Авторы: Михалева Татьяна Александровна, Чикилева Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад"№74
Населённый пункт: город Березники
Наименование материала: статья
Тема: Применение метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Применение метода проектов в экологическом воспитании детей старшего до-
школьного возраста
Т.А. Михалева, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 74»,
г. Березники, Пермский край
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека. В нем закладываются
основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем.
Быстрый рост городов, нехватка времени у родителей общаться со своим ребенком
из-за загруженности на работе привели к тому, что многие дети живут в практически
искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами.
Изо дня в день они видят серые монотонный здания, чувствуют под ногами асфальт,
дышат
выхлопными
газами
автомобилей,
выбросами
химических
предприятий,
«воспитывают» электронных зверушек вместо живых собак и кошек. Дети редко замечают
деревья, цветы, птиц и насекомых в городе, хотя они находятся рядом с нами. Все это
объясняется просто: никто не обратил внимания ребенка на то, что в городе вместе с
людьми
проживает
большое
количество
разнообразных
животных
и
растений,
не
предложил понаблюдать и пообщаться с ними.
Ещё одна проблема – замена реальной природы на виртуальную среду. Ребенок все
больше времени проводит за компьютером, телевизором. В этом нет ничего плохого,
однако все хорошо в меру. Никакой, даже самый красочный видеофильм о природе не
заменит
живого
общения
с
ней.
Психологи
отмечают,
что
в
лесу,
на
лугу
человек
воспринимает
природу
комплексно:
видит,
слышит,
чувствует
запахи.
Именно
такое
восприятие эффективно.
Все
это
побудило
меня
углубленно
заниматься
проблемой
формирования
экологической культуры детей дошкольного возраста.
Целью деятельности стало
формирование осознанно- правильного отношения
дошкольников к объектам природы.
Эта цель согласуется с концепцией дошкольного
образования,
которая,
ориентируясь
на
общечеловеческие
ценности,
ставит
задачу
личностного
развития
ребенка,
формирования
фундамента
личностной
культуры,
гуманистических качеств в человеке.
Реализую поставленную цель через решение следующих задач:
- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных,
растений;
-формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри
природного комплекса;
- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к
окружающему миру;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- выработать умение взаимодействовать с окружающим миром.
В работе многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения
дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы
обнаруживать
все
новые
и
новые
свойства
предметов,
их
сходство
и
различие,
о
предоставлении
им
возможности
приобретать
знания
самостоятельно
(Т.М.Лямина,
А.П.Усова, Е.А.Панько).
Исследования последних лет (Д.И.Бабаева, М.В.Крухлет, Г.И.Венгер и др.)
свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности прямо зависит
от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Субъектная позиция ребенка
в
практической
деятельности
способствует
единому
процессу
социализации,
индивидуализации
личности
дошкольника
через
осознание
своих
потребностей,
возможностей и способностей.
Отечественные
и
зарубежные
исследователи
подтверждают,
что
ребенка
воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, гармонично развивает
умственные
и
физические
способности
(Дж.
Грузек,
Х.Литтон,
А.В.Запорожец,
С.А.Козлова, В.А.Петровский и др.). Самостоятельно организовать такую деятельность
ребенок не может. Это должен сделать взрослый.
На мой взгляд, в работе с детьми необходимо использовать современные
гуманистические технологии, позволяющие на практике применить принцип диалогизма,
соразвития,
креативности,
открытости,
актуальные
для
современной
культурно
–
исторической ситуации.
Реализовать принцип оптимального отношения между процессами развития,
детерминированными
действиями
взрослого,
и
процессами
саморазвития,
обусловленными
собственной
активностью
ребенка,
позволяет
технология
проектирования, ориентированная на уникальных отношениях «ребенок – взрослый»,
которые строятся на соучастии в деятельности.
Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдения за деятельностью
взрослых
к
эпизодическому
участию
в
ней,
затем
к
партнерству
и,
наконец,
сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это равноправное общение, где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Используя проблемные задания познавательно-практической, социально-значимой
направленности, детям предоставляется возможность получать новые знания о разных
сторонах окружающей действительности. Преодолевая трудности вместе с взрослыми и
сверстниками,
дети
приобретают
способность
сомневаться,
искать
ответ
на
сложные
вопросы, критически мыслить. Переживать при этом положительные эмоции – радость,
удивление, гордость – создают у ребенка уверенность в собственных силах, побуждают к
активному поиску нового.
В течение года мы работали над двумя проектами: «Дикие животные», «Мир
цветов».
В течение четырех месяцев работа над проектами велась в тесной взаимосвязи с
учителем
–
логопедом,
музыкальным
руководителем,
инструктором
по
физической
культуре, родителями.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме, с вовлечением детей в
различные виды творческой и практической деятельности, в непосредственном контакте с
различными объектами социальной сферы (экскурсии, наблюдения, тематические недели,
театрализованные представления и др.).
Технология проектирования, используемая нами для взаимодействия ребенка с
окружающим миром, позволила получить результаты отличные от традиционных методов.
Мы убедились, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю
активность ребенка, способность ставить перед собой цели, самостоятельно и с помощью
других добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам, выявлять и
обозначать проблемы, анализировать их и делать верные выводы.
Результаты итоговой диагностики свидетельствуют о том, что в процессе проектной
деятельности
заметно
расширился
запас
знаний
дошкольников,
обогатилась
их
экологическая культура.
Список литературы
1.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М.; «Просвеще-
ние», 1993
2.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию- С.-Петербург, «Детство-ПРЕСС»,
2003
3.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008
4.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М., «Просве-
щение», 2001