Автор: Рытченко Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 284
Населённый пункт: городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Виды работ по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной логопедической группе (второй год обучения)"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 284 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
На тему: «Виды работ по развитию связной речи
у детей с общим недоразвитием речи
в подготовительной логопедической группе
(второй год обучения)»
Подготовила и провела
учитель-логопед: О.А. Рытченко
1. Вступление
2. Модель развития структуры фразы.
З. Виды работ по развитию связной речи.
4. Эффективность использования игр в работе.
1. Вступление.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложней-
шего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически
оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связан -
ных предложений.
Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психи-
ческом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет
место общее недоразвитие речи. Дошкольников с недоразвитием речи отличают: недостаточное
умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие дей -
ствительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Основная задача логопедического обучения детей с ОНР в подготовительной речевой
группе — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно изла -
гать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение
для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Всю связную речь можно разделить на 2 типа - диалог и монолог. И если дети младшего
дошкольного возраста пользуются связной речью на уровне реплик, то дети среднего и старше -
го возраста больше внимания уделяют монологу, как высшей форме связной речи. Но для того
чтобы овладеть связной речью, следует иметь достаточный словарный запас. Поэтому вся рабо-
та строится по схеме: СЛОВАРЬ - ФРАЗА - СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Словарь нарабатывается по лекси-
ческим темам и периодам обучения, что очень организует процесс работы.
2. При развитии связной речи работа начинается по отработке структуры фразы со следу-
ющих этапов:
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ФРАЗЫ:
1. П+С (Мишка кушает. Папа читает).
2. П+С+Д (Мишка кушает кашу).
3. П+П+С+Д (Толя и Мишка кушают малину).
4. П+С+С+Д (Мишка сидит и кушает малину).
5. П+С+Д+Д ( Толя кушает кашу и малину).
6. П+С+О+Д (Оля ест вкусную кашу) .
7. О+П+С+Д (Заботливый Толя кормит мишку).
8. О+П+С+О+Д+Д (Плюшевый мишка ест вкусную кашу и малину).
9. П+С+Д+Обст. (Мишка ест малину с аппетитом).
10. П+С+Д+О+Обст. (Мишка ест кашу с большим аппетитом).
Формирование контекстной речи идет с усложнением в зависимости от года обучения и
его периода. Если основной задачей развития связной речи детей первого года обучения являет -
ся последовательное закрепление лексики, то есть наработка словаря, то задачей второго года
обучения является формирование развернутой грамматически-оформленной фразы.
На первом году обучения при составлении простых предложений по вопросам логопеда,
представляющих собой сначала краткий, затем более распространенный ответ, детей постепен -
но подводят к овладению диалогом в определенной последовательности:
1. Логопед ограничивается ответами детей, состоящими из одного слова (что ты принес? —
мяч).
2. Логопед требует полного утвердительного или отрицательного ответа (ты принёс мяч? — Нет,
я принес кубики).
Овладение диалогом идет при демонстрации действий, рассматривании картины, состав-
лении короткого рассказа, составлении рассказа с помощью наводящих вопросов. Дети учатся
заканчивать предложение нужным словом, словосочетанием, заученным стихотворением.
Дети составляют простые рассказы-описания игрушек, предметов, часто с наглядной
опорой. Важную роль при обучении детей диалогу играет образец речи логопеда, так как часто
дети на подсознательном уровне усваивают модель фразы.
Формирование контекстной речи на втором году обучения идет с большим усложнением:
1. Закрепление навыков пересказывания (по вопросам и без вопросов логопеда).
2. Закрепление навыков составления рассказов — описаний (животных, предметов по темам);
загадок — описаний с объяснением их содержания (по вопросам).
З. Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов логопеда.
4. Рассказывание по плану, данному логопедом.
5. 3акрепление навыка пересказа (по цепочке).
6. Пересказ в лицах с обязательной характерной интонацией действующих лиц.
7. Последовательное и логичное описание по сюжетным картинкам:
а) действий, совершаемых лицами, изображенными на картинке;
б) причинно—следственных связей между ними;
в) расставить картинки в нужной последовательности по содержанию с помощью вопросов и
без вопросов логопеда;
г) составить рассказ по картине.
8. Учить детей выразительно рассказывать стихотворения, потешки, скороговорки, загадки,
соблюдая чувство ритма и смысловую выразительность.
Поскольку в процессе работы будут совершенствоваться речевые умения и навыки, лого -
пед должен как можно больше предусматривать в своей работе развитие творческих речевых
умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, переска -
зом, составлением рассказов. Задавая образец, следует побуждать детей к поискам разных
способов передачи сообщения на одну и ту же тему, шире практиковать задания типа: продолжи
рассказ, составь рассказ по началу, сделай более полным рассказ, составь рассказ по началу и
концу.
3.Виды работ по развитию связной речи:
1. заучивание;
2. обучение пересказу;
З. обучение составлению рассказа.
Методы и приемы при заучивании текстов и обучении пересказу:
1. пересказ текста по цепочке (Задание: Прослушать рассказ «Кто как зиму проводит». Пе-
ресказать по опорным картинкам. (Картинки даны вперемешку.)
«Летучая мышь спит в дупле. Еж залез в норку. Сыч и стриж улетели на юг. Медведь ле-
жит в берлоге. Один волк бродит всю ночь в лесу».);
2. составление фраз с дополнением недостающих слов;
З. составление предложений по их началу или концу (с опорой на картинку или без неё). Закон-
чить предложения по опорным картинкам и без картинок.
Набежало
4. составление предложений из слов, данных в разбивку (по опорным словам, от имени Не-
знайки);
5. упражнения: перестрой предложение («Поможем Незнайке составить рассказ»);
6. инсценировки сказок с дополнениями;
Скрылось (
Подул ветер. Поднялась пыль. Потемнел
1
Полил
Загремел гром. Сверкнула
Восстановить весь текст по опорным картинкам.);
7. пересказ от другого лица;
8. пересказ из нескольких текстов.
Так как основной задачей связной речи является полное последовательное систематиче -
ское изложение мыслей, то в работе над монологической речью надо учитывать следующее: в
начале детей нужно научить подробному, а затем выборочному и творческому пересказу.
Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мыслей. Вы-
борочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.
Творческий пересказ воспитывает воображение, учит использовать впечатления из соб-
ственного опыта и определять отношение к теме.
Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой
и выразительной. Это помогает детям овладеть причинно-следственными отношениями, без
чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с состав -
лением устных сочинений, а сочинения - это верхняя ступень развития связной речи детей.
Здесь концентрируется наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образ -
ное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном. Наиболее легкой формой яв-
ляются сочинения по серии сюжетных картинок. Завершается работа над СВЯЗНОЙ речью вос-
питанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.
Составление
рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной
степени базируется на овладении навыками пересказа.
По характеру литературного жанра рассказа бывают описательные, повествователь-
ные.
По ведущему виду познавательной деятельности, преобладающему психическому про -
цессу в работе по составлению рассказа различают рассказы трёх видов:
рассказы по восприятию,
по представлению,
по воображению.
Рассказы по восприятию
Данный вид рассказов, в качестве обучающих, имеет большое преимущество по сравне-
нию с рассказами по представлению и воображению, так как рассказы по восприятию значи-
тельно легче благодаря непосредственному зрительному восприятию опоры.
По степени сложности наглядной опоры рассказы по восприятию подразделяются следу-
ющим образом:
1) повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок (составление рассказов по серии
сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, обязательно включает и логи-
ческие упражнения, манипуляции с картинками:
а) расстановку их в логической, временной последовательности,
б) восстановление специально пропущенного звена;
в) придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии и т.д.);
2) повествовательные рассказы по сюжетной картинке (лексико-грамматические упражнения по
сюжетной картинке также сочетаются с логическими упражнениями, придумыванием предше -
ствующей
или
завершающёй
картинки,
дополнением
рассматриваемой
сюжетной
картинки
предметными картинками или символами);
3) описательные рассказы по предметным картинкам или предметам опираются на нагляд-
ность: большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей,
особенностей строения, материала, цвета и т.д. Описание фруктов по опорной схеме.
4) описательные рассказы по несложным пейзажным картинам возможны на завершающем эта -
пе формирования монологической речи.
Рассказы по представлению.
В основе этих рассказов лежит личный опыт детей, другими словами, предшествую-
щие, прошлые восприятия.
Эти рассказы носят более произвольный характер, они менее четкие и стройные
композиционно и очень зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающей жизни,
состояния и уровня развития памяти и мышления, наблюдательности и других особенностей
познавательной деятельности и личности ребенка.
Наиболее эффективным оказалось на практике их использование в индивидуальной
работе с детьми или в занятиях с небольшими подгруппами (2—З человека).
Объем рассказов по представлению небольшой: в основном это коротенькие рассказы-
миниатюры.
Рассказы по воображению (творческие рассказы)
Это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фанта -
зии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного
и в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения
текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное
восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и
знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и
сочетаний событий, явлений, обстоятельств, даже в какой-то степени на ростки творческого
личного литературного дарования ребенка (и развивающие это дарование).
Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может
быть
придумывание конца рассказа или сказки,
составление рассказа (сказки) по аналогии,
по предложенному (готовому) сюжету,
по заданной теме.
Наиболее сложным в этом перечне является придумывание сказки или рассказа. Уме-
ние придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету опирается на достаточ-
но высокий уровень интеллектуальный и речевой зрелости, а также в значительной степени
зависит от природной лингвистической одаренности ребенка, его способности к «сочини -
тельству».
Поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР
наиболее приемлемым является придумывание конца готового, данного текста сказки или
рассказа, а также составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным
произведением или народной сказкой.
Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого,
справедливого и доброго конца являются русские народные сказки (например: «Курочка
ряба», «Репка», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Как петушок лису перехит-
рил» и др.), замечательные сказки, рассказы, басни русских писателей (например: «Серая
шейка» ДМ. Мамина-Сибиряка, «Воробей» И.С. Тургенева, «Старик и яблоки» Л.Н. Толсто-
го, «Лекарство» и «Сила и право» Кд. Ушинского и др.).
4. Известно, что игра — эффективное средство работы с детьми. Эффективность
работы над речью определяется тем, как сам, ребёнок участвует в речевом процессе, какая
ему при этом отводится роль, какова степень его инициативы. Инициатива сначала принадле-
жит логопеду, детям отводится роль слушателей (схема: Логопед — Дети). Потом инициатива
переходит к детям, а логопед выступает в роли посредника (схема: Ребенок – Логопед - Дети).
В дальнейшем занятия могут строиться по схеме: Ребёнок - Дети, а логопед выступает в роли
ненавязчивого режиссёра. Можно строить занятия с опорой на одну из схем в соответствии с
целью и возможностями детей.
Особого внимания заслуживает чёткое предварительное планирование занятий по раз-
витию связной речи у детей, предшествующей подготовительной работы и последующего за -
крепления.
Литература.
А.М. Бородич. Методика развития речи детей - М.Просвещение, 1981г.
Г.Ванюхина. Речецветик – Смоленск, Издательство «Русич» 1996г.
Л.Н. Ефименкова. Формирование речи у дошкольников - М.Просвещение, 1985г.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников - М.Просвещение, 1990г.
Г.А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М.Просвещение, 1985г.
Э.П. Короткова. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию - М.Просвеще-
ние, 1982г.
Развитие речи детей дошкольного возраста/ под редакцией Ф.А.Сохина, М., 1976г.
Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи
в условиях специального детского сада – М.Издательство «Альфа», 1993г.