Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ".


Автор: Студнева Надежда Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Мурманска № 104
Населённый пункт: г. Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ».

Ориентировка

в

пространстве

одна

из

актуальных

и

трудных

проблем,

входящих

в

сферу

социальной

адаптации

детей

с

нарушением

зрения.

Это

объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во

многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве

своего дома, на улицах города, в общественных местах.

В исследованиях тифлопедагогов М. Денисовой, З. Семёновой, Л. Плаксиной, В.

Денискиной,

Е.

Подколзиной

выявлены особенности

ориентировки

в

пространстве у детей с нарушение зрения:

Затруднения

в

овладении

пространственными

представлениями,

практической

микро

и

макроориентировке,

словесном

обозначении

пространственных отношений;

Сложности

формирования

представлений

о

форме,

величине,

пространственном местоположении;

Ограниченные возможности дистанционного (на расстоянии) восприятия;

Разрушение

стерескопического

зрения

вследствие

нарушения

бинокулярного видения;

Ограничение

обзорных

возможностей,

ведущее

к

медленному

зрительному анализу, малой двигательной активности;

Недостаточная продуктивность узнавания реальных объектов (из трёх

видов изображений – цветной, контурной, силуэтной – лучше всего дети

узнают цветной, т. к. он даёт дополнительную информацию).

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со

зрительной патологией:

Формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

Овладение ориентировкой на своём теле;

Обучение способам и приёмам ориентировки в микропространстве (за

столом, на листе бумаги, в книге);

Формирование

необходимых

специальных

умений

и

навыков

самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и

ориентировки в нём;

Обучение

ориентировке

совместно

со

зрячими

сверстниками

и

взрослыми;

Ознакомление с приёмами ориентировки при помощи вспомогательных

средств (трость, звуковые сигналы).

Решение

этих

задач

предполагает

осуществление

комплексного

подхода

к

определению содержания программы.

Современные

исследования

тифлопедагогов

выявили условия

овладения

дошкольниками с нарушением зрения умениями ориентировки в окружающем

пространстве:

Развитие

анализаторов

(готовность

сохранных

анализаторов

воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

Развитие

общих

представлений

(накопление

необходимого

запаса

предметных и пространственных представлений, овладение способами

восприятия);

Развитие движений (сформированность правильной позы, походки при

ориентировке и обследовании);

Развитие

навыков

мобильности

(преодоление

страха

пространства,

формирование интереса к данному виду деятельности).

Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально

разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:

На первом этапе необходимо создать у детей чёткие представления о

своём теле и его симметричности, о пространственном расположении его

частей; обучить их практической ориентировке «на себе».

На втором этапе необходимо дать детям представления о том, что

собственное

тело

является

точкой

отсчёта

при

ориентировке

в

окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки

полисенсорного

восприятия

предметов,

умение

анализировать

информацию. Полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов,

объединять её в единый образ и применять в практической ориентировке;

На третьем этапе решается задача обучения детей ориентировке между

предметами,

расположенными

в

окружающем

пространстве,

умению

определять своё местоположение среди предметов и пространственное

расположение одного предмета по отношению к другому;

На четвёртом этапе решается задача обучения детей моделированию

предметно-пространственных отношений;

На

пятом

этапе

решается

задача

обучения

детей

ориентировке

в

пространстве схем и планов пространства.

Наиболее успешно усвоения детьми ориентировки в окружающем пространстве

осуществляется в коррекционно-развивающих играх, в которых дети учатся выделять

и

анализировать

различные

пространственные

признаки

и

отношения,

получать

информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

При

обучении

ориентировки

на

собственном

теле

используем

следующие

приёмы:

Зрительно-осязательное

обследование

ребёнком

своего

тела:

рассматривание ребёнком себя в зеркале;

Зрительно-осязательное

обследование

ребёнком

куклы;

выделение

и

называние частей её тела; словесное обозначение их расположения.

Игры «Покажи, где у тебя голова (ноги, ступни и т. д.)», «Оденем

куклу на прогулку», «Кукла делает зарядку».

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны

«на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой

основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении

используем реальные чувственные ощущения детей.

Например, левая сторона связывается с расположением сердца. Дети

прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьётся.

Используем

систему

меток:

аппликационные

изображения,

кружки,

бантики и т. д. Их прикрепляем на одежду и объясняем ребёнку, что эта

сторона его тела – левая.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчёта «от

себя», формируем у детей навыки использования зрения в ориентировке, развиваем

умения

выделять

различные

ориентиры

(световые,

цветовые,

звуковые,

осязательные). Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко»,

«ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и

упражнений:

«Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?»,

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?».

Игра «Что ближе, что дальше?» - развитие зрительного гнозиса.

Необходимо положить облако так, чтобы самолёт летел ниже облака

(самолёт

закрывает

облако).

Так,

чтобы

самолёт

летел

над

облаком

(облако закрывает самолёт).

Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому

зрительное

восприятие

пространства

необходимо

дополнить

двигательными

ощущениями.

Педагог

предлагает

ребёнку

пройти

до

игрушки

и

сосчитать,

сколько

шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, так же считая шаги, и

сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов.

Когда дети прочно усвоят направления пространства с точкой отсчёта «от себя»,

учим их ориентироваться «от предметов» и «между предметами», используя игры:

«Расскажи, как стоят игрушки», «Где сидит кукла?», «Поставь

игрушку на верхнюю, нижнюю полку».

Следующим важным этапом является формирование у детей умений создавать

простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и

их заместителями. Детям предлагается игровое задание, где они учатся обследовать

пространство, которое им стоит моделировать.

Игра «Кукла переезжает на новую квартиру».

Дети

расставляют

мебель

и

словесно

описывают

её

расположение.

Условия

каждой

такой

игры

меняются.

Например,

по-другому

расставляется мебель, увеличивается её количество, вносятся новые

атрибуты.

Игра

«Математический

планшет»

-

э т о

в о з м о ж н о с т ь

исследовательской

деятельности

для

ребёнка,

содействие

его

сенсомоторному,

познавательному

развитию,

а

также

развитию

творческих

способностей.

А

это

означает

развитие

тонкой

моторики,

дифференцированного

восприятия,

сенсомоторной

памяти,

усвоение

обобщённых

знаний

и

способов

действия.

«Математический

планшет»

даст

возможность

в

играх

осваивать

систему

ориентировки в пространстве.

В левый верхний и правый нижний углы поля поместить зелёные ромбы.

В правый верхний, левый нижний – красный круглые ромбы.

«Укрась ёлку» - красный шарик – вверху, зелёный – внизу.

Игра «Числовые домики» - игра на закрепление геометрических фигур,

цвета, ориентировки в пространстве, закрепление прямого и обратного счёта. Игра

может быть как командной, так и одиночной.

Командная игра – выкладывается два домика и детям даётся задание:

«Кто быстрее найдёт и назовёт числа от 1 до 20, от 10 до 5 и т. д.

Одиночная игра – задание: «Найди число «2». Где оно находится?» (на

зелёном треугольнике).

Игра

«Мельница»

-

игра

на

закрепление

и

р а с ш и р е н и е

пространственного представления: слева, справа, вверху, внизу, в середине, умение

ориентироваться на листе бумаги.

«Какие числа находятся на крыше мельницы, на окнах, на дверях? Что

находится внизу? (стены мельницы). Какие числа мы видим на стене? Что

находится или вертится в середине мельницы? (лопасти). Какие числа на

лопастях?».

Игра

«Бусы»

-

словесный

диктант

игра

на

закрепление

понятий

справа, слева, в середине, между.

Детям даётся задание – положите в середину красную бусинку. Какая

бусинка, какого цвета находится справа от красной; между красной и

синей бусинкой?

Игра «Полёт бабочки» - игра на знакомство с осью координат.

1 вариант игры – посади бабочку на синий цветок на жёлтом фоне.

2 вариант игры – на какой цветок сядет бабочка, если она сначала

полетит – 3 клеточки вверх, а потом 4 клеточки вправо.

Игра «Дерево с божьей коровкой» - игра на развитие ориентировки в

пространстве на плоскости.

Где находится красный листок? (между коричневым и голубым).

Игра «Чёрный квадрат» - выкладываем геометрические фигуры по

словесному

указанию,

развиваем

умение

слышать

взрослого

и

работать

по

словесному указанию.

Покажи верхний правый угол, положите на него жёлтый треугольник.

Покажи

середину

квадрата,

помести

туда

красный

круг,

справа

от

красного круга помести зелёный квадрат.

Игра

«Выложи

ряд» - деление геометрических фигур по признакам:

цвет, размер, форма.

Цвет: на верхнюю полоску – синие фигуры, на нижнюю полоску – красные

фигуры.

Размер: на верхнюю полоску – большие фигуры, на нижнюю полоску –

маленькие фигуры.

Форма: на верхнюю полоску – только треугольники, на нижнюю полоску –

прямоугольники.

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем и планов

является,

пожалуй,

самым

сложным

этапом

работы.

Проводить

его

необходимо

последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке по картинке-

плану;

знакомство

с

условными

(схематичными)

изображениями

предметов;

формирование

умения

соотносить

расположение

в

пространстве

реальных

предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем

замкнутого пространства.

По предложенной схеме расставить на столе игрушки и рассказать, как

они расположены.

По схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе

предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.

Нарисовать,

как

размещены

предметы

в

шкафу,

рассказать

об

их

местоположении.

Нарисовать, как размещены предметы на полу в комнате, и рассказать об

их местоположении.

Игра «Путешествие по дорожке».

Что ты встретил по дорожке слева? (цветок, грибок).

Что находится справа от дорожки? (цветок). А если повернуть, то

слева находится что? (ёж).

Таким

образом,

использование

коррекционно-развивающих

игр

расширяет

представления детей об окружающем пространстве и формирует прочные навыки

практического ориентирования.



В раздел образования