Напоминание

ИЗО


Автор: Кирьянова Ольга Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Городской Дом детского творчества
Населённый пункт: г.Шахты Ростовской область
Наименование материала: Художественное воспитание детей дошкольного возраста в семье
Тема: ИЗО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Городской Дом Детского творчества

г.Шахты

Художественное воспитание детей

дошкольного возраста в семье

(Рекомендации для родителей)

Из опыта работы

педагога дополнительного образования

руководителя творческой мастерской

«Жаворонок»

Кирьяновой О.П.

Что значит эстетически воспитанный человек? Это человек, который

умеет воспринимать красоту окружающей природы, который

способен с радостью и

нежностью

смотреть

на

детей,

животных,

птиц.

Человек,

которого

волнуют

благородные поступки людей, который любит искусство и умеет видеть вокруг себя

много

красивого

в

повседневной

жизни.

Такой

человек

несравненно

богаче,

полнее,

радостнее воспринимает жизнь.

Эстетические чувства обогащают жизнь человека, направляют и организуют его

поведение. Поэтому огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во

всестороннем развитии личности ребёнка. Одна из главных задач семьи – это развитие у

ребёнка эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Как и другие способности,

способность к эстетическому восприятию может быть развита, воспитана. Самое страшное в

человеке, в ребёнка, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие

интереса

к

явлениям и предметам. Гуманистическое отношение к окружающему миру, есть первичная

основа эстетических чувств. В эстетическом восприятии действительности основную роль

играют наши зрительные, слуховые ощущения, а так же осязание и обоняние. Как же можно

воспитывать способность к эстетическому восприятию ребёнка в семье?

Большое значения здесь имеет воспитание у ребёнка наблюдательности, умения

видеть,

рассматривать.

Наблюдательность

обогащает

знания,

зрительные

представления

ребёнка о предметах и явлениях. У ребёнка познавательное и эмоциональное восприятие

находится

в

тесной

взаимосвязи.

Культуре

видения

способствует

рассматривание

окружающих его предметов и явлений.

Запас зрительных представлений способствует развитию образного мышления ребёнка,

его воображения, что имеет большое значение в любой творческой деятельности. Важно

поощрять малыша за наблюдательность. Любая прогулка с детьми на природе, в парке имеет

большое познавательное значение, но вопросы эстетического воспитания детей при этом

часто забываются. Правильно делает мама или бабушка, когда во время прогулки говорит

малышу:

«Посмотри, какое красивое сегодня небо - нежно-голубое, с лёгкими, как бы

тающими облаками!», «Смотри, какие

листочки на берёзе, словно

маленькие

золотые

сердечки!», «А вот божья коровка спешит домой. Спинка у неё ярко-оранжевая, с темными

пятнышками. Давай полюбуемся на неё!»

Надо обращать

внимание детей

на особенность

и красоту

отдельных зданий, на их

различия,

целесообразную

и

конструктивную

стройность

мостов,

машин,

на

яркость

праздничных улиц. Родителям всё это под силу.

«Дерево» Соня 5лет «Ландыши» Валерия 6 лет

Эстетическую восприимчивость у ребёнка следует развивать, привлекая

его

внимание и к мелким, повседневным явлениям, к привычным бытовым предметам.

Так осознание того, что кружка, из которой он пьёт молоко красива по цвету и узору,

заставит малыша бережно относится к ней. Следует вместе с детьми рассматривать новую

одежду, обувь Важно акцентировать внимание

ребёнка

на

их цвете, назначении, мелких

деталях и т.д. Хорошо, когда папа говорит сыну: «Смотри, какие у тебя новые ботиночки.

Они синие, с красивой

застёжкой. Тебе будет удобно в них гулять. Даже дождик тебе

теперь не

страшен. Твои ножки никогда не промокнут!» Родители должны внимательно

выбирать вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни. Необходимо избегать

аляповатых, безвкусных по форме и украшению предметов (посуда, игрушки, одежда и т.д.).

«Какие красивые кленовые листочки!»

Осенняя прогулка в парке.

Очень важен правильный подход к изобразительной деятельности ребёнка в семье. Не

следует

преувеличивать

художественные

способности

ребёнка,

но

нельзя

и

относится

небрежно, как к не нужному баловству.

Нельзя, даже шутя, высмеивать результаты этого творчества, отмечать неправдоподобие и

наивность графических образов. Необходимо всячески поощрять ребёнка в его увлечении

рисованием

и

помогать

ему.

Специфика

изобразительной

деятельности

определяет

воспитательное

и

образовательное

значение

процесса

рисования.

Даже

в

самом

наивном

рисунке ребёнок изображает личные впечатления о предметах, явлениях и событиях. Что бы

нарисовать тот или иной предмет, ребёнок должен припомнить и зрительно представить себе

его характерные особенности. Чтобы изобразить какое- то событие, надо расставить приметы

и персонажей в рисунке.

Чем наблюдательнее ребёнок, чем он пытливее, тем убедительнее будет его рисунок,

даже

при

технической

беспомощности

автора.

Хорошие

материалы

много

значат

для

приобщения ребёнка к рисованию.

Это средней мягкости карандаши, бумага для рисования, желательно разного формата,

без

клеточек

и

линий.

Даже

самому

маленькому

ребёнку

необходимо

предоставить

возможность рисовать красками.

Недаром ребёнок часто говорит «разукрашенный», а не «раскрашенный» рисунок, так

как в его понятии это украшенный рисунок. По сравнению с не раскрашенным, он более

красивый. Ребёнок 4-7 лет может работать как акварелью, так и гуашью. Взрослый должен

показать ребёнку, как набирать краски, как пользоваться палитрой, как смывать кисти в баночке

с водой. Уделите малышу на этом начальном этапе достаточно времени, помогите ему

накопить опыт для самостоятельной работы, что бы в дальнейшем это занятие не принесло

разочарование ему и вам.

Очень важно подсказывать детям новые интересные темы для рисования, обсуждать новые

сказки, стихи, вспоминать увиденных в зоопарке животных, делиться впечатлениями от дня

рождения бабушки.

Рисовать с натуры – это значит рисовать предметы, которые находятся непосредственно

перед рисующим. Рисуя, он может рассматривать эти предметы, сравнивать их со своим

рисунком, уточнять его. Рисование может и должно способствовать расширению круга понятий

ребёнка, обогащению его речи.

Наряду с рисованием дети могут лепить, выполнять аппликации, работать с природным

материалом и т.д. Даже малыши любят рассматривать картинки, иллюстрации в книжках. Есть

много хороших детских книг с прекрасными иллюстрациями таких замечательных художников,

как Ю.Васнецов, Е.Чарушин, П.Кузнецов, В.Лебедев и др.

Любой художественный образ, созданный мастером – художником, выражает отношение

художника к тому, что он изображает. Именно в этом и заключается воспитательная сила

искусства.

Беседы и просмотр иллюстраций после прочтения новой книги вместе с малышом

должен быть обязательным.

Если в семье есть любители изобразительного искусства, родителям под силу

обсудить с ребёнком такие репродукции как «Иван-царевич на сером волке», «Алёнушка у

ручья» Ю.Васнецова, «Девочка с персиками» В.Серова и мн.др.

«Ёлочки и снежинки» Валерия 5 лет «Лесная полянка» Маша 5 лет

Воспитание эстетической восприимчивости к окружающему,

помощь в изобразительной деятельности у ребенка и

всяческое её поощрение, продуманная организация

общения ребёнка с искусством - все это под силу семье,

маме, папе, дедушке, бабушке.

Это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития

личности ребёнка.

Все фотоматериалы предоставлены из личного архива автора.

Список использованных источников.

1.

Дрезнина М.Г. Каждый ребенок- художник: Обучение дошкольников рисованию. – М.:

Издательство «Ювента», 2002, - 200с.

2.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателя детского

сада.- М.: Просвещение, 1985. -192с.

3.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для

воспитателя детского сада. – М.: просвещение. 1985. – 96с.



В раздел образования