Автор: Малышева Юлия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 59
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Презентация
Тема: "Театральный уголок в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Технология
деятельностного
метода
в ДОУ
Деятельность -
активное
отношение к окружающей
действительности, выражающееся в
воздействии на нее. Складывается из
действий.
Деятельность – система действий
человека, направленная на достижение
определенной цели
Технология деятельностного
метода
нацелена на формирование
развитой личности, она помогает
раскрепостить детей, развивает у них
самостоятельность, учит творчески
мыслить,
развивает интерес к предмету.
Вся система заданий построена таким
образом, чтобы включить каждого
ребёнка в самостоятельную учебно-
познавательную деятельность
Сущность реализации системно-
деятельностного
Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в
готовом виде. Даже если нет никакой
возможности повести детей к
открытию нового, всегда есть
возможность создать ситуацию
поиска…»
Научить человека плавать можно
только в воде, а научить действовать
можно только в процессе деятельности
.
Цель и идея подхода
.
Воспитание личности ребенка
как субъекта
жизнедеятельности. Быть
субъектом – быть хозяином
своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Деятельностный подход ставит следующие
задачи перед педагогом:
Создать условия для того, чтобы сделать
процесс приобретения знаний ребенком
мотивированным;
Учить ребенка самостоятельно ставить перед
собой цель и находить пути, в том числе
средства, ее достижения;
Помогать ребенку сформировать у себя
умения контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки.
Ребенок не должен быть пассивным
слушателем, воспринимающим готовую
информацию, передаваемую ему педагогом.
Именно активность ребенка признается
основой развития – знания не передаются в
готовом виде, а осваиваются детьми в
процессе деятельности, организуемой
педагогом.
Образовательная деятельность выступает как
сотрудничество воспитателя и ребенка, что
способствует развитию коммуникативных
способностей у детей, как необходимого
компонента учебной деятельности.
Деятельностный подход
предполагает :
наличие у детей познавательного мотива (желания
узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели
(понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение детьми определённых действий для
приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение детьми способа действия,
позволяющего осознанно применять приобретённые
знания;
формирование у дошкольника умения контролировать
свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения
конкретных жизненных задач
Суть воспитания с точки зрения
деятельностного подхода заключается
в центре внимания стоит не просто
деятельность, а совместная деятельность
детей с взрослыми, в реализации вместе
выработанных целей и задач.
педагог не подает готовые образцы, создает,
вырабатывает их вместе с детьми,
совместный поиск норм и законов жизни в
процессе деятельности и составляет
содержание воспитательного процесса,
реализуемого в контексте деятельностного
подход
Принципы деятельностного
подхода:
принцип целостности, благодаря которому у детей
формируется представление об окружающем мире как
системе;
-принцип вариативности, предусматривающий
систематическое предоставление детям возможности
выбора собственной деятельности, в результате чего у
них формируется умение осуществлять осознанный
выбор;
принцип деятельности, позволяющий исключить
пассивное восприятие ребенком информации и
обеспечивающий включение каждого ребенка в
самостоятельную познавательную деятельность;
принцип минимакса, при котором обеспечивается
возможность развития ребенка в соответствии с его
индивидуальным темпом и особенностями;
принцип творчества, позволяющий развивать в
самостоятельной деятельности творческие способности
ребенка;
принцип психологической комфортности, позволяющий
выстраивать самостоятельную деятельность детей по
интересам, что обеспечивает снятие всех
стрессообразующих факторов при организации
образовательного процесса;
принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и
развитие у детей универсальных учебных действий на
разных возрастных этапах, что в свою очередь будет
способствовать дальнейшему саморазвитию личности в
образовательной деятельности на всех ступенях образования.
Что позволяет достичь
деятельностный подход?
уйти от репродуктивного способа обучения и
перейти к деятельностной педагогике, в
которой ключевой компетентностью является
умение человека действовать в нестандартных
ситуациях
перейти на другой тип отношений между
субъектами ОП
решить большее количество частных
(конкретных задач за более короткий
промежуток времени)
Предлагаемая структура занятия на
основании деятельностного подхода:
Создание проблемной ситуации
Целевая установка
Мотивирование к деятельности (надо
-хочу-могу)
Проектирование решений проблемной
ситуации
Выполнение действий (заданий)
Анализ результатов деятельности
Подведение итогов
Рекомендации по стилю общения с
детьми
Выслушайте каждого желающего.
Педагог должен побуждать детей
высказываться, не бояться допускать ошибки,
не читать нравоучений. Ведь это порождает в
детях робость. Боязнь допустить ошибку
сковывает инициативу детей в постановке и
решении проблемы.
Боясь ошибиться, он не будет сам решать
поставленную задачу – он будет стремиться
получить помощь от всезнающего взрослого.
Ребенок будет решать только легкие
проблемы, что неизбежно приведет к
задержке его развития.
Давайте только положительные оценки.
Вместо «правильно» лучше говорить
«интересно», «необычно», «любопытно»,
«хорошо».
Во время бесед идите за логикой ребенка, а не
навязывайте своего мнения.
Учите детей возражать Вам и друг другу, но
возражать аргументировано, предлагая что-то
взамен или доказывая.
В развитии творческих способностей детей
используйте активные формы обучения -
групповые дискуссии, мозговой штурм,
ролевые игры, групповые и индивидуальные
проекты.
Рекомендации по организации деятельности
детей, направленной на развитие
дошкольников:
Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка
(каждый ребенок талантлив).
Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте
истину, а научите находить её с помощью рассуждений,
наводящих вопросов.
Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во
всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна
двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то
в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это
хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо,
потому что сушит, жжет).
Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые
или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в
решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду
надо превратить в лед).
Играйте с детьми каждый день.
Методологические подходы к организации
занятий с детьми:
Ребенок занимает активную позицию на
занятии: он –то слушающий, то -
наблюдающий, то – действующий;
Во время образовательной деятельности
главенствует дух открытия;
- Обязательны смена мизансцен и движение;
Очередной вид деятельности следует
начинать с постановки задачи в общем виде;
Не принимать ответы детей без обоснования
их мнения и не оставлять без внимания ни
одного ответа;
Необходимо поддерживать у детей ощущение
успешности.
Отказаться от судейской роли: когда ребенок
говорит, он обращается к детям, а не к
воспитателю;
Учить детей видеть возможность много
вариативности выполнения заданий; -
Статистическая поза ребенка не должна
превышать 50% времени всего занятия;
В процессе руководства детской
деятельностью приемлем лишь
демократический стиль общения
Методы и формы, используемые при
деятельностном подходе:
диалога
проекта
игровые мотивирования
целеполагания
создание ситуации выбора
рефлексивные педагогической
поддержки
создания ситуации успеха
обеспечение самореализации детей
Формы самореализации
дошкольников:
Выставки (тематические и авторские);
Персональные выставки детских работ;
Презентации;
Игровые проекты (обязательным
условием самореализации ребенка
является его участие в проекте и
продукт детской деятельности);
Коллекции.
«Золотые правила»
деятельностного подхода
Подари ребенку радость
творчества, осознание
авторского голоса;
Веди ребенка от собственного
опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать
не спеши;
Учи анализировать каждый
этап работы;
Критикуя, стимулируй
активность ребенка.
Одной из технологий
позволяющей реализовать
деятельностный подход в работе с
дошкольниками является
технология проблемного
обучения, которая помогает детям
самостоятельно добывать знания и
применять их в решении новых
познавательных задач.
Спасибо за внимание!