Напоминание

Круговорот воды в природе


Автор: Лезенкова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №49 "Веселый гном"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: План-конспект опытно-экспериментальной деятельности
Тема: Круговорот воды в природе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

«Детский

сад

общеразвивающего

вида

с

приоритетным

осуществлением

деятельности

по

физическому

развитию

детей

49

«Весёлый

гном»

города Новочебоксарск Чувашской Республики

Конспект по опытно-экспериментальной

деятельности в подготовительной группе

«Круговорот воды в природе»

Подготовила: воспитатель

подготовительной группы

«Зайчики» Лезенкова О. А.

Новочебоксарск-2017

Цель: Уточнить и расширить знания детей о значении воды в нашей жизни,

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «круговорот воды в

природе», учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты.

Развивающие: совершенствовать навыки проведения опытов и

экспериментов, развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и

делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и

экспериментов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение к

воде, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Словарная работа: глобус, модель, пресная, «круговорот воды в природе»,

фильтр, фильтровать, отфильтровывать, очистительная станция.

Материалы: интерактивная доска, ноутбук, глобус, термос с горячей водой,

пластмассовая емкость, холодное стекло, пластиковые стаканчики, ложки,

миски с солью, воронки, тарелки, ватные диски, марля, плотная ткань,

изображение воздушного шара, схема «Круговорот воды в природе» , фильм

«Вода в природе», запись шума ветра, мульт-зарядка, салфетки.

Ход:

Дети замечают на интерактивной доске картинку воздушного шара и

подходят к доске. Воспитатель начинает беседу с детьми с вопроса: «А кто

знает, для чего нужен воздушный шар?»

Дети: На воздушном шаре можно путешествовать.

Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие на этом воздушном

шаре?

Получив утвердительный ответ, воспитатель приглашает детей занять

посадочные места.

Воспитатель: Отправляемся в полет! 1-2-3 - лети! (звучит шум ветра) А

полетим мы над нашей планетой Земля. Достает глобус. Что это?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно! А вы объясните мне, что такое глобус?

Дети: Это наша Земля только маленькая.

Воспитатель: Да, все верно. Это модель нашей планеты. Именно так наша

Земля выглядит из космоса. А что на глобусе обозначено голубым цветом?

Отгадайте загадку и получите ответ:

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как, сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Дети: Вода!

Воспитатель: Да, это вода и, посмотрите, сколько её на нашей планете!

Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета голубого

цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Где в

основном находится вода?

Дети: В морях и океанах.

Воспитатель: А какая там вода на вкус? (ответы детей)

Воспитатель: Годится соленая вода из моря и океана для питья? (ответы

детей)

Воспитатель: А знаете, наш воздушный шар оснащен мини-лабораторией. И

поэтому мы можем провести небольшие эксперименты прямо здесь.

Давайте узнаем, годится ли соленая вода для питья, проведя эксперимент.

Эксперимент №1.

Дети подходят к столику для экспериментирования. На столе приготовлены

стаканчики с кипяченой водой, чашечки с солью, ложечки. Дети насыпают

немного соли в воду, растворяют её и пробуют на вкус.

Дети: Нет, соленая вода не пригодна для питья.

Воспитатель: А какая вода годится для питья? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Только пресная вода годится для питья, а такой воды на

нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной

воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду нужно

беречь и бережно к ней относиться (дети занимают свои места).

А вы знаете, где же на Земле запасы пресной воды?

Дети: В кране.

Воспитатель: А как она туда попадает?

Дети: Из трубы.

Воспитатель: А в трубы? (ответы детей)

Воспитатель: Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер.

Воспитатель: Для чего мы используем пресную воду?

Дети: Для приготовления пищи, для стирки, уборки, полива растений, моемся

водой.

Воспитатель: Много воды нужно для этого?

Дети: Нужно очень много воды.

Воспитатель: Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю

воду, почему вода не заканчивается? Ответ на мой вопрос вы узнаете из

фильма. ( демонстрация фильма «Вода в природе»)

Воспитатель: Что же мы узнали о воде из фильма?

Дети: Запасы пресной воды всегда пополняются, она находится под землей,

стекает с гор, капает с неба, поднимается туманом вверх.

Воспитатель: То есть вода путешествует! Это путешествие воды, как вы

узнали из фильма, называется «Круговорот воды в природе».

Воспитатель: А как образуются облака? Давайте поймаем наше облако в

емкость.

Проводится эксперимент, который демонстрирует воспитатель.

Эксперимент №2.

Перед детьми ставится демонстрационный столик.

В прозрачную пластиковую емкость выливается горячая вода. Емкость

заполняется на 2/3 объема. Сверху закрывается охлажденной прозрачной

крышкой. Дети наблюдают за образованием сначала пара, а потом и

конденсата.

Пока идет процесс образования конденсата, дети отвечают на вопрос

воспитателя: Ребята, а все облака одинаковые?

Дети: Есть легкие и пушистые облака, а есть тяжелые темные грозовые тучи.

Воспитателем снимается аккуратно крышечка и детям показывается влага,

готовая сорваться в виде капель.

Воспитатель: Вот наше облако напиталось водой и оно готово пролиться

дождем на землю. Капли стряхиваются в емкость. Вот такое дождевое облако

у нас получилось!

Воспитатель: Давайте на экране выстроим схему круговорота воды в

природе. (Дети под руководством воспитателя рассматривают схему и

проговаривают ее.)

Воспитатель: Пора нам немножко отдохнуть. (Выполняется

физкультминутка «Капелька»).

Воспитатель: Ребята, у нас на столах в стаканчиках есть вода, но она грязная.

Как же сделать так, чтобы вода стала чистой? (ответы детей)

Воспитатель: Я вам предлагаю провести настоящую процедуру очистки воды.

Эксперимент №3.

1 способ:

Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу

будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю.

Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – марлю.

А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из одного стакана тонкой

струйкой в другой стакан.

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал

грязным, на нем остались большие кусочки грязи).

Воспитатель: А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значит, марля

задерживает только крупный мусор и пропускает мелкий мусор и грязь.

2 способ:

Воспитатель: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки.

Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку

вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань.

Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все

ребята профильтровали?

Воспитатель: Посмотрите на фильтры. Какие они? (ответы детей). Правильно

здесь и песчинки и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал

воду, но вода ещё мутная.

3 способ:

Воспитатель: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в

воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. Отфильтровываем.

Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да). А что мы для этого

сделали? (ответы детей)

Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв и не пропускает самые

мелкие соринки.

4 способ:

Воспитатель: Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы,

которыми мы пользовались, по очереди, слоями. И начнём фильтровать воду.

Ребята, что стало с водой? (ответ детей: она стала ещё чище). А как мы это

сделали? (ответы детей)

Воспитатель: Вот примерно так, ребята, происходит очистка воды в

очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и

вкусную воду.

Воспитатель: Но для идеальной очистки нам нужно профильтровать воду

через специальный аквафильтр. Посмотрите. (Демонстрация фильтра).

Давайте выльем всю вашу отфильтрованную воду в аквафильтр.

Воспитатель: ребята, пока вода фильтруется, посмотрите на экран. Это

очистительные сооружения, где происходит очистка воды.

Воспитатель: Вода необходима всему живому на планете, поэтому ее нужно

беречь. Давайте подумаем и сформулируем правила бережного отношения к

воде (формулируют дети).

Воспитатель: Вот наша с вами вода и отфильтровалась. Какая она стала?

(ответы детей). Но это еще не вся процедура очистки. Остальное делают на

очистительных станциях.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Что нового

вы узнали? (ответы детей). А сейчас нам нужно возвращаться в наш детский

сад. 1-2 - покружись, в детский сад наш воздушный шар возвратись!

Вот мы и

снова в нашем любимом детском саду. Ребята, мы же знаем стихи про воду.

Давайте их прочтем.

Вода — источник жизни,

Источник светлых дней.

Взгляни безукоризненно

В стремительный ручей.

Напиться хочет каждый,

Ты реки береги,

Озера, океаны

И малые пруды.

Река, и озеро, и пруд

Всегда нас летом в гости ждут,

В жару приятно очутиться

И у ручья — воды напиться.

Повсюду, всем вода нужна:

Она и кораблям важна,

Плывут что на морском просторе,

Пшенице, спеющей на поле...

И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

Молодцы, ребята, большое вам спасибо!



В раздел образования