Автор: Вохмина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР -"Детский сад №128"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексный подход к оздоровлению детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
Вохмина Татьяна Викторовна
воспитатель, г. Барнаул,
МБДОУ ЦРР – «Детский сад №128»
Комплексный подход к оздоровлению детей с тяжелыми нарушениями речи.
Одна из целей физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы
удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться
хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечить овладение
дошкольниками
двигательными
умениями
и
навыками;
создать
условия
для
разностороннего
развития
и
воспитания
потребности
к
систематическим
занятиям
физическими упражнениями.
Содержание
работы
распределяла
с
учетом
образовательных,
оздоровительных,
воспитательных,
коррекционных,
развивающих,
познавательных
задач
и
этапов
логопедической работы, на основе тематики.
В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление
здоровья детей, их всестороннее развитие, повышение активности, совершенствование
функции организма и общей работоспособности. Способствовать развитию всех групп
мышц,
способствовать
совершенствованию
деятельности
сердечнососудистой
и
дыхательной системы, правильному функционированию внутренних органов, развитию
функций
терморегуляции
центральной
нервной
системы
(тренировать
процессы
возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей формирования у
них интереса и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных
навыков и умений, развитие физических качеств, полученные дошкольниками элементарные
знания о своем организме, способах укрепления собственного здоровья, роли физических
упражнений и его жизнедеятельности.
Для того, чтобы приступить к работе с детьми нужно тщательно проанализировать данные
о
состоянии
здоровья
детей,
физическом развитии,
физической
подготовленности
и
определить конкретные задачи физического воспитания на предстоящий год.
Решала задачи коррекционной работы по физическому воспитанию с детьми:
1.
Освоить
технику
дифференцированного
носового
и
ротового
дыхания.
Развивать
мышечные
движения
(жевание,
улыбка,
радость,
грусть),
артикулярные
движения
(цоканье, шипение, насос), слуховое внимание.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Формировать правильную осанку.
4.
Развивать
общую
координацию
и
координацию
между
движением
и
словом,
тренировать способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им
свои движения, что положительно сказывается на качестве речи, выработать умения
двигаться
в
заданном
темпе,
чередовать
движения
в
различном
темпе,
сочетать
согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в
нужном темпе.
5.
Научить
произвольно
расслаблять
мышцы,
путем
применения
специальных
упражнений,
которые
приучают
чувствовать
сильное
напряжение
мышц
и
затем
расслабленное
их
состояние,
т.е.
развивать
динамическую
координацию
движений
(напряжение – отдых – напряжение).
Физическая
культура
имеет
важное
значение
для
успешной
коррекции
речевых
нарушений. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке
диафрагмально-речевого
дыхания,
совершенствованию
координации
основных
видов
движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного
запаса,
формированию
положительных
личностных
качеств
в
поведении
ребенка:
общительности умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости,
решительности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости и др.
При тесном взаимодействии с родителями создала динамическую, развивающую среду
для двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни детей.
В группе расположен мини стадион для индивидуальной работы с детьми, спортивный
инвентарь для физической активности детей на участке (обручи, мячи, скакалки, санки,
лыжи,
выносное
оборудование,
современное
нетрадиционное
оборудование).
На
территории
ДОУ
находится
спортивная
площадка,
где
удобно
выполнять
различные
физические упражнения, бегать, лазать, играть в спортивные игры.
На
спортивной
площадке
имеется
спортивно-игровое
оборудование:
полоса
препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков, тропа «Здоровья», (волейбольная и
баскетбольная площадки, мишени для метания.)
Использовала
все
средства
физической
культуры
для
комплексного
подхода
к
оздоровлению
детей
с
учетом
современных
условий,
возрастных,
индивидуальных,
физических и психических особенностей детей ( с тяжелым нарушением речи).
Осуществляла
дифференцированный
подход
к
детям,
учитывалась
специфика
коррекционной
работы
с
детьми
с
повышенным
возбуждением
или
заторможенными
реакциями. Работа была направлена на приобретение детьми навыков саморасслабления,
выразительности
движений.
Все
занятия
строились
с
учетом
преобладания
положительных эмоций. В результате дети с интересом принимали игровую задачу и в
процессе выполнения заданий формировались двигательные навыки.
Наблюдения показывают, что у детей с тяжелыми нарушениями речи имеет место ряд
нарушений в двигательной сфере:
-недостаточная координация сложных движений;
-неуверенность в воспроизведении точно дозированных движений;
-снижение скорости и ловкости выполнения движений.
Для решения оздоровительной, коррекционно-образовательной и воспитательной задач
используются
гигиенические
факторы,
естественные
силы
природы,
физические
упражнения,
выполнение
физических
упражнений
на
свежем
воздухе
усиливает
их
эффективность.
Наибольшими трудностями предоставляются для детей выполнение движений по
словесной инструкции. У детей нарушено воспроизведение двигательного задания по
пространственно-временным характеристикам. Они испытывают трудности в выполнении
заданий, связанных с направлением движений, дети затрудняются в овладении точными
дифференцированными движениями.
Физические
упражнения
помогали
детям
овладеть
своими
мышцами,
научиться
управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушением
речи вводила специальные упражнение и задания на устранения этого недостатка, которые
обязательно проводились совместно с логопедом группы.
Использовала классические и нетрадиционные виды утренних гимнастик. Например, в
сюжетной форме, смешенного типа, в форме круговой тренировке, с использованием
элементов
моделирования,
с
танцевально-ритмическими
упражнениями
(«Красивые
снежинки», «Снежная карусель», «Здоровому телу – здоровый дух»).
Нетрадиционные формы организации физического воспитания позволяют детям получить
заряд бодрости, положительные эмоции.
В совместной деятельности осуществляла коррекцию речи согласно логопедической
работы, применяла психологические этюды для эмоционального фона занятий, игры-
медитации. Часто использовала в своей работе комплексную релаксационную гимнастику
(упражнения для рук, упражнения для туловища, упражнения для ног, упражнения для
шеи, упражнения для органов артикуляции) и мимическую гимнастику («Улыбнись»,
«Рассердись», «Удивись» и т.д.).
Занятия в игровой, увлекательной форме формируют у дошкольников представление о
здоровье человека, здоровом образе жизни, воспитывают у него уверенность в том, что он
сам может помогать своему здоровью; сложилась устойчивая мотивация к познанию и
самопознанию.
Двигаясь,
ребенок
познает
мир
и
себя,
учится
ориентироваться
и
целенаправленно действовать в нем.
Коррекционные
упражнения
применялись
для
укрепления
опорно-двигательного
аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.
Упражнения на развитие координации движений давала с постепенным усложнением
заданий. Сначала использовала упражнения, в которых как бы изолированно тренируются
руки, ноги, туловище, а затем постепенно упражнения, объединяющие части тела и
дыхание.
Динамические
часы
проводила
два
раза
в
неделю,
с
элементами
игропластики,
пальчиковой
гимнастики,
игрового
массажа
(поглаживание
отдельных
частей
тела
в
образно-игровой форме), креативной гимнастики («Создай образ», «Импровизация под
песню» и т.д.), игр-путешествий («Путешествие в морское царство», «Поход в зоопарк»,
«Путешествие в Кукляндию», «Космическое путешествие»).
Упражнения с предметами всесторонне воздействуют на организм, помимо развития
координации
движений
они
развивают
силу,
ловкость,
четкость,
быстроту
реакции,
глазомер. Особое внимание
уделяла упражнениям с мячами, поэтому и организовала
спортивный кружок «Школа мяча», используя мячи всех размеров, чередуется напряжение
и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц. Для создания положительной
мотивации, ситуации доверия и успеха в детской деятельности использовала адресную
похвалу, поощрения.
Использовала в работе развлекательные прогулки. Например, «Как человек познает
окружающий мир», «Незнайка – всё знай-ка», «Снежинка – путешественница», «Вперед в
Спортландию!», «Волшебство снега», «Мороз – Воевода», развлекательная прогулка по
маршрутам здоровья, туристическая прогулка «Вместе весело шагать!», трудовой десант
«Мир вокруг нас!» и развлекательные прогулки с целью диагностики физических качеств:
«Малыши-крепыши!»,
«По
тропе
предков»,
«Остров
прыгунов»,
«Остров
бегунов»,
«Циркачи».
На
прогулках
активно
решалась
одна
из
задач
развитие
у
детей
самостоятельного
экспериментирования
и
поисковой
активности,
побуждая
их
к
творческому отношению при выполнении различных заданий.
Ежемесячно проводила спортивные праздники, развлечения и досуги: «Физкульт-
привет!»,
«Королевство
волшебных
мячей»,
«Путешествие
в
Играй-город»,
«Зимнее
многоборье»,
«Искатели
клада»,
«Капустные
вечерки»,
«Ярмарка»,
«Спортивный
фестиваль», «В гостях у сказки», «Спартакиада». В спортивных досугах «Вместе с папой,
вместе
с
мамой»,
«Турнир
быстрых,
сильных,
ловких»,
в
Празднике
здоровья
привлекались родители, которые активно поддерживали своих детей, демонстрировали
интерес
к
здоровому
образу
жизни.
Активные
формы
спортивных
мероприятий
чередуются
с
познавательными
беседами,
кукольными
театрами
о
здоровье,
чтением
валеологических сказок, экскурсиями в спортивную школу.
Разработала и провела дни здоровья («День бегуна», «День прыгуна», «День меткого
стрелка»,
«День
движения»),
недели
здоровья
(осенняя
неделя
«Осенний
марафон»;
зимняя неделя «Радость каникулярных дней», в которую вошли: «День строительства
снежного
городка»,
«День
подвижных
игр»,
«День
радости»,
«День
душевного
равновесия», «День волшебства и развлечений» и «Родительский день»; весенняя неделя
Спорта и Здоровья. Например, неделя здоровья название, которой «Путь к здоровью». Её
цель - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов и
в о с п и т а н н и к о в
о т в е т с т в е н н о с т и
з а
с о б с т в е н н о е
з д о р о в ь е .
Особое внимание заслуживают эстафеты «Радость движений», веселые старты, игры-
забавы,
подвижные
игры
с
сюжетом
закаливали
не
только
физические
качества,
двигательные
умения,
навыки,
но
и
стремление
к
определенной
цели,
к
победе,
к
сотрудничеству.
Для родителей и сотрудников в «День открытых дверей» на тему: «Мой спортивный
день»,
показала
традиционные
и
нетрадиционные
виды,
методы
воспитания
и
оздоровления
детей.
Индивидуальные
беседы
с
родителями
«Ваш
ребенок».
Организовывала
работу
практикумов
«На
зарядку
становись!»,
«Эффективное
закаливание»;
устные
журналы
«Каникулы
в
детском
саду»,
«Здоровый
ребёнок»,
консультации
«Профилактика
плоскостопия»,
«Самостоятельные
физические
упражнения», «Двигательная активность и здоровье»; круглые столы «Фитотерапия для
детей», «Час вопросов и ответов».
Консультации для воспитателей и родителей: «Значение оздоровительного бега в жизни
ребёнка»,
«Музыкотерапия
в
физическом
воспитании»,
аудио-консультация
«Реабилитационные
возможности
цвета
в
физическом
воспитании
дошкольников»,
«Самостоятельные физические упражнения».
Постоянно-действующие семинары-практикумы: «Взаимодействие педагогов и детей в
подвижной игре», «Весёлая физкультура в квартире», «Нарушение опорно-двигательного
аппарата
дошкольников
и
методы
коррекции», анкетирование
родителей,
с
целью
определения
какими
средствами
закаливания
вести
оздоровление
ребенка,
какие
закаливающие процедуры приемлемы для него.
Оформила фоторепортаж по теме: «Зимние забавы», составила и изготовила карточки
«Сказки для «театра в руке», «Спортивные эстафеты», «Самомассаж»; выставки рисунков:
«Спорт
–
глазами
детей!»,
«Спорт
и
наше
здоровье»,
макетное
творчество
«Зимние
забавы». Они воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к
труду, любовь к родителям и своей семье.
Организовала детско-родительский клуб «Моя семья – моя радость!».
Разработала и апробировала план – программу «Народная игра как средство коррекции
заикания», план мероприятий, подготавливающий детей к проведению спортивных игр и
элементам спортивных игр, план мероприятий «Растим здорового ребенка», составила
систему домашних заданий.
В результате совместной работы педагогов и родителей по физическому воспитанию
происходит укрепление и оздоровление организма детей. Формирование необходимых
навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей,
воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности,
умение действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря –
всё
это
осуществляется
при
помощи
разнообразных
физкультурно-оздоровительных
мероприятий. Создана система интегрированных форм организации деятельности детей.
У
детей
воспитано
стремление
к
проявлению
самостоятельности,
развиты
познавательные мотивы: активность, инициативность; личная позиция к формированию и
укреплению
своего
здоровья
и
здоровья
окружающих.
Адекватное
вовлечение
семьи
ребенка в оздоровительный и воспитательно – образовательный процесс. Дети научились
сознательно
применять
знания
о
человеке,
его
организме
в
практических
ситуациях,
находить творческие пути решения проблем.