Автор: Студнева Надежда Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Мурманска № 104
Населённый пункт: г. Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ".
Раздел: дошкольное образование
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ».
Ориентировка
в
пространстве
–
одна
из
актуальных
и
трудных
проблем,
входящих
в
сферу
социальной
адаптации
детей
с
нарушением
зрения.
Это
объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во
многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве
своего дома, на улицах города, в общественных местах.
В исследованиях тифлопедагогов М. Денисовой, З. Семёновой, Л. Плаксиной, В.
Денискиной,
Е.
Подколзиной
выявлены особенности
ориентировки
в
пространстве у детей с нарушение зрения:
Затруднения
в
овладении
пространственными
представлениями,
практической
микро
и
макроориентировке,
словесном
обозначении
пространственных отношений;
Сложности
формирования
представлений
о
форме,
величине,
пространственном местоположении;
Ограниченные возможности дистанционного (на расстоянии) восприятия;
Разрушение
стерескопического
зрения
вследствие
нарушения
бинокулярного видения;
Ограничение
обзорных
возможностей,
ведущее
к
медленному
зрительному анализу, малой двигательной активности;
Недостаточная продуктивность узнавания реальных объектов (из трёх
видов изображений – цветной, контурной, силуэтной – лучше всего дети
узнают цветной, т. к. он даёт дополнительную информацию).
Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со
зрительной патологией:
Формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
Овладение ориентировкой на своём теле;
Обучение способам и приёмам ориентировки в микропространстве (за
столом, на листе бумаги, в книге);
Формирование
необходимых
специальных
умений
и
навыков
самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и
ориентировки в нём;
Обучение
ориентировке
совместно
со
зрячими
сверстниками
и
взрослыми;
Ознакомление с приёмами ориентировки при помощи вспомогательных
средств (трость, звуковые сигналы).
Решение
этих
задач
предполагает
осуществление
комплексного
подхода
к
определению содержания программы.
Современные
исследования
тифлопедагогов
выявили условия
овладения
дошкольниками с нарушением зрения умениями ориентировки в окружающем
пространстве:
Развитие
анализаторов
(готовность
сохранных
анализаторов
воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);
Развитие
общих
представлений
(накопление
необходимого
запаса
предметных и пространственных представлений, овладение способами
восприятия);
Развитие движений (сформированность правильной позы, походки при
ориентировке и обследовании);
Развитие
навыков
мобильности
(преодоление
страха
пространства,
формирование интереса к данному виду деятельности).
Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально
разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:
На первом этапе необходимо создать у детей чёткие представления о
своём теле и его симметричности, о пространственном расположении его
частей; обучить их практической ориентировке «на себе».
На втором этапе необходимо дать детям представления о том, что
собственное
тело
является
точкой
отсчёта
при
ориентировке
в
окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки
полисенсорного
восприятия
предметов,
умение
анализировать
информацию. Полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов,
объединять её в единый образ и применять в практической ориентировке;
На третьем этапе решается задача обучения детей ориентировке между
предметами,
расположенными
в
окружающем
пространстве,
умению
определять своё местоположение среди предметов и пространственное
расположение одного предмета по отношению к другому;
На четвёртом этапе решается задача обучения детей моделированию
предметно-пространственных отношений;
На
пятом
этапе
решается
задача
обучения
детей
ориентировке
в
пространстве схем и планов пространства.
Наиболее успешно усвоения детьми ориентировки в окружающем пространстве
осуществляется в коррекционно-развивающих играх, в которых дети учатся выделять
и
анализировать
различные
пространственные
признаки
и
отношения,
получать
информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
При
обучении
ориентировки
на
собственном
теле
используем
следующие
приёмы:
Зрительно-осязательное
обследование
ребёнком
своего
тела:
рассматривание ребёнком себя в зеркале;
Зрительно-осязательное
обследование
ребёнком
куклы;
выделение
и
называние частей её тела; словесное обозначение их расположения.
Игры «Покажи, где у тебя голова (ноги, ступни и т. д.)», «Оденем
куклу на прогулку», «Кукла делает зарядку».
Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны
«на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой
основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении
используем реальные чувственные ощущения детей.
Например, левая сторона связывается с расположением сердца. Дети
прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьётся.
Используем
систему
меток:
аппликационные
изображения,
кружки,
бантики и т. д. Их прикрепляем на одежду и объясняем ребёнку, что эта
сторона его тела – левая.
Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчёта «от
себя», формируем у детей навыки использования зрения в ориентировке, развиваем
умения
выделять
различные
ориентиры
(световые,
цветовые,
звуковые,
осязательные). Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко»,
«ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и
упражнений:
«Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?»,
«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?».
Игра «Что ближе, что дальше?» - развитие зрительного гнозиса.
Необходимо положить облако так, чтобы самолёт летел ниже облака
(самолёт
закрывает
облако).
Так,
чтобы
самолёт
летел
над
облаком
(облако закрывает самолёт).
Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому
зрительное
восприятие
пространства
необходимо
дополнить
двигательными
ощущениями.
Педагог
предлагает
ребёнку
пройти
до
игрушки
и
сосчитать,
сколько
шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, так же считая шаги, и
сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов.
Когда дети прочно усвоят направления пространства с точкой отсчёта «от себя»,
учим их ориентироваться «от предметов» и «между предметами», используя игры:
«Расскажи, как стоят игрушки», «Где сидит кукла?», «Поставь
игрушку на верхнюю, нижнюю полку».
Следующим важным этапом является формирование у детей умений создавать
простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и
их заместителями. Детям предлагается игровое задание, где они учатся обследовать
пространство, которое им стоит моделировать.
Игра «Кукла переезжает на новую квартиру».
Дети
расставляют
мебель
и
словесно
описывают
её
расположение.
Условия
каждой
такой
игры
меняются.
Например,
по-другому
расставляется мебель, увеличивается её количество, вносятся новые
атрибуты.
Игра
«Математический
планшет»
-
э т о
в о з м о ж н о с т ь
исследовательской
деятельности
для
ребёнка,
содействие
его
сенсомоторному,
познавательному
развитию,
а
также
развитию
творческих
способностей.
А
это
означает
развитие
тонкой
моторики,
дифференцированного
восприятия,
сенсомоторной
памяти,
усвоение
обобщённых
знаний
и
способов
действия.
«Математический
планшет»
даст
возможность
в
играх
осваивать
систему
ориентировки в пространстве.
В левый верхний и правый нижний углы поля поместить зелёные ромбы.
В правый верхний, левый нижний – красный круглые ромбы.
«Укрась ёлку» - красный шарик – вверху, зелёный – внизу.
Игра «Числовые домики» - игра на закрепление геометрических фигур,
цвета, ориентировки в пространстве, закрепление прямого и обратного счёта. Игра
может быть как командной, так и одиночной.
Командная игра – выкладывается два домика и детям даётся задание:
«Кто быстрее найдёт и назовёт числа от 1 до 20, от 10 до 5 и т. д.
Одиночная игра – задание: «Найди число «2». Где оно находится?» (на
зелёном треугольнике).
Игра
«Мельница»
-
игра
на
закрепление
и
р а с ш и р е н и е
пространственного представления: слева, справа, вверху, внизу, в середине, умение
ориентироваться на листе бумаги.
«Какие числа находятся на крыше мельницы, на окнах, на дверях? Что
находится внизу? (стены мельницы). Какие числа мы видим на стене? Что
находится или вертится в середине мельницы? (лопасти). Какие числа на
лопастях?».
Игра
«Бусы»
-
словесный
диктант
–
игра
на
закрепление
понятий
справа, слева, в середине, между.
Детям даётся задание – положите в середину красную бусинку. Какая
бусинка, какого цвета находится справа от красной; между красной и
синей бусинкой?
Игра «Полёт бабочки» - игра на знакомство с осью координат.
1 вариант игры – посади бабочку на синий цветок на жёлтом фоне.
2 вариант игры – на какой цветок сядет бабочка, если она сначала
полетит – 3 клеточки вверх, а потом 4 клеточки вправо.
Игра «Дерево с божьей коровкой» - игра на развитие ориентировки в
пространстве на плоскости.
Где находится красный листок? (между коричневым и голубым).
Игра «Чёрный квадрат» - выкладываем геометрические фигуры по
словесному
указанию,
развиваем
умение
слышать
взрослого
и
работать
по
словесному указанию.
Покажи верхний правый угол, положите на него жёлтый треугольник.
Покажи
середину
квадрата,
помести
туда
красный
круг,
справа
от
красного круга помести зелёный квадрат.
Игра
«Выложи
ряд» - деление геометрических фигур по признакам:
цвет, размер, форма.
Цвет: на верхнюю полоску – синие фигуры, на нижнюю полоску – красные
фигуры.
Размер: на верхнюю полоску – большие фигуры, на нижнюю полоску –
маленькие фигуры.
Форма: на верхнюю полоску – только треугольники, на нижнюю полоску –
прямоугольники.
Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем и планов
является,
пожалуй,
самым
сложным
этапом
работы.
Проводить
его
необходимо
последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке по картинке-
плану;
знакомство
с
условными
(схематичными)
изображениями
предметов;
формирование
умения
соотносить
расположение
в
пространстве
реальных
предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем
замкнутого пространства.
По предложенной схеме расставить на столе игрушки и рассказать, как
они расположены.
По схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе
предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.
Нарисовать,
как
размещены
предметы
в
шкафу,
рассказать
об
их
местоположении.
Нарисовать, как размещены предметы на полу в комнате, и рассказать об
их местоположении.
Игра «Путешествие по дорожке».
Что ты встретил по дорожке слева? (цветок, грибок).
Что находится справа от дорожки? (цветок). А если повернуть, то
слева находится что? (ёж).
Таким
образом,
использование
коррекционно-развивающих
игр
расширяет
представления детей об окружающем пространстве и формирует прочные навыки
практического ориентирования.