Автор: Ярыгина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ№46"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская обл
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с полимерной глиной"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного
возраста посредствам ознакомления с полимерной глиной»
В последнее время большую популярность и спрос приобрели изделия
handmade, что в переводе с английского означает – рукоделие, или своими
руками (ручной труд). Выбор товаров для творчества на сегодня огромен, и
каждый может заняться тем, что ему больше по душе. Лично я, взяв как-то в
руки полимерную глину (холодный фарфор), не смогла с ней расстаться, о
ней и хочу рассказать и познакомить детей с этим замечательным
материалом.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости,
точности в выполнении действий. Постепенно образуется система
специальных навыков и умений. Изготовление изделий из нетрадиционного
материала способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими
умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры,
комплектующие изделие детали. Использование данных материалов
значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и
пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому
мышлению, ориентировке в пространстве.
Актуальность
Любовь к лепке закладывается с детства, когда нам в руки попадает
волшебный брусочек пластилина. В более взрослом возрасте проявить
любовь к созданию невероятно красивых произведений позволяет уже
гораздо большее количество материалов и составов. Можно приобрести
готовую массу для лепки, а можно изготовить ее самостоятельно - тут уж как
кому больше нравится.
Освоив этот вид лепки, можно гармонизировать свой интерьер и
надарить массу отличных подарков друзьям и знакомым. Подарок, сделанный
специально для любимых и близких людей мам и бабушек, не заменят
никакие магазинные скульптуры, панно, деревца, букеты.
Удачно выполненные цветы из холодного фарфора только на ощупь можно
отличить от настоящих. Они не выгорают, не вянут, они безупречны. И уход
за ними очень прост — обдуть холодным воздухом из фена, и все дела.
Проблема
Почему именно фарфор, да еще холодный? Можно только
догадываться, что фарфором масса для лепки названа по внешнему сходству с
настоящим хрупким и полупрозрачным фарфором. А холодным, скорее всего
потому, что не требует обжига в печи.
Состав холодного фарфора для лепки прост и включает в себя крахмал,
клей ПВА и глицерин. Именно эти компоненты массы для лепки выгодно
отличают ее от пластики и других составов. Мастера в один голос говорят,
что у холодного фарфора практически нет недостатков, и работать с ним
легче, чем с остальными материалами для лепки. Идеально подходит для всех
видов лепки, настолько он мягок и пластичен.
Нежнейшие существа на планете — цветы. И они поддались магии
золотых рук. Изделия в технике холодного фарфора заполонили весь мир. А
особенно цветы. Потому что только с помощью этого пластичного материала
можно передать природную красоту. Работы в этой технике уместны в любом
интерьере, потому что легко компонуются со всеми возможными стилями.
На протяжении последних лет я углублённо работаю по теме: Развитие
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста,
посредствам ознакомления с полимерной глиной.
Цель моей работы является: Развитие творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста, посредствам ознакомления с полимерной
глиной.
Задачи:
дать общее представление об использовании полимерной глины;
формирование элементарных представлений о виде искусства;
вызвать у воспитанников интерес к новому виду декоративно-
прикладного творчества;
формировать представления воспитанников основных понятий и
активизация словаря (полимерная глина, канцелярский ножичек,
зубочистки, роллер, кисти, каттеры, тычинки, нитки, круглогубцы,
масленая краска)
становление эстетического отношения к окружающему миру;
развивать творческие способности воспитанников, пространственное
мышление, мелкую моторику рук, трудовые умения и навыки.
воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение,
старание и аккуратность в работе;
закреплять навыки коллективной работы и приобщать к элементарным
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.
Организовала совместную деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста в кружке «Рукодельница», составила перспективный план по теме
«Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного
возраста посредствам ознакомления с полимерной глиной».
Основные принципы в моей работе это-
От простого к сложному
Системность работ.
Принцип тематических циклов
Индивидуальный подход
Формы проведения различны, предусмотрены как теоретические-рассказ
воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа
действия работ, так и практические-непосредственное изготовление изделий,
вручение готовых работ родителям и близким людям.
Методы:
1. Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);
2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
3. Практический (совместное выполнение поделки)
Художественный
труд может быть органично объединён с занятиями по
ознакомлению с изобразительным искусством, развитием речи. Он содержит
в себе возможность решения широкого круга развивающих и дидактических
задач.
Формирование
трудовых
навыков
и
умений
происходит
в
едином
процессе
ознакомления
детей
с
творчеством,
культурой
и
эстетическими
ценностями.
При
организации
совместной
деятельности
педагога
с
детьми
и
самостоятельной
деятельности
детей
предлагается
форма
организации
художественного труда в мини группах. Что способствует приобщению детям
свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки
индивидуального стиля и темпа деятельности.
В
совместной
деятельности
раскрываются
организационные
и
содержательные
подходы
к
организации
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
по
развитию
творческих
способностей
через
проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении
поделок из нетрадиционной форм художественных материалов.
Изготовление
разных
поделок
из
полимерной
глины-труд
кропотливый,
интересный
необходимый
и
очень
приятный.
Для
объёмных
работ
мы
используем
различные
материалы:
несколько
видов
полимерной
глины,
салфетки, природные материалы
гипсовые слепки листьев, формочки для
теста. Существует множество техник работы с полимерной глины: соляная
техника, аппликация, перевод рисунка.
Считаю, что объединение воспитателей, детей и родителей в совместной
работе
по
приобщению
к
миру
творчества
позволяет
совершенствовать
педагогическую
подготовленность
родителей
в
вопросах
воспитания
собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и
детского сада.
Осознав пользу и эффективность деятельности моей работы, по данной теме
родители
охотно
помогали
мне,
выполняли
просьбы
и
рекомендации.
Тематика
включалась в повестку дня родительского собрания: например
«Чудеса полимерной глины», я давала советы, организовала консультации,
помещала
в
родительский
уголок
материалы
по
вопросам
организации
художественного труда.
Для работ собран природный материал: веточки, листья, колосья разных трав,
засушенные цветы. Бросовый материал-пенопласт, проволока, зубочистки,
ткань.
Помимо
этого
для
мотивации
детей
к
проявлению
творчества,
фантазии,
воображения
ребятам
были
предложены
альбомы
с
образцами
игрушек и поделок из полимерной глины. Весь материал и инструменты
расположены в доступном для детей месте.
Работа по развитию художественных способностей у детей старшего
дошкольного возраста посредствам ознакомления с полимерной глиной тесно
связана с проектной деятельностью, были созданы, осуществлены
следующие проекты: «Чудеса полимерной глины».
Организация по этой теме с детьми активизировала творческий потенциал:
способствовало развитию ручной умелости, самостоятельности,
усидчивости, ответственности.
Выводы:
Таким образом, совместная деятельность с детьми, педагогами, родителями
по теме: «Развитие художественных способностей у детей старшего
дошкольного возраста посредствам ознакомления с полимерной глиной»
способствовала развитию креативных способностей у детей старшего
дошкольного возраста, при решении какой- либо проблемы детей не
концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного
решения, и начинают искать решения по всем возможным направлениям с
тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать
новые комбинации из элементов, которые большинство людей не знают но
слышали и не используют.
Литература:
1.И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду» 2010г.
2.Е.А.Гребенникова «Полимерная глина» Техника, приемы, изделия.»2013г
3.Э.Н.Евдокимова, О.П. Писаренко «Холодный фарфор. Цветочная фантазия
своими руками»2013г.