Автор: Лысикова Альмира Ильдаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУЗ РБ ДПС
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Ишимбай
Наименование материала: статья
Тема: Консультация " Родителям – о безопасности дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
Безопасность жизни наших детей – главная задача окружающих взрослых. Кто из Вас не
хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то
умный и рассудительный ребенок под колесами машины не окажется точно. Но избежать
дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто. В современной
ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге,
количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не
осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае
остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу.
Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому
вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства
Безопасность детей на дорогах – это актуальная тема в любой период времени года.
Ежегодно на наших дорогах совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных
происшествий с участием детей и подростков. Можно сказать, что дети страдают в
основном из-за нас самих, то есть взрослых участников дорожного движения. Именно мы
являемся примером не только своему ребенку, но и другим детям.
Например:
когда переходим проезжую часть на запрещающий сигнал светофора красный свет;
переходим дорогу в неположенном месте или, что еще опасней, лавируем между
транспортными потоками, иногда даже рискуя жизнью своего ребенка;
перевозим детей без детских удерживающих устройств или без использования ремней
безопасности.
И не удивительно, что со временем они поступают также, не обращая внимания на
соблюдение мер личной безопасности при нахождении вблизи и непосредственно на
проезжей части.
Много дорожно-транспортных происшествий, приведших к гибели детей, были совершены
в результате несоблюдения взрослыми Правил дорожного движения. В связи с этим всем
взрослым необходимо осознать всю меру ответственности за жизни детей на дорогах и
неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения, при этом в обязательном
порядке использовать ремни безопасности и детские удерживающие устройства. Только в
этом случае мы сможем уберечь наших детей от беды.
Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт
ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом. Поэтому
так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и
физиологических особенностей.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем, взрослые переходят
через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают
создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или
уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить» информацию
и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в
реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том,
что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте
также мгновенно, как и игрушечные.
Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих
транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден
из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля
или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него
постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется не на
предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его
больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо меньше, чем у
взрослых.
У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на
опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых). При приближении большого грузовика,
даже если он движется с большой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую
часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с
большой скоростью.
На детей большое внимание оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо
заставляют забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты. На поведение
детей на дороге влияет даже различие темпераментов. Это отчетливо проявляется в стиле
перехода дороги.
К дорожно-транспортным происшествиям приводит незнание детьми элементарных основ
правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на
проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольники, мало
считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют
ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно
определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают
собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась
способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся
дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед
остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне
естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь
весёлую игру
Итак, необходимо учесть, что основной способ формирования у детей навыков
поведения – наблюдение, подражание поведению взрослых и, прежде всего, родителей.
Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному и
опасному поведению.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко
представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен
хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее
проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме
«Правила дорожного движения».
Некоторые родителей, обеспокоенные за своих детей, прибегают к брани, многословным
предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-6
лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в
качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с
автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как
автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять все
требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить, что
проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр.
Необходимо научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться
в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где
можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда
оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех
дела. Терпение и настойчивость — то, чего нам так не хватает в повседневной жизни.
Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения
жизни и здоровья собственных детей.
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения
на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Литература:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность
дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга
для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
Степененкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения.
Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.
Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.
Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное
пособие – М.: Центр педагогического образования, 2000