Автор: Шлапацкая Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с комдинированного вида "Малышка"
Населённый пункт: с.Выдрино, Кабанский район, р.Бурятия
Наименование материала: Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Кружок "Светофорчик"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Автономное ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Малышка» С. ВЫДРИНО»
МО «КАБАНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
Принято на
Педагогическом совете
«___»_________20___г
Протокол № __
Утверждаю «___»__________20___г
Заведующий МАДОУ д/с «Малышка»
_____________ Т.С.Салсарова
Программа
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
Кружок
«Светофорчик»
Данная программа рассчитана на возраст 5-7 лет
Воспитатель:
Шлапацкая И.А.
с. Выдрино
2016го
1
Пояснительная записка
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспече-
ния безопасности дошкольников на дорогах и улицах.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качествен-
ного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу
на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ране-
ния и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приори-
тетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми
эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему дол-
жен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не все-
гда знают, правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смут-
ное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Пра-
вила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они на-
писаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача
воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе
формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом,
не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и роди-
телей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навы-
кам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельно-
сти воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движе-
ния и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Основные направления работы по программе:
Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде села;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами
диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и техно-
логий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и прие-
мов.
2
Цель:
Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения до-
школьников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых
умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного
поведения на улицах поселка.
Задачи:
1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях до-
рожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.
3.Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников
ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения
дошкольников правилам дорожного движения.
5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков без-
опасного поведения на дороге.
6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил по-
ведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и
жизнь детей.
Принципы организации образовательного процесса:
1.
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на
уже освоенное в предыдущем.
2.
Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем са-
мым реализовать стремление к познанию.
3.
Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую
деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
4.
Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализую-
щихся в образовательном процессе.
5.
Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогиче-
ской помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созда-
нию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофи-
зические, личностные способности и возможности воспитанников.
6.
Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в
разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям
детей.
7.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учре-
ждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
3
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей и педагогов:
- Обсуждение разных точек зрения.
- Решение проблемных задач семейного воспитания.
- Ролевое проигрывание ситуаций.
- Тренинговые игровые упражнения и задания.
- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
- Обращение к опыту родителей.
Материально – техническое обеспечение:
1.
Кабинет ОБЖ
2.
Физкультурный зал
3.
Музыкальный зал
Технические средства
1.
Музыкальный центр
2.
Магнитофон
3.
DVD-плеер
4. Телевизор
4
Тематический план
Месяц
Неделя
Тема
Цель
Вид
деятельности
Сентябрь
1
Виды
транспорта
Обучать
детей
умению
различать виды транспор-
та
Экскурсии
2
Грузовые ма-
шины
Развивать у детей умение
правильно располагать на
листе
бумаги
заготовки
грузовика,
рассказывая
о
последовательности
Беседа
Октябрь
1
Пассажир-
ский транс-
порт
Расширять у детей знания
о пассажирском транспор-
те.
Уточнить
представле-
ние о знаке «Остановка».
Беседа
2
Автобус
Закрепить у детей знания
о пассажирском транспор-
те.
Развивать
умение
иг-
рать.
Сюжетно-роле-
вая игра
3
Пассажир
Закрепить у детей знания
о пассажирском транспор-
те.
Сюжетно-роле-
вая игра
Ноябрь
1
Правила
поведения в
пассажирском
транспорте
Расширять знания детей о
правилах поведения в пас-
сажирском транспорте
Беседа
2
Правила
поведения пе-
шеходов
Расширять у детей знания
о правилах поведения пе-
шеходов
Беседа
3
Пешеходный
переход
Знакомить
с
пешеходным
переходом
Беседа
Декабрь
1
Три
чудесных цве-
та
Закреплять у детей знания
о сигналах светофора. Раз-
вивать
выразительность
речи
Инсценировка
2
Дорожная
азбука
Знакомить детей с дорож-
ными
знаками
«Осторож-
но
дети»,
«Пункт
меди-
цинской помощи», «Теле-
фон»,
«Пункт
питания».
Воспитывать культуру по-
ведения
в
общественных
местах.
Беседа
5
3
Дорожный
знак
Закреплять у детей знания
о
дорожных
знаках
и
их
назначении
Рисование
Январь
1
Собери
автомобиль
Развивать мелкую мотори-
ку
Беседа Пазлы
2
Угадай
дорожный
знак
Закреплять
знания
о
до-
рожных знаках
Дидактическая
игра
3
Мы идем
через дорогу
Закреплять у детей знания
правильного перехода че-
рез дорогу
Практическая ра-
бота «Перфокар-
ты»
Февраль
1
Дорожный
знак
Знакомить детей с дорож-
ными
знаками
«Осторож-
но дети», «Остановка ав-
тобус»,
«Пешеходный
переход»,
«Подземный
переход»
Беседа
2
Дорожная
азбука
Закрепить дорожные знаки
Рисование
3
Водители,
старт
Закрепление и системати-
зация ПДД
Игра-соревнова-
ние
4
Чего не стало
Развивать у детей внима-
ние
Дидактическая
игра
Март
1
Домино
«Дорожные
знаки»
Ознакомление детей со
знаками сервиса.
Игротека
2
Моя улица
Развивать у детей вообра-
жение,
фантазию,
умение
делать постройки домов
Конструирование
3
Автобус
Закрепить
правила
пасса-
жиров
Сюжетно-роле-
вая игра
4
Кто больше
знает
Развивать у детей внима-
ние,
сообразительность,
мышление
Загадки
Апрель
1
Выполни
верно
Закрепить у детей знания
о различных видах транс-
порта
Практическая ра-
бота
2
Мы пешехо-
ды,
мы водители
Повторить
правила
пове-
дения
пешеходов,
води-
телей, чтобы дети соблю-
дали правила поведения на
дорогах и не нарушали их
Игра
3
Здравствуй,
улица
Давать
детям
представле-
ние о перекрестке
Экскурсия
6
4
Перекресток
Знакомить детей с прави-
лами игры
Подвижная игра
Май
1
Велосипед
Уточнить
правила
без-
опасности велосипедиста
Беседа
2
Дорожные
знаки
Знакомство детей с соот-
ветствующими знаками
Рисование
3
«Что, где,
когда?»
Закрепление
пройденного
материала
Викторина
Литература
1.
Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
2.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.:
«Просвещение», 2000, издание 2
3.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е
издание
4.
Данилова Т.И. Программа «Светофор» - Спб.: издательство «Детство-пресс»,
2009 г.
5.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.-
М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009
6.
Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвеще-
ние», 1973.
7.
Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматиз-
ма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008.
7
8.
Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001.
9.
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
10. ПДД для детей дошкольного возраста. Под редакцией Романовой Е.А. – М.:
ТЦ Сфера, 2005 г.
11.Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, изда-
ние 9.
12.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Мозаика-Синтиез», 2010 г.
13.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание
2.
14.Усачев А. ПДД для будущих водителей и их родителей. – М.: из-во «Самовар»,
2009 г.
15.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий
2003», 2008.
16.Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.
8