Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности развития леворуких детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Особенности развития леворуких детей»
Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не
такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее,
легче, сподручнее.
Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю.
Археологические и палеоантропологические данные дают основания считать,
что
предки
человека
в
основном
были
праворукими.
Каменные
орудия,
во
множестве
дошедшие
до
нас,
приспособлены
для
правой
руки.
Наскальные
изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит, древние «художники»
работали правой рукой.
Однако уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, и не
считали
это
каким-то
нарушением.
Первое
письменное
свидетельство
о
леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина
«из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все
сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо», т. е. леворукие были
ловкими, меткими, умелыми воинами.
Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в нашей стране)
было,
в
основном,
негативным.
Считалось,
что
левши
обладают
низкими
интеллектуальными
способностями,
предрасположены
к
некоторым
нервно–
психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной
адаптации и т.п. В то же время существовала и противоположная точка зрения,
согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было
много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. Максквел, И.П. Павлов)
политических деятелей (Юлий Цезарь, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных
писателей (В.И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол
Маккартни) и т.д.
Переучивание леворуких детей, в своё время носило массовый характер.
Однако
опыт
показал,
переучивание
приводит
к
существенному
ухудшению
психического
и
физического
здоровья
леворуких:
появление
различных
невротических и неврозоподобных состояний (депрессия, страхи, ночной энурез,
заикание
и
другие),
обострение
скрытых
последствий
перинатальной
гипоксической энцефалопатии – вплоть до эпилепсии.
Хотя публикации в защиту леворуких детей появились еще в начале XX
столетия (в Англии), а в США даже на 50 лет раньше, тем не менее, научное
доказательство и данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой в
повседневной жизни стали поступать только в 1980–х годах. Профессор Анатолий
Чуприков
и
его
ученики
изучали
эту
проблему
и
инициировали
в
советских
средствах
массовой
информации
научно–общественную
компанию
в
защиту
леворуких детей от переучивания.
Учёные доказали,
что преимущественное владение рукой определяется не
желанием
ребенка,
а
особой
организацией
работы
его
мозга,сложной
физиологической
структурой
распределения
функций
между
правым
и
левым
полушариями коры головного мозга. Действия каждой руки регулирует, главным
образом, противоположное полушарие: у правшей – левое, а у левшей, наоборот, –
правое.
Около
90%
взрослых
людей
имеют
ведущую
правую
руку,
и
лишь
примерно 10% – левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой
(таких людей называют амбидекстрами, или обоерукими).
По
мнению
известного
российского
нейропсихолога,
профессора
А.В.
Семенович, леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки.
Левшество – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое
распределение функций между полушариями мозга. Очень часто мы
рассматриваем
только один вид левосторонней асимметрии — леворукость (вариант асимметрии,
при котором ведущая рука — левая). Вместе с тем у человека могут быть ведущими
(работающими более активно и эффективно) левый глаз, левое ухо, левая нога, т. е.
левша может быть не только леворук. Однако такие случаи, когда у человека
ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, чрезвычайно редки. Чаще это
сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии.
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на группы.
Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после
рождения. Вторые выдвигают различные варианты генетической обусловленности
леворукости. Многие исследователи выделяли в качестве причины леворукости
условия воспитания, требования среды.
В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе
леворукости
—
комплексное
сочетание
патологических,
генетических
и
социальных факторов.
Очень высок процент леворуких детей среди близнецов (около 20%). По
мнению американских ученых С. Спрингер и Г. Дейча, существует феномен так
называемого
зеркального
отображения,
проявляющийся
у
25%
однояйцевых
близнецов. Суть его в том, что один близнец — зеркальное отображение другого
вплоть до направления завитков волос на голове и отпечатков пальцев. Один из
близнецов может быть левшой, а другой — правшой.
1. Влияние внешней среды:
–вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП);
–ненасильственное
переучивание
(праворукий
ребенок
подражает
леворуким
родите-
лям);
2. Патологическая леворукость:
–родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении);
–патология беременности;
– зеркальное положение у близнецов;
3. Наследственный фактор.
Леворукость может быть различных видов. Она может быть как врожденной, так и
приобретенной.
Выделяют основные виды леворукости:
1. Генетически закрепленная леворукость, неотягощенная леворукость.
До настоящего времени точно не известны механизмы передачи этого признака по
наследству,
но
достоверно
установлено,
что
леворукость
в
10–12
раз
чаще
встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У
генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это
считается просто индивидуальным своеобразием,
вариантом нормального развития.
2 . Компенсаторная
леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и
состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях
раннего детства. Такой вид леворукости связан с каким–либо поражением мозга.
Чаще
всего
–
его
левого
полушария.
Поскольку
деятельность
правой
руки
в
основном регулируется левым полушарием, то в случае какой–либо травмы или
болезни его на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может
взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то
есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии чаще
всего и при письме.
Леворукость
в
этом
случае
нельзя
рассматривать,
как
причину
отклонений
в
развитии речи, моторики и т.п. Они, как и леворукость являются следствием одних
и тех же причин.
3.
Вынужденная
леворукость – серьезная или длительная травма правой руки,
ампутация,
парез,
паралич
конечности.
Выбор
ведущей
руки
у
таких
левшей
обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания
родным или друзьям.
Левшество
и
правшество
могут
быть
абсолютными,
парциальными
(частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту.
Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз
и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, -
примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом
полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его
ведении
-
зрительное
восприятие
(узнавание)
лиц,
формы,
цвета
и
других
параметров
окружающих
нас
предметов,
слуховое
восприятие
музыки,
звуков
природы (пения птиц, криков животных, плеска воды и т. п., интонаций и тембра
голоса), оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в
пространстве и т. п.
У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) - все наоборот.
Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо
левшами
с
признаками
правшества,
причем
более
чем
у
половины
из
них
преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными,
или мозаичными (частичными), левшами.
Как мы выяснили, леворукие дети — неоднородная группа. Поэтому и подход
к
каждому
ребенку
должен
быть
индивидуальным.
Проявление
тех
или
иных
нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии
леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью
можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной
леворукостью — снижения адаптивных возможностей, повышенную возбудимость,
тревожность, неврозоподобные расстройства.
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать,
необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как
переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить
процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16–
20 недель жизни (4–5 месяцев) и до 2–х лет у ребенка происходят волнообразные
изменения рукости. С двух до четырех лет руки малыша практически равноценны и
одинаково активны, причем, большая часть действий совершается обеими руками.
И только с 4–5 лет формируется стойкое предпочтение одной из них.
Действия,
которые
ребенок
выполняет
одной
рукой,
редки
и
просты
(за
исключением
письма
и
рисования)
и
состоят
главным
образом
из
повторения
одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа,
расчесывание).
Большая
часть
повседневной
двигательной
активности
требует
участия
обеих
рук,
но
каждая
рука
выполняет
свои
действия.
Приглядитесь,
например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики
или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая)
осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.
Существует множество способов определения рукости: есть старые как мир,
есть предложенные сравнительно недавно. Они различаются уровнем точности,
сложностью
выполнения
проб,
временем,
необходимым
для
тестирования,
интересом, проявленным ребенком к выполнению задания.
Приведем наиболее типичные тесты.
«Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест
должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху
ложится большой палец правой руки, у левшей — левой (см. рис.).
«Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди.
Какая рука от локтя
до запястья окажется сверху, та и является ведущей.
«Одновременные
действия
обеих
рук»
—
рисование
круга,
квадрата,
треугольника.
Движения,
выполняемые
ведущей
рукой,
могут
быть
более
медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, —
более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены,
точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять
это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить
нарушение
формы,
пропорций
фигуры,
которая
рисуется
неведущей
рукой.
Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки
скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10
секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется
трижды, затем рассчитывается среднее значение.
Для определения ведущего глаза возьмите карандаш, «прицельтесь", выбрав
мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один
глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе,
то левый глаз - ведущий, и наоборот.
Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости
попросить
ребенка
продемонстрировать
следующие
действия:
полить
цветы,
пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги
с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т. д.
Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его
движения
легче
и
точнее,
то
он
—
левша.
Однако
использовать
задания,
предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При
определении
рукости
важно
все:
где
находится
предмет,
которым
нужно
манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.
Нередко ребёнок начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует
левой,
а
пишет
правой
или
перекладывает
ручку
из
одной
руки
в
другую,
попеременно
используя
правую
и
левую
руку,
что
сильно
затрудняет
процесс
формирования
навыка
письма.
Часто
взрослые
—
и
педагоги,
и
родители
—
придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет».
Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать.
Существуют
даже
специальные
термины:
«графическое
функциональное
превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и
«бытовое функциональное превосходство».
Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические
левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей.
Но
есть
дети-амбидекстры
и
в
бытовых,
и
в
графических
действиях.
Такое
разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому
еще раз разберем некоторые возможные варианты.
1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е.
одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти
дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при
рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму
пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть
неудовлетворительным .
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или
одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и
рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение
моторных
функций
правой
руки.
В
этом
случае
целесообразно
учить
ребенка
писать правой рукой.
Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой
рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать
дополнительные
задания,
например
из
тех,
которые
предлагает
французская
исследовательница М. Озьяс:
1. Зажечь спичку (мы не рекомендуем это задание).
2. Почистить обувь щеткой.
3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
5. Перелить воду из одного сосуда в другой.
6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать «мишень» на листе
бумаги или использовать игру «Дартс»).
7.
Отвинтить
гайку
рукой
(ключом).
Можно
использовать
детали
металлического или пластмассового конструктора.
8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во фла
кон с узким отверстием).
9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
11. Продеть нитку в иголку.
12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
14. Достать бусинку ложкой из стакана.
15. Позвонить в колокольчик.
16. Закрыть, открыть застежку-молнию.
17. Выпить воду из стакана.
В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на
задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют
более объективно оценить превосходство одной руки над другой.
Сама процедура определения рукости проста, но сложные случаи встречаются
очень часто.
Для детей младшего школьного возраста можно применять следующее:
пробы для определения ведущей руки
Основные
Не основные
Какой рукой ребёнок
ест?
пишет?
раздает лото?
нанизывает бисер?
рисует?
держит чашку?
режет ножницами?
расчесывается?
чистит зубы?
бросает мяч?
стирает ластиком?
держит молоток?
раздает лото?
нанизывает бисер?
разматывает нитку?
раскручивает ручку?
наливает воду в узкое горлышко?
сметает крошки со стола?
аплодирует (какая рука сверху?)
вставляет нитку в иголку?
машет рукой на прощание?
поднимает предмет с пола?
Несмотря на то, что предложенные тесты на первый взгляд выглядят довольно
просто, незамысловато, обыденно, авторы их предъявляют процедуре обследования
очень строгие и жесткие требования, поэтому диагностику леворукости должен
проводить специалист.
Речь
правополушарных
людей
эмоциональна,
экспрессивна,
богата
интонациями,
жестикуляцией.
В
ней
нет
особой
выстроенности,
возможны
запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать.
Как
правило,
правополушарные
люди
—
целостные
натуры,
открыты
и
непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны
тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние
гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Правополушарные
дети
решают
арифметические
задачи
не
с
помощью
выявления
принципиального
ключа,
а
каждый
раз
очень
конкретно
и
индивидуально, с использованием бытовых ассоциаций.
Среди
правополушарных
много
литераторов,
журналистов,
деятелей
искусства, организаторов. То обстоятельство, что с правым полушарием связано
непосредственно-чувственное
восприятие,
ориентация
в
пространстве,
художественное
мышление,
творчество
позволяет
объяснить
многообразие
проявлений
«правополушарной»
активности.
Картины
правополушарных
художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим
числом
световых
градаций,
глобальностью
сюжета.
Работы
правополушарных
художников
поражают
свежестью
видения,
эмоциональностью,
экспрессией,
динамикой.
Как подготовить леворукого ребёнка к школе
При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развить в
нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к
жизни
.
.
Необходимо,
чтобы
в
ходе
любых
занятий
ребенок
чувствовал
успех,
испытывал удовлетворение от правильно выполненного задания.
Особенно сложными именно для леворуких детей могут оказаться зрительно-
пространственные представления и зрительно-моторные координации.
Поэтому учить этому ненавязчиво, в обыденной жизни. Понятия достаточно
быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу),
бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: «Играем вдвоем
— ты бросаешь мяч правой рукой ко мне к правой руке (левой руке)». Ребенок
может
все
это
выполнить,
при
этом
важно
зафиксировать
его
внимание
на
пространственных категориях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (для
левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру. Если вы видите,
что успеха нет, нужно позаниматься дополнительно.
Еще
сложнее
бывает
сформировать
представления
о
пространственном
расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать
пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали
конструктора «Лего», кубики.
Левшам
сложно
одновременно
совершать
ряд
действий
и
следить
за
несколькими явлениями, не теряя ни одного из поля своего внимания. Особенности
восприятия
леворуких
дошкольников
проявляются
в
замедленном
осмыслении
взаимоотношений между частями целого изображения, в снижении способности к
дифференцированному
восприятию.
У
левшей
несколько
снижен
объём
кратковременной,
долговременной,
произвольной
образной
памяти.
У
левшей
отмечается
особая
стратегия
переработки
информации
-
присутствует
аналитический стиль познания.
В процессе решения поставленных задач левши склонны обращать внимание
на детали, застревать на составляющих компонентах, при этом целостная картина
зачастую получается неточной, иногда искажённой.
Нужно
учитывать,
что
правое
полушарие
успешно
справляется
с
невербальными, пространственными задачами. Поэтому важно не заставлять детей
использовать
языковые
средства
как
способ
мышления,
необходимо
больше
внимания
уделять
творческому
мышлению
и
приложению
знаний
к
реальным
ситуациям.
При обучении леворуких детей необходимо учитывать их
психофизиологические особенности
Мотивационный этап
Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Пространственная
организация
Рабочая полусфера — левая
Рабочая полусфера — правая
Цветовая организация
Светлая доска — темный мел Темная доска — светлый мел
Условия, необходимые для
успешной учебной
Гештальт (образы)
Контекст
Технология
Детали
деятельности
Связь информации с
реальностью, практикой
Творческие задания
Эксперименты
Музыкальный фон
Речевой и музыкальный ритм
Абстрактный линейный стиль
изложения информации
Неоднократное повторение
учебного материала
Тишина на уроке
Неоднократное повторение
материала
Формирование мотивации
Завоевание авторитета
Престижность положения в
коллективе
Установление новых
контактов
Социальная значимость
деятельности
Стремление к
самостоятельности
Глубина знаний
Высокая потребность в
умственной деятельности
Потребность в образовании
Необходимо учитывать организацию дифференцированного подхода
Операционный этап
Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Восприятие материала
Целостное
Интонационная сторона
речи
Визуалисты (зрительное)
Дискретное (по частям)
Смысловая сторона речи
Аудисты (слуховое)
Переработка информации
Быстрая
Мгновенная
Медленная
Последовательная
Интеллект
Невербальный
Интуитивный
Вербальный
Логический
Деятельность
Приверженность к практике
Приверженность к теории
Эмоции
Экстравертированность
Отрицательные (страх,
печаль, гнев, ярость)
Интровертированность
Положительные (радость,
чувство наслаждения,
счастья)
Память
Непроизвольная
Наглядно-образная
Произвольная
Знаковая
Мышление
Наглядно-образное
Оперирование образами
Спонтанное
Эмоциональное
Интуитивное
Трехмерное (в пространстве)
Абстрактно-логическое
Оперирование цифрами,
знаками
Формальное
Рациональное
Программируемое
Двумерное (на плоскости)
Рекомендации педагогам:
•
Не переучивайте леворукого ребенка — дело не в руке, а в организации
мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок
более подвержен невротизации.
•
Помните,
что
леворукость
—
индивидуальный
вариант
нормы,
поэтому
трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его
леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
•
Позаботьтесь о рациональном режиме дня, без перегрузок. Ведь леворукий
ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется.
•
Обучение
леворуких
детей
должно
быть
более
ярким
и
красочным.
Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное
мышление.
•
Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука в одном или
обоих тестах правая, помогайте ему освоить чтение, помечая цветным
карандашом
букву,
с
которой
следует
начинать
читать,
а
позже
чертой сверху вниз фиксируйте направление взгляда.
•
Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, "в обратную сторону".
Делать им замечания бесполезно. Лучше предложите ребенку по образцу
конструировать
буквы
из
палочек
разной
длины
и
полукругов,
а
затем
обводить
буквы,
написанные
пунктирными
линиями
и
снабженные
стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно
вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала..., затем...),
обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.
•
Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в
распорядок
дня
занятия
спортом,
лепкой,
рисованием
(или
увлеките
вышиванием, вязанием, плетением макраме, оригами).
•
Научите
леворукого
ребенка
правильно
сидеть
за
рабочим
столом,
правильно
держать
ручку,
располагать
тетрадь. Помогите ребенку-левше
правильно
поставить
руку
при
рисовании
и
письме
левой
рукой.
Руки
ребенка-левши
должны
лежать
на
столе
так,
чтобы
локоть
левой
руки
немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а
правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть
обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые
фаланги
несколько
согнутых
мизинца
и
безымянного
пальца,
а
также
нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть
среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев
придерживают ее на расстоянии 1,5-2 см от конца стержня. В процессе
письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки -
влево, а движение кисти и пальцев - вправо).
Помните, свет при работе
должен падать справа.
•
Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя
пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
•
Не
следует
требовать
от
левши
правонаклонного
письма,
более
целесообразным для них будет писать прямо;
•
Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении
леворуких детей.
•
Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже
если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их
элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку
распознавание букв и процесс обучения чтению.
•
Желательно выполнять специальные упражнения, развивающие зрительное
восприятие и зрительно–моторную координацию.
•
Занимаясь
с
ребенком
пересчитыванием
предметов
необходимо
так
же
следить за левоправосторонним направлением ряда.
•
Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют
строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во
избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось
чтение.
•
Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой
руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи
браслета или часов.
•
Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им
причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь
ребенку
преодолеть
те
объекивные
трудности,
которые
уже
имеются,
и
сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
•
Необходимо научиться внимательно наблюдать за ребенком, видеть и
различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать
его проблемы, помогать ему их преодолевать.
•
Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему,
тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире;
Список литературы
1.
Айрапетянц
В.А.
Леворукий
ребёнок.
Воспитание
и
обучение
детей
с
нарушениями развития, 2003 год,
№
3 – М.: Школьная пресса, 2003.
2.
Баркан
А.И.
Практическая
психология
для
родителей,
или
как
научиться
понимать своего ребёнка. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
3. Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов Н/Д:
Феникс, 2010.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение,
1991.
5.
Сиротюк
А.Л.
Обучение
детей
с
учетом
психофизиологии:
Практическое
руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
6. Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.
М.: ТЦ Сфера, 2003
Необходимо учитывать особенности обучения
Анализируя деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные
люди
обладают
прекрасной
пространственной
ориентацией,
чувством
тела,
высокой
координацией
движений.
Успешны
в
командных
видах
спорта
(экстравертированность, интуиция, невербальное общение).
Методы
дифференцированного
подхода в обучении
Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Математика
Синтез
Задания на время
Работа в группе
Формулировка теорем
Оперирование
пространственными связями
Задания в картинках
Геометрия (пространственное
мышление)
Схемы, таблицы, карточки
Анализ
Вневременные задания
Работа в одиночку
Доказательство теорем
Оперирование знаками на
плоскости
Задания в символах
Алгебра (логическое
последовательное мышление
на плоскости)
Многократное повторение
Иностранный язык
Интуитивный способ
изучения
Образные представления и
конкретные ситуации
Ролевые игры
Работа с наглядностью,
фильмами, карточками
Проверки на уроке
Групповые задания
Деятельность, требующая
быстрой реакции
Задания на правописание
Интервью
Инсценировка
Синтез текстов и слов из
предложенных частей
Рационально-логический
способ
Усвоение правил и
грамматических конструкций
Обучение других
Лингафонная система,
восприятие на слух
Проверки после уроков
Индивидуальная работа
Деятельность, требующая
отсроченной реакции
Задания на поиск ошибок
Многократное повторение
Сопоставление текстов
Дробление текстов и слов на
части
Естественные науки
Мозговые штурмы
Просмотр фильма
Предсказание результатов
Творческие задания
Выявление сходств
Сопоставление фактов
Выделение сути
Выделение важнейших
моментов
Использование речевых и
музыкальных ритмов
Экскурсии, походы,
Аналитическая работа
Лингафонная система
Анализ результатов
Логические задания
Выявление различий
Выделение деталей
Создание категорий
Обобщение
Многократное повторение
Алгоритмы
путешествия
Словесность
Сочинения
Составление слов и
предложений из частей
Чтение-пересказ
Чтение по ролям
Задания на правописание
Нахождение взаимосвязи
Беглость устной и
письменной речи
Нахождение отрывков в
тексте
Экскурсии
Анализ рассказа
Разбор слов и предложений
по составу
Прослушивание текстов
Обучение других
Задания на поиск ошибок
Применение правил
Точность употребления слов
Многократное повторение
Сопоставление текстов
Понятийное понимание слов
Результативный этап
Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Самоконтроль
Не контролируют
правильность речи,
смысловые пропуски
Свободная конверсация
Высокий самоконтроль речи
Высокий самоконтроль
изложения материала
Характерные ошибки
Ударные гласные
Ошибки в словарных словах
Пропуски букв, описки
Имена собственные пишут со
строчной буквы
Безударные гласные в корне
Пропуск мягкого знака
Написание лишних букв
Замена одних согласных
другими
Падежные окончания
Методы проверки
Устный опрос
Задания с ограниченным
сроком выполнения
Вопросы «открытого» типа
(собственный развернутый
ответ)
Решение задач
Письменные опросы с
неограниченным сроком
выполнения
Вопросы «закрытого» типа
(выбрать готовый вариант
ответа)
Леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Большинство
левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. В быту и на
производстве все оборудование и приборы рассчитаны в основном на праворуких
людей. Во
многих
странах
уже
с
начала
XX
века
не
только
не
переучивают
леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось
бы, мелочь — ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто
облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого
человека.
Но в настоящее время наша промышленность выпускает товары и для левшей.
В Америке, Японии и некоторых европейских странах есть специальные
магазины
для
леворуких.
Там
можно
приобрести
всё:
автомобили
с
левым
расположением
руля,
мебель,
бытовую
технику,
аксессуары
для
компьютера,
кухонную утварь, специальные портмоне.
Учителям известно о трудностях, испытываемых леворукими детьми в моторике,
сенсорике, общении, а также негативном влиянии декстра–стресса.
Существуют
специальные
коррекционные
методики
обучения
леворуких
детей
письму.
Главная
роль
в
коррекционной
работе
этого
направления
отводится
последовательности обучения:
– сначала учитель (родители) объясняет, как выполняются действия (написание
буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между
собой,
где
начинается
движение,
где
заканчивается,
какова
его
траектория.
Объяснение
должно
подкрепляться
показом
картинок,
карточек,
выполнением
элементов на доске. В этом случае педагог должен повернуться к ребенку спиной, а
руку
вынести
вправо,
чтобы
написанное
было
видно
из–за
головы.
Следует
помнить,
что
способ
написания
на
доске
существенно
отличается
от
способа
написания
ручкой
в
тетради.
Поэтому
эффективнее
показывать
движения
при
письме
фломастером,
дающим
четкий
и
достаточно
различимый
штрих
на
разлинованном листе ватмана;
– на следующем этапе не следует еще давать ребенку самостоятельно выполнять
действие, сначала попросите его «поруководить» вашими движениями: «Начинай
здесь, веди сюда, поворачивай... заканчивай...». По данным психологов, ребенок, не
отягощенный
собственными
действиями,
неумением,
неловкостью,
лучше
фиксирует
свое
внимание
на
составляющих
движения
(здесь
важно
все:
как
держится ручка, как лежит рука, как она передвигается по строке, удерживается ли
правильная поза и только потом – как выполняется буква);
–
самостоятельное
выполнение
действия
должно
идти
под
контролем
и
при
подсказке педагога, но эта подсказка должна быть минимальной, лучше, если
ребенок
будет
руководить
своими
действиями
так,
как
он
руководил
чужими.
Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное
руководство будет выполняться мысленно;
– на выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный
элемент–анализ сделанного. Конечно, необходим и анализ того, как выполнялось
действие. (Это достаточно просто осуществить, если есть видеомагнитофон). Если
ребенок может объективно оценить что и где не так, значит, предыдущие этапы
проведены правильно, если нет, все следует начать сначала. Важным элементом
анализа
буквы
должно
быть
определение
траектории
движения,
точки
начала
движения.
При
изучении
каждого
элемента,
каждой
буквы
нельзя
заставлять
ребенка искать траекторию движения, нельзя действовать по инструкции «делай,
как я», по принципу механического копирования. Следует не только объяснить, где
начинать, куда вести, где закончить, но и повторить эту инструкцию (возможно, и
не раз) так, чтобы ребенок смог сам себе продиктовать, что делать: обозначить
точки начала движения (опорные точки), разобрать, из каких частей (элементов)
состоит буква, выделить каждый элемент, определить точку начала движения и
траекторию движения.
По мере изучения каждой буквы можно сделать карточки для каждой буквы,
заглавной и строчной, сделать своего рода таблицу «Как писать буквы». Такая
таблица
должна
быть
все
время
перед
глазами.
У
леворуких
детей
часто
встречается зеркальное письмо. Однако не всегда зеркальное письмо – признак
леворукости.
Что
же
такое
зеркальное
письмо?
Фактически
это
зеркальное
отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в
ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно
он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы. Иногда
слова и фразы. Письмо и почерк являются своеобразным индикатором состояния
ребенка.
Интересно,
что
при
ухудшении
функционального
состояния,
при
утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, «вдруг» может вновь
появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у
переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на
всю
жизнь.
С
целью
профилактики
зеркального
письма
и
других
ошибок,
характерных для левору ких детей, обучение леворуких учащихся письму должно
отличаться от обучения праворуких более широким применением нетрадиционных
приемов и ориентацией на пространственное восприятие; больше места должно
быть
отведено
развитию
зрительно–двигательной
координации
и
зрительно–
пространственной
ориентации
детей,
а
также
развитию
мелкой
мускулатуры
ведущей руки.
Рекомендации учителям, обучающим леворуких первоклассников:
– в первые недели обучения в школе следует провести диагностику учащихся,
предположительно относящихся к леворуким;
– необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме
наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку;
– для правильной позы при письме необходимо: сидеть прямо; опираться спиной на
спинку стула; не касаться грудью стола; ноги держать прямо, стопы поставить на
пол или подставку; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки в области
предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край;
– теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть
сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант
позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку
по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх.
Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу–
сверху. Свет при письме падает справа. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь
вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку,
причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а
левое;
– особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку: ручка
должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее
сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по
возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может
легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец
могут
находиться
внутри
ладони
или
свободно
лежать
у
основания
большого
пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь
мизинца;
– расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4
см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать
линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы
является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну
линию с рукой;
–
любые
двигательные
действия
нужно
раскладывать
на
элементы,
объясняя
пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
– не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным
для них будет писать прямо;
– категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
–
желательно
выполнять
специальные
упражнения,
развивающие
зрительное
восприятие и зрительно–моторную координацию;
– занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за
левоправосторонним направлением ряда;
– могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку
и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание
таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение;
– довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки.
В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или
часов;
–
никогда
не
проявлять
негативного
отношения
к
леворукости,
использовать
особенности
такого
ребенка
в
классе
для
привития
детям
уважения
индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к
проявлению свойств, не характерных большинству;
– необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины
и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть
те
объекивные
трудности,
которые
уже
имеются,
и
сохранить
психическое
и
физическое здоровье ребенка;
– ознакомление родителей, воспитывающих в семье леворукого ребенка, с его
особенностями,
формирование
у
них
умения
взаимодействовать
с
леворукими
детьми помогают преодолеть трудности, возникающие у леворуких детей в первый
год их обучения в школе, или минимизировать их;
–
хорошим
подспорьем
для
леворуких
детей
и
их
родителей
могут
стать,
имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей–первоклашек,
различные
методические
пособия,
направленные
на
освоение
того
или
иного
навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность
ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в
праворуком мире;
– важно понять, что ребенку–левше неудобно пользоваться обычными пишущими
принадлежностями, они тратят больше времени и усилий, чем правши.
Для левшей разработаны:
ластики треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и
уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика; линейки для
леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево;
ручки
для
левшей,
которые
соответствуют
естественному
захвату
руки
и
уменьшают мышечные усилия;
карандаши, фломастеры, точилки, ножницы для левшей;
– леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что
он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален.
Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать
этот мир как свой, а не как чужой.
Педагогическая помощь эффективна, если она деликатна, своевременна, грамотна,
адресна, дозирована и во всех случаях в полной мере выполняет своё обучающее,
воспитывающее и развивающее предназначение, работает на перспективу.
В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости
в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным
особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить
возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков,
даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути.
Мир без
левшей
был
бы
гораздо
скучнее
и
неинтереснее.
Левши
способны
привнести
творческую
искру
и
наполнить
разноцветными
красками
самое
бесцветное
существование. Современный мир все больше начинает понимать левшей, – а это
значит, человечество становится мудрее.
Список литературы
1.
Айрапетянц
В.А.
Леворукий
ребёнок.
Воспитание
и
обучение
детей
с
нарушениями развития, 2003 год,
№
3 – М.: Школьная пресса, 2003.
2.
Баркан
А.И.
Практическая
психология
для
родителей,
или
как
научиться
понимать своего ребёнка. – М.:
АСТ-Пресс, 2000.
3. Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов Н/Д:
Феникс, 2010.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение,
1991.
Сиротюк
А.Л.
Обучение
детей
с
учетом
психофизиологии:
Практическое
руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.
М.:
ТЦ Сфера, 2003