Автор: Шуршалина Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 "Солнышко"
Населённый пункт: Московская область город Зарайск
Наименование материала: Родительский клуб
Тема: "Хорошо, что есть семья, которая от бед спасет меня"
Раздел: дошкольное образование
Родительский клуб
" Х о р о ш о ,
ч т о
е с т ь
с е м ь я ,
которая от бед спасет меня»
МАДОУ «Детский сад комбинированноговида №13 «Солнышко»
Московская область, г.Зарайск
Воспитатель: Шуршалина Надежда Алексеевна
Цель:
пропаганда положительного опыта семейного воспитания в привитии у детей нравственных качеств
Задачи:
1.Уточнить и пополнить знания родителей о привитии в детях нравственных качеств.
2.Оказать помощь в воспитании детей.
3.Установить доверительные отношения с родителями.
Оформление:
1.Совместная работа детей и родителей "Моя семья"- рисунки с аннотацией.
2.Альбом выходного3.Фотовыставка "Вместе дружною семьей"
4.Выпуск газеты группой "Зоренька"
5.Выставка методической литературы и книг для чтения.
6.Памятки "Основы нравственных отношений в семье". Правила общения в семье.
7.Высказывания о семье "Мудрые мысли"
8.Пригласительные билеты
Предварительная работа.
1.Чтение рассказов Осеевой, Пермяка, Носова, заучивание стихотворений о маме.
Чтение А. Барто "Святая ложь", "Мы с отцом", Я.Аким "Моя родня".
2.Видеозапись "Говорят дети"
3.Анкетирование : Анкета "Родительские обязанности"
4.Составление альбома выходного дня.
5.Совместнавя работа: родители и дети "Моя семья"
Анкета
1.Укажите состав вашей семьи
2.Что вы считаете главным в семейном воспитании
3.Что или кто оказывает положительное влияние на воспитание вашего ребенка.
4.Кто в вашей семье больше занимается воспитанием ребенка.
5.Из каких источников вы получаете информацию о вопросах воспитания.
6.Кто принимает важные решения в вашей семье
7.С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании ребенка
8.Применяете ли вы в воспитательных целях физическое наказание
9.Конфликтуете ли вы между собой в присутствии ребенка
10.Укажите, какие проблемы семейного воспитания вас волнуют
Ход
Под музыку песни "Родительский дом" родители с пригласительными билетами входят в и рассаживаются за
столы, расставленные полукругом. На столах лежат конверты с пословицами, овалы, прямоугольники, листы
для тестирования, фломастеры, фишки, "памятки".
2.1.Добрый день, уважаемые родители и гости. Я очень рада, что вы пришли к нам на заседание нашего клуба.
Тема нашей встречи "Хорошо, что есть семья, которая от бед спасет меня!"
"Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и паденья, радость ,печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья-это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года
Но стены родные отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нем
А начну эту встречу немного необычно: с себя. Потомственные воспитатели: мама, сестра. Более 40 лет
посвятили
они
детям,
передавая
любовь
и
знания
им.
Все
черты
характера,
нравственные
качества,
приобретены мною в моей семье, опыта старшего поколения. Положительный пример близких, поведение
взрослых в семье, отношение к работе стало для меня образцом для подражания. Мои родители научили меня
находить интересное дело, трудиться, помогать окружающим. Мне легко и радостно приходить в родительский
дом, ведь это моя гавань, моя крепость. Здесь меня встретят любящие люди, которые помогут в трудную
минуту. Дадут мудрый совет, порадуются моим успехам.
Вопрос к родителям :"Что же такое семья?" (ответы родителей).
В толковом словаре Ожегова слово "семья"- означает :основанную на браке или кровном родстве, малая
группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - наша счастливая старость, плохое воспитание - это
наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми.
Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам
помогают взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у
детей
нравственные
качества.
Совместное
проживание,
общие
заботы
по
дому
-
все
это
способствует
выполнению семьей главной задачи - воспитание детей. Когда родители и взрослые члены семьи будут для
детей примером поведения, если
смогут организовать их жизнь: быт, игру, труд, полезные, интересные
занятия, то им удастся успешно воспитать ребенка, будущего гражданина своей страны.
Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Вспомните пословицы и поговорки о семье
Вся семья вместе и душа на месте
Золото и серебро не стареют.
Русский человек без родни не живет.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
На что клад, коли в семье лад.
Птица рада весне, а младенец матери
Материнская ласка конца не знает.
Изба детьми весела.
Братская любовь крепче каменных стен.
Материнский гнев, что весенний снег- много его выпадет, да скоро растает.
2.2. Практическая часть.
Родители постоянно воспитывают детей и в выходные , и в праздничные дни, и в повседневной жизни. Чем
богаче и содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается воздействие
взрослых. Родители используют знания и умения, опираются
на опыт старшего поколения, используют
средства массовой информации: печать - обратите внимание на выставку книг : методическую литературу,
книги для чтения; игры, телепередачи, советуются с воспитателями, психологом. Детский сад в течение дня во
всех режимных моментах помогает родителям в привитии детям нравственных качеств.
Вопросы к родителям
как вы думаете, что влияет на эмоциональное развитие ребенка? (окружающий мир, здоровье, отношение к
людям)
какие нравственные качества присущи человеку?( доброта, честность, дружелюбие, гуманность, любовь)
а какие нравственные качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?( ответы запишите на овалах) ( доброта,
отзывчивость, любовь, милосердие, искренность, патриотизм)
Проводится анализ черт характера
2.3. Анализ анкет
З а
д в е
н е д е л и
д о
н а ш е й
в с т р е ч и
в а м
б ы л и
р о з д а н ы
а н к е т ы .
Я благодарю вас за искренние ответы.
В нашей группе 20 человек, из них 18 детей проживают в полной семье, 2 человека в неполной семье.
Подводя
итоги
анкетирования,
выяснилось,
что
вы
все
очень
любите
своих
детей,
создаете
в
семье
благоприятные условия для воспитания. 43% из опрошенных - опираются на опыт старшего поколения, 26%
-оба родителя участвуют в воспитании, 31% - только мама принимает участие в воспитании.
Очень радует, что возникающие спорные вопросы вы решаете без детей. По вопросам в воспитании детей
пользуетесь книгами, интернетом, применяете советы воспитателей, а положительное влияние на воспитание
ребенка большинство из вас ответили: детский сад, развивающие игры, передачи, родители.
2 . 4 . В с е
д е т и
л ю б я т
и г р а т ь .
Дети очень любознательны, наблюдательны, быстро ориентируются в ситуации, но родителям приходится
отвечать на многочисленные вопросы: почему? зачем? откуда?. Я вам предлагаю немного поиграть.
В последнее время появилась такая игра как "пазлы"
1 игра "Собери пословицу"
(В конвертах собраны пословицы. Предложение с пословицей разрезаны на несколько частей.)
(задание: собрать из частей пословицу и зачитать)
Пословицы
В гостях хорошо, а дома лучше
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Каково на дому, таково и самому
Дети не в тягость, а в радость
Когда семья вместе и сердце на месте.
Всякой матери свое дитя мило.
На свете все найдешь, кроме отца и матери
Мать кормит детей как земля людей
Нет для человека добрее отца с матерью
2. Игра "Кулинарный поединок"
Представьте себе: пасмурное утро, идет дождь, ребенок просыпается "недовольный", а вам хочется накормить
его.
На
отдельном
столе
представлены
продукты.
Из
них
надо
сделать
интересные,
привлекательные
бутерброды, возбудить у ребенка аппетит.
Например "Божья коровка"
На куске тостерного хлеба расположить по периметру листья салата. В середине половина разрезанного
красного помидора- это туловище. На задней части сделать надрез-это крылья. Голова - половинка оливки,
глаза - кукуруза, лапки - вырезаются из второй половины оливки.
"Цветок". В середине половинка помидора, лепестки - треугольниками нарезанный сыр.
"Мой портрет" - волосы - пластина сыра на концах с зубчиками, глаза - кружочки из банана, рот - долька
апельсина, нос треугольник из сыра
II. 3 игра "Конкурс эрудитов"
(за каждый правильный ответ фишка)
Емкость для приготовления супа (кастрюля)
Часть суток между днем и ночью (вечер)
Струнный русский инструмент (балалайка)
Часть суши, со всех сторон окруженная водой (остров)
Отец отца или матери по отношению к детям ( дедушка)
Сосуд с ручкой, в котором носят воду ( ведро)
Животное с длинной шеей (жираф)
Верхняя часть дерева (крона)
Птица, приносящая ребенка в дом (аист)
Мать отца или матери по отношению к детям ( бабушка)
Что можно приготовить, но нельзя съесть (уроки)
Сколько месяцев в году имеют 28 дней ( все месяцы)
Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном углу (почтовая марка)
Что может быть больше слона и одновременно не весомым ( его тень)
Что можно увидеть с закрытыми глазами ( сон)
Зачем во рту язык (за зубами)
У кого есть шапка без головы, нога без сапог (у гриба)
Подведение конкурса.
4.Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат семьи. Если родители делят между собой трудности и
радости, то ребенок, подражая взрослым, учится проявлять гуманные отношения к близким и окружающим
людям.
Все вы знаете рассказ В.Катаева «Цветик- семицветик»
Разбор ситуаций (оторвав лепесток- дай ответ на данную ситуацию)
Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере
говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: "Я вся в маму".
Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укладывает ее, играет с ней,
потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к
малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный,
высокомерный.
- Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают. -Эту дерзкую фразу часто произносит мама, а девочка ее
повторяет.
О чем необходимо помнить в общении с ребенком? Почему воспитание детей надо начинать, прежде
всего, с самовоспитания?
Воспитатель заметил, что сегодня Гриша (ему 4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко
разговаривает, спорит, затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки и даже с трудом подчиняется
ее указаниям . В чем причина?
Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка.
Отец рассказал:
-Утром поспорили с женой. Из-за пустяка... Ссор у нас не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а
потом сначала подошел ко мне и сказал: "Зачем маму обижаешь?", а затем к маме : "Зачем папу обижаешь?".
А
она взяла ,да шутя и подшлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу
капризничал.
Как вы считаете, чем вызвано необычное поведение ребенка? Правильно ли поступила мать Гриши, не
придав значения его словам и реакции на ссору между родителями?
Пятилетняя девочка, укачивая куклу, пошлепывает ее, раздраженно приговаривая:
- Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза!
Воспитатель, заметив это, говорит:
-Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку.
Но девочка не слушает ее, возражает:
-А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.
Объясните
действия ребенка в игре, основываясь на особенностях, характерных для детей дошкольного
возраста. Назовите их. Какую роль в воспитании ребенка играют такие его особенности, как подражательность,
стремление быть похожим на близких?
Тестирование родителей
"
Мой
стиль
воспитания
ребенка
в
семье
"
Из
трех
ответов
по
каждому
вопросу
выберите
тот,
который
более
соответствует
вашему
привычному
родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо
б) разрешите выйти из-за стола
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест
2.Ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе старую любимую игрушку-
плюшевого медведя. ВЫ:
а) идете во двор и ищите игрушку ребенка
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате
в) успокоите ребенка словами "не стоит расстраиваться из-за пустяков"
3.Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание
в) пристыдите ребенка за несобранность
4.Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное место для ребенка : "пусть поскучает без них"
б) предложите свою помощь в уборке, типа :"я вижу, что тебе скучно делать это одному...", " я не сомневаюсь,
что твои игрушки слушаются тебя"
в) накажите ребенка лишением игрушек
5.Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, в аптеку.
Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, "тянет" время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это
равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить,
чтобы пробуждалась совесть
Подсчитайте, каких ответов больше -а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. "А"-тип авторитарного стиля
воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. "Б" -стиль воспитания, при котором признается
право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент -научить его отвечать за себя и свои поступки. "В"- стиль
воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы -порицание и наказание.
ВЫВОД:
Нравственное отношение в семье это
любовь и взаимное уважение
взаимопонимание и взаимовыручка
участие каждого члена семьи в ее жизни
труд, отдых, учеба
Ценность и личная значимость каждого члена семьи
справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
II.5. К НАМ В ГРУППУ ПРИСЛАЛИ ВИДЕОМАТЕРИАЛ С РТВ "ПОДМОКОВЬЕ" "ГОВОРЯТ НАШИ ДЕТИ" в эфире
голоса детей (видеозапись)
III. Заключительная часть.
Вот и подошла к концу наша встреча. Я надеюсь, что эта встреча помогла вам узнать, как лучше развивать
нравственные качества ребенка.
На память о нашей встрече я вам предлагаю "памятки" "Правила общения в семье"
-Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую
Спрашиваю папу: Где ж я был тогда?
Отвечает папа: "Не было тебя"
Как же может быть такое?
Чтобы без меня- родилась такая дружная семья.
Я так люблю, когда луна глядит в окошко
И сказки бродят по углам,
А рядом мама- держит за ладошку
И гладит мои волосы слегка.
-На этом наше заседание клуба закончено.
Спасибо за участие и внимание!
Литература:
С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду». -М.: ВАКО, Издательство «Учитель», 2011 г.
Л.К. Кыласова, Н.В. Ротарь «Родительские собрания»-Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г.
В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»-М.; «Просвещение», 1978 г.