Автор: Фадеева Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "детский сад Россияночка"
Населённый пункт: Тихвин
Наименование материала: конспект занятия
Тема: экология
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Весна»
Цель: Формирование познавательной активности и творческого воображения
детей.
Задачи:
1. Образовательные: закреплять знания детей о весенних явлениях природы:
назвать приметы весны, знание весенних месяцев, последовательности
времён года; расширять представления об изменениях в жизни животных и
птиц с приходом весны.
2. Развивающие: активизировать словарь по теме “Весна”; развивать умение
подбирать действия и признаки; упражнять в употреблении существительных
с утешительно ласкательным значением; различать и называть растения;
развивать связную речь; стимулировать мыслительную и речевую активность
детей; развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
культуру поведения в лесу весной; проявлять доброе и уважительное
отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: вырезные картинки птиц, животных, цветов;
дидактический материал с заданием “Собери картинку” (разрезные
сюжетные картинки по теме “Времена года”); картинки с изображением
одежды; магнитофон.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе
на прогулке; рассматривание картин и иллюстраций по теме “Весна”; чтение
стихов, разучивание; чтение рассказов; беседы о птицах, животных,
растениях.
Ход занятия.
Здравствуйте, здравствуйте! Я, Весна. Наша беседа не случайно началась с
этого слова. Говоря по обычаю “Здравствуйте”, мы желаем друг другу
здоровья, добра, благополучия.
Вы ребята не скучайте,
Весну красную встречайте!
Снег да холод прогоню,
Тепло с юга принесу.
Весна: Ребята, подумайте и назовите главную примету весны. Это то, что мы
редко видим зимой и нам его очень не хватает.
А ещё есть загадка про это:
Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет
Цветёт весной и летом
А семечек всё нет. (Солнце).
Весна: Правильно, солнышко. Каждый кто ответит мне на мой вопрос
получит лучик, а затем мы вместе с вами составим наше весеннее лучистое
солнышко.
Весна: Солнце весной (какое).
Дети: Тёплое, доброе, ласковое, лучистое, круглое, весеннее, ясное,
приветливое, озорное.
Весна: Солнце весной (что делает).
Дети: Греет, светит, печёт, сияет, улыбается, пригревает.
Весна: Молодцы. А теперь давайте из наших лучиков составим наше
весеннее солнышко (на доске составляется солнышко).
Весна: Кто назовёт мне весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Весна: Весна какая?
Дети: Красивая, ласковая, нежная, солнечная, цветущая, зелёная, ранняя,
поздняя.
Весна: Ребята, вы сказали, что весна ласковая, а давайте поиграем с вами в
игру; вставайте в кружок.
Сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете говорить, как
можно это слово произнести ласково.
(Солнце - солнышко; трава, облако, капля, листок, птица, цветок, ветер, ветка,
гнездо).
Весна: Молодцы ребята! А что весной происходит в природе?
Дети: Тает снег;на реке ледоход;ручейки текут; появляются проталины. (На
доске выставляются: ручеёк, снег, проталины).
Весна: А кто знает пословицы и поговорки про снег, воду?
Дети: Вода с гор потекла – весну принесла;
Снег скоро тает и вода бежит дружно – к мокрому лету;
Много воды – много травы.
Весна: А как вы думаете, изменилась жизнь деревьев, растений после
долгого сна? (На доске выставляются: дерево с почками, куст).
Дети: На деревьев набухают почки. Из почек появляются листочки.
Весна: Ребята, а почему листочки так важны для нас?
- Они дают нам кислород, которым мы дышим. Поэтому очень важно беречь
деревья; деревья – наши самые большие друзья; без них не смог бы
существовать человек и все живые существа.
Недаром говорят: “Леса – наше богатство”.
Весна: А для чего ещё деревья нужны? Что делают, изготавливают из дерева?
Давайте с вами поиграем. На столе лежат различные картинки с
изображениями. Вы должны отобрать всё то, что можно сделать из
дерева (дома, игрушки, посуда, мебель, бумагу, карандаши и т. д.).
Весна: Ребята, давайте не будем обижать наших друзей, будем беречь их, не
ломать понапрасну веточки, не срывать листочки.
Весна: А ещё в лесу есть и другие растения и цветы.
- А какие первые цветы появляются весной?
Дети: Подснежники.
(На доске выставляются цветы “Подснежники”).
Весна: Ребята, кто-нибудь знает пословицы и поговорки про цветы.
Дети: Апрельский цветок ломает снежок;
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Весна: Ой ребята, посмотрите, у нас на поляне тоже появились цветы.
Игра “Собери цветы”.
Весна: Ребята, а как одеваются люди весной? Посмотрите, на столе лежат
карточки с различной одеждой. Вам надо отобрать ту одежду, которую люди
одевают весной. (Дети выполняют задания).
Весна: Ребята, а вы хотите отправится в сказочный лес? Не за цветами, не за
грибами, а за лесными чудесами!
Дети: Да.
Весна: Для этого нужно сказать волшебные слова:“Вокруг себя ты обернись,
в лесу весеннем очутись”. (Включается запись “Пение птиц”).
Весна: Вот мы и в лесу. Вслушайтесь ребята в голоса птиц; как они поют?
Весна: Ребята, а какие птицы приносят нам весну?
Дети: Весну приносят грачи! (Загадывание загадок про птиц; названные
птицы показываются, выставляются на доску).
Весна: А кто-нибудь знает пословицы и поговорки про птиц?
Дети: Ранний прилёт грачей, жаворонков – к тёплой весне.
Гуси высоко летят – воды будет много, низко - мало;
Увидел скворца – весна у крыльца;
Ранний прилёт журавлей – ранняя весна;
Грач на горе – весна на дворе;
Весна: Молодцы ребята. А какие птицы остаются у нас зимовать?
Дети: Голуби, вороны, воробьи, синицы, сороки, дятлы, совы…
Весна: Чем заняты птицы весной?
Дети: Птицы весной вьют гнёзда, чтобы отложить яйца, и из них появляются
птенцы.
Весна: Ребята, посмотрите, у меня на столе разложены разные птицы.
Давайте разделимся на две команды: команда девочек и команда мальчиков.
Девочки мне найдут перелётных птиц и принесут, а мальчики зимующих
птиц находят и приносят мне на другой край стола. (Кто быстрее).
Весна: Молодцы, ребята, обе команды справились. (Птицы выставляются
на доску).
Пальчиковая гимнастика “Птицы прилетают”.
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.
А грачи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Журавли летят торопятся,
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнёзд.
Весна: Ребята, а какие времена года помимо меня Весны вы знаете?
Дети: Зима, лето, осень.
Весна: Ой ребята, посмотрите, какие-то конверты. В них какие-то картинки
лежат и не простые, а разрезные. Это картинки с временами года. Так как у
нас четыре времени года, предлагаю разделиться на четыре команды. Каждой
команде нужно будет из кусочков собрать целое, то есть полную картинку с
изображением времени года. (Дети выполняют задание).
Весна: (задаёт вопросы каждой команде); Молодцы. Скажите, какое время
года изображено у вас на картинке? Осень (лето) бывает
до (после) весны? (Дети отвечают на вопросы).
Весна: Молодцы ребята. На этом наше путешествие по весеннему лесу
заканчивается.
- Вам понравилось?
-А теперь посмотрите-ка! Какая весенняя картина-панно у нас получилось.
Светит яркое солнышко лучистое, деревья стоят, снег тает, появились первые
проталины, из проталин появились первые цветы; ручеёк бежит; птицы
прилетели, животные проснулись и вышли.
Весна: Вам нравится?
Дети: Да.
Весна: На этом я должна попрощаться с вами и приносить весну и радость
другим людям.
(Весна прощается и уходит).