Напоминание

"Театральный уголок в ДОУ"


Автор: Малышева Юлия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 59
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Презентация
Тема: "Театральный уголок в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология

деятельностного

метода

в ДОУ

Деятельность -

активное

отношение к окружающей

действительности, выражающееся в

воздействии на нее. Складывается из

действий.

Деятельность – система действий

человека, направленная на достижение

определенной цели

Технология деятельностного

метода

нацелена на формирование

развитой личности, она помогает

раскрепостить детей, развивает у них

самостоятельность, учит творчески

мыслить,

развивает интерес к предмету.

Вся система заданий построена таким

образом, чтобы включить каждого

ребёнка в самостоятельную учебно-

познавательную деятельность

Сущность реализации системно-

деятельностного

Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в

готовом виде. Даже если нет никакой

возможности повести детей к

открытию нового, всегда есть

возможность создать ситуацию

поиска…»

Научить человека плавать можно

только в воде, а научить действовать

можно только в процессе деятельности

.

Цель и идея подхода

.

Воспитание личности ребенка

как субъекта

жизнедеятельности. Быть

субъектом – быть хозяином

своей деятельности:

ставить цели,

решать задачи,

отвечать за результаты.

Деятельностный подход ставит следующие

задачи перед педагогом:

Создать условия для того, чтобы сделать

процесс приобретения знаний ребенком

мотивированным;

Учить ребенка самостоятельно ставить перед

собой цель и находить пути, в том числе

средства, ее достижения;

Помогать ребенку сформировать у себя

умения контроля и самоконтроля, оценки и

самооценки.

Ребенок не должен быть пассивным

слушателем, воспринимающим готовую

информацию, передаваемую ему педагогом.

Именно активность ребенка признается

основой развития – знания не передаются в

готовом виде, а осваиваются детьми в

процессе деятельности, организуемой

педагогом.

Образовательная деятельность выступает как

сотрудничество воспитателя и ребенка, что

способствует развитию коммуникативных

способностей у детей, как необходимого

компонента учебной деятельности.

Деятельностный подход

предполагает :

наличие у детей познавательного мотива (желания

узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели

(понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

выполнение детьми определённых действий для

приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение детьми способа действия,

позволяющего осознанно применять приобретённые

знания;

формирование у дошкольника умения контролировать

свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения

конкретных жизненных задач

Суть воспитания с точки зрения

деятельностного подхода заключается

в центре внимания стоит не просто

деятельность, а совместная деятельность

детей с взрослыми, в реализации вместе

выработанных целей и задач.

педагог не подает готовые образцы, создает,

вырабатывает их вместе с детьми,

совместный поиск норм и законов жизни в

процессе деятельности и составляет

содержание воспитательного процесса,

реализуемого в контексте деятельностного

подход

Принципы деятельностного

подхода:

принцип целостности, благодаря которому у детей

формируется представление об окружающем мире как

системе;

-принцип вариативности, предусматривающий

систематическое предоставление детям возможности

выбора собственной деятельности, в результате чего у

них формируется умение осуществлять осознанный

выбор;

принцип деятельности, позволяющий исключить

пассивное восприятие ребенком информации и

обеспечивающий включение каждого ребенка в

самостоятельную познавательную деятельность;

принцип минимакса, при котором обеспечивается

возможность развития ребенка в соответствии с его

индивидуальным темпом и особенностями;

принцип творчества, позволяющий развивать в

самостоятельной деятельности творческие способности

ребенка;

принцип психологической комфортности, позволяющий

выстраивать самостоятельную деятельность детей по

интересам, что обеспечивает снятие всех

стрессообразующих факторов при организации

образовательного процесса;

принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и

развитие у детей универсальных учебных действий на

разных возрастных этапах, что в свою очередь будет

способствовать дальнейшему саморазвитию личности в

образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Что позволяет достичь

деятельностный подход?

уйти от репродуктивного способа обучения и

перейти к деятельностной педагогике, в

которой ключевой компетентностью является

умение человека действовать в нестандартных

ситуациях

перейти на другой тип отношений между

субъектами ОП

решить большее количество частных

(конкретных задач за более короткий

промежуток времени)

Предлагаемая структура занятия на

основании деятельностного подхода:

Создание проблемной ситуации

Целевая установка

Мотивирование к деятельности (надо

-хочу-могу)

Проектирование решений проблемной

ситуации

Выполнение действий (заданий)

Анализ результатов деятельности

Подведение итогов

Рекомендации по стилю общения с

детьми

Выслушайте каждого желающего.

Педагог должен побуждать детей

высказываться, не бояться допускать ошибки,

не читать нравоучений. Ведь это порождает в

детях робость. Боязнь допустить ошибку

сковывает инициативу детей в постановке и

решении проблемы.

Боясь ошибиться, он не будет сам решать

поставленную задачу – он будет стремиться

получить помощь от всезнающего взрослого.

Ребенок будет решать только легкие

проблемы, что неизбежно приведет к

задержке его развития.

Давайте только положительные оценки.

Вместо «правильно» лучше говорить

«интересно», «необычно», «любопытно»,

«хорошо».

Во время бесед идите за логикой ребенка, а не

навязывайте своего мнения.

Учите детей возражать Вам и друг другу, но

возражать аргументировано, предлагая что-то

взамен или доказывая.

В развитии творческих способностей детей

используйте активные формы обучения -

групповые дискуссии, мозговой штурм,

ролевые игры, групповые и индивидуальные

проекты.

Рекомендации по организации деятельности

детей, направленной на развитие

дошкольников:

Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка

(каждый ребенок талантлив).

Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте

истину, а научите находить её с помощью рассуждений,

наводящих вопросов.

Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во

всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна

двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то

в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это

хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо,

потому что сушит, жжет).

Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые

или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в

решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду

надо превратить в лед).

Играйте с детьми каждый день.

Методологические подходы к организации

занятий с детьми:

Ребенок занимает активную позицию на

занятии: он –то слушающий, то -

наблюдающий, то – действующий;

Во время образовательной деятельности

главенствует дух открытия;

- Обязательны смена мизансцен и движение;

Очередной вид деятельности следует

начинать с постановки задачи в общем виде;

Не принимать ответы детей без обоснования

их мнения и не оставлять без внимания ни

одного ответа;

Необходимо поддерживать у детей ощущение

успешности.

Отказаться от судейской роли: когда ребенок

говорит, он обращается к детям, а не к

воспитателю;

Учить детей видеть возможность много

вариативности выполнения заданий; -

Статистическая поза ребенка не должна

превышать 50% времени всего занятия;

В процессе руководства детской

деятельностью приемлем лишь

демократический стиль общения

Методы и формы, используемые при

деятельностном подходе:

диалога

проекта

игровые мотивирования

целеполагания

создание ситуации выбора

рефлексивные педагогической

поддержки

создания ситуации успеха

обеспечение самореализации детей

Формы самореализации

дошкольников:

Выставки (тематические и авторские);

Персональные выставки детских работ;

Презентации;

Игровые проекты (обязательным

условием самореализации ребенка

является его участие в проекте и

продукт детской деятельности);

Коллекции.

«Золотые правила»

деятельностного подхода

Подари ребенку радость

творчества, осознание

авторского голоса;

Веди ребенка от собственного

опыта к общественному;

Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

Радуйся вопросу, но отвечать

не спеши;

Учи анализировать каждый

этап работы;

Критикуя, стимулируй

активность ребенка.

Одной из технологий

позволяющей реализовать

деятельностный подход в работе с

дошкольниками является

технология проблемного

обучения, которая помогает детям

самостоятельно добывать знания и

применять их в решении новых

познавательных задач.

Спасибо за внимание!



В раздел образования