Автор: Зименко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Ростовская обл. ст.Багаевская
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Инновационный педагогический опыт работы
Зименко Светланы Алексеевны
воспитателя МБДОУ № 33 «Золотой ключик»
по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "
Актуальностьи перспективность опыта
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют
огромную роль в становлении личности ребёнка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера,
которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь.
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с
национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства
патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о
нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Чувство сопричастности и есть основа
будущего патриотизма.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как
потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края,
представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств,
как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
Концептуальность (своеобразия выдвигаемых принципов).
Основой работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников являются
следующие принципы:
* учёт возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы,
которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению
детской личности;
* обеспечение эмоционально- психологического комфорта детей;
* уважение к личности каждого ребёнка;
* принцип сочетания привычных и непривычных элементов в эстетически организованной
среде;
* принцип открытости – закрытости;
В моей работе по нравственно- патриотическому воспитанию огромное значение имеет
семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания
ребёнка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в
мероприятиях, составлениях альбомов о родном городе, и Республике, народных
праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже
сопереживать, любить свою Родину.
Наличие теоретической базы.
Большую помощь в работе по воспитанию нравственно – патриотического воспитания у
дошкольников мне оказывают такие издания как:
1.Образовательная программа МБДОУ № 33 «Золотой ключик»
2. Программам воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.
М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой,Т.С.Веракса 2013 г
3. Региональная программа «Родники Дона» авт. Чумичева Р.М., Платохина Н.А., Ведмель
О.Л. Ростов-на- Дону, 2004г.
4.Журнал «Дошкольного образования»
5. Пособие Познавательно- исследовательские занятия с детьми 5-7 лет «По экологической
тропе»,С.В.Машкова,
6.
Пособие
«Обучение
детей
игровой
деятельности
в
разновозрастной
группе»,
Л.Н.Волошина,
7.Пособие «Театралезованные представления в детском саду» Е.А.Антипина
8.Алябьева Е.А.Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками
9. Пособие «Развивающие игры с пальчиками». Е.Черенкова
10Пособие «Художественный труд в детском саду» Ю.А.Бревнова
11.
Пособие
«Познавательно-
исследовательские
занятия
с
детьми
5-7
лет
«По
экологической тропе» в ДОУ С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева, Л.А.Егорова
При проведении работы по нравственно-патриотическому воспитанию используются:
1.Книжный уголок, располагающий к неторопливому общению с книгой.
2. Произведения художественной литературы в театрализованной деятельности, что
способствует более глубокому воздействию в духовном и патриотическом становлении
личности ребёнка.
3. Все виды фольклора (сказки, потешки, загадки и др.), так как фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
4. Проведение народных и календарных праздников, как средство углубления знаний
художественного слова и нравственно – эмоционального восприятия.
Педагогическая идея.
Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в
основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
Задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к своим родным и близким.
2. Воспитывать у детей чувство любви к Родине, к родному краю.
3. Воспитывать стремление к доброте, правдивости, бережное отношение к природе,
послушание, трудолюбие, вежливость.
4. Воспитание коллективизма, формирование коллективных взаимоотношений детей.
5. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, усердия, способность
различать нравственное и безнравственное
6. Воспитание любви и привязанности к своей семье, детскому саду, селу.
7. Познакомить с культурой и традициями Донского края.
Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в
повседневной жизни, так и в НОД. Я понимаю, что уровень представлений детей о
нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано,
какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.
Так как у нас одна разновозрастная группа , работу по воспитанию нравственно-
патриотических чувств я начала со всеми детьми .
Выполняя коллективные работы дети познают флору, фауну родного края. Учатся его
беречь и преумножать.
Быть патриотом - значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по
отношению к своей семье, к своей Родине. В начале детей учила сопереживать героям
произведений. Уже с самого маленького возраста неоспоримое влияние на воспитание
оказывает фольклор: сказки, потешки, прибаутки, стараюсь вызвать эмоциональный
отклик на действия героев произведений, желание помочь, сделать хорошее для кого-то.
Через фольклорные произведения из поколения в поколение передаются такие
нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. В более старшем возрасте
использую донскую художественную литературу и фольклор. Они несут в себе черты
национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа,
помогают узнать детям традиции, обряды.
Оптимальность и эффективность средств.
Работа по данному направлению требует создания материальной базы игрового
пространства в группе.
Создан национально – региональный уголок, через него проводится ознакомление детей
по нравственно – патриотическому воспитанию. В уголке помещается материал об
истории станицы и области, о Святынях России, Святынях земли донской, о народных
традициях и обрядах, материал о людях прославивших донскую землю.
Библиотека - для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной
литературе, общение ребёнка с произведениями искусства – книгой и иллюстрациями, с
народными сказками.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом
инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.
Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождённых
социальной средой (жадность, трусость, добро, храбрость и т.п.), их моральная оценка.
Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально – чувственное
«наполнение» отдельных нравственно – патриотических понятий и помогает
воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустив их через своё сердце,
сделать правильный моральный выбор.
Результативность опыта.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям
и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных
результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может
способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря
целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в
нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в
формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее,
внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к
окружающему миру, другим людям.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать
работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути
оптимизации взаимодействия педагог- ребёнок- семья.
Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая
может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро
вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия
ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого
качества реализации стандарта дошкольного воспитания.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные
формы и приёмы работы с воспитанниками.
- оформлен национально – региональный уголок;
- уголок для театрализованной деятельности;
- уголок «В гостях у сказки»;
- дид.игры: «Угадай, где я нахожусь», «Что лишнее?», «Центральная улица города»,
«Найди отличия» и др.