Автор: Федюкова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Пермский край город Чердынь
Наименование материала: статья из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
Тема: "Многообразие поэтики народной культуры"
Раздел: дошкольное образование
Многообразие поэтики народной культуры.
История перечеркнула в нашей жизни многое, многое предано
забвению и поруганию, но то, чем мы занимаемся в детском саду, поможет
нам и нашим детям воскресить в памяти некогда забытое старое. На
протяжении многих лет мы ведём эту работу. Народные обычаи, сказки и
былины, праздники с хороводами, игрищами и гуляниями, земледельческими
и бытовыми обрядами составляют все многообразие поэтики народной
культуры России. Работа эта очень многогранна, она включает в себя разные
разделы: фольклор, календарная поэзия, знакомство с родным краем и
родным городом, сведения о культуре россиян, различные виды и жанры
народного искусства. Все это объединено одной целью: приобщение детей
к культуре своего народа, возрождение в их сознании места своего «Я» в
системе семья- род – народ – родина.
Работу
по
ознакомлению
с
устным
народным
творчеством
во
2
младшей группе я с начала с потешек и колыбельных песен, в свободное от
занятий время, в процессе еды, умывания, одевания, причесывания, игры.
Чтобы малыши быстрее засыпали, я пела им колыбельные песни.
Они
способствуют усваиванию условных связей между названием и предметом,
т.е.
обучают
языку.
Здесь
важно,
что
освоение
языка
начинается
с
эмоциональных
форм,
а
не
назиданий.
Эти
простые
напевы
–
первая
ступенька к постижению многообразной и сложной народной музыкальной
культуры. Даже дети, не еще не умеющие говорить, стараются повторять
интонации колыбельных песен, а слушая веселые плясовые песни, начинают
приплясывать. Детям нравилось, когда я включала в их игру и пела те же
колыбельные песенки для их «дочек». После моих многократных повторений
дети
уже сами пели их. Приятно было со стороны наблюдать, с какой
любовью укачивали кукол в колыбельках наши маленькие «мамы», а иногда и
«папы». Разумеется, необходимо было дать сведения о колыбели (зыбке,
люльке), ее устройстве и месте в доме, рассказать о доброте маминых рук.
Чтобы
дети
лучше
усвоили
все
эти
знания,
были
проведены
занятия
«Счастливая зыбка», «Ходит сон близ окон», сделали деревянную колыбельку
для игры с куклами.
При формировании навыков самообслуживания в умывании, одевании, еде
тоже
используем
фольклорный
материал,
а
проводя
наблюдения
за
природными явлениями, кроме потешечек используем заклички, пословицы,
и поговорки. Дети становятся старше, и фольклорный материал подбираем с
более сложным смыслом.
Особое
место
занимают
народные
игры.
У
нас
создана
картотека
народных игр, и дети с одинаковым желанием играют и в музыкальные, и в
подвижные игры. Они способствуют снятию скованности, страха, развивают
активность, речь детей, певческие навыки, активизируют внимание, память,
упражняют в пространственных ориентировках. Игры каждый день разные, в
зависимости от темы занятия и названия дня. Так, например, в день Никиты-
гусепролета, мы играем в народную игру «Гуси-гуси», а в день Параскевы-
льняницы – «Ниточка, иголочка, узелок» и т.п.
Чтобы донести до понимания детей особенности крестьянского труда,
мы работаем по месяцеслову. Цикличность народного календаря из года в
год повторяет праздники и события. Закономерная периодичность позволяет
детям усваивать данный материал с младшей группы до школы, постепенно
усложняя и углубляя его. Почти каждый день в народном календаре носит
имя какого-нибудь святого и, разумеется, народ давно примечал, что будет в
этот
день.
Поэтому
мы
стараемся
связать
каждый
день
с
обрядами,
наблюдаем
за
природными
явлениями,
стараемся
запомнить
приметы,
используем поговорки и пословицы, заклички.
Большое внимание уделяю сказкам. Акцентирую внимание на добрых
чувствах,
на
воспитании
гуманных
отношений
к
действительности.
И,
пожалуй, главное заключается в том, что у ребенка появляется потребность в
знаниях
о
предметах,
явлениях,
событиях,
не
имевших
место
в
его
собственном
опыте,
способность
мысленно
выходить
за
пределы
привычного, знакомого окружения. Сказка должна нести ребенку радостное,
оптимистическое
восприятие
мира.
Часто
берем
игры
–
драматизации
отдельных эпизодов сказки, иногда дети самостоятельно сказки обыгрывают.
Большую помощь
в этом оказывает уголок
ряжения, в котором собраны
сарафаны,
рубашки,
фартуки,
косыночки,
маски,
шапочки,
и
другие
атрибуты, которые помогли создать наши мамы. В группе есть театральная
зона
с
разными
видами
театра:
пальчиковый,
настольный,
теневой,
рукавички, фланелеграф, из конусов, театр «Притворщик».
В старшей и подготовительной группе мы поздравляли детей не только
с днем рождения, но и с днем Ангела. В связи с этим мы предложили
родителям заполнить анкеты, которые заинтересовали и взрослых, и детей:
они узнали о происхождении своего имени, о людях, носивших или носящих
это же имя. Поддерживая интерес у детей к данной теме, мы создали альбом
с фотографиями, где про каждого ребенка написаны стишок, потешка или
дразнилка. Многократное рассматривание и повторение содержания альбома
развивают речевую активность, память детей. Кроме того, это прекрасный
материал для развития четкой, ясной дикции, при их помощи ведётся работа
над артикуляцией.
Воспитывая
детей
на
народных
традициях,
можно
развить
у
них
национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Это и
народный быт, и русский народный костюм, и интерьер, то есть создание
материальной среды. Большой гордостью и преимуществом является наш
музей народного быта «Изба». Детям очень нравится бывать в ней. Мы как
бы
вводим
детей
в
самобытный
мир
путем
его
действенного
познания.
«Путешествуя» по далекому прошлому, дети узнают об укладе жизни наших
предков, где и как строили дома, из чего ели и пили, какими инструментами
работали, во что одевались. Сколько недоразумений и смеху было, когда дети
впервые услышали выражение «распустил сопли», сколько радости вызвали
наряды, подаренные из настоящего старинного сундука, а красивые, яркие
бусы привели в неописуемый восторг наших девиц – красавиц.
Организация
занятий в избе предполагает активность детей, так как им
самим надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он
использовался. Кроме того, дети узнают много непонятных для современного
слуха слов: гумно, светец, ухват, кринка. Полученные на занятиях знания тут
же подкрепляются творческой работой: рисованием, лепкой, аппликацией,
шитьем, конструированием, плетением, а знание детей об орудиях труда,
предметах быта, игрушках, закрепляются в дидактических играх.
В рамках проекта «Не отпустить от сердца старину» (автор – коллега
нашего детского сада Е.В. Трифонова) были проведены мастер-классы по
ткачеству,
прядению,
гончарному
искусству.
Привлечение
мастеров-
умельцев
показал,
насколько
значима
и
полезна
данная
форма
для
подрастающего поколения. Участие в совместном труде вызвало у детей
неподдельный интерес к народным ремеслам, уважение к труду, бережное
отношение к продуктам труда.
Стало доброй традицией оставлять о своей группе память в избе. Так,
от детей одного выпуска остались налобные повязки, вышитые бисером, а
дети из другого выпуска сшили лоскутное одеяло. С помощью родителей в
группе создан макет русской избы, где дети могут «окунуться» в народный
быт. Есть здесь русская печка, на которой нежится кошка, по стенам стоят
лавки с яркими половичками, колыбелька, кованый сундучок для одежды, на
столе ажурная скатерть и по-русски щедро накрытый стол (угощение дети
лепили
из
соленого
теста,
посуду
из
глины,
а
потом
раскрашивали),
и,
конечно же, самодельные куклы. В весенний - летний – осенний период
диапазон игры пополняется огородной атрибутикой: появляются грядки с
овощами, а с 6 мая (Егорьева дня) «выпускали» на пастбище домашних
животных, которые «пасутся» за плетеной из ивовых прутьев изгородью.
На 9 мая и в месячник пожилого человека мы приглашаем на праздники
ветеранов
труда,
в
разные
годы
работавшие
в
нашем
детском
саду.
К
сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны в нашем городе почти
не осталось, но фундаментальное понимание защиты Отечества в том, что
женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям
нечего и некого было бы защищать. А наши прабабушки работали во время
войны на колхозных полях, и их рассказы об этих трудных годах трогают
всех слушателей.
Вообще, праздники – это возможность детей проявить свои творческие
способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом
уровне, без лишних физических и психологических нагрузок. На наших
праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей.
Разнообразие
ролей
позволяет
каждому
стать
действующим
лицом
в
соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, кто-
то певец, у кого-то замечательные актерские способности, а сильные и ловкие
могут отличиться в соревновательных играх. Ребенок без ярко выраженных
музыкальных
и
актерских
способностей
всё
равно
активный
участник
праздника
и
имеет
возможность
самовыразиться.
Благодаря
творческому
общению на празднике создается «зона ближайшего развития», которая так
необходима для полноценного воспитания и образования детей.
Воспитание
гражданственности
и
любви
к
Родине
осуществляется
через краеведение. Работа ведется в нескольких направлениях. Во-первых,
идет ознакомление с историческим прошлым города и края. Наш город – это
кладезь
архитектурных
памятников,
про
которые
мы
сами
мало
знали.
Пришлось находить информацию в библиотеке, в архиве музея, досконально
изучить историю города, архитектуру зданий и донести эти знания до детей.
Вспоминается экскурсия на Вятское городище, где мы с ребятами воочию
увидели, как производили раскопки студенты-археологи: земля, разделенная
на
маленькие
квадратики,
и
каждый
такой
квадратик
тщательно
осматривается. Находили ножи, черепки от посуды, которые нам показали.
С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный
для каждого возрастного периода объем материала. В младших и средних
группах
представлены
альбомы
с
содержанием
ближайшего
окружения
(«Моя семья», «Детский сад у нас хорош»). Для детей старшего дошкольного
возраста тематика расширяется: оформляются не только альбомы по городу,
краю,
но
и
папки-передвижки
для
родителей
с
архивными
данными,
иллюстрированные фотографиями: «Город древний и вечно молодой», «Край
родной,
земля
Уральская»,
«История
создания
детского
сада».
Совершая
экскурсии по городу, мы решили составить карту-схему города. Эту работу
будем продолжать, а знания и впечатления от увиденного и услышанного
дети
отражают
в
рисунках.
Руками
родителей
и
воспитателей
создана
прекрасная
выставка
макетов
архитектурных
зданий
Чердыни.
Эффективность работы зависит от активного привлечения к ней родителей.
Так, экскурсии, КВН, собрания в форме игры «Счастливый случай» создают у
детей мощную мотивацию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором
усвоение
достаточно
сложных
сведений
идет
легко
и
непринужденно.
Элемент соревнования, всегда присутствующий в мероприятиях такого рода,
способствует
стимулированию
активности
детей,
вызывает
огромный
интерес и желание узнать как можно больше.
Итоговые
занятия
и
разработанная
нами
диагностика
-
это
своеобразный срез знаний, умений и навыков детей. Изучение истории своего
народа,
занятия
различными
видами
народного
искусства,
народными
ремеслами может помочь нашим детям проникнуть в духовный мир своего
народа,
понять
им
истоки
культуры,
образа
жизни,
стать
достойными
продолжателями традиций своего народа. «Пора нам, наконец, прикоснуться
к своим древним камням, своей памяти, и к своей культуре» - сказал Д.С.
Лихачев. Мы этому девизу и следуем.