Автор: Фатеева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Родители и воспитатели"
Раздел: дошкольное образование
Родители и воспитатели
…Итaк, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с
теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок. Да, при том
уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада,
как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести
воспитателей
надо
сказать,
что
большинство
из
них
все
же
являются
по-
хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические
садисты,
которые
готовы
работать
практически
за
бесплатно,
но
в
качестве
компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже
маленьких.
Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление
работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь
залог
успешного
посещения
ребенком
садика
-
контакт
родителей
и
воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Родителям необходимо знать, как ведет себя ваш ребенок в группе, играет
ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять
элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать
дома? В большинстве случаев педагоги всегда готовы поделиться с родителями
такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно… А жаль.
Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью
садика
будет
только
тогда,
когда
и
в
группе,
и
в
семье
требования
будут
ОДИНАКОВЫЕ.
Скажем,
если
воспитательница
приучает
детей
убирать
за
собой, а мама говорит ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду
будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама. Если в
группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть
чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по
группе ребенку обеспечены. Потом вскоре начнется "я в садик не хочу", капризы
и так далее…
Или еще ситуация. Воспитательница в садике активно прививала детям
навыки бесконфликтного общения, в частности, не позволялось споры решать
кулаками. Строго говоря, это как минимум опасно - драка может закончиться
травмой, а это ни детям не полезно, ни воспитателю, как лицу ответственному, не
нужно. И вот в группе появился мальчик (довольно крупного телосложения),
который начал всех задирать. Кто-то его обзовет (что в садике бывает сплошь и
рядом) - он, ни слова не говоря, разворачивается и толкает или бьет кулаком в
лицо. И однажды он на вечерней прогулке вот так же "разобрался" с мальчиком
из
младшей
группы.
который
его
нечаянно
толкнул
-
развернулся,
и
ткнул
малышу кулаком в глаз. Малыш упал, заплакал; воспитательница строго отчитала
обидчика и поставила его одного в стороне от ребят. И тут, что называется, как в
кино, идет за ребенком бабушка этого драчуна, видит своего ненаглядного внука
в слезах - и коршуном на воспитательницу: "Что вы наделали, вы ребенка довели
до слез, он у нас нервный, впечатлительный, ему этого нельзя, как вы смеете, я
на
вас
пожалуюсь
заведующей…"
Тут
надо
заметить,
что
бабушка
была
моложавая, спортивная - и вся такая, если можно так выразиться, напряженно-
агрессивная.
В
разговоре
выяснилось,
что
именно
бабушка
подучила
внука
реагировать кулаками на все обиды (даже нечаянные): "Конечно, у вас тут в саду
каждый
может
ребенка
обидеть.
Вот
я
и
учу
его
за
себя
постоять!"
Воспитательница
резонно
заметила,
что
это
мало
того
что
некультурно
в
принципе - на слова отвечать кулаками, да еще и ребенок не научится адекватно
общаться,
к
тому
же
мальчик
крупный,
силу
свою
рассчитать
не
может,
и
отвечать
за
нанесенные
им
травмы
воспитательница
не
намерена…
На
что
бабушка раскричалась, что за это воспитательнице платят деньги, а бабушка не
позволит своего внука обижать! Забрала ребенка и гордо удалилась. Понятно, что
бабушка
была
откровенно
неправа.
Это
потом
всплыло,
что
у
нее
есть
"непослушная" дочь, мама мальчика, которая вместе с мужем никак не хочет
ходить
на
поводу
у
своей
излишне
властной
матери.
Так
вот
бабушка
и
переключилась на внука - и всю свою внутреннюю упреждающую агрессию как
бы
передала
ему,
научив
мальчика
бить,
не
разобравшись.
Понятно,
что
воспитательнице будет очень сложно переучить мальчика - разве что откровенно
дисциплинарными
методами,
но
ведь
ребенок
вполне
может
нажаловаться
бабушке, что его в группе притесняют, и все пойдет по новой… К тому же ясно,
что хорошо относиться к этому ребенку вскоре перестанут и товарищи по группе,
и
(при
всей
своей
педагогической
объективности)
-
сама
воспитательница.
Кстати, конфликт закончился тем что бабушка вообще забрала ребенка из этого
сада - мол, до школы как-нибудь проживем без вас! Но что будет с этим ребенком
в школе, бабушка предпочитает не думать…
…Вообще очень важный показатель адаптации ребенка в группе - то, что
он не выделяется в негативном плане из общей массы. При этом я совершенно не
призываю к тому, чтобы дети воспитывались как одинаковые винтики (как в том
садике, где все детишки сидели - ручки на колени): каждый ребенок вполне
имеет право выделяться в группе, но по-своему. Кто-то умеет танцевать, кто-то
петь, кто-то рисовать, а кто-то быстрее всех одевается… Как правило, хороший
воспитатель
такого
не
подавляет
и
уравниловкой
не
занимается.
Но
вот
становиться всеобщим отверженным или молчаливой тихоней - это ребенку не на
пользу. В конце концов, именно за этим его привели в садик, чтобы он учился
активно общаться!
Пример,
который
вроде
бы
выглядит
смешно:
один
довольно
респектабельный папа устроил своего ребенка в обыкновенный детский сад.
Невольно к ребенку относились немного иначе, чем к остальным детям в группе,
но сам папа это отношение активно пресекал: "Не выделяйте моего ребенка,
пожалуйста,
не
противопоставляйте
его
коллективу!"
Собственно
говоря,
воспитатели вскоре сами это поняли. Но тем не менее ребенок, будучи немного
младше остальных детишек в группе, не слишком быстро вливался в коллектив.
И вот однажды весенним вечером папа приходит за ребенком в сад. Дети все на
прогулке исследуют первые лужи, а его чадо стоит около воспитательницы и
разглядывает собственные ботинки. Родитель подошел и шутливо предъявил
"претензию": "Ну что же тут у вас делается, все дети в грязи ковыряются, а мой
почему здесь стоит? Ну скажи, почему ты не ковыряешься в грязи вместе со
всеми?!"
К слову сказать, иные родители изначально напутствуют ребенка "Не
лезь в грязь!" Но учтите, что вывозиться совсем уж по-свински воспитатель не
позволит, а становиться ребенку маменькиным паинькой, который не играет с
детьми потому, что боится запачкать ручки, тоже для ребенка же не полезно.
И опять - именно потому рекомендуется отдавать в садик ребенка уже
"говорящего", что после садика необходимо с ребенком обсуждать то, что с ним
происходило в группе. Интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его
новыми
знаниями
и
достижениями.
Хвалите
его
за
какие-то
проявленные
результаты. На занятии в садике выучили песенку и ребенок вам ее спел -
прекрасно;
в
группе
выставлены
какие-то
рисунки
или
аппликации
детей
-
посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не
говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям - что-то
рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок,
выкидывать его в мусорное ведро…
Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в
саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников
садика, но если ребенок на что-то пожаловался - стоит обратить на это внимание.
Естественно,
дети
излагают
свою
точку
зрения
на
происходящее
не
всегда
объективно; иногда детишки откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не
хочется дитяти ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и
исключительность, и он делает все. чтобы мама его оттуда забрала); порой дети
фантазируют - просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы
правильно, но скажем так, не совсем адекватно, вот именно "по-детски". Поэтому
всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно
выяснить).
Одна девочка после "рабочего дня" в садике заявила родителям, что у
нее
сегодня
"воспитательница
обед
отняла".
К
счастью,
мама
обладала
достаточным чувством юмора, чтобы тут же не понестись назад в группу и не
обрушиться на педагога - прежде спросила у ребенка: "Так что, она так сильно
кушать хотела?" Разумеется, потом выяснилось, что дело было в другом: девочка
в принципе ест очень медленно (при этом педагоги всегда позволяли ей не
торопиться);
но
в
тот
день
трапеза
ребенка
затянулась
совсем
уж
непозволительно,
и
остатки
еды
просто
убрали
вместе
со
всей
остальной
посудой, когда пора было отправляться на тихий час…
И уж к слову: может быть, стоит дать воспитателям (если вы им
достаточно
доверяете)
добро
на
некоторые
педагогические
эксперименты,
особенно если вы в доме делаете то же самое. Допустим, если ваш ребенок в
садике не ест, и педагогу приходится его кормить насильно, можно "позволить" и
не кормить. Не ест - значит, не хочет. Пусть поголодает, потом будет есть…
Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как
играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можете несколько раз
прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери слышен крик
педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется неоднократными
обоснованными жалобами ребенка - делайте выводы!