Автор: Ищенко Валентина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №5
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: анализ поэтического произведения
Раздел: среднее образование
Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая».
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник −
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
(С.А. Есенин)
Творчество
С.
Есенина
было
связано
с
таким
поэтическим
течением,
как
акмеизм.
Стихотворение было написано в 1924 году, не самом удачном для него: именно
в это время он теряет своего близкого друга А.Ширяевца, поэт предчувствует и
свою близкую гибель, поэтому и создано произведение в элегическом жанре. Это
философское
стихотворение.
Есенин
поэтически
соединяет
краткий
миг
человеческой жизни с вечным потоком мирового времени, раскрывает подвижный
внутренний
мир,
сложные
душевные
переживания,
философские
раздумья
о
прочной связи человека с природой, которая видится ему Божественным храмом;
говорит о взаимодействии двух сфер: земной (тленности человека) и небесной
(вечности природы-матери), о разочаровании и одиночестве, что было для него
актуально так же, как и для русских поэтов, которые считали эти вопросы и
общественно-значимыми.
Есенин не замыкался
в себе, потому переживания его лирического героя
представлены открыто. Естественно, подобные темы вечны, ведь они затрагивают
как
существование
человека
в
обществе
(оно
надрывно
и
тяжело),
так
и
взаимопроникновение человека и природы (здесь полное соответствие), именно так
раскрывает Есенин проблему личности и ее связи
с миром. Он убежден, что
вылечить душу от грусти и тоски можно только путем слияния с природой, вторя
А.С.Пушкину, перед которым он преклонялся.
Лирического героя мы видим немолодым (трагизм восприятия усиливает то, что
самому
Есенину
в
это
время
только
29,
а
уже
такие
ощущения
жизни),
опустошенным,
уставшим,
разочарованным
«
странником»,
который,
как
все,
«пройдет…и
оставит
дом».
Единство
с
природой
абсолютно
(благодаря
параллелизму
это
очевидно),
«роща
золотая»
и
«березовый
веселый
язык»
(эпитеты) отчетливо дают понять это. Герой находится в гармонии с природой: в то
время как «дерево роняет тихо листья»,
герой «роняет грустные слова». Это
сравнение подчеркивает еще и удрученность героя: некого жалеть, разве только
«конопляник о всех ушедших грезит» (олицетворение) на фоне образов «широкого
месяца»
и
«голубого
пруда»
(эпитеты),
которые
помогают
показать
глубину
переживаний.
Нарастание душевных терзаний очевидно в 3-ей строфе: « Стою один среди
равнины
голой»
-
одиночество
пронзает:
«один»
в
бесконечном
пространстве
«среди равнины голой» (эпитет), ветер - один из любимых образов Есенина, но
здесь он не «серебряный» и не «косматый», здесь он «журавлей уносит в даль» -
подчеркивает текучесть человеческого бытия, потому « ничего в прошедшем не
жаль», даже при мыслях «о юности веселой», вот так оригинально поэт вводит
образ времени - это ветер, он все разносит, не оставляя ничего. Лирический герой
принимает это и ни о чем не сожалеет, как и герой Пушкина в стихотворении
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»:
Я говорю: промчатся годы
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды-
И чей-нибудь уж близок час.
В 4-й строфе с помощью анафоры поэт доказывает истинность этого чувства.
Динамизм душевных терзаний подчеркивают метафоры «души сиреневая цветь» и
«костер рябины красной», который « никого не может… согреть», хотя он и горит
(противопоставление). И дальше он нарастает, благодаря чему мы видим, что
лирический
герой
(ведь
повествование
идет
от
первого
лица)
на
самом
деле
опустошен,
тем не менее, спокойно констатирует тот незыблемый факт, что в
природе все вечно: «не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадет трава».
И это наряду с тем, что сам он «роняет грустные слова». Какая сила духа! При этом
еще и успокаивает, советуя: «скажите так…».
Инверсии, используемые поэтом, помогают остро и четко сконцентрировать нас
на главном и увидеть, что герой принимает все, даже
«если время, ветром разметая,
Сгребет их все в ненужный ком».
Здесь сравнение, эпитет, метафора, олицетворение звучат последним аккордом:
все прошло, ничего не осталось, а «роща золотая отговорила милым языком»
(олицетворение) завершает
тягостные раздумья - исповедь, заставляя читателя
глубоко сопереживать герою.
Усиливает
восприятие
и
эвфония:
благозвучие
достигается
благодаря
перекрестной
рифме,
а
также
женской
и
мужской;
аллитерации
(звук
«р»
периодически повторяется, что
придает особенный ритм). Размер стиха – ямб
сыграл свою роль: музыкальность стиха,
изысканная утонченность в создании
образа лирического героя, его острых ощущений - все это воздействует с огромной
силой.
Асиндетон-бессоюзие - (ведь в стихотворении всего несколько союзов, поэтому
мы можем себе позволить отметить данный прием поэтического синтаксиса) также
работает на музыкальность стиха.
Глагольные формы представлены тремя временами, а неопределенная форма во 2-
й строфе в риторическом вопросе заключает в себе ключевой момент: именно она
концентрирует внимание на теме стихотворения: одиночестве и разочаровании,
потому что грядущего нет; мысль поэта пульсирует на настоящем, которое не
приведет его к будущему. Есенин понимает, что жизнь прожита, и говорит об этом с
глубокой печалью, при этом оставаясь внутренне спокойным. Он сам здесь дает
наставление: «скажите так». Форма повелительного наклонения глагола помогает
передать его внутреннюю стойкость, обращение-просьбу достойного человека к
тем, кто будет потом.
Глагол «грезит», относящийся к лексике высокого стиля,
подчеркивает возвышенность и достоинство героя, усиливает его чувства так же,
как и частицы. Стихотворение воспринимается как печальная исповедь поэта о
своей жизни. Мастерство Есенина как поэта философской лирики
в данном
стихотворении проявилось с большей силой, ведь философская лирика-это поэзия о
вечном,
в
основе
которой
лежат
раздумья
о
смысле
человеческого
бытия,
о
предназначении человека.
Всемирность, ощущение себя в контексте космоса были основными мотивами
русской
философской
лирики
XIX-XX
веков,
и
совершенно
естественно,
что
схожие
мотивы
(разочарования,
тленности
человеческого
бытия,
одиночества)
присутствуют
в
произведениях
и
других
поэтов:
явная
и
не
случайная
реминисценция из стихотворений М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: в
произведениях выражены пути лирических героев к синтезу с миром: равниной,
пустыней,
небом
и
И.Бунина
«В
степи»,
где
пейзаж
переплетается
с
эмоциональным состоянием лирического героя, его ощущениями: «но мне не жаль
былого…», сравним «но ничего в прошедшем мне не жаль…», образы журавлей;
опадающие листья - образы утраченных надежд; присутствуют пространственные
образы (равнины у С. Есенина) и степи (у И.Бунина).
Мотивы стихотворения Ф.И.Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…»
также
перекликаются
с
мотивами
произведения
С.
Есенина:
перед
природой,
«всепоглощающей и миротворной бездной», «мы смутно сознаем самих себя», и
лирический герой С.Есенина признает, что он « не жалеет больше ни о ком».
Обилие темпоральной лексики (различные периоды и отрезки времени, возрасты)
помогает увидеть глубину выражаемой мысли. Нельзя не отметить (ведь схожий
мотив очевиден) и стихотворение А.Блока «Как тяжело ходить среди людей»,
лирический герой которого испытывает ощущения одиночества, трагизма «жизни
гибельной пожар», ср. «горит костер рябины красной».
Все вышеназванные стихотворения - философские монологи зрелых, много
переживших
людей,
подводящих
итоги
прожитой
жизни,
осмысливающих
прошедшее. Им, в отличие от лирического героя А. С. Пушкина (стихотворение
«Странник»),
который,
«странствуя
среди
долины
дикой,…был
объят
скорбию
великой и тяжким бременем подавлен и согбен», «изливал души пронзенной муки»,
задаваясь вопросом: «что буду делать я?», никто не говорит: «ступай», чтобы
«узреть спасенья верный путь», ведь теперь совсем другое время и, соответственно,
восприятия жизни.
Остается заключить, что С.Есенин не одинок в своих философских размышлениях,
напротив, отрадно то, что русские поэты единодушны в главном: в мироощущении
и мировосприятии.
«Истинные поэты всех времен и народов всегда были философами»,-
констатировал Д.Веневитинов. И это находит подтверждение.
Философская лирика-это поэзия о вечном, в основе которой лежат раздумья о
смысле человеческого бытия, о предназначении человека.
Всемирность, ощущение себя в контексте космоса были основными мотивами
русской философской лирики XIX-XX веков, к которой принадлежит
стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая», на что указывают
следующие составляющие: решение проблемы личности и ее связей с миром;
поэтическое соединение краткого мига человеческой жизни с вечным потоком
мирового времени; создание собственной образной концепции человека;
восприятие природы как Божественного храма; обе сферы есенинского мира,
земная и небесная, взаимодействуют и сливаются, влияют друг на друга: сравнение:
лирический герой «роняет грустные слова», как «дерево роняет тихо листья»;
параллелизм - природа и одинокий человек: ««стою один» и метафорический
эпитет «среди равнины голой»; пространственный образ земли- равнина-;
художественное время в образе ветра: здесь и прошлое (эпитет «юность веселая»),
и одинокое настоящее «стою один», и будущее, но уже без него «скажите так…»;
вечность природы и тленность человека (олицетворение «о всех ушедших грезит
конопляник»); тема подчиненности жизни законам природы: параллелизмы,
сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник»,
но мир при этом не умирает: «от желтизны не пропадет трава», «не обгорят
рябиновые кисти».
Мотивы разочарования, тленности человеческого бытия, одиночества
присутствуют в произведениях других поэтов: явная и не случайная
реминисценция из стихотворений М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: в
произведениях выражены пути лирических героев к синтезу с миром: равниной,
пустыней, небом - и И.Бунина «В степи», где пейзаж переплетается с
эмоциональным состоянием лирического героя, его ощущениями: «но мне не жаль
былого…», сравним «но ничего в прошедшем мне не жаль…», образы журавлей;
опадающие листья - символы утраченных надежд; пространственные образы
равнины и степи, образы времени.
Мотивы стихотворения Ф.И.Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…»
также перекликаются с мотивами произведения С. Есенина: перед природой,
«всепоглощающей и миротворной бездной»… «мы смутно сознаем самих себя», и
лирический герой С.Есенина признает, что он « не жалеет больше ни о ком».
Обилие темпоральной лексики (различные периоды и отрезки времени, возрасты)
помогает увидеть глубину выражаемой мысли. Нельзя не отметить (ведь схожий
мотив очевиден) и стихотворение А.Блока «Как тяжело ходить среди людей»,
лирический герой которого испытывает ощущения одиночества, трагизма «жизни
гибельной пожар», ср.- «горит костер».
Все вышеназванные стихотворения - философские монологи зрелых, много
переживших людей, подводящих итог прожитой жизни, осмысливающих
прошедшее. Им, в отличие от лирического героя А. С. Пушкина (стихотворение
«Странник»), который, «странствуя среди долины дикой,…был объят скорбию
великой и тяжким бременем подавлен и согбен» и «изливал души пронзенной
муки», задаваясь вопросом: «что буду делать я?», никто не говорит: «ступай»,
чтобы «узреть спасенья верный путь»: разное время и восприятие жизни, а в
стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» мы находим абсолютную
схожесть:
Я говорю: промчатся годы
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды-
И чей-нибудь уж близок час.
Очень точно сказал Д.Веневитинов: «Истинные поэты всех времен и народов
всегда были философами».