Напоминание

анализ поэтического произведения


Автор: Ищенко Валентина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №5
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: анализ поэтического произведения
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая».

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник −

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

(С.А. Есенин)

Творчество

С.

Есенина

было

связано

с

таким

поэтическим

течением,

как

акмеизм.

Стихотворение было написано в 1924 году, не самом удачном для него: именно

в это время он теряет своего близкого друга А.Ширяевца, поэт предчувствует и

свою близкую гибель, поэтому и создано произведение в элегическом жанре. Это

философское

стихотворение.

Есенин

поэтически

соединяет

краткий

миг

человеческой жизни с вечным потоком мирового времени, раскрывает подвижный

внутренний

мир,

сложные

душевные

переживания,

философские

раздумья

о

прочной связи человека с природой, которая видится ему Божественным храмом;

говорит о взаимодействии двух сфер: земной (тленности человека) и небесной

(вечности природы-матери), о разочаровании и одиночестве, что было для него

актуально так же, как и для русских поэтов, которые считали эти вопросы и

общественно-значимыми.

Есенин не замыкался

в себе, потому переживания его лирического героя

представлены открыто. Естественно, подобные темы вечны, ведь они затрагивают

как

существование

человека

в

обществе

(оно

надрывно

и

тяжело),

так

и

взаимопроникновение человека и природы (здесь полное соответствие), именно так

раскрывает Есенин проблему личности и ее связи

с миром. Он убежден, что

вылечить душу от грусти и тоски можно только путем слияния с природой, вторя

А.С.Пушкину, перед которым он преклонялся.

Лирического героя мы видим немолодым (трагизм восприятия усиливает то, что

самому

Есенину

в

это

время

только

29,

а

уже

такие

ощущения

жизни),

опустошенным,

уставшим,

разочарованным

«

странником»,

который,

как

все,

«пройдет…и

оставит

дом».

Единство

с

природой

абсолютно

(благодаря

параллелизму

это

очевидно),

«роща

золотая»

и

«березовый

веселый

язык»

(эпитеты) отчетливо дают понять это. Герой находится в гармонии с природой: в то

время как «дерево роняет тихо листья»,

герой «роняет грустные слова». Это

сравнение подчеркивает еще и удрученность героя: некого жалеть, разве только

«конопляник о всех ушедших грезит» (олицетворение) на фоне образов «широкого

месяца»

и

«голубого

пруда»

(эпитеты),

которые

помогают

показать

глубину

переживаний.

Нарастание душевных терзаний очевидно в 3-ей строфе: « Стою один среди

равнины

голой»

-

одиночество

пронзает:

«один»

в

бесконечном

пространстве

«среди равнины голой» (эпитет), ветер - один из любимых образов Есенина, но

здесь он не «серебряный» и не «косматый», здесь он «журавлей уносит в даль» -

подчеркивает текучесть человеческого бытия, потому « ничего в прошедшем не

жаль», даже при мыслях «о юности веселой», вот так оригинально поэт вводит

образ времени - это ветер, он все разносит, не оставляя ничего. Лирический герой

принимает это и ни о чем не сожалеет, как и герой Пушкина в стихотворении

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»:

Я говорю: промчатся годы

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды-

И чей-нибудь уж близок час.

В 4-й строфе с помощью анафоры поэт доказывает истинность этого чувства.

Динамизм душевных терзаний подчеркивают метафоры «души сиреневая цветь» и

«костер рябины красной», который « никого не может… согреть», хотя он и горит

(противопоставление). И дальше он нарастает, благодаря чему мы видим, что

лирический

герой

(ведь

повествование

идет

от

первого

лица)

на

самом

деле

опустошен,

тем не менее, спокойно констатирует тот незыблемый факт, что в

природе все вечно: «не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадет трава».

И это наряду с тем, что сам он «роняет грустные слова». Какая сила духа! При этом

еще и успокаивает, советуя: «скажите так…».

Инверсии, используемые поэтом, помогают остро и четко сконцентрировать нас

на главном и увидеть, что герой принимает все, даже

«если время, ветром разметая,

Сгребет их все в ненужный ком».

Здесь сравнение, эпитет, метафора, олицетворение звучат последним аккордом:

все прошло, ничего не осталось, а «роща золотая отговорила милым языком»

(олицетворение) завершает

тягостные раздумья - исповедь, заставляя читателя

глубоко сопереживать герою.

Усиливает

восприятие

и

эвфония:

благозвучие

достигается

благодаря

перекрестной

рифме,

а

также

женской

и

мужской;

аллитерации

(звук

«р»

периодически повторяется, что

придает особенный ритм). Размер стиха – ямб

сыграл свою роль: музыкальность стиха,

изысканная утонченность в создании

образа лирического героя, его острых ощущений - все это воздействует с огромной

силой.

Асиндетон-бессоюзие - (ведь в стихотворении всего несколько союзов, поэтому

мы можем себе позволить отметить данный прием поэтического синтаксиса) также

работает на музыкальность стиха.

Глагольные формы представлены тремя временами, а неопределенная форма во 2-

й строфе в риторическом вопросе заключает в себе ключевой момент: именно она

концентрирует внимание на теме стихотворения: одиночестве и разочаровании,

потому что грядущего нет; мысль поэта пульсирует на настоящем, которое не

приведет его к будущему. Есенин понимает, что жизнь прожита, и говорит об этом с

глубокой печалью, при этом оставаясь внутренне спокойным. Он сам здесь дает

наставление: «скажите так». Форма повелительного наклонения глагола помогает

передать его внутреннюю стойкость, обращение-просьбу достойного человека к

тем, кто будет потом.

Глагол «грезит», относящийся к лексике высокого стиля,

подчеркивает возвышенность и достоинство героя, усиливает его чувства так же,

как и частицы. Стихотворение воспринимается как печальная исповедь поэта о

своей жизни. Мастерство Есенина как поэта философской лирики

в данном

стихотворении проявилось с большей силой, ведь философская лирика-это поэзия о

вечном,

в

основе

которой

лежат

раздумья

о

смысле

человеческого

бытия,

о

предназначении человека.

Всемирность, ощущение себя в контексте космоса были основными мотивами

русской

философской

лирики

XIX-XX

веков,

и

совершенно

естественно,

что

схожие

мотивы

(разочарования,

тленности

человеческого

бытия,

одиночества)

присутствуют

в

произведениях

и

других

поэтов:

явная

и

не

случайная

реминисценция из стихотворений М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: в

произведениях выражены пути лирических героев к синтезу с миром: равниной,

пустыней,

небом

и

И.Бунина

«В

степи»,

где

пейзаж

переплетается

с

эмоциональным состоянием лирического героя, его ощущениями: «но мне не жаль

былого…», сравним «но ничего в прошедшем мне не жаль…», образы журавлей;

опадающие листья - образы утраченных надежд; присутствуют пространственные

образы (равнины у С. Есенина) и степи (у И.Бунина).

Мотивы стихотворения Ф.И.Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…»

также

перекликаются

с

мотивами

произведения

С.

Есенина:

перед

природой,

«всепоглощающей и миротворной бездной», «мы смутно сознаем самих себя», и

лирический герой С.Есенина признает, что он « не жалеет больше ни о ком».

Обилие темпоральной лексики (различные периоды и отрезки времени, возрасты)

помогает увидеть глубину выражаемой мысли. Нельзя не отметить (ведь схожий

мотив очевиден) и стихотворение А.Блока «Как тяжело ходить среди людей»,

лирический герой которого испытывает ощущения одиночества, трагизма «жизни

гибельной пожар», ср. «горит костер рябины красной».

Все вышеназванные стихотворения - философские монологи зрелых, много

переживших

людей,

подводящих

итоги

прожитой

жизни,

осмысливающих

прошедшее. Им, в отличие от лирического героя А. С. Пушкина (стихотворение

«Странник»),

который,

«странствуя

среди

долины

дикой,…был

объят

скорбию

великой и тяжким бременем подавлен и согбен», «изливал души пронзенной муки»,

задаваясь вопросом: «что буду делать я?», никто не говорит: «ступай», чтобы

«узреть спасенья верный путь», ведь теперь совсем другое время и, соответственно,

восприятия жизни.

Остается заключить, что С.Есенин не одинок в своих философских размышлениях,

напротив, отрадно то, что русские поэты единодушны в главном: в мироощущении

и мировосприятии.

«Истинные поэты всех времен и народов всегда были философами»,-

констатировал Д.Веневитинов. И это находит подтверждение.

Философская лирика-это поэзия о вечном, в основе которой лежат раздумья о

смысле человеческого бытия, о предназначении человека.

Всемирность, ощущение себя в контексте космоса были основными мотивами

русской философской лирики XIX-XX веков, к которой принадлежит

стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая», на что указывают

следующие составляющие: решение проблемы личности и ее связей с миром;

поэтическое соединение краткого мига человеческой жизни с вечным потоком

мирового времени; создание собственной образной концепции человека;

восприятие природы как Божественного храма; обе сферы есенинского мира,

земная и небесная, взаимодействуют и сливаются, влияют друг на друга: сравнение:

лирический герой «роняет грустные слова», как «дерево роняет тихо листья»;

параллелизм - природа и одинокий человек: ««стою один» и метафорический

эпитет «среди равнины голой»; пространственный образ земли- равнина-;

художественное время в образе ветра: здесь и прошлое (эпитет «юность веселая»),

и одинокое настоящее «стою один», и будущее, но уже без него «скажите так…»;

вечность природы и тленность человека (олицетворение «о всех ушедших грезит

конопляник»); тема подчиненности жизни законам природы: параллелизмы,

сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник»,

но мир при этом не умирает: «от желтизны не пропадет трава», «не обгорят

рябиновые кисти».

Мотивы разочарования, тленности человеческого бытия, одиночества

присутствуют в произведениях других поэтов: явная и не случайная

реминисценция из стихотворений М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: в

произведениях выражены пути лирических героев к синтезу с миром: равниной,

пустыней, небом - и И.Бунина «В степи», где пейзаж переплетается с

эмоциональным состоянием лирического героя, его ощущениями: «но мне не жаль

былого…», сравним «но ничего в прошедшем мне не жаль…», образы журавлей;

опадающие листья - символы утраченных надежд; пространственные образы

равнины и степи, образы времени.

Мотивы стихотворения Ф.И.Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…»

также перекликаются с мотивами произведения С. Есенина: перед природой,

«всепоглощающей и миротворной бездной»… «мы смутно сознаем самих себя», и

лирический герой С.Есенина признает, что он « не жалеет больше ни о ком».

Обилие темпоральной лексики (различные периоды и отрезки времени, возрасты)

помогает увидеть глубину выражаемой мысли. Нельзя не отметить (ведь схожий

мотив очевиден) и стихотворение А.Блока «Как тяжело ходить среди людей»,

лирический герой которого испытывает ощущения одиночества, трагизма «жизни

гибельной пожар», ср.- «горит костер».

Все вышеназванные стихотворения - философские монологи зрелых, много

переживших людей, подводящих итог прожитой жизни, осмысливающих

прошедшее. Им, в отличие от лирического героя А. С. Пушкина (стихотворение

«Странник»), который, «странствуя среди долины дикой,…был объят скорбию

великой и тяжким бременем подавлен и согбен» и «изливал души пронзенной

муки», задаваясь вопросом: «что буду делать я?», никто не говорит: «ступай»,

чтобы «узреть спасенья верный путь»: разное время и восприятие жизни, а в

стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» мы находим абсолютную

схожесть:

Я говорю: промчатся годы

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды-

И чей-нибудь уж близок час.

Очень точно сказал Д.Веневитинов: «Истинные поэты всех времен и народов

всегда были философами».



В раздел образования