Автор: Кантеева Елена Борисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №21 с УИОП
Населённый пункт: г. Раменское, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочная деятельность учащихся по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Раздел: полное образование
Внеурочная деятельность учащихся по
подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по
английскому языку
Составил:
Кантеева Е.Б.
2017
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса подготовки к ЕГЭ по английскому языку (11
класс) составлена на основе спецификации и кодификатора Единого
государственного экзамена по английскому языку, методических
рекомендаций
для
учителей,
подготовленных
Федеральным
институтом педагогических измерений на основе анализа типичных
ошибок
участников
ЕГЭ
2016
года
и составлена
на
основе
материала,
представленного в УМК «Тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому
языку с интернет-ресурсом» издательства Macmillan, под редакцией
Марии Вербицкой, Малколма Манна, Стива Тейлора-Ноулза.
В последние десятилетия иностранный язык в России стал в полной
мере
осознаваться
как
средство
общения,
взаимопонимания
и
взаимодействия
представителей
различных
культур,
как
средство
приобщения
к
иной
национальной
культуре.
Изменения,
произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных
языков,
привели
к
переосмыслению
целей
и
задач,
содержания
и
технологий
обучения
иностранным
языкам
на
основе
уже
накопленного
отечественного
и
зарубежного
методического
опыта.
Ведущей
целью
обучения
иностранному
языку
стало
овладение
иноязычным общением. В связи с этим в содержание обучения на
современном
этапе
входят
языковые,
речевые,
социокультурные
знания,
навыки
и
умения,
обеспечивающие
формирование
коммуникативной
компетенции,
т.е.
способности
и
готовности
использовать
иностранный
язык
в
процессе
межкультурного
взаимодействия в ситуациях письменного и устного общения.
Итоговая
форма
аттестации
по
английскому
языку
выпускников
российских
школ,
проводимая
в
форме
ЕГЭ,
призвана
установить
соответствие
между
реальным
уровнем
сформированности
иноязычной
коммуникативной
компетенции
и
требованиями
современных
образовательных
стандартов
и
учебных
программ
по
английскому языку.
ЕГЭ по иностранному языку – стрессовый момент для выпускника в
сравнении
с
традиционной
формой
итогового
аттестационного
испытания. Необходимо уметь выполнять задания в новом формате,
заполнять бланки, работать в жестких временных рамках, точно читать
задание.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, вынесенных
на экзамен, дает примерное распределение учебных часов по темам
курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового
2
материала
с
учетом
логики
учебной
деятельности,
возрастных
особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа реализует следующие основные функции:
- информационно-методическую;
- организационно-планирующую;
- контролирующую.
Информационно-методическая
функция
позволяет
всем
участникам
учебно-воспитательной деятельности получить представление о целях,
содержании,
общей
стратегии
подготовки
к
ЕГЭ
по
английскому
языку, о специфике каждого вида речевой деятельности, описанного в
кодификаторе ЕГЭ.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение
этапов обучения, определение количественных и качественных
характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся к
ЕГЭ.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая
требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору
языкового материала и к уровню обученности школьников на этапе
подготовки
к
экзамену,
может
служить
основой
для
сравнения
полученных в ходе контроля результатов.
3
Цель программы:
Помочь учащимся подготовиться к сдаче экзаменов по английскому
языку
в
формате
ЕГЭ. Развитие
у
учащихся
навыков
письма
на
английском
языке
для
решения
учебных,
личностных
и
профессиональных задач.
Задачи программы:
повторить,
обобщить
знания
по
всем
разделам
ЕГЭ
по
английскому языку;
ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
р а з в и ват ь
с п о с о б н о с т ь
о р и е н т и р о ват ь с я
в
т и п а х
экзаменационных заданий, в особенностях их выполнения;
сформировать определенные навыки и умения, необходимые
для успешного выполнения экзаменационных заданий;
научить
анализировать
и
объективно
оценивать
результаты
собственной учебной деятельности.
Реализация курса осуществляется с помощью следующих технологий:
коммуникативной
личностно-ориентированной
информационно – коммуникационной
Материалы курса отбираются и целенаправленно строятся с учётом
следующих принципов:
творческого
переосмысления
полученных
знаний
на
основе
рефлексии;
избыточности предлагаемого текстового и языкового материала;
избирательности в использовании предлагаемых материалов в
зависимости от ситуации;
одновременного
развития
языковых
и
речевых
навыков
(письмо);
индивидуальной активности обучаемых.
4
Формы работы:
Презентация материала; чтение текстов и разнообразные виды работы
с ними; написание письма зарубежному другу; написание Эссе по
заданной тематике; самоанализ своей деятельности.
Режим работы:
Программа
курса
«Подготовка
к
ЕГЭ
по
английскому
языку»
рассчитана на 34 - 35 учебных часа (1 час в неделю в 11 классе).
Занятия входят в блок «Внеурочная деятельность» и проводятся во
второй половине дня.
5
Краткое тематическое планирование.
№
занятия
Тема
Кол-во
часов
1.
Ознакомление с процедурой прохождения
экзаменационных испытаний. Критерии
оценивания выполнения всех заданий.
Заполнение бланков ЕГЭ.
1
2.
Аудирование. Общие замечания. Задания на
установление
соответствия
приведенных
утверждений прослушанному тексту.
1
3.
Задания на множественный выбор.
1
4.
Задания на множественные соответствия.
1
5.
Расположение
событий
или
информации
в
определенном порядке.
1
6.
Чте ние . Общие
замечания.
Установление
соответствия
приведенных
утверждений
прочитанному тексту.
1
7.
Задания на множественный выбор.
1
8.
Установление структурно-смысловых связей
текста. Восстановление текста.
1
9.
Задания на множественные соответствия.
1
10.
Установление логической последовательности.
1
11.
Выполнение лексико-грамматических
заданий. Задание на восстановление в тексте
пропущенных слов.
1
12.
Задания на множественный выбор.
1
13.
Задания
на
употребление
правильных
глагольных форм.
1
14.
Задания на трансформацию.
1
6
15.
Задания на словообразование
1
16.
Задания на частичный перевод.
1
17.
Письмо. Общие замечания.
1
18.
Личное неформальное письмо.
1
19.
Эссе с высказыванием собственного мнения.
3
20.
Эссе с высказыванием собственного мнения.
21.
Эссе с высказыванием собственного мнения.
22.
Грамматика в упражнениях. Артикли.
1
23.
Определительные придаточные предложения.
1
24.
Времена и видовременные формы глагола.
1
25.
Модальные глаголы.
1
26.
Условные предложения и предложения с wish.
1
27.
Страдательный залог.
1
28.
Косвенная речь.
1
29.
Инфинитив и герундий.
1
30.
Предлоги.
1
31.
Словообразование.
1
32.
Личное письмо.
1
33.
Эссе.
1
34.
Особенности КИМ 2016.
Пробный ЕГЭ по английскому языку.
1
35.
Анализ результатов пробного ЕГЭ.
1
7
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты обучения изложены в Кодификаторе
ЕГЭ.
1.
Говорение на все темы.
Диалогическая речь
Диалог
этикетного
характера
(участвовать
в
беседе
в
известных ситуациях официального общения).
Диалог-расспрос
(осуществлять
запрос
информации,
обращаться за разъяснениями).
Диалог - побуждение к действию (выражать конкретные
предложения
в
соответствии
с
ситуацией
и
темой
общения, а также побуждать собеседника к высказыванию
своих предложений по обсуждаемой теме/проблеме).
Диалог - обмен мнениями, сообщениями (выражать свое
отношение к высказываниям.
Комбинированный
диалог
(сочетание
разных
типов
диалогов)
на
основе
тематики
учебного
общения,
в
ситуациях официального и неофициального повседневного
общения.
Полилог, в том числе и в форме дискуссии, с соблюдением
норм
речевого
этикета,
принятых
в
стране/странах
изучаемого языка.
Монологическая речь.
П р од у ц и р о в а н и е
с в я з а н н ы х
в ы с к а з ы в а н и й
с
использованием основных коммуникативных типов речи
(описание, повествование, рассуждение, характеристика).
Передача основного содержания прочитанного/увиденного
с выражением своего отношения, оценки, аргументации.
Самостоятельное
высказывание
в
связи
с
прочитанным
текстом, полученными результатами проектной работы.
Рассуждение о фактах/событиях, особенностях культуры
своей страны и стран изучаемого языка.
2.
Чтение.
8
Понимание основного содержания сообщений, несложных
публикаций научно-познавательного характера, отрывков
из произведений художественной литературы.
Полное и точное понимание информации прагматических
текстов,
публикаций
научно-популярного
характера,
отрывков из произведений художественной литературы.
Выборочное
понимание
необходимой/интересующей
информации из текста статьи, проспекта.
Понимание структурно-смысловых связей текста.
3.
Аудирование (длительность звучания одного текста - до 3-4
минут).
Понимание
на
слух
основного
содержания
несложных
звучащих
текстов
монологического
и
диалогического
характера
в
рамках
изучаемых
тем
(прогноз
погоды,
объявления, программы теле- и радиопередач, интервью,
репортажи, фрагменты радиопередач).
Выборочное понимание на слух необходимой информации
в
о б ъ я в л е н и я х ,
и н ф о р м а ц и о н н о й
р е к л а м е ,
значимой/запрашиваемой
информации
из
несложных
аудио- и видеотекстов.
Полное
понимание
текстов
монологиче ского
и
диалогического характера в наиболее типичных ситуациях
повседневного
и
элементарного
профессионального
общения.
4.
Письмо.
Автобиография/резюме.
Заполнение анкеты, бланков, формуляра.
Написание
личного
письма
с
употреблением
формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с
изложением новостей, рассказом об отдельных фактах и
событиях своей жизни, с выражением своих суждений и
чувств,
описанием
планов
на
будущее
и
расспросе
об
аналогичной
информации
партнера
по
письменному
общению.
Написание
делового
письма
с
употреблением
формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка в
соответствии со спецификой / с типом письменного текста.
Составление
плана,
тезисов
устного/письменного
9
сообщения,
в
том
числе
на
основе
выписок
из
текста.
Изложение содержания прочитанного текста в тезисах и
обзорах.
Описание
событий/фактов/явлений,
в
том
числе
с
выражением собственного мнения/суждения.
5.
Языковой материал.
Синтаксис.
Коммуникативные
типы
предложений:
утвердительные,
вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок
слов в них.
Предложения с начальным it. Предложения с there is/are.
Сложносочиненные предложения с союзами and, but, or.
Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными
словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s
why, than, so, for, since, during, so that, unless.
Согласование времен и косвенная речь.
Предложения с конструкциями as … as; not so … as; neither
… nor; either … or.
Условные предложения реального (Conditional I - If I see
Jim,
I’ll
invite
him
to
our
school
party.) и
нереального
(Conditional II - If I were you, I would start learning French.)
характера.
Предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own
room.)
Предложения с конструкцией so/such (I was so busy that I
forgot to phone my parents.)
Эмфатические конструкции типа It’s him who… It’s time
you did smth.
Конструкции
с
глаголами
на
-ing:
to
love/hate
doing
something; Stop talking.
Конструкции It takes me … to do something; to look/feel/be
happy.
Различные средства связи в тексте для обеспечения его
целостности (firstly, finally, at last, in the end, however и т.д.)
Морфология.
Имена
существительные
во
множественном
числе,
образованные по правилу, и исключения. Определенный,
неопределенный, нулевой артикли.
Местоимения
личные,
притяжательные,
указательные,
неопределенные, относительные, вопросительные.
Имена прилагательные в положительной, сравнительной и
превосходной степенях, образованные по правилу, а также
10
исключения.
Наречия
в
сравнительной
и
превосходной
степенях,
а
также
наречия,
выражающие
количество
(many/ much, few / a few, little / a little).
Числительные количественные, порядковые
Предлоги места, направления, времени.
Наиболее
употребительные
личные
формы
глаголов
действительного залога: Present Simple, Future Simple и
Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect.
Личные формы глаголов действительного залога: Present
Perfect Continuous и Past Perfect Continuous. Личные формы
глаголов
страдательного
залога:
Present
Simple
Passive,
Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect
Passive. Личные
формы
глаголов
в
Present
Simple
(Indefinite)
для
выражения
действий
в
будущем
после
союзов if, when.
Личные
формы
глаголов
страдательного
залога
в
Past
Perfect
Passive и
Future
Perfect
Passive;
Present/Past
Progressive (Continuous) Passive; неличные формы глаголов
(Infinitive, Participle I, Gerund) (пассивно).
Фразовые глаголы (look for, …).
Модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to,
must/have to/should; need, shall, could, might, would).
Различные
грамматические
средства
для
выражения
будущего времени: Simple Future, to be going to, Present
Continuous.
Лексическая сторона речи.
Аффиксы
как
элементы
словообразования.
Аффиксы
глаголов: re-, dis-, mis-; -ize/ise. Аффиксы существительных:
-er/or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity.
Аффиксы прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ing,
-ous,
-ible/able,
-less,
-ive,
in-ter-. Суффикс
наречий
-ly.
Отрицательные префиксы: un-, in-/im-.
Многозначность
лексических
единиц.
Синонимы.
Антонимы.
Лексическая сочетаемость.
6.
Предметное содержание речи.
Повседневная жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки.
Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы города и села.
Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями
и знакомыми.
Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни.
Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения.
11
Досуг
молодежи:
посещение
кружков,
спортивных
секций,
клубов
по
интересам.
Переписка.
Родная
страна
и
страна/страны
изучаемого
языка.
Их
географическое
положение,
климат, население, города и села, достопримечательности.
Главным результатом данного курса является готовность учащихся к
сдаче экзамена в формате теста. К концу данного курса учащиеся
также
обобщили
и
закрепили
материал
по
всем
видам
речевой
деятельности,
а
именно:
Аудирование,
Чтение,
Грамматика
и
Лексика, Письмо и отработали определенные умения и навыки.
12
13