Напоминание

Тема "Воздух- неведимка"


Автор: Бзовая Людмила Викторовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 "Солнышко"
Населённый пункт: Московская область город Зарайск
Наименование материала: Конспект познавательно-исследовательской деятельности
Тема: Тема "Воздух- неведимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




-

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

Тема «Невидимка-воздух»

старшая группа

МАДОУ Детский сад Комбинированного сада №13«Солнышко» Московская область город Зарайск

Воспитатель: Бзовая Л.В.

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, дать знания детям о том, что воздух – главное условие жизни всех живых

существ на земле. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования .Познакомить детей со

способами обнаружения воздуха. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Закрепить

правила безопасности при экспериментировании. Активизировать речь и обогащать словарь. Воспитывать интерес к

окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.

Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде, ветре; наблюдения, слушание А.С. Пушкина «Сказка о царе

Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Ветер» М.Исаковского.

Словарная работа: лаборатория, учёные, невидимый, прозрачный, бесцветный.Материал на каждого ребёнка: стакан с

водой, коктельная трубочка, пакет, воздушный шарик, пакеты прозрачные.

Демонстрационный материал: стакан с водой, трубочка, ёмкость с водой, кораблик, игрушки надувные, видео про

воздух, картинки, музыкальное сопровождение.

ХОД НОД:

Дети заходят в группу становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

- Сегодня, я шла в детский сад. Подхожу к забору и вижу: калитка то открывается, то закрывается... Подхожу поближе:

никого нет. А калитка всё равно — то откроется, то закроется. Кто же её открывал? (ветер)

- А что такое ветер? (Движение воздуха)

- А в помещении детского сада есть воздух? (Да).

- Скажите, что такое воздух? (Воздух это то, чем мы дышим).

- А где есть воздух? (Везде)

- Можно ли жить без воздуха? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей). Давайте проверим. — Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не

дышать. Достаточно. Какое у вас было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать).

Страшно даже подумать, что было бы, если воздух исчез. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде и

жизнь без него не возможна.

Картинка «Воздух».

- Чтобы как можно больше узнать о свойствах воздуха, давайте превратимся в учёных. Но, сначала послушайте и

запомните правила безопасного поведения при экспериментировании:

Не толкай соседа во время работы.

Сначала посмотри (послушай), потом повтори.

Выполнил работу, положи всё на место.

Будь осторожен!

Вокруг себя повернись и в исследователей превратись. Давайте отправимся в лабораторию.

- Лаборатория чудес начинает работу.А я буду не Людмила Викторовна , а профессор Почемучкин. А кто знает, что такое

лаборатория?(Это помещение, где проводят опыты)

Каритинка «Лаборатория»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

- А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный)

Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)

Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри

пакета. Ответьте на вопросы:

- Что внутри пакета? (воздух)

- На что похож мешок? (на подушку, шар)

- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так

произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его

надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас,

воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Картинка «Пузырь на воде»

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит тазик с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь по-

падет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не

случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)

Давайте проверим?

Картинка «Мыльные пузыри»

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка.

Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)

Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

Игра с мыльными пузырями.

Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то

мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.

- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

- Давайте проверим ваши предположения. А сейчас давайте не много отдохнем.

Физкультминутка (под музыку)Ветер веет над полями,

И качается трава.Облако плывет над нами,Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,Там немного отдохнем.

Опыт № 4: Движение салфетки.Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к

носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится,

качается)Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку. На что похожа салфетка, когда

шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)Воспитатель: Ветер –

это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят.

Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер? Сейчас мы с вами сделаем веер и проверим получиться ли у

нас ветер?

Картинка «Ветер»Опыт № 5: Игра с веером.Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера,

помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)-

Как получается ветер? (Движется воздух)- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница,

чтоб муку молоть, фен, вентилятор)Вывод: Ветер – это движение воздуха.Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали

о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы

дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Картинка «Воздух –

нужен всем»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

А сейчас в заключение я вам покажу небольшой видео-ролик про воздух.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы.Все опыты в нашей лаборатории чудес сегодня

закончились.

- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращать в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем

глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)

- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)

Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.



В раздел образования