Напоминание

Закаливание в детском саду


Автор: Зиннурова Фаягуль Галимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 261
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Закаливание в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад





Закаливание в детском саду
Автор: Зиннурова Фаягуль Галимовна, МБДОУ детский сад № 261, г. Уфа, Республика Башкортостан. Закаливание организма – одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы – солнце, воздух, вода. При закаливании вообще, а в детском возрасте особенно, надо руководствоваться следующими правилами: 1. Соблюдать постепенность при применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды). 2. Систематически использовать разнообразные средства закаливания (свежий воздух в помещении, прогулки достаточной длительности, облегчение одежды, специальные процедуры). 3. Учитывать состояние здоровья и индивидуальную чувствительность детей. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек в сочетании с обучением детей методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В нашей группе в отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствие с установленным графиком. Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегченной одежде. Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде. Организуем полоскание рта и горла после каждого приема пищи, проветриваем спальню перед сном не менее получаса. Одевание и раздевание детей только в групповой комнате. Подъем организуем по мере пробуждения детей. Следим за тем чтобы дети были одеты по погоде, во время прогулки, во избежание переохлаждения организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения. А также используем следующие виды закаливания, которые очень нравятся нашим ребятам и они охотно выполняют их: -Закаливающий массаж подошв. -Обширное умывание. -Бульканье. Эти закаливающие процедуры проводим после дневного сна. Начинаются они с разминки. Дети на кровати выполняют ряд упражнений, которые помогают им проснуться.
Закаливающий

массаж

подошв
как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
1.Подготовительный этап а) Удобно сесть и расслабиться. 2.Основная часть а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки. б) Сделать разминание стопы всеми пальцами. в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам. г) Похлопать подошву ладонью. д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз. е) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы. 3.Заключительный этап а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки. б) Посидеть спокойно, расслабившись. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами: Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнем И массаж подошв начнем. Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной. Ласка всем друзья нужна. Это помни ты всегда! Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно, Растирай, старайся И не отвлекайся. По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками. И полезно, и приятно – Это всем давно понятно. Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней. Будут быстрыми они, Потом попробуй догони! Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда. Раз – сгибай, два – выпрямляй Ну, активнее давай! В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть. Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим. Будем их беречь мы И всегда любить.
Обширное умывание
как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий. Умывай-ка «Раз» - обмывает правой рукой левую кисть. «Два» - обмывает левой рукой правую кисть. «Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя. «Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед. «Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди. «Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку. «Восемь» - ополаскивает руки. «Девять» - отжимает их, слегка стряхивая. «Десять» - вытирает руки насухо Умывание можно сопровождать стихами: Раз – обмоем кисть руки, Два – с другою повтори. Три – до локтя намочили Четыре – с другою повторили. Пять – по шее провели, Шесть – смелее по груди. Семь – лицо свое обмоем, Восемь – с рук усталость смоем. Девять – воду отжимай, Десять – сухо вытирай.
После этого комплекса водных процедур, дети садятся за столы, где проделывают ряд дыхательных упражнений(
бульканье
), цель которых: улучшение функции дыхания, ритмирование его, профилактика заболеваний бронхов и легких. Перед каждым ребенком на столе баночка, наполненная водой. В банку вставлена трубочка. Комплекс упражнений выполняется в игровой форме. «Жили – были друзья: Самолетик, Паровозик и Кукушечка. Каждый день они встречались на полянке.»
Летит самолет
Выполнение: сидя на стуле, руки вытянуты в стороны. Звуковое сопровождение: дети произносят «у-у-у-у», губы вытянуты в трубочку. 5-6 сек.
Забарахлил мотор
Выполнение: руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулаки, руки перед грудью. Дети делают руками прерывистые круговые движенияс произношением отрывистого звука: «р-р, р-р, р-р». 4сек.
Мотор заработал
Выполнение: исходное положение тоже, только движения рук непрерывно с длительным произношением звука: «р-р-р-р» на полный выдох.
Самолет набирает высоту
Выполнение: поднимание рук через стороны вверх, соприкасаясь тыльной стороной кистей рук. На выдохе дети произносят с заметным усилением звука «у-у-у-у». После чего руки опускаются.
Самолет снижается
Выполнение: тоже самое, только в обратном порядке, т.е. переход с усиленного звука на выдохе к его ослаблению.
Комплекс с водой:

Летит самолет
Выполнение: дети произносят в трубку длительный звук «у-у-у-у» на полный выдох. 5-6 сек.
Забарахлил мотор
Выполнение: дети дуют через трубку в банку, произнося на выдохе прерывистый звук «р-р, р-р, р-р»
Мотор заработал
Выполнение: на выдохе произносится непрерывно звук «р-р-р-р». 5-6 сек. и «полетели»: «у-у-у-у».
Самолет набирает высоту
Выполнение: на выдохе дети произносят с усилением звук «у-у-у-у».
Летит кукушечка
Выполнение: взмахи руками, произнося в такт движениям «ку-ку, ку-ку».
Кукушечка кукует
Выполнение: руки согнуты в локтях, отведены назад, пальцами имитируется клюв. Наклоны туловища вправо и влево, «клювик» открывается и закрывается, дети произносят «ку-ку, ку-ку» на каждый наклон туловища. 6 раз.

Кукушечка летит на высокое дерево
Выполнение: произнося с усилением звук «ку-у-у-у-у», дети переносят обе руки с левой стороны снизу в правую сторону наверх, выполняя дугу.
Паровозик едет
Выполнение: руки согнуты в локтях, дети выполняют круговые движения, имитируя движения колес (вначале медленно, затем с ускорением, произнося «чух-чух-чух»).
Паровозик гудит
Выполнение: ладони возле лица, имитируя рупор. С усилением произносится звук «у-у-у-у». Руки вытягиваются вперед вместе с имитированием рупора.
Упражнения с водой.

Паровозик гудит
Выполнение: в трубку дети произносят с усилением звук «у-у-у-у».
Паровозик предупреждает об опасности
Выполнение: отрывистое выполнение звука «у,у,у,у»
Паровозик радуется
Выполнение: учащенный, резкий выдох в трубку звука «у,у,у,у»
Паровозик гудит
Выполнение: длительное произнесение звука «у-у-у-у» на полный выдох в трубку. Описанные выше процедуры и упражнения благотворительно влияют на развивающийся организм ребенка. Список литературы: 1. Анохина И. А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье. – М.: АРКТИ, 2010. 2. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. Бересневой З. И. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 3. Микляева Н. В., Прищепа С. С., Виноградова Н. А., Палий Т. М. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепления здоровья. – М.: ТЦ Сфера, 2015 4. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 – 7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы зарядок. – Волгоград: Учитель, 2014 5. Семенюк Е. А. Лечебные игры для детей. – Ростов: Феникс, 2015.


В раздел образования