Напоминание

"По дорогам сказки"


Автор: Хожаинова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №1" УД Президента РФ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "По дорогам сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад







ФГБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 УД Президента РФ

Составила
:
воспитатель

1квалификационной категории

Хожаинова Т.А.





2015г.


Актуальность темы.

Сказка
- необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий - Среднесрочный (1 месяц) - Групповой.





Участники проекта.


Дети средней группы (3-5 лет), воспитатели, родители.
Цель проекта:
Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:

Дети:
- продолжать знакомить со сказками; - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения; - воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; - обогащать и расширять словарный запас детей; - развивать артистические способности; - развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; - формировать навыки сотрудничества; - воспитывать чувства дружбы и коллективизма; - развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях; - побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; - развитие совместного творчества родителей и детей; - развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.



Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта; - развитие интереса к русской литературе; - развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; - выразительности и связной речи детей; - содействие творческому развитию детей; - развитие эмоциональной отзывчивости; - гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Содержание проекта строится на принципах:
 Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.  Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.  Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.  Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.  Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.  Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.  Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.  Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.  Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.  Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.  Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.


ЭТАПЫ ПРОЕКТА


I.

Этап - Подготовительный (разработка проекта).

(с 02.11.15 г. по 06.11.15г.)
- определение проблемы; - постановка цели, задач; - сбор информации, литературы, дополнительного материала. - составление перспективного плана работы .
II. Этап – Исследовательский.

( с 09.11.15г. по 20.11.15г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами. - выполнение проекта.
III.

Этап – Заключительный

( с 23.11.15г. по 27.11.15г.)
- презентация проекта - театрализация сказки « Теремок» - подведение итогов, анализ ожидаемого результата - обобщение результатов работы





Перспективный план

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам. Настольные игры: «Три медведя», «Доктор Айболит», разрезные картинки – сказки. Пальчиковые игры.
ПОЗНАНИЕ
Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок в уголке для чтения. Беседа о том, кто пишет сказки, иллюстрирует их.
КОММУНИКАЦИЯ
Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «По сказкам Чуковского», «Как мы помогали героям любимых сказок».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА
Чтение, обсуждение и пересказ сказок «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Заучивание песенки «Колобка». Придумывание загадок-описаний о персонажах сказки. Рассматривание иллюстраций.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ТВОРЧЕСТВО
Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – « Козочка с травкой», «Домик трёх поросят»; Лепка – « Орешки», «Угощайся, Мишка!»
ТРУД
Коллективный ручной труд: изготовление атрибутов к настольному театру. Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке « Теремок».
ЗДОРОВЬЕ
Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в страну Мойдодыра».
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Превращение
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижк а «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Теремок ».

Литература:

1.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

2.

О.Петрова «Весёлый мастер-класс».

3.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

4.

Н.Е.Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников».

5.

Русские народные сказки «Лиса, Заяц и Петух», «Репка», «Заяц- хваста»,

«Колобок», «Теремок».

6.

Сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», С. Михалкова «Три

поросёнка».

7.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».


В раздел образования