"Как победить дракона, или удержать от вредной привычки!"
Автор: Харитонова Наталья Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ №1 р.п. Мокроус Населённый пункт: р.п.Мокроус, Саратовская область, Фёдоровский район Наименование материала: Классный час Тема: "Как победить дракона, или удержать от вредной привычки!" Раздел: среднее образование
привычки
!
Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков (токсикомания,
наркомания, алкоголизм, курение, игромания, сквернословие). В подростковом возрасте огромное
значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении
товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с алкоголем, наркотиками,
токсическими веществами и т. п.
В настоящее время профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы
вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению
сверстников. Информационно-просветительская работа в этом направлении, по мнению психологов,
может пробудить любопытство подростков и вызвать обратный эффект.
Главные задачи классного часа:
1. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.
2.Умение противостоять давлению сверстников.
Цели:
углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию
отрицательного отношения к табаку, алкоголю,наркомании; побуждать детей к сопротивлению
вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; развивать критическое
мышление; воспитывать активную жизненную позицию.
Подготовительная работа с детьми:
а) назначить двух учеников на роли врачей. Их задача - дать краткую характеристику вредным
привычкам (тексты в сценарии);
б) поручить художникам из числа детей нарисовать шестиглавого дракона на листе ватмана. На
каждой голове написать название вредной привычки;
в)поручить 4 парам учеников разыграть диалоги.
Первый диалог. «Не нюхай клей — и будешь умней»
Ученик 1. Пойдём с пацанами мультики в подвале посмотрим…
Ученик 2. Какие ещё мультики в подвале?
Ученик 1. Ну, клею понюхаешь и увидишь!
Ученик 2. Нет, мне это не интересно, я мультики уже не смотрю.
Ученик 1. Да каждый увидит то, что ему интересно!
Ученик 2. Мне интересно футбол посмотреть.
Ученик 1. Ну так футбол увидишь!
Ученик 2. Так я его на стадионе или по телику увижу! Зачем мне твой подвал?
Ученик 1. Да что ты понимаешь? Там и девчонки будут!
Ученик 2. О! как раз напомнил! Я же на свидание опаздываю!
Второй диалог. «С водкой дружить – здоровье губить».
Ученик 1. Гони двадцатку, пацаны за водкой сбегают, нужно 23 февраля отметить.
Ученик 2. Нет у меня двадцатки!
Ученик 1. Ну я тебе займу, потом отдашь.
Ученик 2. Да нет, у меня правило: никогда не брать взаймы.
Ученик 1.Ладно, мы тебя угостим, раз ты такой бедный.
Ученик 2. Я не бедный. Просто пить не хочу.
Ученик 1.Ну, так посидишь , за компанию.
Ученик 2.За компанию ни пить, ни сидеть не хочу.
Ученик 1.Так ты что, откалываешься от коллектива?
Ученик 2.Нет, просто мне это неинтересно.
Третий диалог. «Внимание – берегись наркомании!»
Ученик 1. Хочешь улететь далеко-далеко? Могу дать колесо (таблетку). Сразу забудешь обо всех
проблемах.
Ученик 2. Нет, я со своими проблемами и без колёс справлюсь.
Ученик 1. Даже Рональдо, и тот колёса глотал!
Ученик 2. Ну и пусть глотает, я же не попугай, чтоб за ним всё повторять!
Ученик 1. Так ты ж кайф поймаешь!
Ученик 2.Мне и без кайфа неплохо.
Ученик 1. Я считаю, что в жизни все нужно испытать!
Ученик 2.А я так не считаю.
Ученик 1.Все, кто колеса попробовал, не жалеют.
Ученик 2. А я не жалею, что не пробовал.
Четвёртый диалог. «Сигарета – не конфета!»
Ученик 1. Я сегодня пачку «Мальборо» на спор выиграл. Курить будешь?
Ученик 2. Нет, я не курю.
Ученик 1. Сейчас же все курят! Ты что, не крутой?
Ученик 2. Значит, не крутой.
Ученик 1.А-а, ты здоровье бережёшь, хочешь, чтоб все вокруг были больные, а ты один здоровый.
Да?
Ученик 2. Не кури и ты, тоже будешь здоровым.
Ученик 1. А если мне нравится курить!
Ученик 2. Ну, а мне нравится не курить.
Оборудование:
Тетрадные листы по количеству учеников (для теста).
Оформление:
а) написать на доске тему, эпиграф: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает
самого себя, - воистину могуществен». (Лао-То);
б) прикрепить к доске ватман с рисунком дракона.
План классного часа:
1)Вступительное слово.
2)Информационный блок «Врачи – о вредных привычках».
1.Токсикомания.
2. Наркомания.
3. Алкоголизм.
4. Курение.
5. Игромания.
6. Сквернословие.
3)Интерактивная беседа «Что толкает людей в пасть дракона?»
4)Тест «Сможешь ли ты устоять?»
5)Проблемные ситуации. «Умей сказать «нет»» .
6)Заключительное слово.
7)Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
.
1.
Вступительное слово
Классный руководитель.
Что
бы
вы
сделали,
ребята,
если
бы
вам попался драко
н
о
шести головах?
Д
ети отвечаю
т
, ч
т
о убежали бы, бросили бы в др
а
ко
на
п
еском, з
астрелили
бы
и т.п.
А вот представьте себе, что есть такие люди, которые с радостью
л
езут прямо в пасть
этого дракона — только хруст стоит от того, как
п
еремалывает человеческие жизни
страшное чудовище. Некоторые
ду
мают, что сумеют выскочить из пасти дракона, но,
оказывается, что ни переоценили свои силы и их ждет погибель. А вот и портрет этого
ч
удовища. Каждая голова у него имеет свое имя (ч
ит
ает):
-
Токсикомания.
-Наркомания.
-
Курение.
-
Алкоголь.
-
Игромания.
-
Сквернословие.
Каждая голова — это вредная привычка, которая превращается
в
смертельно опасную
болезнь. Мы попросили врачей рассказать нам об этих вредных привычках.
К доске выходят 2 девочки в белых хала
тах
.
2. Информационный блок
«
Врачи - о вредных
привычках»
Токсикомания
Врач 1. Это не просто вредные, но и очень опасные привычки.
«
Мания
»
— это
психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман
постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латыни так и переводится как «мания к яду
»
(токсин — значит яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых
паров
и
вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется
п
ривыкание, наступают
изменения в психике, но главное — разрушается здоровье человека, так как яды
постепенно накапливаются в организме.
Наркомания
Врач 2 . Наркотики — отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков,
которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги,
чтобы поскорее умереть. Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде
таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркомания действует своими ядами
сильно и быстро — буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У
человека появляются галлюцинации, кошмары. Наркоман
ради наркотиков готов пойти на
любое преступление. У наркоманов три пути: тюрьма, психбольница, смерть.
Алкоголизм
.
Врач 1. Еще одна вредная привычка — пьянство. Пь
янство очень
быстро перерастает в
манию — алкоголизм. Алкоголь — са
мый
распро
страненный наркотик, ежегодно
убивающий сотни люд
ей. Это тоже
яд, он нарушает работу всех внутренних органов.
Пьян
ый человек -
зрелище отталкивающее. Но алкоголику безразлично мнение
окружающих, он
теряет че
ловеческий облик и становится рабом своей вредной пр
ивычки.
От
алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близк
ие им люди:
матери, жены,
дети. Огромное количество преступлений сов
ершается
на почве пьянства, разрушается
много семей,
ломаются с
удьбы.
Курение
.
Врач 2. Курение — это зависимость от наркотика, имя
которому
никотин. По своей
ядовитости никотин равен синильной
кислоте -
смертельному яду. Ученые подсчитали, что
курильщик с
окращает
свою жизнь на
6
лет. Все органы человеческого тела стра
дают от
та
бака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Научно
доказано,
что курение
вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плоха
я память,
плохое физическое здоровье,
неустойчивая психика, они
медленно
думают, плохо слышат.
Д
аже внешне курильщики
отличаются
от неку
рящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зу
бы.
От
курения страдают некурящие. Половина вредных в
еществ,
которые есть в сигарете,
курильщик выдыхает, отравляя воз
дух. Этим
воздухом вынуждены дышать окружающие,
которые станов
ятся пас
сивными курильщиками.
Игромания
.
В
р
ач 1. Игромания. Эта вредная привычка начинается
безобидно -
игровые автоматы,
компьютерные игры, карты, рулетка
. А может
закончиться разрушением психики,
преступлением, даже са
моубий
ством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых.
Д
аже
бла
горазум
ные старушки становятся игроманками и заканчивают сво
ю жизнь
в голоде и
нищете.
Сквернословие
.
В
р
а
ч
2. Сегодня нередко можно встретить людей, кот
орые уже
не ругаются, а
разговаривают матом. А между тем эта вредная
привыч
ка — сквернословие — очень
опасна для здоровья человека
. Причём
вредно не только говорить, но и слушать матерные
слова
. Учёные провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время
произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали
генетическими уродами. Влияние матерных слов учёные сравнили с радиоактивным облучением в
тысячи рентген. Учёные установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его
детей и внуков. То есть мат – это программа самоликвидации всего потомства этого человека.
3.
Интерактивная беседа
«
Что толкает людей в
п
асть дракона?
»
Классный руководитель. Вот такие шесть голов у дракона. Одна другой страшнее!
-
Давайте вспомним, какая вредная привычка может появиться буквально с одного раза?
(Наркомания.)
- А какая вредная привычка несет программу самоликвидации всех потомков человека?
(Сквернословие.)
- От какой вредной привычки появляются 25 болезней?
(Курение.)
-
Какие вредные привычки отравляют человека, разрушают его организм?
(Токсикомания,
наркомания, курение, алкоголизм.)
- Какие вредные привычки начинаются с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнями,
смертью.
(Токсикомания,
наркомания, курение, алкоголизм, игромания.)
Классный руководитель. И сто, и тысячу лет назад были люди, которые попадали в плен к вредным
привычкам. И бесследно исчезали в пасти страшного дракона. Но сказочные времена давно прошли.
За окном 21 век и столько интересного вокруг: спорт, кино, музыка, природа, книги, верные и
хорошие друзья. Но сидит где-то на грязном, заросшем бурьяном пустыре вот такое шестиглавое
чудовище и дожидается очередной жертвы.
Как вы считаете, почему же люди попадают в пасть этого дракона?
Почему они становятся рабами вредных привычек?
Примерные ответы детей:
—
Их тянет любопытство, желание все попробовать и испытать.
—
Их родители были рабами тех же самых привычек, они и детей втянули.
—
Для общения - если вся компания это делает, то и тебе нестрашно.
—
Чтобы казаться современным, крутым, сильным.
—
Чтобы показать, что ты уже взрослый и сам можешь делать со своим здоровьем все, что хочешь.
—
Потому что ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.
—
Просто слабохарактерность
—
попадают в плохую компанию и втягиваются.
- Хотят подражать героям боевиков, рекламы – там все курят и пьют.
Классный руководитель.
Д
а, ученые назвали име
нно
такие причины приобщения людей
к вредным привычкам: любо
пыт
ство, влияние родителей, снятие напряжения,
слабохарактерно
сть,
желание подражать красивым героям рекламы, кино и телевиде
ния.
А как же не попасть в пасть дракону? Ведь большинство люде
й
не
курит, не пьёт, не
употребляет наркотики, не сквернословит. Что нужно делать, чтобы устоять?
Примерные ответы детей:
— Нужно заниматься спортом, музыкой, танцами — чем-т
о инте
ресным.
— Нужно добиваться в чем-то успеха, чтобы уважать самог
о себя.
— Нужно просто уважать себя, ценить свое человеческое
досто
инство.
— Нужно иметь свое мнение, не поддаваться плохому влия
нию.
-
Нужно уметь отказываться, когда тебе предлагают попроб
овать
что-то плохое.
— Нужно выбирать друзей, общаться только с теми, кому т
ы
до
веряешь.
4.
Тест
«
Сможешь
ли
ты устоять?
»
Классный руководитель.
Надеюсь,
что
никто
из
ва
с не попадёт
в пасть шестиглавого
дракона и не станет очередной жерт
вой
страшной
«м
ании
»
. Как вы думаете, сможете ли
вы дать отпор эт
им
вредным привычкам, устоите перед их натиском? Сейчас мы про
ве
дем
тест, который поможет вам оценить свои силы. Перед вами ле
жат
листки бумаги. Вам
нужно будет ответить на 10 вопросов. Напиши
те
числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду
задавать вам вопросы. На кажд
ый
вопрос нужно дать ответ
«
да
»
или «нет
»
. Отвечать
нужно честно, ина
че
вы ничего о себе не узнаете
:
учитель
читает
воп
росы.
Д
ети пишут
напротив каждого пункта
«да»
или
«
нет
»
.
1 . Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше
3
час
ов
ежедневно?
З. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизоро
м,
оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные на
п
итки?
б. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишьс
я
ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
10.
Д
рузья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь
отказаться?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы
«д
а
». За
каждый такой ответ
вам положено 5 баллов, значит, умножьте полученное число на 5. Что у вас получилось?
0—15 баллов — вы умеете управлять своими желаниями. Как и все
л
юди, вы любите
получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие
ради удовольствия может принести вред, помешать вашим планам. Получается, что если
вам кто-либо
п
редложит
«
побалдеть
»
от какой-либо дряни, то вы легко откажетесь. Вас
не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная
настоящих удовольствий.
20—40 баллов — ваша «зона удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть может, и
хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает
воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным
удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять очень много приятного в будущем. Если
вам предложат «немного кайфа», вы можете согласиться. К со
ж
алению, большинство
наркоманов именно так и начинали. Реко
м
ендуем быть настороже — слишком дорогой
может оказаться цена сомнительного удовольствия.
40—50 баллов — вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально
заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид «кайфа» вы будете
готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких, как вы, слабаков — не так уж и
много. Вам грозит беда.
5
. Проблемные ситуации.
«
Умей сказать
”нет”
»
Классный руководитель.
Те,
кто
уже
попал
в
пасть
дракона, могут оттуда уже и не
выбраться.
Д
авайте поговорим о том, как туда не попасть. Психологи утверждают, что
самое лучшее
-
э
т
о научиться говорить «нет». Предлагаю вам оценить ситуации, в
которых оказались ваши одноклассники. Все они по-разному сумели отказаться от
назойливых предложений. Может быть, вы смогли бы это сделать еще успешнее?
Послушайте первый диалог. Мы его назвали
«
Не нюхай клей и будешь умней
»
К доске выходят 2 ученика, читают или разыгрыв
ают
диалог
.
Как вы считаете, правильно ли сделал (
и
мя), что отказался от назойливого приглашения?
Как бы вы вели себя в подобной ситуации?
Дети
высказываются.
Послушайте еще один диалог, который называется «С водкой дружить - здоровье сгубить».
Кдоске выходят 2 ученика, читают или разыгрывают диалог.
Вот так удалось (имя) отбиться от сомнительного предложения.
Одобряете ли вы его поведение? Что бы вы сказали в подобной ситуации?
Дети высказываются.
Третий диалог мы назвали «Внимание — берегись наркомании!»
К доске выходят 2 ученика, читают или разыгрывают диалог.
Мне кажется, (имя) вел себя правильно. Сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Что бы вы
говорили в ответ на такие предложения?
Дети высказываются.
И наконец, четвертый диалог, который называется «Сигарета - не конфета!»
К доске выходят 2 ученика, читают или разыгрывают диалог.
Ну, уж в подобной ситуации приходилась бывать каждому. Как вы считаете, (имя) вел себя
правильно? Как бы вы действовали на его месте?
Дети высказываются.
Ребята, многие вредные привычки часто начинаются с подобных невинных предложений. Мнимые
друзья под видом развлечения затягивают слабых духом людей в пасть дракона. Очень важно в этом
случае правильно оценить ситуацию и сказать твердое и решительное «нет». Я очень рада за ребят,
которым удалось отстоять себя и не поддаться на уговоры. Умение сказать «нет» всегда пригодится,
когда вас будут заставлять или упрашивать сделать то, чего вы не хотите.
6.Заключительное слово
Классный руководитель. Мы сегодня говорили о вредных привычках, которые убивают человека.
Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно выполнять три правила:
— не скучать, найти себе занятие по душе;
— узнавать мир и интересных людей;
— ни в коем случае не пробовать спиртное и наркотики.
Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычке, старайтесь избавиться от нее изо
всех сил. И если вам это удастся, вы - настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-
То: «Тот, кто может победить другого, — силен, тот, кто побеждает самого себя, — воистину
могуществен».
7. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что нового узнали вы во время классного часа? Чему научились? Какие
выводы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
- Узнал о страшном вреде сквернословия. Сделал вывод, что нужно следить за своей речью.
- Научился говорить «нет». В игре это легко, а в жизни труднее.
- Нельзя допускать, чтобы на тебя влиял кто попало.
- Главный вывод, что нужно жить своим умом и не искать дешёвых удовольствий.
- Решил, что нужно записаться в какую-нибудь секцию.