"О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
Автор: Надеина Лола Владиславовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ №166 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: "О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" Раздел: полное образование
Л.В.
Надеина
О
НЕКОТОРЫХ
ФОРМАХ
АКТИВИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ
НА
УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
Реформа
общеобразовательной,
профессиональной
и
высшей
школы
предлагает
повысить
удельный
вес
самостоятельной
познавательной
деятельности
в
процессе
учения,
составляющей
важную
предпосылку
дальнейшего
самообразования.
Различные
стороны
самостоятельной
деятельности
учащихся,
ее
самоорганизация,
самоуправление
и,
наконец,
самостоятельная
работа
становятся
предметом
специальных
исследований.
Способность
к
самостоятельной
работе
составляет
цель
всего
учебно-воспитательного
процесса.
Ребенок
приступает
к
изучению
иностранного
языка,
стремится
научиться
общаться
на
нем.
Задача
учителя
–
поддержать
это
стремление
с
помощью
заданий
коммуникативного
характера.
По
мере
того,
как
учащийся
овладевает
умениями
учебного
труда
в
ходе
самостоятельной
работы,
затрачивая
на
нее
все
меньше
времени
и
добиваясь
большей
результативности,
центр
тяжести
переносится
на
СР
дом.
Недостатком
в
организации
домашней
СР
является
то,
что
школьникам
нередко
даются
упражнения,
к
выполнению
которых
они
не
подготовлены
в
классе.
Непременным
условием
успешног7о
выполнения
домашних
заданий
должно
быть
соответствие
упражнений,
выполняемых
дома,
тем,
которые
они
выполняли
в
классе
под
руководством
учителя.
Важная
составная
часть
подготовки
учащихся
к
СР
–
формирование
у
них
общеучебных
умений
:
1 .
планировать
свое
время
и
ориентироваться
в
учебном
материале,
в
частности
выделять
в
нем
главное;
2 .
работать
с
книгой,
справочной
литературой;
3 .
осуществлять
само
–
и
взаимоконтроль
Данные
умения
формируются
при
условии
системной
организации
СР,
когда
один
вид
самостоятельной
деятельности
готовит
школьников
к
другому.
Каждый
учитель
знает,
что
процесс
самостоятельной
работы
школьника
зависит
прежде
всего
от
его
готовности
к
этому
виду
деятельности.
А
готовность
к
самостоятельному
труду
предполагает
определенный
уровень
его
лингвистической
подготовленности,
наличие
у
него
сформированных
навыков
и
умений,
а
также
его
желание
знать
больше.
Мотивационная
готовность
учащихся
является
одним
из
важнейших
аспектов
проблемы
по
СР.
Общеизвестно,
что
учебный
процесс
протекает
более
успешно,
если
у
учеников
сформирована
положительная
мотивация
:
познавательный
интерес,
потребность
в
приобретении
знаний,
чувство
долга,
ответственно сти.
Использование
в
работе
актуального
материала,
включение
в
процесс
познания
различных
аудиовизуальных
средств,
опор,
познавательных
игр,
создание
учебных
ситуаций
общения
личностной
направленности
стимулируют
самостоятельную
работу
учащихся,
поддерживают
интерес
к
изучению
иностранного
языка.
Овладеть
приемами
учения,
умением
пользоваться
различными
средствами
обучения
учащиеся
должны
с
первых
лет
обучения
иностранному
языку.
Тогда
на
старшем
этапе
они
не
только
не
будут
терять
то,
что
приобрели
на
младшем
и
среднем
этапах,
но
и
смогут
приумножить
свои
умения
за
счет
самостоятельной
работы
и
прежде
всего
регулярного
чтения
на
изучаемом
языке.
Необходимо
обратить
внимание
на
то,
как
надо
учить;
на
методы
обучения
–
основные
технологические
операции,
приемы,
средства
обучения,
формы
организации
работы,
на
все
то,
что
позволяет
обеспечивать
овладение
содержанием
обучения
посредством
активной
познавательной
самостоятельной
деятельности
каждого.
Ведь
интерес
к
предмету,
желание
овладеть
им
в
большей
степени
зависит
от
того,
какая
технология
обучения
используется
преподавателем.
Современный
урок
иностранного
языка
–
это
сложная
система
компоновки
отдельных
видов
работы
над
языком.
На
каждом
занятии
учащиеся
непременно
должны
получить
дополнительные
знания
практическим
владением
изучаемого
языка.
Знания
могут
выражаться
в
разных
аспектах:
в
лучшем
понимании
речи
на
слух,
усвоении
новых
слов,
новой
грамматической
формы,
структуры.
Добиться
достаточной
эффективности
самостоятельной
работы
учащихся
(СР)
можно
за
счет
четкой
ее
организации
в
учебное
и
внеурочное
время.
Преподаватель,
наряду
с
уже
сформированными
профессиональными
умениями
проведения
преимущественно
групповой
работы,
должен
овладеть
принципиально
новыми
умениями
и
перестроить
самоотношение
к
учебному
процессу.
«Преподаватель
должен
овладеть
принципиально
новыми
умениями
готовить
материалы
для
СР
учащихся
(а
в
дальнейшем,
по
мере
накопления
готовых
материалов
–
выбирать
наиболее
эффективные),
умением
управлять
коллективной
СР,
одновременно
работая
индивидуально
с
одним
из
учащихся.»
I
Вме сто
ориентации
на
среднего
ученика
необходимо
ориентироваться
на
каждого
учащегося,
адаптируясь
к
его
индивидуальным
особенностям,
объективно
оценивая
результаты
не
только
по
достигнутому
уровню,
но
и
по
прогрессу
и
ритмичности
выполнения
плана.
На завершающем этапе обучения иностранному языку в
качестве
конечной
цели
ставится
задача
подготовки
доклада
(сообщения)
и
написание
реферата
или
аннотации
по
научной
оригинальной
статье.
Так
как
основную
работу
над
первоисточником
учащийся
должен
выполнять
самостоятельно,
необходимо
провести
большую
подготовительную
работу
в
аудитории
под
руководством
преподавателя.
Упражнения
по
разбору
текста.
Текст
подвергается
аналитическому
чтению
для
снятия
всех
языковых
трудностей.
Затем
следует
выяснение
и
распределения
компонентов
содержания
на
существенные
и
несущественные.
Постановка
ориентирующих
вопросов.
Преподаватель
ставит
тщательно
продуманные
ориентирующие
вопросы,
указывающие
на
существенные
компоненты
содержания.
Ответы
на
эти
вопросы
в
своей
совокупности
составляют
предварительные
вариант
реферата.
Выделение
существенных
компонентов
содержания.
Учащийся
выделяет,
опираясь
на
ориентирующие
вопросы,
существенные
компоненты
содержания
и
отбрасывает
«избыточную»
(знакомую
ранее)
информацию.
Составление
ответов
на
ориентирующие
вопросы.
Ответы
учащегося
на
ориентирующие
вопросы
служат
для
учебной
проверки
правильности
понимания
компонентов
содержания.
По
мере
возрастания
самостоятельности
учащегося,
количество
ориентирующих
вопросов
уменьшается.
Дополнительная
языковая
работа.
Расшифровка
сокращений
и
раскрытие
неологизмов
и
специальной
терминологии
требует
большой
затраты
времени.
Поэтому
рекомендуется
в
процессе
овладения
реферированием
накапливать
ранее
пройденные
эквиваленты
и
этимологию
соответствующих
слов.
При
этом
очень
полезно
создание
карточек
по
профилю.
Разработка
план-схемы
реферата.
Целесообразно
составить
план-схему
текста.
При
изложении
научных
работ
часто
оправдывает
себя
трехчленная
схем:
задача-методы
ее
решения-
ре зульт ат.
Письменная
разработка.
Окончательный
вариант
реферата
обрабатывается
на
первых
порах
в
аудитории,
а
затем
дома.
Очень
целесообразно
систематическое
обсуждение
всей
группой
реферата
одного
из
учащихся.
Постановка
заключительных
контрольных
вопросов.
Преподаватель
или
отдельные
учащиеся
ставят
вопросы
к
реферату.
Они
исходят
из
источника
информации
и
имеют
своей
целью
установить,
удовлетворены
ли
интересы
потребителя
и
правильно
ли
передана
мысль
автора.
Составление
реферата,
аннотации
или
написание
доклада
–
важные
формы
самостоятельной
работы
учащихся.
Они
дают
возможность
учащимся
ощутить
на
практике
преимущество
овладения
иностранным
языком
для
получения
и
использования
современной
научной
информации.
В
такой
работе
учащийся
начинает
чувствовать
себя
самостоятельным
исследователем.
Необходимо отметить, что важнейшим условием
поддержания
интереса
учащихся
к
самостоятельной
работе
является
оперативный
учет
и
оценка
ее
результатов
преподавателем,
подчеркивание
им
значимости
этой
работы
для
решения
текущих
и
перспективных
задач
обучения.
Необходимо обратить внимание, что самостоятельная
работа
должна
иметь
добровольный
характер,
в
этом
случае
она
будет
приносить
более
успешный
результат.
Преподаватель
должен
создать
лишь
основание
для
зарождения
у
обучаемых
потребности
в
ней.
Для
контроля
и
управления
самостоятельной
работой
существуют
некоторые
средства,
как
например
памятки,
наводящие
вопросы,
споры
3
.
1 .Памятка
–
это
информация
в
готовом
виде,
которая
дает
возможность
обучаемому
найти
верный
путь
овладения
основными
навыками
изучения
языка.
2 .Наводящий
вопрос
–
это
средство,
способное
активизировать
самостоятельную
работу
учащихся,
пробудить
в
них
интерес
к
освоению
грамматического
материала,
к
усвоению
лексики.
Наводящий
вопрос
при
чтении
и
аудировании
помогает
сконцентрировать
внимание
учащихся
на
главных
языковых
признаках.
3 .Опора
поможет
овладеть
способами
построения
высказывания,
обогатить
свою
речь,
подобрать
нужные
средства
выражения
мысли.
В результате все вышеуказанные средства способствуют
прочному
усвоению
языка,
развивают,
главным
образом,
самоконтроль,
что
является
залогом
дальнейшего
совершенствования
языкового
материала.
Использование наряду с самоконтролем взаимоконтроля в
процессе
выполнения
парных
и
групповых
видов
СР
разнообразит
формы
учебной
деятельности,
повышает
ее
эффективность,
способствует
воспитанию
самостоятельности,
настойчивости,
организованности,
инициативности,
ответственности.
Управление СР может быть эффективным, как правило, лишь
при
условии
осуществления
дифференцированного
подхода
к
группам
учащихся
разного
уровня
облученности.
Простейший
случай
реализации
такого
подхода:
использование
дополнительных
опор
для
учащихся
со
слабой
языковой
подготовкой
при
выполнения
задания,
единого
для
всей
группы.
Например,
при
работе
в
парах
слабым
учащимся,
задающим
вопрос,
можно
дать
схему
вопросительного
предложения
и
варианты
начала
соответствующих
вопросов
на
иностранном
языке.
Предлагая
задание
на
дом
(например,
подготовку
монологического
высказывания
по
теме),
слабым
учащимся
можно
дать
карточки
с
началом
рассказа,
а
также
первыми
предложениями
каждого
абзаца;
карточки
могут
содержать
также
отрабатывавшиеся
на
уроке
грамматические
структуры
и
др.
вспомогательный
материал.
При
систематической
организации
СР
должен
действовать
принцип
постепенного
убывания
опор,
с
тем,
чтобы
учащиеся
могли
проявлять
всё
большую
степень
самостоятельности.
Известно, что знания, полученные самостоятельно,
усваиваются
прочнее,
чем
полученные
в
готовом
виде
от
преподавателя.
В
ходе
самостоятельной
работы
учащийся
непосредственно
соприкасается
с
усваиваемым
материалом,
концентрирует
на
нем
свое
внимание,
мобилизует
все
интеллектуальные
и
эмоциональные
резервы
4
.
Правильная
организация
учебного
процесса,
использование
различных
форм
работы
во
время
занятий
с
учащимися,
умело
подобранный
учебно-языковой
материал
–
все
это
способствует
развитию
интереса
у
учащихся
к
иностранному
языку.
Список
использованной
литературы;
1 .
Белоножкина
Е.
Г.
Современные
педагогические
технологии.
Сб.
Актуальные
проблемы
иноязычного
образования
в
школе
и
ВУЗе,
МИОО,
2009
2 .
Сафонова
В.
В.
Проблемные
задания
на
уроках
английского
языка
в
школах,
Еврошкола,
2001
3 .
Ясинская
Ю.
С.
Роль
и
место
экспериментальной
работы
в
школе.
Сб.
Инновационные
процессы
в
языковом
образовании,
МИОО,
2009