Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: г. Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельностные педагогические технологии в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное
Шкробко Евгений Геннадьевич
преподаватель
ГПОУ Топкинский технический техникум
г. Топки, Кемеровская обл.
Деятельностные педагогические технологии в профессиональном
образовании
Главным конечным результатом профессионального образования является
готовность
выпускника,
будущего
специалиста
к
выполнению
профессиональной
деятельности.
В
соответствии
с
ФГОС
наиболее
актуальным, является деятельностный подход при подготовке специалистов
среднего звена.
В
профессиональном
образовании
деятельностный
подход
занимает
центральное
место,
предполагает
формирование
у
студентов
как
профессиональных, так и учебно-познавательных умений.
Реализация
деятельностного
подхода
в
практике
профессионального
обучения направлена на формирование субъектности личности, предметно-
профессиональной
мотивации
и
потребности
в
профессиональном
образовании.
Посредством
деятельностного
подхода
в
образовательном
процессе
формируется
профессиональная
самоидентификация
студентов,
которые овладевают навыками осознанного выбора специальности.
Деятельностная
технология
обучения
предполагает
такой
отбор
и
применение в учебном процессе форм, методов, приемов и средств обучения,
а
также
такой
организации
контроля
и
самоконтроля
собственной
деятельности,
которые
позволили
бы
добиться
наиболее
эффективных
результатов обучения.
Применение таких приемов деятельностной технологии как: развитие
критиче ского
мышления;
проектного
метода;
м од е л и р о ва н и е
профессиональной деятельности; контекстное обучение; деловых и ролевых
игр позволяют формировать общие и профессиональные компетенции.
Использование
критического
мышления
актуально,
так
как
дает
возможность
прививать
навыки
работы
с
Интернет-ресурсами,
работы
в
коллективе; принятия решений, оценки результатов, развития логического
мышления, воспитывает толерантность.
Метод проектов позволяет освоить методы исследовательской и творческой
деятельности.
Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе,
предполагает
отражение
профессиональной
деятельности
в
содержании
обучения и в реальной учебной деятельности студентов, позволяет им в
процессе
обучения
овладеть
способами
профессиональной
деятельности.
Анализ ситуационных производственных задач включает в процесс обучения
сложные, не типичные ситуации, требующие от студента знаний, способов
решения, по сути это кейс метод. Данный метод позволяет формировать
навыки
работы
в
команде
и
анализировать
производственные
ситуации
непосредственно
с
представителями
работодателя.
Таким
образом,
происходит моделирование профессиональной деятельности.
Применение
деловой
игры
способствует
формированию
общих
и
профессиональных компетенций. Являясь участником игры, студент имеет
право
выбора,
что
формирует
профессиональную
готовность:
овладение
системой
знаний
и
умений,
возможностью
использовать
их
производственной деятельности; умение решать профессиональные задачи,
видеть
и
выбирать
способы
их
решения;
развитие
инициативности,
ответственности; умение работать в коллективе.
Использование
ролевых игр не менее эффективно, чем деловая игра.
Студент становится участником
производственного «спектакля», где ему
отводится
определенная
роль.
Ролевая
игра
имеет
преимущества:
реалистичность, так как это конкретная производственная ситуация; дает
возможность использовать собственный опыт, теоретические знания; учит
решать производственные и жизненные ситуации.
Новый
образовательный
стандарт
расширяет
возможности
учебной,
производственной
и
преддипломной
практики
которые
способствуют
«погружению» студентов в профессиональную деятельность.
Деятельностные технологии обучения включают студентов в конкретную
практическую
профессиональную
деятельность,
таким
образом,
чтобы
в
результате студенты овладели соответствующими умениями и навыками.
Литература:
1.
Левина,
М.М.
Технологии
профессионального
педагогического
образования [Текст]: учебное пособие для студ.высш.пед. учеб, заведений.
/ М.М. Левина. – Москва: Академия, 2001.
2. Семушина, Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий
обучения
[Текст]
/
Л.Г.
Семушина
//
Специалист,
2005.
№8,
9,
10..
3.
Семушина,
Л.Г.,
Ярошенко,
Н.Г.
[Текст]:
Содержание
и
методы
обучения в средних специальных учебных заведениях/ Л.Г. Семушина,
Н.Г.Ярошенко: Москва: Высшая школа, 1990.