"Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению – рассуждению по картине Ю.И.Пименова "Ожидание"
Автор: Мартынова Нина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4" Населённый пункт: х. Базовый, Грачевский район, Ставропольский край Наименование материала: Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: "Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению – рассуждению по картине Ю.И.Пименова "Ожидание" Раздел: среднее образование
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №4 х. Базовый, Грачевский район
Ставропольский край
Урок русского языка в 8 классе
Методическая тема :
«Развитие коммуникативных умений на уроках развития речи»
Тема урока : «Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению–
рассуждению по картине Ю.И.Пименова «Ожидание».
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы высшей
категории
Мартынова Н.Н.
х.Базовый, 2017
Методическая тема :
«Развитие коммуникативных умений на уроках развития речи»
Цель:
-развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки,
обеспечивающие владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
общения , готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию .
Задачи :
- развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и
социальной адаптации;
- углублять и расширять знания о нормах речевого поведения в различных сферах
общения;
-совершенствовать умения моделировать свое речевое поведение в соответствии с
условиями и задачами общения;
-воспитывать внимание к слову, любовь к языку, стремление понимать окружающих,
сочувствовать им.
создавать условия дляформирования и закрепления умений определять тип речи,
доказывая свое мнение, оперировать речеведческими терминами, редактировать чужой
текст и создавать свой.
Планируемые результаты:
Предметные
–
ориентируются
на
страницах
учебника,
знают
характерные
особенности типов речи, редактируют и составляют текст -рассуждение.
Метапредметные:
Личностные
–
дают
адекватную
самооценку
учебной
деятельности,
осознают
границы собственного знания и «незнания».
Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и
произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая
нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в
соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после
его
завершения
на
основе
его
оценки
и
учета
характера
сделанных
ошибок,
умеют
оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной
оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать
вопросы, работать в парах.
С ц е н а р и й
у р о к а
Тема урока: « Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по
картине Ю.И.Пименова «Ожидание».
Цели:
-знать основные типы речи, особенности композиции сочинения-рассуждения;
-уметь оценивать языковые факты с точки зрения соответствия в сфере и ситуации
общения, составлять текст рассуждение;
-применять в жизни полученные знания, умения;
-быть внимательным к слову, любить родной язык, стремиться понимать окружающих.
1.
Слайд №1
Оргмомент. Урок развития речи .Запишите в тетрадях число, классная работа.
2.Постановка учебной задачи.
2.1. Н а
д о с ке
–
з а п и с ь
:
… – тип речи, при котором текст отвечает на вопрос какой?;
…
– тип речи, при котором перечисляются действия, отвечает на вопрос К ак это
происходило?
… – тип речи, к которому нельзя нарисовать картинку; текст отвечает на вопрос…
– Вспомните, на какой вопрос может отвечать текст- рассуждение (почему?)
4.Повторение типов речи. Учебник «Развитие речи.7 класс»
- Какие признаки помогают проверить принадлежность к определенному типу?
Описание- основнойвопрос:Каков предмет?
Цель текста- дать характеристику предмета:описание человека, действий,пейзажа,
картины.
Повествование - Что произошло? Рассказ о событиях ,происходящих в течение
определенного периода.
Рассуждение – Почему? Размышления. Доказать мысль.
Слайд №2
Работа в парах
2.2. Перед вами текст, в нем есть все части .Предлагаю вам задание : прочитайте
его, попробуйте доказать собеседнику серьезность такого заболевания, как ангина .
Какой тип речи используете?
2.3. Минисценка .
-Почему?
-Во- первых,..
-Во-вторых,…
-Вывод,..
2.4 . Вывод : Если вы просто скажете , что другу надо в больницу, вряд ли
он вас послушает. А используя рассуждение, добьетесь другого результата.
Убедили?
Итак, основная цель рассуждения- убедить .
3.1 . Целеполагание .
Формулирование темы и целей урока.
Исходя из этого определим тему урока .(Рассуждение)
-Над чем будем работать, какие задания выполнять ?(повторение типов речи,
особенности построения рассуждения, составлять текст- рассуждение,применять
полученные знания в жизни).
ИКТ
3 .2. Слайд №3» Цели .» Запишите в тетрадях тему урока.
Слайд№4 «Содержание урока»
3.3.Заполнение таблицы: Знаю по теме \ Узнал новое\Где пригодится в жизни.
Заполнить 1 графу(вопрос? 3 части )
3. 4. Проверка.
4.1 . ИКТ Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» .
Рассуждение как тип речи
Б)Композиция рассуждения:
Рассуждение состоит из 3-х частей:Назовите(тезис, аргументы, вывод)
Происхождение данных слов: Тезис - греч.Что такое?(Утверждение,мысль ,которую
необходимо доказать).
Аргументы – лат.
Подберите синонимы к слову аргументы- доказательства, доводы, обоснования,
объяснения.
Вывод . Почему могу так написать тезис= вывод?
4.2. УПР. «Восстанови текст»( В настоящее время средний рост мужчины составляет
176см.) 6-8 \ 6,3,2,4,5,7,9,1,8.
(Закрыть
ИКТ Интерактивная доска
4.3. Тест» Укажите лишнюю часть »
4.4. Части урока №2 . РЕДАКТИРОВАНИЕТЕКСТА
-Теория « Связующие слова »
Средства связи частей рассуждения(с110)
Для того, чтобы ваши рассуждения были убедительными, а читатель или слушатель
лучше воспринимал структуру рассуждения, существуют связующие слова, обороты,
предложения .
-Давайте вспомним эти средства:
А)-От тезиса к доказательствам (аргументам)задаем вопрос ?(Почему?)
И можно использовать такие связующие обороты: И вот почему, это можно доказать
так(следующим образом),докажем это, в этом легко убедиться, это объясняется
следующим..
Б)
доказательства можно вводить с помощью слов: во-первых..например, к примеру,
допустим,предположим, так, значит, в общем, стало быть наконец…
В) вывод оформляется с помощью таких слов :итак, таким образом, поэтому, вот
почему, обобщим все сказанное выше, подведем итоги, из всего сказанного выше
следует, что.. сделаем вывод…
Специальные связующие слова могут отсутствовать. Части рассуждения выделяются
по смыслу и интонации.
- А как удобнее воспринимать текст-рассуждение?
ИКТ Интерактивная доска
Слайд «Текст «Автомобили»
Прочитайте текст.Здесь есть все части:Т.,Док-ва,В.
Чтобы их обнаружить,надо подумать.
А)Самостоятельная работа
Возьмите тексты у вас на столе и включите в него связующие слова:например , докажем
это, это можно доказать ,это объясняется следующим Почему ?
Во-первых, во-вторых,..
Следовательно,..
ИКТ Б)проверка отредактированного текста. Слайд.
ИКТ
Интерактивная доска
6. Тест . Какое слово не может использоваться в роли связующего. Проверим, как вы
запомнили основные термины.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Подготовка к сочинению- рассуждению по картине Ю.И.Пименова
«Ожидание».
ИКТ музыка
1.
Рассмотрите картину, послушайте вальс дождя и подумайте над вопросами.
ИКТ Интерактивная доска
2.
Г) Вспомогательные слова, которые можно использовать в сочинении:
Приоткрытое окно капли дождя свинцовые тучи
Город мокрое стекло старый телефон широкий подоконник
Перекрученный шнур брошенная трубка .
1.
ИКТ Словарь. Слайд №7 презентации к уроку
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы
С этими словами мы сегодня будем работать на уроке.
2.
ИКТ Самопроверка словарных слов. Слайд №6 презентации к уроку
3.
Слайд «О картине «
Картина входит в серию натюрмортов » Вещи каждого дня».
В своих картинах Ю.Пименов открывает «необыкновенное» в обыкновенном. Все,
что встречается за день,- огромно и поразительно разнообразно. Один день будет
наполнен как будто ничем: мягким шорохом травы на лесных полянах, стрекозами
в воздухе, горячим летним солнцем, теплым летним дождем.
Другой начинается нервным звонком телефона, торопливым утренним завтраком.
Потом день завертится в своем сложном беге: картина за картиной пройдут перед
вами- суета магазинов, толпы людей в метро, больница, где лежит близкий вам
человек» .
Характерные приметы своего времени Пименов запечатлел в своих картинах. Одна
из них называется «Ожидание».
В)Рассмотрите картину
-Кто ждет и чего?
- Какое из толкований слова подходит к тому, что вы видите на картине ?
- Почему именно это?
- Какое настроение картины?(грустное, плачет природа: капли на стекле, как слезы).
Слайд № 9 презентации к уроку
Д) Формулирование тезиса.План сочинения.
Ожидание - состояние человека, с тревогой, нетерпением ждущего известий о
ком-то. О чувствах и переживаниях, надежде звонящего рассказывают детали
картины Ю.И.Пименова «Ожидание».
-Какие аргументы (доводы), доказывающие эту точку зрения можно привести?
_Во-первых, (погода)…
-ВО-вторых ,(чувства звонящего)…
Вывод = тезису(доказанному)…
Слайд№ 10 презентации к уроку
10. Самостоятельная работа с черновиками.
ИНД 11. Чтение образцов.
12 . Рефлексия.
- Из скольких частей состоит рассуждение?
- Какую роль играют связующие слова в тексте?
- Что узнали нового?
- Заполните таблицу-2 графу.
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание:
Написать сочинение.
ИНД
Заполнить 3 графу таблицы:»Где пригодятся знания, полученные на уроке?»
Составить синквейн
Рассуждение