Автор: Малышева Юлия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 59
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие детей трех лет"
Раздел: дошкольное образование
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев
Мелкая моторика — комплекс
скоординированных действий, направленных
на точное выполнение мелких движений
пальцами и кистями рук и ног.
В этом принимают участие нервная,
мышечная, костная и даже зрительная
системы. К ней относятся разнообразные
движения: от всем привычных жестов до
самых мелких манипуляций.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной
проекции на коре головного мозга составляет
именно проекция кисти, расположенная
рядом с речевой зоной.
Поэтому так важно развитие мелкой
моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет
зависеть сформированности речевых
навыков, успехи в школьном обучении,
благополучная социализация ребёнка.
В чём её возрастные особенности и как
добиться её максимального прогресса у
деток дошкольного возраста?
Особенности развития мелкой
моторики:
К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть
как-то похожи на движения взрослого человека.
Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее,
совершенствуются.
Дети учатся класть вещи в определённое место.
До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно
ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и
линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать
свободную, просторную одежду.
Движения рук выполняются под контролем зрения.
К 4 годам ребёнок может:
Стучать предметом о предмет.
Брать бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь)
двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
Рисовать на листе бумаги, а потом перечёркивать рисунок.
Вытаскивать маленькие предметы из прозрачной банки.
По аналогии строить мостик из 3 кубиков.
Самостоятельно строить башню не менее, чем из 3 кубиков.
Стараться нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна
превышать 30°.
Перерисовывать крестик, круг, квадрат.
Рисовать человечка с не менее, чем 3 элементами.
Отклонения от нормы:
Нарушена техника движений;
Страдают двигательные качества: ловкость, быстрота,
сила, координация, точность;
Диагностируются недостатки психомоторики;
Плохо сформированы элементарные навыки
самообслуживания;
Слабые технические навыки в рисовании, лепке,
конструировании, аппликации;
Неумение правильно держать кисточку или карандаш,
регулировать силу нажима на них;
Затруднения при использовании ножниц.
Диагностика
Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями
пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена.
Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами
(указательным и средним поочерёдно).
Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается
соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв
дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально
раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой
последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её
заново.
Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а
потом просят собрать.
Результаты диагностики в группе
(начало года)
начало года
0
2
4
6
8
10
12
4
9
11
Уровень развития мелкой моторики
высокий
средний
низкий
Сухой бассейн и мозаика.
Спасибо за внимание!