Напоминание

"Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению – рассуждению по картине Ю.И.Пименова "Ожидание"


Автор: Мартынова Нина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4"
Населённый пункт: х. Базовый, Грачевский район, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема: "Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению – рассуждению по картине Ю.И.Пименова "Ожидание"
Раздел: среднее образование





Назад




ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 х. Базовый, Грачевский район Ставропольский край
Урок русского языка в 8 классе

Методическая тема
: «Развитие коммуникативных умений на уроках развития речи»
Тема урока
: «Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению– рассуждению по картине Ю.И.Пименова «Ожидание». Подготовила и провела учитель русского языка и литературы высшей категории Мартынова Н.Н. х.Базовый, 2017

Методическая тема
: «Развитие коммуникативных умений на уроках развития речи»
Цель:
-развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения , готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию .
Задачи
: - развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации; - углублять и расширять знания о нормах речевого поведения в различных сферах общения; -совершенствовать умения моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения; -воспитывать внимание к слову, любовь к языку, стремление понимать окружающих, сочувствовать им. создавать условия дляформирования и закрепления умений определять тип речи, доказывая свое мнение, оперировать речеведческими терминами, редактировать чужой текст и создавать свой.
Планируемые результаты:

Предметные
– ориентируются на страницах учебника, знают характерные особенности типов речи, редактируют и составляют текст -рассуждение.
Метапредметные:

Личностные
– дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные
– формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные
– принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные
– умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, работать в парах.
С ц е н а р и й

у р о к а

Тема урока: «
Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по картине Ю.И.Пименова «Ожидание».

Цели:
-знать основные типы речи, особенности композиции сочинения-рассуждения; -уметь оценивать языковые факты с точки зрения соответствия в сфере и ситуации общения, составлять текст рассуждение; -применять в жизни полученные знания, умения; -быть внимательным к слову, любить родной язык, стремиться понимать окружающих.
1.

Слайд №1

Оргмомент.
Урок развития речи .Запишите в тетрадях число, классная работа.
2.Постановка учебной задачи.
2.1. Н а д о с ке – з а п и с ь : … – тип речи, при котором текст отвечает на вопрос какой?; … – тип речи, при котором перечисляются действия, отвечает на вопрос К ак это происходило? … – тип речи, к которому нельзя нарисовать картинку; текст отвечает на вопрос… – Вспомните, на какой вопрос может отвечать текст- рассуждение (почему?)
4.Повторение типов речи. Учебник «Развитие речи.7 класс»

-
Какие признаки помогают проверить принадлежность к определенному типу?
Описание-
основнойвопрос:Каков предмет?
Цель текста-
дать характеристику предмета:описание человека, действий,пейзажа, картины.
Повествование
- Что произошло? Рассказ о событиях ,происходящих в течение определенного периода.
Рассуждение
– Почему? Размышления. Доказать мысль.
Слайд №2

Работа в парах
2.2.
Перед вами текст, в нем есть все части
.Предлагаю вам задание : прочитайте его, попробуйте доказать собеседнику серьезность такого заболевания, как ангина . Какой тип речи используете?
2.3. Минисценка
. -Почему?
-Во- первых,.. -Во-вторых,… -Вывод,..
2.4
.
Вывод
: Если вы просто скажете , что другу надо в больницу, вряд ли он вас послушает. А используя рассуждение, добьетесь другого результата. Убедили? Итак, основная
цель
рассуждения-
убедить
.
3.1
.
Целеполагание
. Формулирование темы и целей урока. Исходя из этого
определим тему урока
.(Рассуждение)
-Над чем будем работать, какие задания выполнять
?(повторение типов речи, особенности построения рассуждения, составлять текст- рассуждение,применять полученные знания в жизни).
ИКТ

3
.2.
Слайд №3» Цели
.» Запишите в тетрадях тему урока.
Слайд№4 «Содержание урока»

3.3.Заполнение таблицы:
Знаю по теме \ Узнал новое\Где пригодится в жизни.
Заполнить 1 графу(вопрос?
3 части )
3.
4. Проверка.
4.1
.
ИКТ Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» .

Рассуждение как тип речи

Б)Композиция рассуждения:
Рассуждение состоит из 3-х частей:Назовите(тезис, аргументы, вывод) Происхождение данных слов:
Тезис
- греч.Что такое?(Утверждение,мысль ,которую необходимо доказать).
Аргументы
– лат. Подберите синонимы к слову
аргументы-
доказательства, доводы, обоснования, объяснения.
Вывод
. Почему могу так написать
тезис= вывод?



4.2. УПР. «Восстанови текст»(
В настоящее время средний рост мужчины составляет 176см.)
6-8 \ 6,3,2,4,5,7,9,1,8.


(Закрыть

ИКТ Интерактивная доска

4.3. Тест»
Укажите лишнюю часть
»

4.4. Части урока №2 .
РЕДАКТИРОВАНИЕТЕКСТА
-Теория «
Связующие слова
»

Средства связи частей рассуждения(с110)
Для того, чтобы ваши рассуждения были убедительными, а читатель или слушатель лучше воспринимал структуру рассуждения, существуют связующие слова, обороты, предложения . -Давайте вспомним эти средства: А)-От
тезиса к доказательствам
(аргументам)задаем вопрос
?(Почему?)
И можно использовать такие связующие обороты:
И вот почему, это можно доказать

так(следующим образом),докажем это, в этом легко убедиться, это объясняется

следующим..

Б)

доказательства
можно вводить с помощью слов:
во-первых..например, к примеру,

допустим,предположим, так, значит, в общем, стало быть наконец…

В) вывод
оформляется с помощью таких слов
:итак, таким образом, поэтому, вот

почему, обобщим все сказанное выше, подведем итоги, из всего сказанного выше

следует, что.. сделаем вывод…

Специальные связующие слова могут отсутствовать.
Части рассуждения выделяются по смыслу и интонации.
-
А как удобнее воспринимать текст-рассуждение?
ИКТ Интерактивная доска

Слайд «Текст «Автомобили»
Прочитайте текст.Здесь есть все части:Т.,Док-ва,В. Чтобы их обнаружить,надо подумать.
А)Самостоятельная работа
Возьмите тексты у вас на столе и включите в него связующие слова:например
, докажем

это, это можно доказать ,это объясняется следующим Почему
? Во-первых, во-вторых,.. Следовательно,..
ИКТ Б)проверка отредактированного текста. Слайд.

ИКТ

Интерактивная доска


6. Тест .
Какое слово не может использоваться в роли связующего. Проверим, как вы запомнили основные термины. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Подготовка к сочинению- рассуждению по картине Ю.И.Пименова

«Ожидание».

ИКТ музыка

1.

Рассмотрите картину, послушайте вальс дождя и подумайте над вопросами.

ИКТ Интерактивная доска
2.
Г) Вспомогательные слова,
которые можно использовать в сочинении: Приоткрытое окно капли дождя свинцовые тучи Город мокрое стекло старый телефон широкий подоконник Перекрученный шнур брошенная трубка .
1.

ИКТ Словарь. Слайд №7 презентации к уроку
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы С этими словами мы сегодня будем работать на уроке.
2.

ИКТ Самопроверка словарных слов. Слайд №6 презентации к уроку

3.

Слайд «О картине «
Картина входит в серию натюрмортов
» Вещи каждого дня».
В своих картинах Ю.Пименов открывает «необыкновенное» в обыкновенном. Все, что встречается за день,- огромно и поразительно разнообразно. Один день будет наполнен как будто ничем: мягким шорохом травы на лесных полянах, стрекозами в воздухе, горячим летним солнцем, теплым летним дождем. Другой начинается нервным звонком телефона, торопливым утренним завтраком. Потом день завертится в своем сложном беге: картина за картиной пройдут перед вами- суета магазинов, толпы людей в метро, больница, где лежит близкий вам человек» . Характерные приметы своего времени Пименов запечатлел в своих картинах. Одна из них называется «Ожидание».
В)Рассмотрите картину

-Кто ждет и чего?


-
Какое из толкований слова подходит к тому, что вы видите на картине
?

-
Почему именно это?
-
Какое настроение картины?(грустное, плачет природа: капли на стекле, как слезы).
Слайд № 9 презентации к уроку

Д) Формулирование тезиса.План сочинения.

Ожидание
- состояние человека, с тревогой, нетерпением ждущего известий о ком-то. О чувствах и переживаниях, надежде звонящего рассказывают детали картины Ю.И.Пименова «Ожидание».
-Какие аргументы (доводы),
доказывающие эту точку зрения можно привести? _Во-первых, (погода)… -ВО-вторых ,(чувства звонящего)…
Вывод
= тезису(доказанному)…
Слайд№ 10 презентации к уроку

10. Самостоятельная работа с черновиками.

ИНД 11. Чтение образцов.

12
.
Рефлексия.

-
Из скольких частей состоит рассуждение?
-
Какую роль играют связующие слова в тексте?
-
Что узнали нового?
-
Заполните таблицу-2 графу.
-
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание:
Написать сочинение. ИНД Заполнить 3 графу таблицы:»Где пригодятся знания, полученные на уроке?» Составить синквейн
Рассуждение


Необходимое важное

объясняет, доказывает, убеждает

Рассуждение помогает убедить собеседника.
Общение
.


В раздел образования