Автор: Зиннурова Фаягуль Галимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 261 Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Закаливание в детском саду Раздел: дошкольное образование
Закаливание в детском саду
Автор: Зиннурова Фаягуль Галимовна, МБДОУ детский сад № 261, г. Уфа,
Республика Башкортостан.
Закаливание
организма
–
одно
из
лучших
средств
укрепления
здоровья.
Задача
закаливания
-
приучить
хрупкий,
растущий
организм
ребенка
переносить
перемены
температуры
в
окружающей
среде.
Основными
средствами закаливания детей являются естественные факторы природы –
солнце, воздух, вода.
При
закаливании
вообще,
а
в
детском
возрасте
особенно,
надо
руководствоваться следующими правилами:
1.
Соблюдать
постепенность
при
применении
средств
закаливания
(снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды).
2.
Систематически
использовать
разнообразные
средства
закаливания
(свежий
воздух
в
помещении,
прогулки
достаточной
длительности,
облегчение одежды, специальные процедуры).
3.
Учитывать
состояние
здоровья
и
индивидуальную
чувствительность
детей.
Дошкольный
возраст
–
самое
благоприятное
время
для
выработки
правильных
привычек
в
сочетании
с
обучением
детей
методом
совершенствования
и
сохранения
здоровья
приведут
к
положительным
результатам.
В нашей группе в отсутствии детей организуем сквозное проветривание
групповой комнаты и спальни в соответствие с установленным графиком.
Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в
облегченной
одежде.
Проводим
утреннюю
гимнастику
в
хорошо
проветренной группе и в соответствующей одежде. Организуем полоскание
рта и горла после каждого приема пищи, проветриваем спальню перед сном
не менее получаса. Одевание и раздевание детей только в групповой комнате.
Подъем организуем по мере пробуждения детей. Следим за тем чтобы дети
были одеты по погоде, во время прогулки, во избежание переохлаждения
организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные
игры, общеразвивающие упражнения. А также используем следующие виды
закаливания,
которые
очень
нравятся
нашим
ребятам
и
они
охотно
выполняют их:
-Закаливающий массаж подошв.
-Обширное умывание.
-Бульканье.
Эти
закаливающие процедуры проводим после дневного сна. Начинаются
они
с
разминки.
Дети
на
кровати
выполняют
ряд
упражнений,
которые
помогают им проснуться.
Закаливающий
массаж
подошв
как
эффективный
вид
закаливания
рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он
основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног.
Массаж стоп делается ежедневно.
1.Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
2.Основная часть
а)
Одной
рукой,
образуя
«вилку»
из
большого
и
остальных
пальцев,
обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к
пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е)
Растереть
подушечкой
большого
пальца
руки
закаливающую
зону,
расположенную в центре подошвы.
3.Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Дозировка
должна
соответствовать
возрасту
детей.
Комплекс
можно
сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем друзья нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно,
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно –
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай!
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для
детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до
пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных
действий.
Умывай-ка
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до
локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой
руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо
Умывание можно сопровождать стихами:
Раз – обмоем кисть руки,
Два – с другою повтори.
Три – до локтя намочили
Четыре – с другою повторили.
Пять – по шее провели,
Шесть – смелее по груди.
Семь – лицо свое обмоем,
Восемь – с рук усталость смоем.
Девять – воду отжимай,
Десять – сухо вытирай.
После
этого
комплекса
водных
процедур,
дети
садятся
за
столы,
где
проделывают
ряд
дыхательных
упражнений( бульканье ),
цель
которых:
улучшение функции дыхания, ритмирование его, профилактика заболеваний
бронхов и легких.
Перед каждым ребенком на столе баночка, наполненная водой. В банку
вставлена трубочка. Комплекс упражнений выполняется в игровой форме.
«Жили – были друзья: Самолетик, Паровозик и Кукушечка. Каждый день
они встречались на полянке.»
Летит самолет
Выполнение:
сидя
на
стуле,
руки
вытянуты
в
стороны.
Звуковое
сопровождение: дети произносят «у-у-у-у», губы вытянуты в трубочку. 5-6
сек.
Забарахлил мотор
Выполнение: руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулаки, руки перед
грудью.
Дети
делают
руками
прерывистые
круговые
движенияс
произношением отрывистого звука: «р-р, р-р, р-р». 4сек.
Мотор заработал
Выполнение: исходное положение тоже, только движения рук непрерывно с
длительным произношением звука: «р-р-р-р» на полный выдох.
Самолет набирает высоту
Выполнение: поднимание рук через стороны вверх, соприкасаясь тыльной
стороной кистей рук. На выдохе дети произносят с заметным усилением
звука «у-у-у-у». После чего руки опускаются.
Самолет снижается
Выполнение:
тоже
самое,
только
в
обратном
порядке,
т.е.
переход
с
усиленного звука на выдохе к его ослаблению.
Комплекс с водой:
Летит самолет
Выполнение: дети произносят в трубку длительный звук «у-у-у-у» на полный
выдох. 5-6 сек.
Забарахлил мотор
Выполнение:
дети
дуют
через
трубку
в
банку,
произнося
на
выдохе
прерывистый звук «р-р, р-р, р-р»
Мотор заработал
Выполнение: на выдохе произносится непрерывно звук «р-р-р-р». 5-6 сек. и
«полетели»: «у-у-у-у».
Самолет набирает высоту
Выполнение: на выдохе дети произносят с усилением звук «у-у-у-у».
Летит кукушечка
Выполнение: взмахи руками, произнося в такт движениям «ку-ку, ку-ку».
Кукушечка кукует
Выполнение: руки согнуты в локтях, отведены назад, пальцами имитируется
клюв.
Наклоны
туловища
вправо
и
влево,
«клювик»
открывается
и
закрывается, дети произносят «ку-ку, ку-ку» на каждый наклон туловища. 6
раз.
Кукушечка летит на высокое дерево
Выполнение: произнося с усилением звук «ку-у-у-у-у», дети переносят обе
руки с левой стороны снизу в правую сторону наверх, выполняя дугу.
Паровозик едет
Выполнение: руки согнуты в локтях, дети выполняют круговые движения,
имитируя движения колес (вначале медленно, затем с ускорением, произнося
«чух-чух-чух»).
Паровозик гудит
Выполнение: ладони возле лица, имитируя рупор. С усилением произносится
звук «у-у-у-у». Руки вытягиваются вперед вместе с имитированием рупора.
Упражнения с водой.
Паровозик гудит
Выполнение: в трубку дети произносят с усилением звук «у-у-у-у».
Паровозик предупреждает об опасности
Выполнение: отрывистое выполнение звука «у,у,у,у»
Паровозик радуется
Выполнение: учащенный, резкий выдох в трубку звука «у,у,у,у»
Паровозик гудит
Выполнение: длительное произнесение звука «у-у-у-у» на полный выдох в
трубку.
Описанные выше процедуры и упражнения благотворительно влияют на
развивающийся организм ребенка.
Список литературы:
1.
Анохина И. А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье. – М.: АРКТИ, 2010.
2.
Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. Бересневой З. И. – М.: ТЦ Сфера,
2003.
3.
Микляева
Н.
В.,
Прищепа
С.
С.,
Виноградова
Н.
А.,
Палий
Т.
М.
Физическое
развитие
дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепления здоровья. – М.: ТЦ Сфера, 2015
4.
Подольская Е. И. Формы оздоровления детей
4 – 7 лет. Кинезиологическая и дыхательная
гимнастики, комплексы зарядок. – Волгоград: Учитель, 2014
5.
Семенюк Е. А. Лечебные игры для детей. – Ростов: Феникс, 2015.