой культуры)


Автор: Шакунова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " ДС № 36"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Анжеро - Судженск
Наименование материала: презентация
Тема: Правовое пространство детства ( система приобщения дошкольников к основам правовой культуры)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пространство,

где

находится

ребенок-дошкольник

условно

можно

разделить на две части: семья и ДОУ. В некоторых случаях уже в дошкольном

возрасте

присоединяется

еще

одна

часть,

более

характерная

для

детей

школьного возраста – улица.

Казалось

бы,

семья

достаточно

благополучное

для

ребёнка

пространство. Всем известна истина, что нигде ребёнку не может быть так

комфортно,

как

в

кругу

семьи.

Однако

в

реальности

всё

далеко

не

так

очевидно, иначе дети не убегали бы из дому. Семья – весьма автономный и

даже закрытый для общества институт (не случайно существует выражение:

«мой дом – моя крепость»). Однако внутри этой крепости зачастую ребёнок

воспринимается как собственность родителей, а не как равноправный и даже

привилегированный

субъект.

Вмешательство

в

жизнь

семьи

нарушает

её

автономию и автономию личностей – членов этой семьи. Поэтому нарушение

этой

автономии

может

происходить

в

нашем

случае

только

тогда,

когда

имеются

определённые

симптомы

неблагополучия.

Но

и

вторжение

это

должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на

выработку

семьёй

способности

в

дальнейшем

к

самостоятельному

разрешению своих проблем. Таким образом, при взаимодействии с семьёй

необходимо исходить из сочетания нескольких принципов:

- приоритета семейных форм воспитания,

- автономии семьи

- раннего, но не репрессивного, а социализирующего вторжения.

Детский

сад

одно

из

немногих

учреждений,

где

реально

могут

быть

гарантированы и реализованы права детей дошкольного возраста. В ДОУ

дети получают образование, возможность развиваться в игре, проявлять свою

индивидуальность,

дети

защищены

от

грубости

и

насилия.

Кроме

того,

дошкольное

учреждение

мощный

институт

социализации

ребенка,

где

происходит первое знакомство с нормами и правилами поведения, общения,

взаимодействия, что является основой для формирования правосознания.

Нам представляется, что детский сад в силу своей близости к семье

может оказать влияние на формирование у родителей представлений о своих

правах и обязанностях, в соответствии с международными документами,

такими как Конвенция о правах ребенка (1989г), Конституция Российской

Федерации. Совместными усилиями детского сада и семьи мы можем создать

единое

правовое

пространство,

которое

способно

обеспечить

следующие

права

ребенка,

представленные

в

Конвенции:

право

на

охрану

здоровья;

право на участие в играх; право на защиту от всех форм физического или

психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы

или небрежного и грубого обращения.

Педагог в современных условиях становится активным участником правовой

политики

государства,

с

его

правовой

компетентностью

связывается

реализация

потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого

педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников

образовательного

процесса,

защита

их

интересов,

понимание

правовых

основ

регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут

освоить

положительный

опыт

участия

в

правоотношениях,

осознать

личностный

смысл

правомерного

поведения,

приобрести

социально

значимые

правовые

ориентации.

Проведенный анализ подходов к содержанию профессиональной компетентности

педагога позволил нам сделать вывод о том, что правовая компетентность педагога

как составляющая его профессиональной компетентности не получила в научной

литературе должного отражения. Вместе с тем новое видение роли педагога в

правовой социализации учащихся, необходимость организации образовательного

процесса на правовой основе, выстраивание отношений между педагогами и

учащимися на основе приоритета

соблюдения прав и зашиты интересов ребенка делают необходимым вычленение в

структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.

Под правовой компетентностью педагога (ПКП) мы понимаем интегрированное

личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его

теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной

реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания,

защите прав и интересов детей. Правовая компетентность педагога

имеет существенные отличия от правовой компетентности специалистов других

сфер общественного производства, поскольку она:

- предполагает знание правовых норм и наличие опыта их реализации не только в

области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;

- обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в пространстве

регулирования образовательных отношений;

- служит средством развития правовой культуры обучаемых;

- включает знание правового статуса ребенка, выступает гарантом соблюдения и

защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);

- является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе

профессиональной деятельности;

- позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные

права педагога.

Критериями сформированности ПКП являются: профессионально-правовая

направленность, определяющая отношение личности к праву как

ценности; профессионально-правовая информированность, включающая

совокупность правовых и педагогических знаний, актуальных для решения педагогом

профессиональных задач;профессионально-правовая активность, проявляющаяся в

самостоятельном познании правовых явлений, решении профессиональных задач с

позиций права, освоенности методов правовоспитательной и правозащитной

деятельности; профессионально-правовая самооценка, проявляющаяся в

способности к анализу и оценке своего поведения с позиции его правомерности.

Актуальность темы исследования. Образование как система, основной

функцией которой является обучение и воспитание человека, играет в его жизни

наиважнейшую роль. Человек связан с этой системой значительную часть своей

жизни. Она оказывает воздействие на его социализацию, процесс становления

как личности. В образовательных системах стран мира интенсифицируются

процессы их качественного обновления, всё более активизируются их

человекообразующие системы. Социализация личности в образовании

рассматривается как становление её активности, духовно-нравственных качеств,

творческих способностей, ответственности за поступки и действия, трудовую

деятельность.

Модернизация общего образования в России ориентирована на

актуальные проблемы социально-экономического и культурного развития

страны и направлена на качественную подготовку выпускников, компетентных,

свободно владеющих своей профессией, способных к постоянному

профессиональному росту. Поэтому и современный педагог должен обладать

готовностью жить и работать в условиях непрерывно изменяющегося мира,

разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный

выбор и нести за него ответственность. Он должен быть не только

профессионально грамотным, но и социально - компетентным, уметь

организовывать, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать

решения.

Сегодня необходимо не только совершенствовать их профессиональные

качества, но и учить быть психологически готовыми к новому виду

профессиональной деятельности. Настоящее время выдвигает принципиально

новую систему ценностей, основу которой составляет общая компетентность,

одной из составляющих является правовая компетентность.

Правовая компетентность - качество действий педагога

обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности

законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти;

разработку локальных нормативных правовых актов; принятие решений в

рамках существующей законодательной базы.

Одной из значимых проблем отечественной системы образования является

несоответствие содержания современного образования потребностям

современной экономики. Поэтому наряду с общепризнанной в современной

дидактике социокультурной теорией содержания образования (В.В.Краевский,

В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), оформляется компетентностная

теория содержания образования. Ее разработчиками являются В.А. Болотов,

О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, В.В.Сериков, И.Д. Фрумкин, Д.Б. Эльконин.

Компетентностный подход раскрывается через три инструментальные

понятия: компетентности (содержательные обобщения теоретических и

эмпирических знаний, представлений в форме понятий, принципов,

смыслообразующих положений), компетенции (обобщенные способы действий,

обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности:

социальная, коммуникативная и др.) и метакачества (свойства, способности,

обуславливающие продуктивность выполнения любой профессиональной,

учебно-познавательной деятельности: организованность, ответственность,

рефлексия, толерантность и др.).

Если соотнести определения компетентности, компетенции и метакачеств,

данных Э.Ф. Зеером, с пониманием компетентности, предложенным учеными

московской педагогической школы, то можно понять, что инструментальные

понятия составляют суть определения компетентности В.А. Сластениным и его

единомышленниками.

У Г.П.Щедровицкого компетенция – предметная область, в которой

индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению

деятельности, компетентность – интегральная характеристика качеств личности,

результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в

определенных областях.

Подобное понимание значения категорий можно найти у Г.К. Селевко,

который считает компетентность образовательным результатом, выражающимся

в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами

деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами.

В.А. Сластенин понимает под педагогической компетентностью единство

теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической

деятельности. Готовность раскрывается через структуру педагогических умений

(аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных,

информационных, ориентационных, коммуникативных и др.).

Основываясь на данном подходе и учитывая требования Федерального

государственного образовательного стандарта можно определить содержание

правовой (социально-правовой) компетентности, которая заключается в:

o

знании основ нормативно-правовых документов образовательного

процесса в контексте идей модернизации;

o

выполнении правил и норм охраны труда, техники безопасности;

o

умении защищать детей и подростков от неблагоприятного влияния

социальной среды;

o

умении обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в

период образовательного процесса;



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники