Автор: Бзовая Людмила Викторовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 "Солнышко"
Населённый пункт: Московская область город Зарайск
Наименование материала: Конспект познавательно-исследовательской деятельности
Тема: Тема "Воздух- неведимка"
Раздел: дошкольное образование
-
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
Тема «Невидимка-воздух»
старшая группа
МАДОУ Детский сад Комбинированного сада №13«Солнышко» Московская область город Зарайск
Воспитатель: Бзовая Л.В.
Программное содержание:
Уточнить и расширить знания детей о воздухе, дать знания детям о том, что воздух – главное условие жизни всех живых
существ на земле. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования .Познакомить детей со
способами обнаружения воздуха. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Закрепить
правила безопасности при экспериментировании. Активизировать речь и обогащать словарь. Воспитывать интерес к
окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.
Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде, ветре; наблюдения, слушание А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Ветер» М.Исаковского.
Словарная работа: лаборатория, учёные, невидимый, прозрачный, бесцветный.Материал на каждого ребёнка: стакан с
водой, коктельная трубочка, пакет, воздушный шарик, пакеты прозрачные.
Демонстрационный материал: стакан с водой, трубочка, ёмкость с водой, кораблик, игрушки надувные, видео про
воздух, картинки, музыкальное сопровождение.
ХОД НОД:
Дети заходят в группу становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).
- Сегодня, я шла в детский сад. Подхожу к забору и вижу: калитка то открывается, то закрывается... Подхожу поближе:
никого нет. А калитка всё равно — то откроется, то закроется. Кто же её открывал? (ветер)
- А что такое ветер? (Движение воздуха)
- А в помещении детского сада есть воздух? (Да).
- Скажите, что такое воздух? (Воздух это то, чем мы дышим).
- А где есть воздух? (Везде)
- Можно ли жить без воздуха? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей). Давайте проверим. — Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не
дышать. Достаточно. Какое у вас было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать).
Страшно даже подумать, что было бы, если воздух исчез. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде и
жизнь без него не возможна.
Картинка «Воздух».
- Чтобы как можно больше узнать о свойствах воздуха, давайте превратимся в учёных. Но, сначала послушайте и
запомните правила безопасного поведения при экспериментировании:
Не толкай соседа во время работы.
Сначала посмотри (послушай), потом повтори.
Выполнил работу, положи всё на место.
Будь осторожен!
Вокруг себя повернись и в исследователей превратись. Давайте отправимся в лабораторию.
- Лаборатория чудес начинает работу.А я буду не Людмила Викторовна , а профессор Почемучкин. А кто знает, что такое
лаборатория?(Это помещение, где проводят опыты)
Каритинка «Лаборатория»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный)
Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри
пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так
произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его
надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас,
воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Картинка «Пузырь на воде»
Опыт № 2: Плавающие предметы.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит тазик с водой.
Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь по-
падет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не
случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Давайте проверим?
Картинка «Мыльные пузыри»
Опыт № 3: Пузырьки в стакане.
Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка.
Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)
Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.
Игра с мыльными пузырями.
Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то
мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
- Давайте проверим ваши предположения. А сейчас давайте не много отдохнем.
Физкультминутка (под музыку)Ветер веет над полями,
И качается трава.Облако плывет над нами,Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,Там немного отдохнем.
Опыт № 4: Движение салфетки.Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к
носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится,
качается)Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку. На что похожа салфетка, когда
шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)Воспитатель: Ветер –
это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят.
Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер? Сейчас мы с вами сделаем веер и проверим получиться ли у
нас ветер?
Картинка «Ветер»Опыт № 5: Игра с веером.Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера,
помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)-
Как получается ветер? (Движется воздух)- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница,
чтоб муку молоть, фен, вентилятор)Вывод: Ветер – это движение воздуха.Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали
о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы
дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Картинка «Воздух –
нужен всем»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
А сейчас в заключение я вам покажу небольшой видео-ролик про воздух.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы.Все опыты в нашей лаборатории чудес сегодня
закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращать в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем
глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.