Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Зименко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Ростовская обл. ст.Багаевская
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационный педагогический опыт работы

Зименко Светланы Алексеевны

воспитателя МБДОУ № 33 «Золотой ключик»

по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "

Актуальностьи перспективность опыта

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют

огромную роль в становлении личности ребёнка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,

географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера,

которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие

впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко

остаются в памяти человека на всю жизнь.

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с

национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства

патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о

нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Чувство сопричастности и есть основа

будущего патриотизма.

Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как

потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края,

представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств,

как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

Концептуальность (своеобразия выдвигаемых принципов).

Основой работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников являются

следующие принципы:

* учёт возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы,

которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению

детской личности;

* обеспечение эмоционально- психологического комфорта детей;

* уважение к личности каждого ребёнка;

* принцип сочетания привычных и непривычных элементов в эстетически организованной

среде;

* принцип открытости – закрытости;

В моей работе по нравственно- патриотическому воспитанию огромное значение имеет

семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания

ребёнка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в

мероприятиях, составлениях альбомов о родном городе, и Республике, народных

праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже

сопереживать, любить свою Родину.

Наличие теоретической базы.

Большую помощь в работе по воспитанию нравственно – патриотического воспитания у

дошкольников мне оказывают такие издания как:

1.Образовательная программа МБДОУ № 33 «Золотой ключик»

2. Программам воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.

М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой,Т.С.Веракса 2013 г

3. Региональная программа «Родники Дона» авт. Чумичева Р.М., Платохина Н.А., Ведмель

О.Л. Ростов-на- Дону, 2004г.

4.Журнал «Дошкольного образования»

5. Пособие Познавательно- исследовательские занятия с детьми 5-7 лет «По экологической

тропе»,С.В.Машкова,

6.

Пособие

«Обучение

детей

игровой

деятельности

в

разновозрастной

группе»,

Л.Н.Волошина,

7.Пособие «Театралезованные представления в детском саду» Е.А.Антипина

8.Алябьева Е.А.Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками

9. Пособие «Развивающие игры с пальчиками». Е.Черенкова

10Пособие «Художественный труд в детском саду» Ю.А.Бревнова

11.

Пособие

«Познавательно-

исследовательские

занятия

с

детьми

5-7

лет

«По

экологической тропе» в ДОУ С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева, Л.А.Егорова

При проведении работы по нравственно-патриотическому воспитанию используются:

1.Книжный уголок, располагающий к неторопливому общению с книгой.

2. Произведения художественной литературы в театрализованной деятельности, что

способствует более глубокому воздействию в духовном и патриотическом становлении

личности ребёнка.

3. Все виды фольклора (сказки, потешки, загадки и др.), так как фольклор является

богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

4. Проведение народных и календарных праздников, как средство углубления знаний

художественного слова и нравственно – эмоционального восприятия.

Педагогическая идея.

Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в

основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.

Задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к своим родным и близким.

2. Воспитывать у детей чувство любви к Родине, к родному краю.

3. Воспитывать стремление к доброте, правдивости, бережное отношение к природе,

послушание, трудолюбие, вежливость.

4. Воспитание коллективизма, формирование коллективных взаимоотношений детей.

5. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, усердия, способность

различать нравственное и безнравственное

6. Воспитание любви и привязанности к своей семье, детскому саду, селу.

7. Познакомить с культурой и традициями Донского края.

Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в

повседневной жизни, так и в НОД. Я понимаю, что уровень представлений детей о

нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано,

какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Так как у нас одна разновозрастная группа , работу по воспитанию нравственно-

патриотических чувств я начала со всеми детьми .

Выполняя коллективные работы дети познают флору, фауну родного края. Учатся его

беречь и преумножать.

Быть патриотом - значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по

отношению к своей семье, к своей Родине. В начале детей учила сопереживать героям

произведений. Уже с самого маленького возраста неоспоримое влияние на воспитание

оказывает фольклор: сказки, потешки, прибаутки, стараюсь вызвать эмоциональный

отклик на действия героев произведений, желание помочь, сделать хорошее для кого-то.

Через фольклорные произведения из поколения в поколение передаются такие

нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. В более старшем возрасте

использую донскую художественную литературу и фольклор. Они несут в себе черты

национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа,

помогают узнать детям традиции, обряды.

Оптимальность и эффективность средств.

Работа по данному направлению требует создания материальной базы игрового

пространства в группе.

Создан национально – региональный уголок, через него проводится ознакомление детей

по нравственно – патриотическому воспитанию. В уголке помещается материал об

истории станицы и области, о Святынях России, Святынях земли донской, о народных

традициях и обрядах, материал о людях прославивших донскую землю.

Библиотека - для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной

литературе, общение ребёнка с произведениями искусства – книгой и иллюстрациями, с

народными сказками.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом

инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.

Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождённых

социальной средой (жадность, трусость, добро, храбрость и т.п.), их моральная оценка.

Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально – чувственное

«наполнение» отдельных нравственно – патриотических понятий и помогает

воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустив их через своё сердце,

сделать правильный моральный выбор.

Результативность опыта.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям

и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных

результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может

способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря

целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в

нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в

формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее,

внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к

окружающему миру, другим людям.

Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать

работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути

оптимизации взаимодействия педагог- ребёнок- семья.

Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая

может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро

вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия

ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого

качества реализации стандарта дошкольного воспитания.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные

формы и приёмы работы с воспитанниками.

- оформлен национально – региональный уголок;

- уголок для театрализованной деятельности;

- уголок «В гостях у сказки»;

- дид.игры: «Угадай, где я нахожусь», «Что лишнее?», «Центральная улица города»,

«Найди отличия» и др.



В раздел образования