Автор: Лезенкова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №49 "Веселый гном"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: План-конспект опытно-экспериментальной деятельности
Тема: Круговорот воды в природе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
общеразвивающего
вида
с
приоритетным
осуществлением
деятельности
по
физическому
развитию
детей
№
49
«Весёлый
гном»
города Новочебоксарск Чувашской Республики
Конспект по опытно-экспериментальной
деятельности в подготовительной группе
«Круговорот воды в природе»
Подготовила: воспитатель
подготовительной группы
«Зайчики» Лезенкова О. А.
Новочебоксарск-2017
Цель: Уточнить и расширить знания детей о значении воды в нашей жизни,
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «круговорот воды в
природе», учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты.
Развивающие: совершенствовать навыки проведения опытов и
экспериментов, развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и
делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и
экспериментов, развивать слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение к
воде, формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Словарная работа: глобус, модель, пресная, «круговорот воды в природе»,
фильтр, фильтровать, отфильтровывать, очистительная станция.
Материалы: интерактивная доска, ноутбук, глобус, термос с горячей водой,
пластмассовая емкость, холодное стекло, пластиковые стаканчики, ложки,
миски с солью, воронки, тарелки, ватные диски, марля, плотная ткань,
изображение воздушного шара, схема «Круговорот воды в природе» , фильм
«Вода в природе», запись шума ветра, мульт-зарядка, салфетки.
Ход:
Дети замечают на интерактивной доске картинку воздушного шара и
подходят к доске. Воспитатель начинает беседу с детьми с вопроса: «А кто
знает, для чего нужен воздушный шар?»
Дети: На воздушном шаре можно путешествовать.
Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие на этом воздушном
шаре?
Получив утвердительный ответ, воспитатель приглашает детей занять
посадочные места.
Воспитатель: Отправляемся в полет! 1-2-3 - лети! (звучит шум ветра) А
полетим мы над нашей планетой Земля. Достает глобус. Что это?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно! А вы объясните мне, что такое глобус?
Дети: Это наша Земля только маленькая.
Воспитатель: Да, все верно. Это модель нашей планеты. Именно так наша
Земля выглядит из космоса. А что на глобусе обозначено голубым цветом?
Отгадайте загадку и получите ответ:
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как, сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Дети: Вода!
Воспитатель: Да, это вода и, посмотрите, сколько её на нашей планете!
Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета голубого
цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Где в
основном находится вода?
Дети: В морях и океанах.
Воспитатель: А какая там вода на вкус? (ответы детей)
Воспитатель: Годится соленая вода из моря и океана для питья? (ответы
детей)
Воспитатель: А знаете, наш воздушный шар оснащен мини-лабораторией. И
поэтому мы можем провести небольшие эксперименты прямо здесь.
Давайте узнаем, годится ли соленая вода для питья, проведя эксперимент.
Эксперимент №1.
Дети подходят к столику для экспериментирования. На столе приготовлены
стаканчики с кипяченой водой, чашечки с солью, ложечки. Дети насыпают
немного соли в воду, растворяют её и пробуют на вкус.
Дети: Нет, соленая вода не пригодна для питья.
Воспитатель: А какая вода годится для питья? (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Только пресная вода годится для питья, а такой воды на
нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной
воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду нужно
беречь и бережно к ней относиться (дети занимают свои места).
А вы знаете, где же на Земле запасы пресной воды?
Дети: В кране.
Воспитатель: А как она туда попадает?
Дети: Из трубы.
Воспитатель: А в трубы? (ответы детей)
Воспитатель: Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер.
Воспитатель: Для чего мы используем пресную воду?
Дети: Для приготовления пищи, для стирки, уборки, полива растений, моемся
водой.
Воспитатель: Много воды нужно для этого?
Дети: Нужно очень много воды.
Воспитатель: Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю
воду, почему вода не заканчивается? Ответ на мой вопрос вы узнаете из
фильма. ( демонстрация фильма «Вода в природе»)
Воспитатель: Что же мы узнали о воде из фильма?
Дети: Запасы пресной воды всегда пополняются, она находится под землей,
стекает с гор, капает с неба, поднимается туманом вверх.
Воспитатель: То есть вода путешествует! Это путешествие воды, как вы
узнали из фильма, называется «Круговорот воды в природе».
Воспитатель: А как образуются облака? Давайте поймаем наше облако в
емкость.
Проводится эксперимент, который демонстрирует воспитатель.
Эксперимент №2.
Перед детьми ставится демонстрационный столик.
В прозрачную пластиковую емкость выливается горячая вода. Емкость
заполняется на 2/3 объема. Сверху закрывается охлажденной прозрачной
крышкой. Дети наблюдают за образованием сначала пара, а потом и
конденсата.
Пока идет процесс образования конденсата, дети отвечают на вопрос
воспитателя: Ребята, а все облака одинаковые?
Дети: Есть легкие и пушистые облака, а есть тяжелые темные грозовые тучи.
Воспитателем снимается аккуратно крышечка и детям показывается влага,
готовая сорваться в виде капель.
Воспитатель: Вот наше облако напиталось водой и оно готово пролиться
дождем на землю. Капли стряхиваются в емкость. Вот такое дождевое облако
у нас получилось!
Воспитатель: Давайте на экране выстроим схему круговорота воды в
природе. (Дети под руководством воспитателя рассматривают схему и
проговаривают ее.)
Воспитатель: Пора нам немножко отдохнуть. (Выполняется
физкультминутка «Капелька»).
Воспитатель: Ребята, у нас на столах в стаканчиках есть вода, но она грязная.
Как же сделать так, чтобы вода стала чистой? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам предлагаю провести настоящую процедуру очистки воды.
Эксперимент №3.
1 способ:
Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу
будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю.
Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – марлю.
А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из одного стакана тонкой
струйкой в другой стакан.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал
грязным, на нем остались большие кусочки грязи).
Воспитатель: А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значит, марля
задерживает только крупный мусор и пропускает мелкий мусор и грязь.
2 способ:
Воспитатель: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки.
Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку
вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань.
Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все
ребята профильтровали?
Воспитатель: Посмотрите на фильтры. Какие они? (ответы детей). Правильно
здесь и песчинки и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал
воду, но вода ещё мутная.
3 способ:
Воспитатель: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в
воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. Отфильтровываем.
Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да). А что мы для этого
сделали? (ответы детей)
Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв и не пропускает самые
мелкие соринки.
4 способ:
Воспитатель: Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы,
которыми мы пользовались, по очереди, слоями. И начнём фильтровать воду.
Ребята, что стало с водой? (ответ детей: она стала ещё чище). А как мы это
сделали? (ответы детей)
Воспитатель: Вот примерно так, ребята, происходит очистка воды в
очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и
вкусную воду.
Воспитатель: Но для идеальной очистки нам нужно профильтровать воду
через специальный аквафильтр. Посмотрите. (Демонстрация фильтра).
Давайте выльем всю вашу отфильтрованную воду в аквафильтр.
Воспитатель: ребята, пока вода фильтруется, посмотрите на экран. Это
очистительные сооружения, где происходит очистка воды.
Воспитатель: Вода необходима всему живому на планете, поэтому ее нужно
беречь. Давайте подумаем и сформулируем правила бережного отношения к
воде (формулируют дети).
Воспитатель: Вот наша с вами вода и отфильтровалась. Какая она стала?
(ответы детей). Но это еще не вся процедура очистки. Остальное делают на
очистительных станциях.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Что нового
вы узнали? (ответы детей). А сейчас нам нужно возвращаться в наш детский
сад. 1-2 - покружись, в детский сад наш воздушный шар возвратись!
Вот мы и
снова в нашем любимом детском саду. Ребята, мы же знаем стихи про воду.
Давайте их прочтем.
Вода — источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей.
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озера, океаны
И малые пруды.
Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.
Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле...
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
Молодцы, ребята, большое вам спасибо!