Автор: Хожаинова Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №1" УД Президента РФ Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Творческий проект Тема: "По дорогам сказки" Раздел: дошкольное образование
ФГБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 УД Президента РФ
Составила : воспитатель
1квалификационной категории
Хожаинова Т.А.
2015г.
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес
и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные
сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих
с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению
к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что
цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в
ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться
чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу,
как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными.
Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации –
всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к
предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые
знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему:
людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний:
первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой,
предметным миром. Те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и
для больших, и для маленьких.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка,
помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый
интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения,
«сказочные» языковые средства способствуют развитию
выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Среднесрочный (1 месяц)
- Групповой.
Участники проекта.
Дети средней группы (3-5 лет), воспитатели, родители.
Цель проекта:
Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной,
эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся
личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные
произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять
свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных
ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому
общению между собой.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом
опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность,
уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание
участвовать в ней.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей,
коммуникативных навыков;
- выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий
принцип
–
принцип
развивающего
обучения,
ориентированный
на
потенциальные
возможности
каждого
ребенка
и
формирование
способностей,
интересов,
склонностей,
положительных
взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация
усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип
систематичности
и
последовательности
предполагает
усвоение
материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип
доступности
предполагает
соотнесение
содержания,
характера
и
объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип
интегративности
–
приобщение
к
миру
литературы,
искусства,
народной литературы, музыки.
Принцип
связи
с
реальностью
–
осознание
того,
что
каждая
сказочная
ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип
осознанности
предполагает
осознание
причинно-следственных
связей в развитии сюжета.
Принцип
поиска
ассоциаций
–
это
вопросы
«провокаторы»,
с
помощью
которых
педагог
учит
детей
находить
выход
из
проблемной
ситуации,
развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и
поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I.
Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 02.11.15 г. по 06.11.15г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного
материала.
- составление перспективного плана работы
.
II. Этап – Исследовательский.
( с 09.11.15г. по 20.11.15г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III.
Этап – Заключительный
( с 23.11.15г. по 27.11.15г.)
- презентация проекта
- театрализация сказки « Теремок»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы
Перспективный план
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из
какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и
пазлы
по
разным
сказкам.
Настольные
игры:
«Три
медведя»,
«Доктор
Айболит»,
разрезные
картинки
–
сказки. Пальчиковые игры.
ПОЗНАНИЕ
Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание
иллюстраций с изображением героев сказок в уголке для
чтения. Беседа о том, кто пишет сказки, иллюстрирует их.
КОММУНИКАЦИЯ
Непосредственно
образовательная
деятельность
по
сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста»,
«По
сказкам
Чуковского»,
«Как
мы
помогали
героям
любимых сказок».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Чтение,
обсуждение
и
пересказ
сказок
«Теремок»,
«Пузырь,
Соломинка
и
Лапоть».
Заучивание
песенки
«Колобка».
Придумывание
загадок-описаний
о
персонажах сказки. Рассматривание иллюстраций.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО
Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО –
«Мой
любимый
сказочный
герой»,
«Моя
любимая
сказка»; Аппликация – « Козочка с травкой», «Домик трёх
поросят»; Лепка – « Орешки», «Угощайся, Мишка!»
ТРУД
Коллективный
ручной
труд:
изготовление
атрибутов
к
настольному
театру.
Ремонт
книг
в
книжном
уголке.
Изготовление
масок
и
атрибутов
к
театрализованной
постановке « Теремок».
ЗДОРОВЬЕ
Непосредственно образовательная деятельность
«Путешествие в страну Мойдодыра».
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Превращение
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;
«Знакомство
со
сказками». Папка
–
передвижк а
«Народные сказки в системе воспитания дошкольников.
Помощь
в
изготовлении
костюмов
для
спектакля
«
Теремок ».
Литература:
1.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
2.
О.Петрова «Весёлый мастер-класс».
3.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
4.
Н.Е.Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников».
5.
Русские народные сказки «Лиса, Заяц и Петух», «Репка», «Заяц- хваста»,
«Колобок», «Теремок».
6.
Сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», С. Михалкова «Три
поросёнка».
7.
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».