Автор: Шайбакова Розалия Мухтаровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ№7
Населённый пункт: город Нефтекамск, Республика Башкортостан
Наименование материала: выставка рисунков фотоконкурс
Тема: Есть такая профессия - защищать природу
Раздел: среднее образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
:
ОТ
ДОШКОЛЬНИКА
ДО
ВЫПУСКНИКА
.
Приоритетная цель современного образования – личностное развитие
ребенка. Полноценное становление личности невозможно без воспитания
экологической культуры школьников.
Проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб, причем с
каждым годом положение усугубляется. Во многом это объясняется
отсутствием у большей части населения осознанного отношения к природе,
небрежным и недальновидным расходованием природных ресурсов. Не
случайно 2017 год объявлен годом экологии. В плане проведения «Года
экологии» уделяется серьезное внимание просветительской работе. А какое
же просвещение без школы? Наша школа уникальна тем, что она объединяет
четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее,
среднее. Элементарное развитие экологического сознания должно начинаться
с дошкольного периода, когда ребенок особенно чуток и восприимчив к
окружающему миру, а его любознательность безгранична.
Экологическое воспитание младших школьников
В содержание экологического воспитания школьников – учащихся
начальных классов входит становление осознанного отношения к природе.
Знание является начальным компонентом экологической культуры, а
отношение – итоговым продуктом. В начальной школе дети должны получить
базовые знания о связях в природе, способствующие формированию
экологической культуры. Основная цель педагога – развитие личности,
неравнодушной к экологическим проблемам родного края и практически
решающей посильные задачи охраны окружающей среды.
Учитывая возрастные особенности младших школьников,
целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательную
трудовую, исследовательскую и творческую, с целью поддержания интереса
экологии – использовать и игровые приемы. Особую значимость имеют
методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей.
Экологическое воспитание старших школьников
При организации нравственно-экологического воспитания школьников
– учащихся среднего звена и старших классов - учитывается необходимость
расширения горизонтов объективного познания мира, общества людей и себя
как личности; выработки собственного отношения к жизненным реалиям и
помощи в определении собственного места в обществе и жизненных
приоритетов. Нам педагогам, работающим со старшеклассниками, следует
учитывать активность их мышления, желание логически упорядочить и
систематизировать учебный материал, стремление к поиску универсальных
закономерностей и самостоятельному нахождению способов действия и
решения проблем.
Экологическое воспитание школьников продолжается во время работы на
пришкольном участке, летних лагерей, классных часах, внеклассных
мероприятиях. Так в нашей школе стали традиционными такие мероприятия,
как конкурсы фотографий и поделок из природных материалов, акции по
сбору макулатуры «Сбережем дерево», «Чистый четверг», «Живи елочка»,
«Скворечник», «Кормушка», …об этих акциях вам подробно расскажут мои
коллеги. В этом году учителя школы приняли участие во Всероссийской
акции «Эко-урок». В рамках внеурочной деятельности, в нашей школе,
педагог дополнительного образования проводит занятия в объединениях «В
гостях у природы» с обучающимися 1-4 классов, на которых воспитанникам
прививается экологическая культура. Для учеников 5-8 классов создано
объединение «Экология человека». На занятиях этой возрастной группы
рассматриваются проблемы влияния человека на природу. Для обучающихся
9-11 классов - работает - «Биошкола». Здесь обучающиеся углубленно
изучают взаимосвязь биологии и экологии.
Наши ученики являются ежегодными участниками и призерами
олимпиад различных уровней и форм, научно-практических конференций( в
том числе и дистанционных, заочных).
Работы Матвеевой Юлии, Дмитриевой Натальи, Усмановой Азалии
«Исследование микрофлоры воздуха в помещении» были опубликованы в
сборнике материалов республиканской научно-практической конференции
обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан
(г. Бирск). Дмитриева Наталья была призером заочного этапа и участником
очного тура Всероссийского открытого конкурса юношеских
исследовательских работ имени В.И. Вернадского (г.Уфа)
Для многих детей такая работа является залогом выбора профессии и
продвижения в данном направлении. Результатом является то, что ежегодно
выпускники школы поступают в вузы биологического профиля.
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не
простого исполнителя. Наша задача, как педагога – воспитать активную,
творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать
собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы,
принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться
жить в гармонии с природой и научить этому наших детей. Равнодушию не
должно быть места!