Напоминание

Применение метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Михалева Татьяна Александровна, Чикилева Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад"№74
Населённый пункт: город Березники
Наименование материала: статья
Тема: Применение метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение метода проектов в экологическом воспитании детей старшего до-

школьного возраста

Т.А. Михалева, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 74»,

г. Березники, Пермский край

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека. В нем закладываются

основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем.

Быстрый рост городов, нехватка времени у родителей общаться со своим ребенком

из-за загруженности на работе привели к тому, что многие дети живут в практически

искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами.

Изо дня в день они видят серые монотонный здания, чувствуют под ногами асфальт,

дышат

выхлопными

газами

автомобилей,

выбросами

химических

предприятий,

«воспитывают» электронных зверушек вместо живых собак и кошек. Дети редко замечают

деревья, цветы, птиц и насекомых в городе, хотя они находятся рядом с нами. Все это

объясняется просто: никто не обратил внимания ребенка на то, что в городе вместе с

людьми

проживает

большое

количество

разнообразных

животных

и

растений,

не

предложил понаблюдать и пообщаться с ними.

Ещё одна проблема – замена реальной природы на виртуальную среду. Ребенок все

больше времени проводит за компьютером, телевизором. В этом нет ничего плохого,

однако все хорошо в меру. Никакой, даже самый красочный видеофильм о природе не

заменит

живого

общения

с

ней.

Психологи

отмечают,

что

в

лесу,

на

лугу

человек

воспринимает

природу

комплексно:

видит,

слышит,

чувствует

запахи.

Именно

такое

восприятие эффективно.

Все

это

побудило

меня

углубленно

заниматься

проблемой

формирования

экологической культуры детей дошкольного возраста.

Целью деятельности стало

формирование осознанно- правильного отношения

дошкольников к объектам природы.

Эта цель согласуется с концепцией дошкольного

образования,

которая,

ориентируясь

на

общечеловеческие

ценности,

ставит

задачу

личностного

развития

ребенка,

формирования

фундамента

личностной

культуры,

гуманистических качеств в человеке.

Реализую поставленную цель через решение следующих задач:

- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных,

растений;

-формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри

природного комплекса;

- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к

окружающему миру;

- привитие трудовых природоведческих навыков;

- выработать умение взаимодействовать с окружающим миром.

В работе многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения

дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы

обнаруживать

все

новые

и

новые

свойства

предметов,

их

сходство

и

различие,

о

предоставлении

им

возможности

приобретать

знания

самостоятельно

(Т.М.Лямина,

А.П.Усова, Е.А.Панько).

Исследования последних лет (Д.И.Бабаева, М.В.Крухлет, Г.И.Венгер и др.)

свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности прямо зависит

от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Субъектная позиция ребенка

в

практической

деятельности

способствует

единому

процессу

социализации,

индивидуализации

личности

дошкольника

через

осознание

своих

потребностей,

возможностей и способностей.

Отечественные

и

зарубежные

исследователи

подтверждают,

что

ребенка

воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, гармонично развивает

умственные

и

физические

способности

(Дж.

Грузек,

Х.Литтон,

А.В.Запорожец,

С.А.Козлова, В.А.Петровский и др.). Самостоятельно организовать такую деятельность

ребенок не может. Это должен сделать взрослый.

На мой взгляд, в работе с детьми необходимо использовать современные

гуманистические технологии, позволяющие на практике применить принцип диалогизма,

соразвития,

креативности,

открытости,

актуальные

для

современной

культурно

исторической ситуации.

Реализовать принцип оптимального отношения между процессами развития,

детерминированными

действиями

взрослого,

и

процессами

саморазвития,

обусловленными

собственной

активностью

ребенка,

позволяет

технология

проектирования, ориентированная на уникальных отношениях «ребенок – взрослый»,

которые строятся на соучастии в деятельности.

Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдения за деятельностью

взрослых

к

эпизодическому

участию

в

ней,

затем

к

партнерству

и,

наконец,

сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это равноправное общение, где никому не

принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Используя проблемные задания познавательно-практической, социально-значимой

направленности, детям предоставляется возможность получать новые знания о разных

сторонах окружающей действительности. Преодолевая трудности вместе с взрослыми и

сверстниками,

дети

приобретают

способность

сомневаться,

искать

ответ

на

сложные

вопросы, критически мыслить. Переживать при этом положительные эмоции – радость,

удивление, гордость – создают у ребенка уверенность в собственных силах, побуждают к

активному поиску нового.

В течение года мы работали над двумя проектами: «Дикие животные», «Мир

цветов».

В течение четырех месяцев работа над проектами велась в тесной взаимосвязи с

учителем

логопедом,

музыкальным

руководителем,

инструктором

по

физической

культуре, родителями.

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме, с вовлечением детей в

различные виды творческой и практической деятельности, в непосредственном контакте с

различными объектами социальной сферы (экскурсии, наблюдения, тематические недели,

театрализованные представления и др.).

Технология проектирования, используемая нами для взаимодействия ребенка с

окружающим миром, позволила получить результаты отличные от традиционных методов.

Мы убедились, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю

активность ребенка, способность ставить перед собой цели, самостоятельно и с помощью

других добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам, выявлять и

обозначать проблемы, анализировать их и делать верные выводы.

Результаты итоговой диагностики свидетельствуют о том, что в процессе проектной

деятельности

заметно

расширился

запас

знаний

дошкольников,

обогатилась

их

экологическая культура.

Список литературы

1.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М.; «Просвеще-

ние», 1993

2.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию- С.-Петербург, «Детство-ПРЕСС»,

2003

3.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008

4.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М., «Просве-

щение», 2001



В раздел образования