Автор: Вишнякова Софья Алексеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №161
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрии
Раздел: дошкольное образование
Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрии
Вишнякова Софья Алексеевна, учитель - логопед МБДОУ города
Иркутска детского сада № 161
1
Дизартрия
является
одним
из
тяжелых
речевых
нарушений
,
встречающихся
в
логопедической
практике
.
Дизартрия
-
нарушение
произносительной
стороны
речи
,
обусловленное
недостаточностью
иннервации
речевой
мускулатуры
.
Дизартрические
нарушения
речи
наблюдаются
при
различных
органических
поражениях
мозга
,
которые
у
взрослых
имеют
более
выраженный
очаговый
характер
.
У
детей
частота
дизартрии
прежде
всего
связана
с
частотой
перинатальной
патологии
,
(
поражением
нервной
системы
плода
и
новорожденного
)[4,
с
. 1 5 2 ] .
Среди
наиболее
распространенных
дизартрических
расстройств
очень
часто
в
логопедической
практике
встречается
стертая
дизартрия
.
Основные
жалобы
при
стертой
дизартрии
:
невнятная
невыразительная
речь
,
плохая
дикция
,
искажение
и
замена
звуков
в
сложных
по
слоговой
структуре
словах
.
В
группах
для
детей
с
общим
недоразвитием
речи
до
50 %
детей
имеют
стёртую
дизартрию
.
Дети
,
имеющие
стертую
дизартрию
,
нуждаются
в
длительной
,
систематической
индивидуальной
логопедической
помощи
.
Для
устранения
стертой
дизартрии
необходимо
комплексное
воздействие
,
включающее
медицинское
,
психолого
-
педагогическое
и
логопедическое
направления
.
Медицинское
воздействие
,
определяемое
неврологом
,
должно
включать
медикаментозную
терапию
,
ЛФК
,
рефлексотерапию
,
массаж
,
физиотерапию
и
др
.
Психолого
-
педагогическое
воздействие
,
осуществляемое
дефектологами
,
психологами
,
воспитателями
,
родителями
,
направлено
на
: -
развитие
сенсорных
функций
; -
уточнение
пространственных
представлений
;
-
формирование
конструктивного
праксиса
;
-
развитие
высших
корковых
функций
;
-
формирование
тонких
дифференцированных
движений
рук
;
-
формирование
познавательной
деятельности
;
-
психологическую
подготовку
ребенка
к
обучению
в
школе
. [1,
с
.14]
Логопедическая
работа
осуществляется
следующим
образом
:
на
фронтальных
,
подгрупповых
занятиях
со
всеми
детьми
изучают
программный
материал
,
направленный
на
устранение
общего
недоразвития
речи
,
а
на
индивидуальных
занятиях
осуществляют
коррекцию
произносительной
стороны
речи
и
просодики
,
т
.
е
.
устранение
симптомов
стертой
дизартрии
.
При
коррекции
стертой
дизартрии
основная
форма
логопедической
работы
-
индивидуальная
.
Основными
методами
логопедического
воздействия
являются
:
дифференцированный
логопедический
массаж
,
пассивная
артикуляционная
гимнастика
,
начальные
этапы
голосовой
и
дыхательной
гимнастики
.
Так
же
логопедическая
работа
предусматривает
обязательное
включение
родителей
в
коррекционно
-
логопедическую
работу
.
Вопрос
организации
логопедической
помощи
детям
со
стертой
дизартрией
остается
весьма
актуальным
,
учитывая
распространенность
этого
дефекта
.
Опираясь
на
опыт
многих
логопедов
-
практиков
можно
с
уверенностью
утверждать
,
что
коррекция
дизартрических
расстройств
будет
мало
эффективна
без
применения
массажных
комплексов
.
Логопедический
массаж
имеет
своей
целью
не
только
укрепление
или
расслабление
артикуляционных
мышц
,
но
и
стимуляцию
проприоцептивных
ощущений
,
что
способствует
четкости
кинестетического
восприятия
.
Речевые
кинестезии
имеют
очень
важное
значение
в
формировании
как
импрессивной
,
так
и
экспрессивной
речи
.
В
результате
массажа
усиливается
мозговое
кровообращение
и
метаболизм
,
что
улучшает
протекание
и
формирование
многих
психических
процессов
(
памяти
,
внимания
и
т
.
д
.
)
,
вызывает
общее
оздоровление
,
то
есть
гармонизирует
все
процессы
,
происходящие
в
целостном
организме
.
В
работе
с
детьми
,
имеющими
речевую
патологию
,
используют
массажи
рефлексогенных
зон
(
кистей
,
стоп
,
волосистой
части
голов)
),
сегментарно
-
рефлекторный
,
линейный
,
точечный
.
Логопедический
массаж
-
это
метод
активного
механического
воздействия
,
который
изменяет
состояние
мышц
,
нервов
,
кровеносных
сосудов
и
тканей
периферического
речевого
аппарата
.
Многочисленные
исследования
показывают
,
что
под
воздействием
массажа
повышается
эластичность
мышечных
волокон
,
объем
,
сила
и
сократительная
функция
,
работоспособность
мышц
,
поэтому
пренебрегать
данным
методом
не
следует
[5,c.6].
Массаж
-
один
из
методов
физического
и
энергетического
воздействия
на
тело
человека
-
может
успокоить
,
снять
боль
,
помочь
победить
болезнь
и
даже
способствовать
умственному
,
речевому
и
физическому
развитию
детей
.
Установить
точно
,
где
и
когда
начали
осознанно
применять
массаж
,
невозможно
.
До
нас
дошло
множество
источников
(
наскальные
рисунки
,
письмена
и
пр
.),
достоверно
доказывающих
,
что
он
возник
на
заре
человечества
и
использовался
практически
во
всех
уголках
Земли
.
Люди
,
зачастую
не
имея
других
средств
врачевания
,
прибегали
к
единственному
,
которое
было
доступно
,
-
рукам
.
О
том
,
что
массаж
был
знаком
первобытным
людям
,
говорят
сведения
о
его
применении
народами
,
обитавшими
на
островах
Тихого
океана
.
В
древнеиндийских
медицинских
трактатах
-
«
Аюр
-
Веды
»
-
подробно
описаны
приемы
массажа
.
В
основном
в
те
времена
им
занимались
священнослужители
.
Умение
исцелять
с
помощью
рук
вызывало
у
людей
восхищение
и
суеверный
страх
.
Описано
применение
массажа
индусами
во
времена
вступления
в
их
страну
Александра
Македонского
(327
до
н
.
э
.).
Так
лечили
страдающих
от
укусов
змей
воинов
[3, c.6]
С
XIX
века
,
особенно
во
второй
его
половине
,
медики
пытались
дать
научное
обоснование
массажу
.
В
России
в
конце
X I X
века
ведущие
врачи
-
клиницисты
принимали
активное
участие
в
научных
разработках
методики
массажа
,
широко
внедряя
его
в
лечебную
практику
.
Неоценимый
вклад
в
развитие
европейского
массажа
внесли
И
.
В
.
Заблудовский
,
М
.
К
.
Барсов
,
В
.
В
.
Гамолицкий
,
Е
.
Н
.
Залесова
,
Н
.
И
.
Рачинский
,
В
.
К
.
Крамаренко
,
К
.
Г
.
Соловьев
,
И
.
П
.
Каллистов
,
А
.
В
.
Янченко
,
И
.
М
.
Саркизов
-
Серазини
.
Самая
большая
заслуга
в
развитии
теории
и
практики
массажа
в
России
до
революции
принадлежит
русскому
ученому
,
приват
-
доценту
Военно
-
медицинской
академии
в
Петербурге
И
.
В
.
Заблудовскому
.
Он
создал
стройную
научно
обоснованную
систему
,
ставшую
основой
современного
лечебного
,
спортивного
и
гигиенического
массажа
,
в
связи
,
с
чем
его
по
праву
называют
отцом
современного
массажа
[3,
с
.9].
Особенно
большой
интерес
к
массажу
в
России
возник
несколько
десятилетий
назад
.
Углубленное
теоретическое
и
клиническое
его
изучение
провели
И
.
Н
.
Асадчих
,
А
.
В
.
Сироткина
,
Г
.
Р
.
Ткачева
,
В
.
И
.
Дубровский
и
др
.
Таким
образом
,
массаж
,
возникнув
наряду
с
другими
видами
народной
медицины
в
незапамятные
времена
,
и
до
сегодняшнего
дня
не
утратил
своей
ценности
.
Секрет
долголетия
массажа
в
простоте
,
доступности
и
результативности
.
Целью
логопедического
массажа
при
устранении
дизартрии
является
устранение
патологической
симптоматики
в
периферическом
отделе
речевого
аппарата
.
Основными
задачами
логопедического
массажа
при
коррекции
произносительной
стороны
речи
при
дизартрии
является
:
1
Нормализация
мышечного
тонуса
,
преодоление
гипо
-
гипертонуса
в
мимической
артикуляционной
мускулатуре
;
2
Устранение
патологической
симптоматики
такой
,
как
гиперкинезы
,
синкинезии
,
девиация
и
др
.
3.
Стимуляция
положительных
кинестезий
;
4
Улучшение
качеств
артикуляционных
движений
(
точность
,
объём
,
переключаемость
и
др).
5.
Увеличение
силы
мышечных
сокращений
;
6.
Активизация
тонких
дифференцированных
движений
органов
артикуляции
,
необходимых
для
коррекции
звукопроизношения
.
Е
.
Ф
.
Архипова
предлагает
три
комплекса
дифференцированного
логопедического
массажа
,
в
каждом
из
которых
предлагаются
упражнения
,
направленные
на
преодоление
патологической
симптоматики
.
I.
комплекс
упражнений
логопедического
массажа
при
ригидном
синдроме
(
высокий
тонус
). II.
комплекс
упражнений
логопедического
массажа
при
спастико
-
атактико
-
гиперкинетическом
синдроме
(
на
фоне
высокого
тонуса
проявляются
гиперкинезы
,
дистония
,
атаксия
) .
I I I .
комплекс
упражнений
логопедического
массажа
при
паретическом
синдроме
(
низкий
тонус
)
[ 2 ,
с
.4]
Логопедический
массаж
представляет
собой
активный
лечебный
метод
,
сущность
которого
сводится
к
нанесению
дозированных
механических
раздражений
на
мышцы
артикуляционного
аппарата
,
мимические
мышцы
лица
,
мышцы
,
обеспечивающие
работу
голосовых
связок
и
мышцы
дыхательного
аппарата
.
Осуществляется
при
помощи
специальных
приемов
,
выполняемых
рукой
массажиста
или
с
помощью
специальных
приспособлений
(
шпатели
,
постановочные
зонды
,
зонды
,
предложенные
Е
.
В
.
Новиковой
). [1,
с
. 4 ]
Все
вышеозначенные
группы
мышц
представляют
собой
единую
мышечную
систему
,
обеспечивающую
речепроизводство
.
В
силу
этого
логопедический
массаж
обязательно
должен
включать
все
вышеперечисленные
области
,
даже
в
тех
случаях
,
когда
отмечается
поражение
мышц
лишь
на
локальном
участке
.
Применение
логопедического
массажа
позволяет
значительно
сократить
время
коррекционной
работы
,
особенно
над
формированием
произносительной
стороны
речи
.
Благодаря
использованию
логопедического
массажа
,
который
приводит
к
постепенной
нормализации
мышечного
тонуса
,
формирование
нормативного
произнесения
звуков
может
происходить
в
ряде
случаев
спонтанно
.
В
том
случае
,
если
обучаемый
имеет
выраженную
неврологическую
симптоматику
,
только
использование
логопедического
массажа
,
особенно
на
начальных.
[14]
стадиях
коррекционной
работы
,
может
обеспечить
положительный
эффект
.
Таким
образом
,
массаж
,
возникнув
наряду
с
другими
видами
народной
медицины
в
незапамятные
времена
,
и
до
сегодняшнего
дня
не
утратил
своей
ценности
.
2.
Показания
к
проведению
логопедического
массажа
.
Массаж
показан
детям
с
расстройствами
речи
.
Тем
же
,
которые
с
наибольшим
трудом
поддаются
коррекции
педагогическими
методами
,
эта
процедура
особенно
необходима
.
Поэтому
если
вашему
ребенку
ставят
один
из
диагнозов
:
задержка
речевого
развития
,
дислалия
,
дизартрия
,
задержка
психического
развития
,
то
в
данных
случаях
можно
воспользоваться
данным
методом
коррекции
.
Сущность
массажа
состоит
в
нанесении
механических
раздражений
в
виде
поглаживания
,
пощипывания
,
растирания
,
разминания
,
поколачивания
и
вибрации
.
При
легком
,
медленном
поглаживании
снижается
возбудимость
массируемых
тканей
,
что
оказывает
успокаивающее
,
расслабляющее
воздействие
.
Энергичные
и
быстрые
движения
при
массаже
повышают
раздражимость
массируемых
тканей
,
сокращают
мышцы
. [11]
Логопедический
массаж
целесообразно
применять
по
рекомендации
врача
,
который
проводит
медицинскую
диагностику
.
Медицинское
заключение
должно
содержать
указание
на
наличие
неврологической
симптоматики
в
артикуляционной
мускулатуре
,
а
также
форму
и
степень
проявления
неврологического
синдрома
(
спастический
парез
,
гиперкинетический
,
атактический
,
спастико
-
ригидный
) .
Но
,
даже
имея
медицинское
заключение
невропатолога
,
логопед
должен
уметь
самостоятельно
провести
обследование
строения
органов
артикуляции
и
состояния
мышечного
тонуса
следующих
мышц
:
языка
,
губ
,
лица
,
шеи
,
верхнего
плечевого
пояса
.
Это
устанавливается
в
ходе
осмотра
ребенка
путем
наблюдения
и
пальпации.
Противопоказания
к
проведению
логопедического
массажа
.[14, 17]
-
Гнойничковые
и
грибковые
заболевания
кожи
у
логопеда
или
ребенка,
-
гематомы
на
массируемом
участке
тела,
-
активная
форма
туберкулеза,
-
болезни
крови
и
капилляров,
-
тромбоз
сосудов,
-
острая
крапивница
,
отек
Квинке
в
анамнезе,
-
онкологические
заболевания,
-
инфекционные
раны,
- фурункулез,
-
ОРЗ,
-
эпилепсия,
-
дети
с
эписиндромом
(
применять
с
большой
осторожностью
)
особенно
если
ребенок
плачет
,
кричит
,
вырывается
из
рук
,
у
него
«
синеет
»
носогубный
«
треугольник
»
или
отмечается
тремор
подбородка
,
-
если
ребенок
недавно
перенес
ангину
,
массаж
противопоказан
после
полного
выздоровления
еще
на
протяжении
10
дней
.
,
-
конъюнктивит
.
3.
Условия
проведения
логопедического
массажа
Массаж
можно
начинать
проводить
с
двухмесячного
возраста
.
Массаж
волосистой
части
головы
выполняют
только
с
полутора
лет
.
Логопедический
массаж
проводится
в
теплом
,
хорошо
проветренном
помещении
.
Обычно
массаж
рекомендуется
проводить
циклами
по
10-15-20
сеансов
,
желательно
каждый
день
или
через
день
.
После
перерыва
на
1-2
месяца
цикл
можно
повторить
.
При
определенных
обстоятельствах
,
когда
массаж
невозможно
делать
часто
и
регулярно
,
допускается
его
проведение
в
течение
более
длительного
времени
,
но
реже
.
При
выраженных
нарушениях
мышечного
тонуса
массаж
можно
проводить
в
течение
нескольких
лет
(
с
небольшими
перерывами
). [9]
Длительность
одной
процедуры
может
варьировать
в
зависимости
от
возраста
ребенка
,
тяжести
речедвигательного
нарушения
,
индивидуальных
особенностей
и
т
.
д
.
Начальная
длительность
первых
сеансов
составляет
от
1-2
до
5-6
минут
,
а
конечная
-
от
15
до
20
минут
.
В
раннем
возрасте
массаж
не
должен
превышать
10
минут
,
в
младшем
дошкольном
- 15
минут
,
в
старшем
дошкольном
и
школьном
возрасте
- 25
минут
.
Для
проведения
массажа
логопед
должен
иметь
следующие
материалы
: [2]
-
медицинский
спирт
(
для
дезинфицирования
зондов
,
шпателей
и
т
.
п
.),
-
стерильные
салфетки
30
х
30
см
(
для
обследования
состояния
тонуса
мышц
артикуляционного
аппарата
),
-
гексорал
(
после
массажа
мышц
полости
рта
ребенок
может
в
целях
гигиены
прополоскать
раствором
рот
),
-
стерильные
медицинские
резиновые
перчатки
(
могут
использоваться
при
проведении
массажа
в
полости
рта
),
-
нашатырный
спирт
и
3-
процентная
перекись
водорода
(
могут
использоваться
при
необходимости
оказать
неотложную
помощь
),
-
защитную
маску
(
применение
ее
желательно
во
избежание
попадания
капельной
инфекции
).
Во
время
массажа
ребенок
не
должен
испытывать
боли
и
насилия
.
Однако
у
некоторых
детей
отмечается
повышенная
чувствительность
всех
или
отдельных
артикуляционных
мышц
.
Одни
дети
испытывают
неприятные
ощущения
в
язычной
мускулатуре
(
особенно
под
языком
) ,
у
других
детей
-
в
лицевой
мускулатуре
или
внутренней
поверхности
щек
.
Большинство
детей
достаточно
быстро
привыкают
к
процедуре
массажа
,
неприятные
ощущения
при
этом
постепенно
проходят
.
Не
нужно
с
первых
встреч
сразу
укладывать
ребенка
в
горизонтальное
положение
.
Лучше
поместить
его
в
положение
сидя
(
маленький
ребенок
может
сидеть
на
коленях
у
мамы
или
в
детском
кресле
,
коляске
в
полуоткинутом
положении
).
Если
ребенок
негативно
настроен
или
испуган
,
первые
сеансы
массажа
должны
быть
очень
короткими
и
ограничиваться
при
этом
только
массажем
кистей
и
пальцев
рук
или
легким
поглаживанием
лицевой
мускулатуры
.
Логопед
может
на
первых
порах
показать
выполнение
массажа
на
другом
ребенке
,
с
которым
давно
ведутся
занятия
,
или
на
маме
малыша
.
Во
время
массажа
используются
различные
отвлекающие
средства
:
пение
песенки
,
чтение
сказки
или
стихотворения
.
Ребенок
обязательно
должен
чувствовать
мягкое
,
доброе
отношение
логопеда
к
нему
.
Руки
логопеда
во
время
проведения
массажа
должны
быть
чистыми
,
теплыми
,
без
воспалительных
процессов
,
с
коротко
остриженными
ногтями
;
желательно
не
надевать
украшений
(
колец
и
браслетов
) ,
мешающих
проведению
массажа
.
Кожа
лица
и
губ
ребенка
также
должна
быть
чистой
,
а
рот
-
свободным
от
крошек
или
остатков
пищи
.
Массаж
целесообразно
проводить
не
раньше
,
чем
через
2
часа
после
последнего
приема
пищи
(
особенно
у
детей
с
повышенным
глоточным
рефлексом
).
Перед
началом
сеанса
массажа
тело
ребенка
необходимо
привести
в
правильное
положение
.
Правильная
поза
способствует
нормализации
мышечного
тонуса
(
обычно
-
расслаблению
) ,
делает
более
свободным
дыхание
и
облегчает
работу
логопеда
.
При
логопедическом
массаже
наиболее
оптимальны
следующие
положения
:
1)
в
положении
лежа
на
спине
под
шею
ребенка
подкладывается
небольшой
валик
,
позволяющий
несколько
приподнять
плечи
и
откинуть
назад
голову
;
руки
вытянуты
вдоль
тела
;
ноги
при
этом
лежат
свободно
или
несколько
согнуты
в
коленях
(
под
колени
ребенка
также
можно
положить
валик
);
2)
ребенок
-
в
положении
полусидя
в
кресле
с
высоким
подголовником
;
3 )
ребенок
-
в
положении
полусидя
в
откидывающемся
детском
стульчике
или
сидячей
коляске
(
это
положение
целесообразно
применять
с
маленькими
детьми
первых
лет
жизни
);
4)
для
детей
,
которые
на
первых
сеансах
боятся
массажа
или
очень
привязаны
к
маме
,
можно
использовать
положение
сидя
на
коленях
у
взрослого
.
При
массаже
лицевой
и
губной
мускулатуры
логопед
занимает
положение
сидя
за
головой
ребенка
или
справа
от
него
.
Массируя
язык
,
специалисту
удобнее
сидеть
справа
от
ребенка
.
Список
используемой
литературы
Архипова
Е
.
Ф
.
Коррекционная
работа
с
детьми
с
церебральным
параличом
.
–
М
.:
«
Просвещение
», 1989.
Архипова
Е
.
Ф
.
Логопедический
массаж
при
дизартрии
. –
М
.: «
Астрель
», 2008
г
.
Белая
Н
.
А
.
Массаж
лечебный
и
оздоровительный
.–
М
., 1998.
Блыскина
И
.
В
.,
Ковшиков
В
.
А
.
Массаж
в
коррекции
артикуляторных
расстройств
.
СПб
., 1995.
Блыскина
И
.
В
.
Логопедический
массаж
. -
С
.-
П
., 2004.
Васичкин
В
.
И
.
Справочник
по
массажу
. -
Л
.: «
Медицина
», 1991.
Вербов
А
.
Ф
.
Лечебный
массаж
.-
М
.: «
Селена
+ », 1996.
Васичкин
В
.
И
.
Сегментарный
массаж
. –
СПб
., 1997.
Дьякова
Е
.
А
.
Логопедический
массаж
. -
М
.: «
Академия
», 2003.
Мастюкова
Е
.
М
. ,
Ипполитова
М
.
В
.
Нарушения
речи
у
детей
с
церебральным
параличом
. –
М
., 1985.
Новикова
Е
.
В
.
Зондовый
массаж
:
коррекция
звукопроизношения
.
-
М
.:
«
Издательство
ГНОМ
и
Д
», 2000.
Основы
теории
и
практики
логопедии
. /
Под
ред
.
Р
.
Е
.
Левиной
-
М
., 2003.
Поваляева
М
.
А
.
Справочник
логопеда
. –
Ростов
-
на
-
Дону
: «
Феникс
», 2001.
Приходько
О
.
Г
.
Логопедический
массаж
при
коррекции
дизартрических
нарушений
речи
у
детейраннего
и
дошкольного
возраста
. -
СПб
.: «
КАРО
», 2008.
Рогачева
Е
.
И
.
,
Лаврова
М
.
С
.
Лечебная
физкультура
и
массаж
при
детском
церебральном
параличе
. –
Л
., 1986.
Шевцова
Е
.
Е
.
Артикуляционный
массаж
при
заикании
. –
М
., 2003.