Напоминание

Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрии


Автор: Вишнякова Софья Алексеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №161
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрии

Вишнякова Софья Алексеевна, учитель - логопед МБДОУ города

Иркутска детского сада № 161

1

Дизартрия

является

одним

из

тяжелых

речевых

нарушений

,

встречающихся

в

логопедической

практике

.

Дизартрия

-

нарушение

произносительной

стороны

речи

,

обусловленное

недостаточностью

иннервации

речевой

мускулатуры

.

Дизартрические

нарушения

речи

наблюдаются

при

различных

органических

поражениях

мозга

,

которые

у

взрослых

имеют

более

выраженный

очаговый

характер

.

У

детей

частота

дизартрии

прежде

всего

связана

с

частотой

перинатальной

патологии

,

(

поражением

нервной

системы

плода

и

новорожденного

)[4,

с

. 1 5 2 ] .

Среди

наиболее

распространенных

дизартрических

расстройств

очень

часто

в

логопедической

практике

встречается

стертая

дизартрия

.

Основные

жалобы

при

стертой

дизартрии

:

невнятная

невыразительная

речь

,

плохая

дикция

,

искажение

и

замена

звуков

в

сложных

по

слоговой

структуре

словах

.

В

группах

для

детей

с

общим

недоразвитием

речи

до

50 %

детей

имеют

стёртую

дизартрию

.

Дети

,

имеющие

стертую

дизартрию

,

нуждаются

в

длительной

,

систематической

индивидуальной

логопедической

помощи

.

Для

устранения

стертой

дизартрии

необходимо

комплексное

воздействие

,

включающее

медицинское

,

психолого

-

педагогическое

и

логопедическое

направления

.

Медицинское

воздействие

,

определяемое

неврологом

,

должно

включать

медикаментозную

терапию

,

ЛФК

,

рефлексотерапию

,

массаж

,

физиотерапию

и

др

.

Психолого

-

педагогическое

воздействие

,

осуществляемое

дефектологами

,

психологами

,

воспитателями

,

родителями

,

направлено

на

: -

развитие

сенсорных

функций

; -

уточнение

пространственных

представлений

;

-

формирование

конструктивного

праксиса

;

-

развитие

высших

корковых

функций

;

-

формирование

тонких

дифференцированных

движений

рук

;

-

формирование

познавательной

деятельности

;

-

психологическую

подготовку

ребенка

к

обучению

в

школе

. [1,

с

.14]

Логопедическая

работа

осуществляется

следующим

образом

:

на

фронтальных

,

подгрупповых

занятиях

со

всеми

детьми

изучают

программный

материал

,

направленный

на

устранение

общего

недоразвития

речи

,

а

на

индивидуальных

занятиях

осуществляют

коррекцию

произносительной

стороны

речи

и

просодики

,

т

.

е

.

устранение

симптомов

стертой

дизартрии

.

При

коррекции

стертой

дизартрии

основная

форма

логопедической

работы

-

индивидуальная

.

Основными

методами

логопедического

воздействия

являются

:

дифференцированный

логопедический

массаж

,

пассивная

артикуляционная

гимнастика

,

начальные

этапы

голосовой

и

дыхательной

гимнастики

.

Так

же

логопедическая

работа

предусматривает

обязательное

включение

родителей

в

коррекционно

-

логопедическую

работу

.

Вопрос

организации

логопедической

помощи

детям

со

стертой

дизартрией

остается

весьма

актуальным

,

учитывая

распространенность

этого

дефекта

.

Опираясь

на

опыт

многих

логопедов

-

практиков

можно

с

уверенностью

утверждать

,

что

коррекция

дизартрических

расстройств

будет

мало

эффективна

без

применения

массажных

комплексов

.

Логопедический

массаж

имеет

своей

целью

не

только

укрепление

или

расслабление

артикуляционных

мышц

,

но

и

стимуляцию

проприоцептивных

ощущений

,

что

способствует

четкости

кинестетического

восприятия

.

Речевые

кинестезии

имеют

очень

важное

значение

в

формировании

как

импрессивной

,

так

и

экспрессивной

речи

.

В

результате

массажа

усиливается

мозговое

кровообращение

и

метаболизм

,

что

улучшает

протекание

и

формирование

многих

психических

процессов

(

памяти

,

внимания

и

т

.

д

.

)

,

вызывает

общее

оздоровление

,

то

есть

гармонизирует

все

процессы

,

происходящие

в

целостном

организме

.

В

работе

с

детьми

,

имеющими

речевую

патологию

,

используют

массажи

рефлексогенных

зон

(

кистей

,

стоп

,

волосистой

части

голов)

),

сегментарно

-

рефлекторный

,

линейный

,

точечный

.

Логопедический

массаж

-

это

метод

активного

механического

воздействия

,

который

изменяет

состояние

мышц

,

нервов

,

кровеносных

сосудов

и

тканей

периферического

речевого

аппарата

.

Многочисленные

исследования

показывают

,

что

под

воздействием

массажа

повышается

эластичность

мышечных

волокон

,

объем

,

сила

и

сократительная

функция

,

работоспособность

мышц

,

поэтому

пренебрегать

данным

методом

не

следует

[5,c.6].

Массаж

-

один

из

методов

физического

и

энергетического

воздействия

на

тело

человека

-

может

успокоить

,

снять

боль

,

помочь

победить

болезнь

и

даже

способствовать

умственному

,

речевому

и

физическому

развитию

детей

.

Установить

точно

,

где

и

когда

начали

осознанно

применять

массаж

,

невозможно

.

До

нас

дошло

множество

источников

(

наскальные

рисунки

,

письмена

и

пр

.),

достоверно

доказывающих

,

что

он

возник

на

заре

человечества

и

использовался

практически

во

всех

уголках

Земли

.

Люди

,

зачастую

не

имея

других

средств

врачевания

,

прибегали

к

единственному

,

которое

было

доступно

,

-

рукам

.

О

том

,

что

массаж

был

знаком

первобытным

людям

,

говорят

сведения

о

его

применении

народами

,

обитавшими

на

островах

Тихого

океана

.

В

древнеиндийских

медицинских

трактатах

-

«

Аюр

-

Веды

»

-

подробно

описаны

приемы

массажа

.

В

основном

в

те

времена

им

занимались

священнослужители

.

Умение

исцелять

с

помощью

рук

вызывало

у

людей

восхищение

и

суеверный

страх

.

Описано

применение

массажа

индусами

во

времена

вступления

в

их

страну

Александра

Македонского

(327

до

н

.

э

.).

Так

лечили

страдающих

от

укусов

змей

воинов

[3, c.6]

С

XIX

века

,

особенно

во

второй

его

половине

,

медики

пытались

дать

научное

обоснование

массажу

.

В

России

в

конце

X I X

века

ведущие

врачи

-

клиницисты

принимали

активное

участие

в

научных

разработках

методики

массажа

,

широко

внедряя

его

в

лечебную

практику

.

Неоценимый

вклад

в

развитие

европейского

массажа

внесли

И

.

В

.

Заблудовский

,

М

.

К

.

Барсов

,

В

.

В

.

Гамолицкий

,

Е

.

Н

.

Залесова

,

Н

.

И

.

Рачинский

,

В

.

К

.

Крамаренко

,

К

.

Г

.

Соловьев

,

И

.

П

.

Каллистов

,

А

.

В

.

Янченко

,

И

.

М

.

Саркизов

-

Серазини

.

Самая

большая

заслуга

в

развитии

теории

и

практики

массажа

в

России

до

революции

принадлежит

русскому

ученому

,

приват

-

доценту

Военно

-

медицинской

академии

в

Петербурге

И

.

В

.

Заблудовскому

.

Он

создал

стройную

научно

обоснованную

систему

,

ставшую

основой

современного

лечебного

,

спортивного

и

гигиенического

массажа

,

в

связи

,

с

чем

его

по

праву

называют

отцом

современного

массажа

[3,

с

.9].

Особенно

большой

интерес

к

массажу

в

России

возник

несколько

десятилетий

назад

.

Углубленное

теоретическое

и

клиническое

его

изучение

провели

И

.

Н

.

Асадчих

,

А

.

В

.

Сироткина

,

Г

.

Р

.

Ткачева

,

В

.

И

.

Дубровский

и

др

.

Таким

образом

,

массаж

,

возникнув

наряду

с

другими

видами

народной

медицины

в

незапамятные

времена

,

и

до

сегодняшнего

дня

не

утратил

своей

ценности

.

Секрет

долголетия

массажа

в

простоте

,

доступности

и

результативности

.

Целью

логопедического

массажа

при

устранении

дизартрии

является

устранение

патологической

симптоматики

в

периферическом

отделе

речевого

аппарата

.

Основными

задачами

логопедического

массажа

при

коррекции

произносительной

стороны

речи

при

дизартрии

является

:

1

Нормализация

мышечного

тонуса

,

преодоление

гипо

-

гипертонуса

в

мимической

артикуляционной

мускулатуре

;

2

Устранение

патологической

симптоматики

такой

,

как

гиперкинезы

,

синкинезии

,

девиация

и

др

.

3.

Стимуляция

положительных

кинестезий

;

4

Улучшение

качеств

артикуляционных

движений

(

точность

,

объём

,

переключаемость

и

др).

5.

Увеличение

силы

мышечных

сокращений

;

6.

Активизация

тонких

дифференцированных

движений

органов

артикуляции

,

необходимых

для

коррекции

звукопроизношения

.

Е

.

Ф

.

Архипова

предлагает

три

комплекса

дифференцированного

логопедического

массажа

,

в

каждом

из

которых

предлагаются

упражнения

,

направленные

на

преодоление

патологической

симптоматики

.

I.

комплекс

упражнений

логопедического

массажа

при

ригидном

синдроме

(

высокий

тонус

). II.

комплекс

упражнений

логопедического

массажа

при

спастико

-

атактико

-

гиперкинетическом

синдроме

(

на

фоне

высокого

тонуса

проявляются

гиперкинезы

,

дистония

,

атаксия

) .

I I I .

комплекс

упражнений

логопедического

массажа

при

паретическом

синдроме

(

низкий

тонус

)

[ 2 ,

с

.4]

Логопедический

массаж

представляет

собой

активный

лечебный

метод

,

сущность

которого

сводится

к

нанесению

дозированных

механических

раздражений

на

мышцы

артикуляционного

аппарата

,

мимические

мышцы

лица

,

мышцы

,

обеспечивающие

работу

голосовых

связок

и

мышцы

дыхательного

аппарата

.

Осуществляется

при

помощи

специальных

приемов

,

выполняемых

рукой

массажиста

или

с

помощью

специальных

приспособлений

(

шпатели

,

постановочные

зонды

,

зонды

,

предложенные

Е

.

В

.

Новиковой

). [1,

с

. 4 ]

Все

вышеозначенные

группы

мышц

представляют

собой

единую

мышечную

систему

,

обеспечивающую

речепроизводство

.

В

силу

этого

логопедический

массаж

обязательно

должен

включать

все

вышеперечисленные

области

,

даже

в

тех

случаях

,

когда

отмечается

поражение

мышц

лишь

на

локальном

участке

.

Применение

логопедического

массажа

позволяет

значительно

сократить

время

коррекционной

работы

,

особенно

над

формированием

произносительной

стороны

речи

.

Благодаря

использованию

логопедического

массажа

,

который

приводит

к

постепенной

нормализации

мышечного

тонуса

,

формирование

нормативного

произнесения

звуков

может

происходить

в

ряде

случаев

спонтанно

.

В

том

случае

,

если

обучаемый

имеет

выраженную

неврологическую

симптоматику

,

только

использование

логопедического

массажа

,

особенно

на

начальных.

[14]

стадиях

коррекционной

работы

,

может

обеспечить

положительный

эффект

.

Таким

образом

,

массаж

,

возникнув

наряду

с

другими

видами

народной

медицины

в

незапамятные

времена

,

и

до

сегодняшнего

дня

не

утратил

своей

ценности

.

2.

Показания

к

проведению

логопедического

массажа

.

Массаж

показан

детям

с

расстройствами

речи

.

Тем

же

,

которые

с

наибольшим

трудом

поддаются

коррекции

педагогическими

методами

,

эта

процедура

особенно

необходима

.

Поэтому

если

вашему

ребенку

ставят

один

из

диагнозов

:

задержка

речевого

развития

,

дислалия

,

дизартрия

,

задержка

психического

развития

,

то

в

данных

случаях

можно

воспользоваться

данным

методом

коррекции

.

Сущность

массажа

состоит

в

нанесении

механических

раздражений

в

виде

поглаживания

,

пощипывания

,

растирания

,

разминания

,

поколачивания

и

вибрации

.

При

легком

,

медленном

поглаживании

снижается

возбудимость

массируемых

тканей

,

что

оказывает

успокаивающее

,

расслабляющее

воздействие

.

Энергичные

и

быстрые

движения

при

массаже

повышают

раздражимость

массируемых

тканей

,

сокращают

мышцы

. [11]

Логопедический

массаж

целесообразно

применять

по

рекомендации

врача

,

который

проводит

медицинскую

диагностику

.

Медицинское

заключение

должно

содержать

указание

на

наличие

неврологической

симптоматики

в

артикуляционной

мускулатуре

,

а

также

форму

и

степень

проявления

неврологического

синдрома

(

спастический

парез

,

гиперкинетический

,

атактический

,

спастико

-

ригидный

) .

Но

,

даже

имея

медицинское

заключение

невропатолога

,

логопед

должен

уметь

самостоятельно

провести

обследование

строения

органов

артикуляции

и

состояния

мышечного

тонуса

следующих

мышц

:

языка

,

губ

,

лица

,

шеи

,

верхнего

плечевого

пояса

.

Это

устанавливается

в

ходе

осмотра

ребенка

путем

наблюдения

и

пальпации.

Противопоказания

к

проведению

логопедического

массажа

.[14, 17]

-

Гнойничковые

и

грибковые

заболевания

кожи

у

логопеда

или

ребенка,

-

гематомы

на

массируемом

участке

тела,

-

активная

форма

туберкулеза,

-

болезни

крови

и

капилляров,

-

тромбоз

сосудов,

-

острая

крапивница

,

отек

Квинке

в

анамнезе,

-

онкологические

заболевания,

-

инфекционные

раны,

- фурункулез,

-

ОРЗ,

-

эпилепсия,

-

дети

с

эписиндромом

(

применять

с

большой

осторожностью

)

особенно

если

ребенок

плачет

,

кричит

,

вырывается

из

рук

,

у

него

«

синеет

»

носогубный

«

треугольник

»

или

отмечается

тремор

подбородка

,

-

если

ребенок

недавно

перенес

ангину

,

массаж

противопоказан

после

полного

выздоровления

еще

на

протяжении

10

дней

.

,

-

конъюнктивит

.

3.

Условия

проведения

логопедического

массажа

Массаж

можно

начинать

проводить

с

двухмесячного

возраста

.

Массаж

волосистой

части

головы

выполняют

только

с

полутора

лет

.

Логопедический

массаж

проводится

в

теплом

,

хорошо

проветренном

помещении

.

Обычно

массаж

рекомендуется

проводить

циклами

по

10-15-20

сеансов

,

желательно

каждый

день

или

через

день

.

После

перерыва

на

1-2

месяца

цикл

можно

повторить

.

При

определенных

обстоятельствах

,

когда

массаж

невозможно

делать

часто

и

регулярно

,

допускается

его

проведение

в

течение

более

длительного

времени

,

но

реже

.

При

выраженных

нарушениях

мышечного

тонуса

массаж

можно

проводить

в

течение

нескольких

лет

(

с

небольшими

перерывами

). [9]

Длительность

одной

процедуры

может

варьировать

в

зависимости

от

возраста

ребенка

,

тяжести

речедвигательного

нарушения

,

индивидуальных

особенностей

и

т

.

д

.

Начальная

длительность

первых

сеансов

составляет

от

1-2

до

5-6

минут

,

а

конечная

-

от

15

до

20

минут

.

В

раннем

возрасте

массаж

не

должен

превышать

10

минут

,

в

младшем

дошкольном

- 15

минут

,

в

старшем

дошкольном

и

школьном

возрасте

- 25

минут

.

Для

проведения

массажа

логопед

должен

иметь

следующие

материалы

: [2]

-

медицинский

спирт

(

для

дезинфицирования

зондов

,

шпателей

и

т

.

п

.),

-

стерильные

салфетки

30

х

30

см

(

для

обследования

состояния

тонуса

мышц

артикуляционного

аппарата

),

-

гексорал

(

после

массажа

мышц

полости

рта

ребенок

может

в

целях

гигиены

прополоскать

раствором

рот

),

-

стерильные

медицинские

резиновые

перчатки

(

могут

использоваться

при

проведении

массажа

в

полости

рта

),

-

нашатырный

спирт

и

3-

процентная

перекись

водорода

(

могут

использоваться

при

необходимости

оказать

неотложную

помощь

),

-

защитную

маску

(

применение

ее

желательно

во

избежание

попадания

капельной

инфекции

).

Во

время

массажа

ребенок

не

должен

испытывать

боли

и

насилия

.

Однако

у

некоторых

детей

отмечается

повышенная

чувствительность

всех

или

отдельных

артикуляционных

мышц

.

Одни

дети

испытывают

неприятные

ощущения

в

язычной

мускулатуре

(

особенно

под

языком

) ,

у

других

детей

-

в

лицевой

мускулатуре

или

внутренней

поверхности

щек

.

Большинство

детей

достаточно

быстро

привыкают

к

процедуре

массажа

,

неприятные

ощущения

при

этом

постепенно

проходят

.

Не

нужно

с

первых

встреч

сразу

укладывать

ребенка

в

горизонтальное

положение

.

Лучше

поместить

его

в

положение

сидя

(

маленький

ребенок

может

сидеть

на

коленях

у

мамы

или

в

детском

кресле

,

коляске

в

полуоткинутом

положении

).

Если

ребенок

негативно

настроен

или

испуган

,

первые

сеансы

массажа

должны

быть

очень

короткими

и

ограничиваться

при

этом

только

массажем

кистей

и

пальцев

рук

или

легким

поглаживанием

лицевой

мускулатуры

.

Логопед

может

на

первых

порах

показать

выполнение

массажа

на

другом

ребенке

,

с

которым

давно

ведутся

занятия

,

или

на

маме

малыша

.

Во

время

массажа

используются

различные

отвлекающие

средства

:

пение

песенки

,

чтение

сказки

или

стихотворения

.

Ребенок

обязательно

должен

чувствовать

мягкое

,

доброе

отношение

логопеда

к

нему

.

Руки

логопеда

во

время

проведения

массажа

должны

быть

чистыми

,

теплыми

,

без

воспалительных

процессов

,

с

коротко

остриженными

ногтями

;

желательно

не

надевать

украшений

(

колец

и

браслетов

) ,

мешающих

проведению

массажа

.

Кожа

лица

и

губ

ребенка

также

должна

быть

чистой

,

а

рот

-

свободным

от

крошек

или

остатков

пищи

.

Массаж

целесообразно

проводить

не

раньше

,

чем

через

2

часа

после

последнего

приема

пищи

(

особенно

у

детей

с

повышенным

глоточным

рефлексом

).

Перед

началом

сеанса

массажа

тело

ребенка

необходимо

привести

в

правильное

положение

.

Правильная

поза

способствует

нормализации

мышечного

тонуса

(

обычно

-

расслаблению

) ,

делает

более

свободным

дыхание

и

облегчает

работу

логопеда

.

При

логопедическом

массаже

наиболее

оптимальны

следующие

положения

:

1)

в

положении

лежа

на

спине

под

шею

ребенка

подкладывается

небольшой

валик

,

позволяющий

несколько

приподнять

плечи

и

откинуть

назад

голову

;

руки

вытянуты

вдоль

тела

;

ноги

при

этом

лежат

свободно

или

несколько

согнуты

в

коленях

(

под

колени

ребенка

также

можно

положить

валик

);

2)

ребенок

-

в

положении

полусидя

в

кресле

с

высоким

подголовником

;

3 )

ребенок

-

в

положении

полусидя

в

откидывающемся

детском

стульчике

или

сидячей

коляске

(

это

положение

целесообразно

применять

с

маленькими

детьми

первых

лет

жизни

);

4)

для

детей

,

которые

на

первых

сеансах

боятся

массажа

или

очень

привязаны

к

маме

,

можно

использовать

положение

сидя

на

коленях

у

взрослого

.

При

массаже

лицевой

и

губной

мускулатуры

логопед

занимает

положение

сидя

за

головой

ребенка

или

справа

от

него

.

Массируя

язык

,

специалисту

удобнее

сидеть

справа

от

ребенка

.

Список

используемой

литературы

Архипова

Е

.

Ф

.

Коррекционная

работа

с

детьми

с

церебральным

параличом

.

М

.:

«

Просвещение

», 1989.

Архипова

Е

.

Ф

.

Логопедический

массаж

при

дизартрии

. –

М

.: «

Астрель

», 2008

г

.

Белая

Н

.

А

.

Массаж

лечебный

и

оздоровительный

.–

М

., 1998.

Блыскина

И

.

В

.,

Ковшиков

В

.

А

.

Массаж

в

коррекции

артикуляторных

расстройств

.

СПб

., 1995.

Блыскина

И

.

В

.

Логопедический

массаж

. -

С

.-

П

., 2004.

Васичкин

В

.

И

.

Справочник

по

массажу

. -

Л

.: «

Медицина

», 1991.

Вербов

А

.

Ф

.

Лечебный

массаж

.-

М

.: «

Селена

+ », 1996.

Васичкин

В

.

И

.

Сегментарный

массаж

. –

СПб

., 1997.

Дьякова

Е

.

А

.

Логопедический

массаж

. -

М

.: «

Академия

», 2003.

Мастюкова

Е

.

М

. ,

Ипполитова

М

.

В

.

Нарушения

речи

у

детей

с

церебральным

параличом

. –

М

., 1985.

Новикова

Е

.

В

.

Зондовый

массаж

:

коррекция

звукопроизношения

.

-

М

.:

«

Издательство

ГНОМ

и

Д

», 2000.

Основы

теории

и

практики

логопедии

. /

Под

ред

.

Р

.

Е

.

Левиной

-

М

., 2003.

Поваляева

М

.

А

.

Справочник

логопеда

. –

Ростов

-

на

-

Дону

: «

Феникс

», 2001.

Приходько

О

.

Г

.

Логопедический

массаж

при

коррекции

дизартрических

нарушений

речи

у

детейраннего

и

дошкольного

возраста

. -

СПб

.: «

КАРО

», 2008.

Рогачева

Е

.

И

.

,

Лаврова

М

.

С

.

Лечебная

физкультура

и

массаж

при

детском

церебральном

параличе

. –

Л

., 1986.

Шевцова

Е

.

Е

.

Артикуляционный

массаж

при

заикании

. –

М

., 2003.



В раздел образования